ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А78-8907/14 от 06.05.2015 АС Восточно-Сибирского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
664025, г. Иркутск, ул. Чкалова, 14
Тел./факс (3952) 210-170, 210-172;
http://www.fasvso.arbitr.ru; e-mail: info@ fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Иркутск

А78-8907/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 6 мая 2015 года

Полный текст постановления изготовлен 7 мая 2015 года

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Соколовой Л.М.,

судей: Сонина А.А., Чупрова А.И.,

при участии представителя министерство финансов Забайкальского края Першиной Натальи Викторовны (доверенность № 21 от 02.06.2014),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства финансов Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 30 октября 2014 года по делу № А78-8907/2014 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 января 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции: Литвинцева А.Б.; суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н.,
Желтоухов Е.В., Сидоренко В.А.),

установил:

министерство финансов Забайкальского края (ОГРН 1087536008108, г. Чита, далее – министерство) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Забайкальском крае (ОГРН 1047550015853, г. Чита, далее – управление, административный орган) о признании недействительным представления № 02-14/27 от 28.07.2014.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство территориального развития Забайкальского края (ОГРН 1087536008713, г. Чита).

Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 30 октября 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 января 2015 года, в удовлетворении требований заявителя отказано.

Судебные акты приняты со ссылкой на статьи 129, 132, 139, 215.1, 217, 217.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правила осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092, и мотивированы установлением факта законности и обоснованности вынесенного в отношении министерства представления о нарушении последним бюджетного законодательства Российской Федерации в части не обеспечения финансирования расходных обязательств на представление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках Программы за счет средств бюджета Забайкальского края.

Не согласившись с принятыми судебными актами, министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, по делу принять новый судебный акт.

Заявитель кассационной жалобы просит проверить законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в связи с нарушением судами норм материального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам спора.

По мнению министерства, отсутствуют основания полагать, что заявитель нарушил нормы бюджетного законодательства, поскольку министерство территориального развития Забайкальского края обладало достаточными денежными средствами, выделенными из федерального бюджета за предыдущий период исполнения программы и не распределенными в 2013 году. Кроме того, приведенные в оспариваемом представлении нормы материального права на спорные правоотношения не распространяются. Как указывает заявитель, подлежащие применению нормы права о порядке исполнения регионального бюджета исходят из того, что обеспечивает исполнение бюджета правительство Забайкальского края, а не министерство.

В отзыве на кассационную жалобу управление против доводов заявителя возразило.

Присутствующий в судебном заседании представитель заявителя подтвердил доводы кассационной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовый отправлений, информация в сети Интернет на сайтах – fasvso.arbitr.ru, kad.arbitr.ru, rad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.

Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено арбитражными судами, управлением проведена проверка использования субсидий и субвенций на реализацию федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 (далее – программа «Жилище»), в ходе которой административным органом установлен факт нарушения министерством бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные отношения.

В отношении министерства вынесено представление № 02-14/27 от 28.07.2014, согласно которому нарушение бюджетного законодательства заключается в не обеспечении финансирования расходных обязательств на представление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках Программы за счет средств бюджета Забайкальского края в размере 9 500 000 рублей.

Не согласившись с указанным представлением и считая его незаконным ввиду отсутствия оснований для его вынесения, министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из наличия у управления полномочий на вынесение оспариваемого акта, соответствия акта действующему законодательству и законности его вынесения.

Выводы арбитражных судов об отсутствии оснований для признания оспариваемого представления недействительным являются правильными.

Оспариваемое представление вынесено в рамках бюджетных правоотношений между управлением как органом государственного (муниципального) финансового контроля и министерством как органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на который возложена организация исполнения регионального бюджета, обеспечения предоставления в установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации порядке межбюджетных трансфертов из бюджета края ((главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета).

Согласно пункту 1 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, являясь органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, вправе осуществлять контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

Основанием для вынесения в соответствии со статьей 270.2 указанного Кодекса оспариваемого представления послужило нарушение бюджетного законодательства: в нарушение статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации не обеспечено финансирование расходных обязательств на представление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в рамках программы «Жилище» за счет средств Забайкальского края.

В обеспечение федеральной программы между Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и правительством Забайкальского края 24 июля 2013 года заключено Соглашение № Д02-59/ЕС/ГС/с «О предоставлении в 2013 году субсидии из федерального бюджета бюджету Забайкальского края на софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы». Условиями Соглашения предусмотрено предоставление субсидии из средств федерального бюджета в сумме
19 095 850 рублей; обеспечение финансирования расходных обязательств за счет средств бюджета Забайкальского края в сумме 19 500 000 рублей; за счет средств бюджетов муниципальных районов в сумме 23 544 756 рублей.

