ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А78-932/2022 от 14.06.2022 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело № А78-932/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 15 июня 2022 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Басаева Д.В.,

судей: Сидоренко В.А., Ломако Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жевтневым Р.А.,

при участии в судебном заседании представителя Читинской таможни ФИО1 (доверенность от 11.01.2022),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Спецтехника» на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 24 марта 2022 года по делу № А78-932/2022,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Спецтехника» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Читинской таможне (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – таможня, административный орган) о признании незаконным решения № 10 от 01 ноября 2021 года об отказе в зачете излишне уплаченного утилизационного сбора в части отказа по заявлению № 10672 от 26 октября 2021 года в связи с его несоответствием Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и постановлению Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»; об обязании произвести зачет излишне уплаченного утилизационного сбора в размере 9 144 000 рублей, оставшегося после признания излишней уплаты в общем размере 19 800 000 рублей и осуществления фактического возврата на расчетный счет заявителя утилизационного сбора на сумму 10 646 000 рублей по решению Арбитражного суда Забайкальского края по делу № А78-9318/2020 от 24 февраля 2021 года; о признании действий по выдаче таможенных приходных ордеров №№10719030/170521/ТС2489301, 10719030/170521/ТС-2489302, 10719030/170521/ТС-2489303, 10719030/170521/ТС2489304, 10719030/170521/ТС-2489305, 10719030/170521/ТС-2489306, 10719030/170521/ТС2489307, 10719030/170521/ТС-2489312, 10719030/170521/ТС-2489313, 10719030/170521/ТС2489314, 10719030/170521/ТС-2489315, 10719030/170521/ТС-2489316, 10719030/170521/ТС2489317, 10719030/170521/ТС-2489318, 10719030/170521/ТС-2489319, 10719030/170521/ТС2489320, 10719030/170521/ТС-2489321, 10719030/170521/ТС-2489322, 10719030/170521/ТС2489323, 10719030/170521/ТС-2489324, 10719030/170521/ТС-2489310, 10719030/170521/ТС2489311, 10719030/170521/ТС-2489308 и 10719030/170521/ТС-2489309 незаконными, как несоответствующих мотивировочной части решения Арбитражного суда Забайкальского края по делу № А78-9318/2020 от 24 февраля 2021 года; об обязании Читинской таможни полностью аннулировать таможенные приходные ордеры, выданные в рамках некорректного исполнения решения Арбитражного суда забайкальского края по делу № А78- 9318/2020 от 24 февраля 2021 года.

Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 24 марта 2022 года по делу № А78-932/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.

Общество с ограниченной ответственностью «Спецтехника» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.

Апеллянт указал, что выводы суда прямо противоречат вступившему в законную силу решению арбитражного суда по делу № А78-9318/2020. Выдача Читинской таможней взамен аннулированных ТПО новых ТПО с отражением в них для спорных седельных тягачей коэффициента к уплате утилизационного сбора в размере 2,54 и начисления 381 000 рублей по каждому седельному тягачу нарушает принцип исполнения вступивших в законную силу судебных актов, поскольку судебными актами подтверждена законность отсутствия необходимости уплаты в отношении седельных тягачей массой менее 12 тонн утилизационного сбора и отсутствием необходимости выдачи на них ТПО по уплате утилизационного сбора.

Таможня в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилась.

Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 07.05.2022. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.

Общество с ограниченной ответственностью «Спецтехника»явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенного лица, участвующего в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителя таможни, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, Обществом на территорию Российской Федерации осуществлен ввоз товаров по декларациям на товары (далее - ДТ):

1) № 10612060/020718/0007784 (т. 1, л.д. 126-130):

- товар № 3 «тягач седельный марки «SHACMAN», предназначен для буксировки прицепов-полуприцепов, в комплекте с ЗИП, новый, производитель SHAANXI AUTOMOBILE GROUP Ш. LTD, модель: SX42584V385...», код ТН ВЭД ЕАЭС 8701201013, в количестве 1 штуки, вес брутто 11 640 кг., вес нетто 11 640 кг.;

- товар № 4 «тягач седельный марки «SHACMAN», предназначен для буксировки прицепов-полуприцепов, в комплекте с ЗИП, новый, производитель SHAANXI AUTOMOBILE GROUP СО. LTD, модель: SX4258DV385...», код ТН ВЭД ЕАЭС 8701201013, в количестве 1 штуки, вес брутто 11 100 кг., вес нетто 11 100 кг.

