ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А78-9212/14 от 30.04.2015 АС Восточно-Сибирского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
  664025, г. Иркутск, ул. Чкалова, 14.
 Тел./факс (3952) 210-170, 210-172; http://www.fasvso.arbitr.ru; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Иркутск

А78-9212/2014

8 мая 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 8 мая 2015 года.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Чупрова А.И.,

судей: Кадниковой Л.А., Шелёминой М.М.,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 17 октября 2014 года по делу №  А78-9212/2014 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 16 января 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции: Литвинцев А.Б.; суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Никифорюк Е.О., Рылов Д.Н.),

установил:

открытое акционерное общество «Читаэнергосбыт» (г. Чита;
 ОГРН 1057536132323; далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Государственной жилищной инспекции Забайкальского края (г. Чита; ОГРН 1087536008702; далее – Жилищная инспекция) о признании незаконным предписания № 943 от 02.07.2014.

Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 17 октября 2014 года в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 16 января 2015 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт о признании предписания незаконным.

Жилищная инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит постановление арбитражного суда апелляционной инстанции отменить.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений; информация, размещенная на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, а также в общедоступной автоматизированной системе «Картотека арбитражных дел» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»), своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 35 Кодекса.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв с 23 апреля по
 30 апреля 2015 года до 12 часов 45 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, а также в общедоступной автоматизированной системе «Картотека арбитражных дел» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

После перерыва представители сторон участие в судебном заседании не принимали.

Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в отношении общества Жилищной инспекцией проведена внеплановая документарная проверка в связи с обращением гражданина, проживающего по адресу Забайкальский край, Тунгокоченский район,
 п. Вершино-Дарасунский, ул. Лесная, 15.

Жилищной инспекцией при проведении проверки выявлено, что с 22.12.2010 указанный жилой дом признан нуждающимся в капитальном ремонте с включением его в соответствующую программу капитального ремонта. Вместе с тем обществом как исполнителем коммунальных услуг с 2013 года применяются показания общедомового прибора учета при расчете платы за электроэнергию на общедомовые нужды.

Предписанием Жилищной инспекции от 02.07.2014 № 943 обществу предписано в срок до 29.07.2014 произвести перерасчет за коммунальные услуги всем жителям жилого дома, нуждающегося в капитальном ремонте, с последующим уведомлением.

Признавая указанное предписание законным и отказывая в удовлетворении требования общества, арбитражный суд первой инстанции исходил из отсутствия законодательно установленной возможности учитывать потребляемые энергетические ресурсы с применением приборов учета в ветхих, аварийных объектах, объектах, подлежащих сносу или капитальному ремонту.

Четвёртый арбитражный апелляционный суд согласился с указанным выводом суда. Вместе с тем признал оспариваемое предписание незаконным, полагая отсутствe.obv у Жилищной инспекции полномочия на его выдачу, поскольку Жилищной инспекции надлежало обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.

Проверив законность принятых по делу судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

На основании части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа).

По общему правилу, установленному частью 1 статьи 13 Закона об энергосбережении, производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов, к которым в силу части 5 указанной статьи названного Закона отнесены коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии.

Между тем согласно указанной норме права требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов (в том числе электрической энергии) не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года.

Следовательно, установив факт учета обществом при расчете платы за электроэнергию на общедомовые нужды показаний общедомового прибора учета в жилом доме, требующем капитального ремонта, суды правомерно признали несоответствие такого учета Закону об энергосбережении.

Оценивая вывод суда апелляционной инстанции относительно полномочий Жилищной инспекции, суд кассационной инстанции принимает во внимание положения статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс).

Действительно, согласно пункту 4 части 6 статьи 20 Жилищного кодекса орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.

Между тем иными положения указанной статьи установлено, что под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами установленных в соответствии с законодательством об энергосбережении требований энергетической эффективности посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений (часть 1). Предметом проверки является соблюдение юридическими лицами обязательных требований (часть 4). Должностные лица органов государственного жилищного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (пункт 3 части 5).

В силу приведенных положений части 1 статьи 13 Закона об энергосбережении с учетом пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» невозможность учета используемых энергетических ресурсов в ветхих, аварийных объектах, объектах, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, признается обязательным требованием, нарушение которого является достаточным основанием для выдачи предписаний, предусмотренных пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса, вне зависимости от реализации органом государственного жилищного надзора права, закрепленного в пункте 4 части 6 статьи 20 Жилищного кодекса.

В этой связи суждения суда апелляционной инстанции относительно полномочий Жилищной инспекции не основано на нормах права, что согласно части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены постановления апелляционного суда.

В силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении.

Согласно предписанию на общество возложена обязанность произвести перерасчет за коммунальные услуги всем жителям нуждающегося в капитальном ремонте жилого дома с последующим их уведомлением.

Арбитражными судами не установлены обстоятельства относительно правомерности, обоснованности, исполнимости возложенной на общество обязанности, вследствие чего с учетом выводов, изложенных в настоящем постановлении, решение арбитражного суда первой инстанции также подлежит отмене на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Забайкальского края согласно пункту 3 части 1 статьи 287 Кодекса.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 17 октября 2014 года по делу № А78-9212/2014 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 16 января 2015 года по тому же делу отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Забайкальского края.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

А.И. Чупров

Судьи:

Л.А. Кадникова

М.М. Шелёмина