В соответствии с пунктом 4 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 44 Закона Забайкальского края от 17.02.2009 № 125-ЗЗК «Устав Забайкальского края», законом Забайкальского края от 26.12.2012 № 776-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» в целях предоставления социальных выплат молодым семьям для приобретения (строительства) жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» правительством Забайкальского края принято постановление от 03.09.2013 № 374 «О распределении средств субсидии бюджетам муниципальных образований на предоставление социальных выплат молодым семьям для приобретения (строительства) жилья».

Согласно названному Постановлению (пункт 1 и приложение) распределены средства субсидии бюджетам муниципальных образований на предоставление в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» молодым семьям социальных выплат для приобретения (строительства) жилья в сумме
38 675 150 рублей, включая средства краевого бюджета, предусмотренные на 2013 году в форме субсидий, имеющих целевое назначение, в сумме 19 579 300 рублей.

В указанных целях министерству финансов Забайкальского края постановлено перечислить министерству территориального развития Забайкальского края средства федерального бюджета и средства краевого бюджета на предоставление социальных выплат молодым семьям для приобретения (строительства) жилья (пункт 2 постановления правительства Забайкальского края от 03.09.2013 № 374).

Спорные правоотношения сторон, касающиеся исполнения регионального бюджета, подпадают под регулирование главы 16 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей законодательный порядок перераспределения бюджетных средств путем использования различных форм межбюджетных трансфертов, в том числе субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (статья 132 названного Кодекса).

В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации, к которым, в том числе, относится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 38), означающий, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям (получателям) бюджетных средств распределяет (доводит до сведения) распорядитель бюджетных средств, при этом должны быть определены цели расходования бюджетных средств.

Распорядители и получатели бюджетных средств вправе расходовать бюджетные средства только на цели, установленные утвержденной сметой и в утвержденном (согласованном) в установленном законом порядке размере.

В порядке статей 215.1, 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно постановлению правительства Забайкальского края от 19.01.2010 № 12 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Забайкальского края» (действовало на момент вынесения оспариваемого ненормативного правового акта) министерство финансов Забайкальского края является составителем проекта и исполнителем бюджета края, кроме того, обеспечивает предоставление в установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации порядке межбюджетных трансфертов из бюджета края.

Как установлено судами, подтверждается материалами дела и не оспаривается самим заявителем, на основании заявки министерства территориального развития Забайкальского края от 16.09.2013 на финансирование за счет средств бюджета края постановления правительства Забайкальского края от 03.09.2013 № 374 и бюджета края на соответствующий год исполнение министерством произведено в размере
10 000 000 рублей.

Не обеспечение министерством финансирования расходных обязательств на представление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы» за счет средств бюджета Забайкальского края в сумме 9 500 000 рублей свидетельствует о нарушении заявителем порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Установив фактические обстоятельства спора, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, основанные на применении бюджетного законодательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о наличии оснований считать министерство нарушившим бюджетное законодательство, оспариваемое представление – законным.

Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что министерство в настоящем случае не может выступать нарушителем бюджетного законодательства, поскольку не является стороной Соглашения от 24.07.2013 № Д02-59/ЕС/ГС/с, а исполнение регионального бюджета обеспечивает правительство Забайкальского края, подлежат отклонению.

Спорные правоотношения относятся к бюджетным, в рамках которых министерство выступает исполнителем регионального бюджета, распределяющим соответствующие расходные обязательства по получателям бюджетных средств, то есть государственным органом субъекта Российской Федерации, обладающим соответствующими бюджетными полномочиями, в том числе в отношении предоставляемых межбюджетных трансфертов. Соответственно, как на исполнителе бюджета края, на министерстве лежит обязанность соблюдения условий и порядка предоставления межбюджетного трансферта (субсидии на предоставление социальных выплат молодым семьям для приобретения (строительства) жилья), предоставляемого бюджету края в рамках софинансирования с субъектом Российской Федерации. Указанная обязанность следует из бюджетного законодательства, подтверждается Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050, постановлением правительства Забайкальского края от 03.09.2013 № 374.

Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Забайкальского края от 30 октября 2014 года по делу № А78-8907/2014 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 января 2015 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Забайкальского края от 30 октября 2014 года по делу № А78-8907/2014 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 января 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке кассационного производства путем подачи кассационной жалобы непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления арбитражного суда округа в законную силу.

Председательствующий

Л.М. Соколова

Судьи:

А.А. Сонин

А.И. Чупров