Общество уплатило утилизационный сбор в общем размере 1 650 000 рублей за товары, исходя из максимально технически допустимой массы в отношении ввезенных машин по спорной ДТ (150 000 рублей (базовая ставка) х 5,50 (коэффициент) по каждому товару), что подтверждается таможенными приходными ордерами №№ ТС-0152487 и ТС-0152488 (т. 1, л.д. 138-139);

2) № 10612060/150718/0008325 (т. 1, л.д. 148-149) товар № 1 «тягач седельный марки «HOWO», предназначен для буксировки прицепов-полуприцепов, в комплекте с ЗИП, новый, производитель CHINA NATIONAL HEAVY DUTY TRUCK GROUP Ш. LTD, модель:

ZZ4257V324VE1...», код ТН ВЭД ЕАЭС 8701201013, в количестве 1 штуки, вес брутто 9 100 кг., вес нетто 9 100 кг.;

Общество уплатило утилизационный сбор в общем размере 825 000 рублей за товары, исходя из максимально технически допустимой массы в отношении ввезенных машин по спорной ДТ (150 000 рублей (базовая ставка) х 5,50 (коэффициент) по каждому товару), что подтверждается таможенным приходным ордером № ТС-0061224 (т. 2, л.д. 2);

3) № 10612060/200718/0008543 (т. 2, л.д. 5-6) товар № 1 «тягач седельный марки «SHACMAN», предназначен для буксировки прицепов-полуприцепов, в комплекте с ЗИП, новый, производитель SHAANXI AUTOMOBILE GROUP CO. LTD, модель: SX42584V385...», код ТН ВЭД ЕАЭС 8701201013, в количестве 2 штук, вес брутто 22 200 кг., вес нетто 22 200 кг.

Общество уплатило утилизационный сбор в общем размере 1 650 000 рублей за товары, исходя из максимально технически допустимой массы в отношении ввезенных машин по спорной ДТ (150 000 рублей (базовая ставка) х 5,50 (коэффициент) по каждому товару), что подтверждается таможенными приходными ордерами №№ ТС-0061258 и ТС-0061259 (т. 2, л.д. 11¬12);

4) № 10612060/130818/0009501 (т. 2, л.д. 16-17) товар № 1 «тягач седельный марки «SHACMAN», предназначен для буксировки прицепов-полуприцепов, в комплекте с ЗИП, новый, производитель SHAANXI AUTOMOBILE GROUP CO. LTD, модель: SX4258DV385...», код ТН ВЭД ЕАЭС 8701201013, в количестве 2 штук, вес брутто 22 200 кг., вес нетто 22 200 кг.

Общество уплатило утилизационный сбор в общем размере 1 650 000 рублей за товары, исходя из максимально технически допустимой массы в отношении ввезенных машин по спорной ДТ (150 000 рублей (базовая ставка) х 5,50 (коэффициент) по каждому товару), что подтверждается таможенными приходными ордерами №№ ТС-0061418 и ТС-0061419 (т. 2, л.д. 22¬23);

5) № 10612060/241218/0014463 (т. 2, л.д. 28-29) товар № 1 «тягач седельный марки «SHACMAN», предназначен для буксировки прицепов-полуприцепов, в комплекте с ЗИП, новый, производитель SHAANXI AUTOMOBILE GROUP CO. LTD, модель: SX4258DV385...», код ТН ВЭД ЕАЭС 8701201013, в количестве 2 штук, вес брутто 22 800 кг., вес нетто 22 800 кг.

Общество уплатило утилизационный сбор в общем размере 1 650 000 рублей за товары, исходя из максимально технически допустимой массы в отношении ввезенных машин по спорной ДТ (150 000 рублей (базовая ставка) х 5,50 (коэффициент) по каждому товару), что подтверждается таможенными приходными ордерами №№ ТС-0079020 и ТС-0079021 (т. 2, л.д. 34¬35);

6) № 10612060/251218/0014515 (т. 2, л.д. 50-53) товар № 1 «тягач седельный марки «SHACMAN», предназначен для буксировки прицепов-полуприцепов, в комплекте с ЗИП, новый, производитель SHAANXI AUTOMOBILE GROUP CO. LTD, модель: SX4258DV385...», код ТН ВЭД ЕАЭС 8701201013, в количестве 2 штук, вес брутто 22 800 кг., вес нетто 22 800 кг.

Общество уплатило утилизационный сбор в общем размере 1 650 000 рублей за товары, исходя из максимально технически допустимой массы в отношении ввезенных машин по спорной ДТ (150 000 рублей (базовая ставка) х 5,50 (коэффициент) по каждому товару), что подтверждается таможенными приходными ордерами №№ ТС-0079097 и ТС-0079098 (т. 2, л.д. 58¬59);

7) № 10612060/190719/0000887 (т. 2, л.д. 70-73):

- товар № 1 «тягач седельный марки «SHACMAN», предназначен для буксировки прицепов-полуприцепов, в комплекте с ЗИП, новый, производитель SHAANXI AUTOMOBILE GROUP CO. LTD, модель: SX42586W324С...», код ТН ВЭД ЕАЭС 8701201013, в количестве 1 штуки, вес брутто 10 500 кг., вес нетто 10 500 кг.;

- товар № 2 «тягач седельный марки «SHACMAN», предназначен для буксировки прицепов-полуприцепов, в комплекте с ЗИП, новый, производитель SHAANXI AUTOMOBILE GROUP CO. LTD, модель: 8Х42586№324С...», код ТН ВЭД ЕАЭС 8701201013, в количестве 1 штуки, вес брутто 10 500 кг., вес нетто 10 500 кг.

Общество уплатило утилизационный сбор в общем размере 1 650 000 рублей за товары, исходя из максимально технически допустимой массы в отношении ввезенных машин по спорной ДТ (150 000 рублей (базовая ставка) х 5,50 (коэффициент) по каждому товару), что подтверждается таможенными приходными ордерами №№ ТС-0089298 и ТС-0089299 (т. 2, л.д. 77¬78);

8) № 10612060/150819/0002148 (т. 2, л.д. 82-83) товар № 1 «тягач седельный марки «SHACMAN», предназначен для буксировки прицепов-полуприцепов, в комплекте с ЗИП, новый, производитель SHAANXI AUTOMOBILE GROUP CO. LTD, модель: SX4258DV385...», код ТН ВЭД ЕАЭС 8701201013, в количестве 1 штуки, вес брутто 11 560 кг., вес нетто 11 560 кг.

Общество уплатило утилизационный сбор в общем размере 825 000 рублей за товары, исходя из максимально технически допустимой массы в отношении ввезенных машин по спорной ДТ (150 000 рублей (базовая ставка) х 5,50 (коэффициент) по каждому товару), что подтверждается таможенным приходным ордером № ТС-0110477 (т. 2, л.д. 87);

9) № 10612060/200819/0002344 (т. 2, л.д. 90-91) товар № 1 «тягач седельный марки «SHACMAN», предназначен для буксировки прицепов-полуприцепов, в комплекте с ЗИП, новый, производитель SHAANXI AUTOMOBILE GROUP CO. LTD, модель: SX42586V385...», код ТН ВЭД ЕАЭС 8701201013, в количестве 2 штук, вес брутто 22 240 кг., вес нетто 22 240 кг.

Общество уплатило утилизационный сбор в общем размере 1 650 000 рублей за товары, исходя из максимально технически допустимой массы в отношении ввезенных машин по спорной ДТ (150 000 рублей (базовая ставка) х 5,50 (коэффициент) по каждому товару), что подтверждается таможенными приходными ордерами №№ ТС-0110495 и ТС-0110496 (т. 2, л.д. 95¬96);

10) № 10612060/091019/0004379 (т. 2, л.д. 101-104):

- товар № 1 «тягач седельный марки «SHACMAN», предназначен для буксировки прицепов-полуприцепов, в комплекте с ЗИП, новый, производитель SHAANXI AUTOMOBILE GROUP CO. LTD, модель: SX42586DV324...», код ТН ВЭД ЕАЭС 8701201013, в количестве 1 штуки, вес брутто 9 500 кг., вес нетто 9 500 кг.;

- товар № 2 «тягач седельный марки «SHACMAN», предназначен для буксировки прицепов-полуприцепов, в комплекте с ЗИП, новый, производитель SHAANXI AUTOMOBILE GROUP CO. LTD, модель: 8Х42586№324С...», код ТН ВЭД ЕАЭС 8701201013, в количестве 2 штук, вес брутто 18 900 кг., вес нетто 18 900 кг.

Общество уплатило утилизационный сбор в общем размере 2 475 000 рублей за товары, исходя из максимально технически допустимой массы в отношении ввезенных машин по спорной ДТ (150 000 рублей (базовая ставка) х 5,50 (коэффициент) по каждому товару), что подтверждается таможенными приходными ордерами №№ ТС-0110337, ТС-0110338 и ТС-0110339 (т. 2, л.д. 108-110);

11) № 10612060/251019/0005162 (т. 2, л.д. 117-118) товар № 1 «тягач седельный марки «SHACMAN», предназначен для буксировки прицепов-полуприцепов, в комплекте с ЗИП, новый, производитель SHAANXI AUTOMOBILE GROUP CO. LTD, модель: SX42586V385...», код ТН ВЭД ЕАЭС 8701201013, в количестве 2 штук, вес брутто 22 360 кг., вес нетто 22 360 кг.

Общество уплатило утилизационный сбор в общем размере 1 650 000 рублей за товары, исходя из максимально технически допустимой массы в отношении ввезенных машин по спорной ДТ (150 000 рублей (базовая ставка) х 5,50 (коэффициент) по каждому товару), что подтверждается таможенными приходными ордерами №№ ТС-0055202 и ТС-0055203 (т. 2, л.д. 122-123);

12) № 10612060/111219/0007765 (т. 2, л.д. 127-128) товар № 1 «тягач седельный марки «SHACMAN», предназначен для буксировки прицепов-полуприцепов, в комплекте с ЗИП, новый, производитель SHAANXI AUTOMOBILE GROUP CO. LTD, модель: SX42586V385...», код ТН ВЭД ЕАЭС 8701201013, в количестве 3 штук, вес брутто 33 540 кг., вес нетто 33 540 кг.

Общество уплатило утилизационный сбор в общем размере 2 475 000 рублей за товары, исходя из максимально технически допустимой массы в отношении ввезенных машин по спорной ДТ (150 000 рублей (базовая ставка) х 5,50 (коэффициент) по каждому товару), что подтверждается таможенными приходными ордерами №№ ТС-0091451, ТС-0091452 и ТС-0091453 (т. 2, л.д. 132-134).

Товары выпущены в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.

Общество, полагая, что утилизационный сбор подлежит оплате без учета грузоподъемности ввозимых машин, обратилось в таможню с заявлением о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора в размере 10 656 000 рублей по таможенным приходным ордерам №№ ТС-0152487, ТС-0152488, ТС-0061224, ТС-0061258, ТС-0061259, ТС-0061418, ТС- 0061419, ТС-0079020, ТС-0079021, ТС-0079097, ТС-0079098, ТС-0089298, ТС-0089299, ТС- 0110477, ТС-0110495, ТС-0110496, ТС-0110337, ТС-0110338, ТС-0110339, ТС-0055202, ТС- 0055203, ТС-0091451, ТС-0091452 и ТС-0091453.

В связи с отсутствием излишней уплаты утилизационного сбора решением № 120 от 29 сентября 2020 года таможенный орган отказал Обществу в возврате утилизационного сбора за товары по спорным ДТ.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Забайкальского края от 24 февраля 2021 года по делу № А78-9318/2020 (т. 1, л.д. 91-97) решение Читинской таможни № 120 от 29 сентября 2020 года об отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора в общем размере 10 656 000 рублей признано незаконным, как несоответствующее Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ). Суд обязал таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата излишне уплаченного утилизационного сбора в размере 10 656 000 рублей на расчетный счет заявителя.

Решение арбитражного суда по делу № А78-9318/2020 таможенным органом исполнено, денежные средства в размере 10 656 000 рублей перечислены на расчетный счет Общества, что подтверждается платежным поручением № 627096 от 25 мая 2021 года (т. 1, л.д. 90).

17 мая 2021 года таможенным органом выданы таможенные приходные ордеры №№ 10719030/170521/ТС2489301, 10719030/170521/ТС-2489302, 10719030/170521/ТС-2489303, 10719030/170521/ТС2489304, 10719030/170521/ТС-2489305, 10719030/170521/ТС-2489306, 10719030/170521/ТС2489307, 10719030/170521/ТС-2489312, 10719030/170521/ТС-2489313, 10719030/170521/ТС2489314, 10719030/170521/ТС-2489315, 10719030/170521/ТС-2489316, 10719030/170521/ТС2489317, 10719030/170521/ТС-2489318, 10719030/170521/ТС-2489319, 10719030/170521/ТС2489320, 10719030/170521/ТС-2489321, 10719030/170521/ТС-2489322, 10719030/170521/ТС2489323, 10719030/170521/ТС-2489324, 10719030/170521/ТС-2489310, 10719030/170521/ТС2489311, 10719030/170521/ТС-2489308 и 10719030/170521/ТС-2489309 (т. 1, л.д. 88-89) об уплате утилизационного сбора за ввезенные колесные машины по спорным ДТ в общем размере 9 144 000 рублей (по 381 000 рублей за одну единицу с применением коэффициента 2,54).

26 октября 2021 года в таможню от Общества поступило заявление № СПЦ-17 от 24 сентября 2021 года о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора по таможенным приходным ордерам №№ ТС-0152487, ТС-0152488, ТС-0061224, ТС-0061258, ТС- 0061259, ТС-0061418, ТС-0061419, ТС-0079020, ТС-0079021, ТС-0079097, ТС-0079098, ТС- 0089298, ТС-0089299, ТС-0110477, ТС-0110495, ТС-0110496, ТС-0110337, ТС-0110338, ТС- 0110339, ТС-0055202, ТС-0055203, ТС-0091451, ТС-0091452 и ТС-0091453 (т. 1, л.д. 25-26).

Решением таможни № 10 от 01 ноября 2021 года (т. 1, л.д. 24) в зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора отказано.

Не согласившись с названным решением таможни, а также действиями по выдаче 17 мая 2021 года новых приходных таможенных ордеров, ООО «Спецтехника» обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).

В соответствии со статьей 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», в отношении седельных тягачей, задекларированных по ДТ №№ 10612060/020718/0007784, 10612060/150718/0008325, 10612060/200718/0008543, 10612060/130818/0009501, 10612060/241218/0014463, 10612060/251218/0014515, 10612060/190719/0000887, 10612060/150819/0002148, 10612060/200819/0002344, 10612060/091019/0004379, 10612060/251019/0005162 и 10612060/111219/0007765 у OOO «Спецтехника» как у лица, осуществившего ввоз таких товаров, возникает обязанность уплаты утилизационного сбора.

Пунктом 3 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291 (далее - Правила № 1291), установлено, что взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», осуществляет Федеральная таможенная служба.

Утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291 (пункт 5).

Уплата утилизационного сбора может осуществляться плательщиком с зачетом излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в порядке, установленном настоящими Правилами.

Утилизационный сбор не может быть зачтен в счет уплаты иных платежей (пункт 6).

Согласно пункту 11 Правил № 1291 для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик, указанный в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», или его уполномоченный представитель представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему в связи с его ввозом в Российскую Федерацию, либо таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему не осуществляется), следующие документы:

а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона <Юб отходах производства и потребления», приведенный в приложении № 1 ;

б) копии одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии, копии свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений технических экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);

в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;

г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты, приведенное в приложении № 2, выданное таможенным органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора, и его копия;

д) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.

В соответствии с пунктами 13 и 14 Правил № 1291 после проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства либо наличия чека, сформированного электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом, таможенный орган проставляет на бланках паспортов, оформляемых в отношении колесных транспортных средств (шасси) или прицепов к ним, в отношении которых уплачен утилизационный сбор, отметку об уплате утилизационного сбора.

Таможенный орган выдает плательщику или его уполномоченному представителю приходный ордер, форма, порядок заполнения и порядок корректировки которого определяется Федеральной таможенной службой.

Вступившими в законную силу судебными актами по делу № А78-9318/2020 установлено, что по спорным ДТ Общество уплатило утилизационный сбор в общем размере 19 800 000 рублей за товары, исходя из максимально технически допустимой массы в отношении ввезенных машин по ДТ (150 000 рублей (базовая ставка) х 5,50 (коэффициент) по каждому товару), что подтверждается таможенными приходными ордерами №№ ТС-0152487, ТС-0152488, ТС-0061224, ТС-0061258, ТС-0061259, ТС-0061418, ТС-0061419, ТС-0079020, ТС-0079021, ТС-0079097, ТС- 0079098, ТС-0089298, ТС-0089299, ТС-0110477, ТС-0110495, ТС-0110496, ТС-0110337, ТС-110338, ТС-0110339, ТС-0055202, ТС-0055203, ТС-0091451, ТС-0091452 и ТС-0091453, тогда как для расчета утилизационного сбора необходима именно масса транспортного средства (седельного тягача) без учета его грузоподъемности, имея в виду, что влияние указанного параметра на процесс утилизации транспортного средства носит объяснимый характер.

Материалами дела № А78-9318/2020 подтверждается, что масса ввезенных по спорным ДТ товаров «седельный тягач» составляет менее 12 000 кг. При этом правильность определения массы колесных машин ни обществом, ни таможней не оспаривалась. Следовательно, сумма утилизационного сбора в общем размере 19 800 000 рублей, уплаченная Обществом при ввозе спорных машин, являлась излишней.

Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 24 февраля 2021 года по делу № А78-9318/2020 решение Читинской таможни № 120 от 29 сентября 2020 года об отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора в общем размере 10 656 000 рублей признано незаконным, как несоответствующее Закону № 89-ФЗ. Суд обязал таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата излишне уплаченного утилизационного сбора в размере 10 656 000 рублей на расчетный счет заявителя.

Решение арбитражного суда по делу № А78-9318/2020 таможенным органом исполнено в полном объеме, денежные средства в размере 10 656 000 рублей перечислены на расчетный счет Общества, что подтверждается платежным поручением № 627096 от 25 мая 2021 года (т. 1, л.д. 90).

17 мая 2021 года таможенным органом выданы таможенные приходные ордеры №№ 10719030/170521/ТС2489301, 10719030/170521/ТС-2489302, 10719030/170521/ТС-2489303, 10719030/170521/ТС2489304, 10719030/170521/ТС-2489305, 10719030/170521/ТС-2489306, 10719030/170521/ТС2489307, 10719030/170521/ТС-2489312, 10719030/170521/ТС-2489313, 10719030/170521/ТС2489314, 10719030/170521/ТС-2489315, 10719030/170521/ТС-2489316, 10719030/170521/ТС2489317, 10719030/170521/ТС-2489318, 10719030/170521/ТС-2489319, 10719030/170521/ТС2489320, 10719030/170521/ТС-2489321, 10719030/170521/ТС-2489322, 10719030/170521/ТС2489323, 10719030/170521/ТС-2489324, 10719030/170521/ТС-2489310, 10719030/170521/ТС2489311, 10719030/170521/ТС-2489308 и 10719030/170521/ТС-2489309 об уплате утилизационного сбора за ввезенные колесные машины по спорным ДТ в общем размере 9 144 000 рублей (по 381 000 рублей за одну единицу с применением коэффициента 2,54).

26 октября 2021 года в таможню от Общества поступило заявление № СПЦ-17 от 24 сентября 2021 года о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора по таможенным приходным ордерам №№ ТС-0152487, ТС-0152488, ТС-0061224, ТС-0061258, ТС- 0061259, ТС-0061418, ТС-0061419, ТС-0079020, ТС-0079021, ТС-0079097, ТС-0079098, ТС- 0089298, ТС-0089299, ТС-0110477, ТС-0110495, ТС-0110496, ТС-0110337, ТС-0110338, ТС-110339, ТС-0055202, ТС-0055203, ТС-0091451, ТС-0091452 и ТС-0091453 (т. 1, л.д. 25-26).

Решением таможни № 10 от 01 ноября 2021 года (т. 1, л.д. 24) в зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора отказано.

В письме от 01 ноября 2021 года № 20-10/16881 (т. 1, л.д. 20-23) таможенным органом сообщено, что основанием для отказа в зачете излишне уплаченного утилизационного сбора по заявлению Общества послужили необходимость применения при расчете утилизационного сбора к спорным колесным машинам, массой менее 12 тонн, коэффициента 2,54, установленного пунктом 8 раздела II Перечня № 1291, в отношении транспортных средств полной массой свыше 8 тонн, но не более 12 тонн, а также пропуск Обществом трехлетнего срока подачи заявления о зачете утилизационного сбора по таможенным приходным ордерам от 04 июля 2018 года №№ ТС- 0152487 и ТС-0152488, от 20 июля 2018 года № ТС-0061224, от 21 июля 2018 года №№ ТС- 0061258 и ТС-0061259, от 14 августа 2018 года №№ ТС-0061418 и ТС-0061419.

Заявитель, не оспаривая пропуск трехлетнего срока на обращение с заявлением о зачете излишне уплаченного утилизационного сбора по спорным таможенным приходным ордерам, полагает, что в отношении ввезенных колесных машин массой менее 12 тонн утилизационный сбор вообще не подлежит уплате.

Указанная позиция правомерно признана судом ошибочной по следующим основаниям.

Судом не установлено, что ввезенные Обществом новые грузовые автомобили (седельные тягачи) подпадают под исключения, установленные пунктом 6 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ.

Согласно примечанию 3 к Перечню № 1291 размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.

Разделом II Перечня № 1291 и примечанием 7 к нему установлены коэффициенты для расчета утилизационного сбора в отношении транспортных средств, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, категорий N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий и базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора (150 000 рублей).

В соответствии с пунктом 3 Перечня объектов технического регулирования, на которые распространяется действие Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (приложение № 1 к Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877), к категории N относятся транспортные средства, используемые для перевозки грузов - автомобили грузовые и их шасси, в том числе: категория N1 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т.; категория N2 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т., но не более 12 т.; категория N3 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 т.

В рамках дела № А78-9318/2020 установлено, что полная масса ввезенных седельных тягачей составляет менее 12 тонн.

Согласно пункту 8 раздела II Перечня № 1291 (в редакции на дату ввоза транспортных средств) в отношении транспортных средств полной массой свыше 8 тонн, но не более 12 тонн, подлежал применению коэффициент 2,54.

В пунктах 10 и 14 раздела II Перечня № 1291 (в редакции на дату ввоза транспортных средств) отражены коэффициенты для новых седельных тягачей, в том числе: 3,4 - для седельных тягачей полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн; 5,5 - для седельных тягачей полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн.

Таким образом, седельный тягач в зависимости от допустимой максимальной массы относится к транспортным средствам, предназначенным для перевозки грузов, одной из вышеперечисленных категорий.

Поскольку любое транспортное средство массой свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн, и предназначенное для перевозки грузов относится к транспортным средствам категории N2 и разделом II Перечня № 1291 установлены коэффициенты уплаты утилизационного сбора, в том числе для транспортных средств указанной категории, то для седельных тягачей массой свыше 8 тонн, но не более 12 тонн, исходя из буквального толкования данного нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, следует применять коэффициент, установленный пунктом 8 раздела II Перечня № 1291 (2,54).

То обстоятельство, что в Перечне № 1291 такое грузовое автотранспортное средство как седельный тягач массой менее 12 тонн не выделен в отдельную группу, не исключает его из объекта обложения утилизационным сбором, что свидетельствует о дифференцированном подходе уполномоченного органа к размеру утилизационного сбора в зависимости от вида используемых для перевозки грузов транспортных средств, масса и другие физические характеристики которых влияют на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты такими транспортными средствами (шасси) своих потребительских свойств.

Иной подход ставит в неравное положение хозяйствующих субъектов, осуществивших ввоз иных транспортных средств массой свыше 3,5, но не более 12 тонн, и обязанных уплатить утилизационный сбор. Создание неравных условий для осуществления экономической деятельности недопустимо.

Аналогичная правовая позиция изложена Верховным Судом Российской Федерации в определении от 17 декабря 2021 года № 303-ЭС21-23565.

В этой связи утилизационный сбор за ввезенные Обществом колесные машины по указанным ДТ подлежит уплате в общем размере 9 144 000 рублей (по 381 000 рублей за одну единицу с применением коэффициента 2,54).

Следовательно, действия таможенного органа по выдаче новых приходных таможенных ордеров от 17 мая 2021 года на указанную сумму соответствуют положениям Закона № 89-ФЗ и Правил № 1291.

Ссылка заявителя на решение суда по делу № А78-9318/2020, в котором суд делает выводы об отсутствии обязанности у общества оплачивать утилизационный сбор в отношении колесных машин массой менее 12 тонн, судом первой инстанции правомерно отклонена как не имеющая преюдициального значения с учетом сформированной после вынесения судебных актов по делу № А78-9318/2020 правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации по данному вопросу.

Кроме того, судом установлено, что Общество уплатило утилизационный сбор по таможенным приходным ордерам от 04 июля 2018 года №№ ТС-0152487 и ТС-0152488, от 20 июля 2018 года № ТС-0061224, от 21 июля 2018 года №№ ТС-0061258 и ТС-0061259, от 14 августа 2018 года №№ ТС-0061418 и ТС-0061419 в общем размере 2 667 000 руб.

С заявлением о зачете излишне уплаченного утилизационного сбора, в том числе, по указанным таможенным приходным ордерам, Общество обратилось в таможню только 24 сентября 2021 года (т. 1, л.д. 25-26).

Таким образом, установленный законодательством трехгодичный срок в отношении сбора, уплаченного по названным таможенным приходным ордерам, заявителем пропущен, что является самостоятельным основанием для отказа заявителю в удовлетворении его требований в указанной части.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.

При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» по адресу www.kad.arbitr.ru.

По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 24 марта 2022 года по делу № А78-932/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий Д.В. Басаев

Судьи В.А. Сидоренко

Н.В. Ломако