ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А79-10644/16 от 15.02.2018 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А79-10644/2016

19 февраля 2018 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 15.02.2018.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Радченковой Н.Ш.,

судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И.,

при участии представителей

от заявителя: Тихонова В.П. (протокол от 03.10.2014),

Самариной Ж.В. (доверенность от 17.01.2018),

Шетяева М.В. (доверенность от 22.01.2018),

от заинтересованного лица: Гашимова Э.А. (доверенность от 29.01.2018 № 29/01-6)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Управления архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары

на решение Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 24.05.2017,

принятое судьей Афанасьевым А.А., и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2017,

принятое судьями Смирновой И.А., Кириловой Е.А., Рубис Е.А.,

по делу № А79-10644/2016

по заявлению жилищно-строительного кооператива «Сокол»

(ИНН: 2130112870, ОГРН: 1122130015589)

к Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары и

администрации города Чебоксары Чувашской Республики

о признании незаконным решения, изложенного в письме от 30.08.2016 № 12130,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Чувашской Республике – Чувашии, прокуратура Чувашской Республики,

и у с т а н о в и л :

жилищно-строительный кооператив «Сокол» (далее – Кооператив) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии с заявлением к Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары (далее – Управление) и администрации города Чебоксары Чувашской Республики (далее – Администрация) о признании незаконным решения, изложенного в письме от 30.08.2016 № 12130, об отказе в формировании земельного участка для целей эксплуатации здания многоквартирного жилого дома № 15 по улице Академика Королева (позиция 14), микрорайон «Байконур» города Чебоксары, в выдаче градостроительного плана земельного участка и разрешения на ввод дома в эксплуатацию.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Чувашской Республике – Чувашии (далее – Учреждение), прокуратура Чувашской Республики.

Суд решением от 24.05.2017 удовлетворил заявленное требование.

Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 22.06.2016 оставил решение суда первой инстанции без изменения, изложив абзацы второй и третий его резолютивной части в следующей редакции: «Признать незаконным решение администрации города Чебоксары Чувашской Республики, изложенное в письме от 30.08.2016 № 12130.

Обязать администрацию города Чебоксары Чувашской Республики в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда сформировать и поставить на кадастровый учет земельный участок под многоквартирным жилым домом № 15 по ул. Академика Королева (позиция 14) микрорайон «Байконур» г. Чебоксары для целей его эксплуатации; утвердить и выдать градостроительный план на сформированный земельный участок; выдать разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома № 15 по ул. Академика Королева (позиция 14) микрорайон «Байконур» г. Чебоксары.».

Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суды первой и апелляционной инстанций сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, неправильно применили нормы материального права, нарушили нормы процессуального права. Управление указывает, что Кооператив в установленном законом порядке не обращался с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Подробно доводы Управления изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.

Кооператив в отзыве на кассационную жалобу и его представители в судебном заседании не согласились с доводами Управления, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.

Администрация в отзыве на кассационную жалобу поддержала доводы Управления; надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направила. Кассационная жалоба рассмотрена без ее участия.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, Учреждение и прокуратура Чувашской Республики отзывы на кассационную жалобу не представили; надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направили. Кассационная жалоба рассмотрена без их участия.

Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики – Чувашии и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установили суды, с учетом обстоятельств дела № А79-13922/2012, на основании постановления Администрации от 15.10.1997 № 1767 Фонду помощи беженцам и вынужденным переселенцам Чувашской Республики на период строительства индивидуальных жилых домов в районе пересечения улиц Гражданской и Эльменя в городе Чебоксары предоставлен в аренду сроком на 5 лет (до 2002 года) земельный участок площадью 70 000 квадратных метров.

Администрация распоряжением от 28.01.2004 № 266-р внесла изменения в постановление от 15.10.1997 № 1767 в части замены названия арендатора земельного участка на общественную организацию «Фонд помощи вынужденным переселенцам» (далее – Фонд), а также уточнила площадь земельного участка – 67 477 квадратных метров, и срок аренды – до 25.10.2007.

Инспекция Госархстройнадзора Минстроя Чувашской Республики выдала Фонду разрешение от 23.01.2004 № 5 на выполнение строительно-монтажных работ по строительству группы многоквартирных жилых домов, позиции 1, 2, 3, 5, 6, 7, «со встроенно-пристроенными помещениями и автостоянками, пристроя к жилому дому, позиции 1, 8, 9, 10, 11, и детского сада, позиция 14». Срок действия разрешения установлен до 01.01.2006, действие разрешения продлевалось до завершения строительства жилого дома, позиция 6, до 31.12.2010; для завершения строительства жилых домов, позиции 5 и 6, до 01.01.2011.

Администрация распоряжением от 25.09.2009 № 3996-р утвердила проект застройки микрорайона «Байконур» ЮЗР города Чебоксары.

Выделенный изначально Фонду земельный участок площадью 70 000 квадратных метров был разделен на несколько земельных участков, в том числе земельный участок площадью 2072 квадратных метра, с кадастровым номером 21:01:010901:49, который являлся объектом аренды.

Распоряжениями органа местного самоуправления от 26.04.2011 № 1010-р и 08.11.2011 № 2939-р Фонду продлевались сроки аренды земельного участка площадью 2072 квадратных метра по улице Гражданской для завершения строительства детского сада (позиция 14) до 13.10.2011 и до 06.10.2012, а также заключался договор аренды земельного участка от 26.05.2011 № 105/4933-М и подписывался договор (без номера и даты) аренды земельного участка сроком до 06.10.2012.

Администрация в декабре 2010 года проинформировала Кооператив об отсутствии в ближайшие годы финансирования на строительство детского сада и потребности в строительстве детского сада на 100, а не на 200 мест (как планировалось).

С учетом этих обстоятельств общество с ограниченной ответственностью «Проектное бюро «Байконур – Чебоксары» внесло изменения в проектную документацию.

Главный архитектор города Чебоксары в письме от 20.07.2011 № 849 сообщил Фонду о согласовании измененного проекта планировки территории для строительства вместо здания детского сада многоквартирного жилого дома с пристроенным детским садом.

Фонд в письмах от 18.08.2011 № 730, 28.09.2011 № 767, 18.11.2011 № 864, 28.11.2011, № 892, 21.12.2011 № 936, 19.01.2012 № 29, 02.02.2012 № 37, 01.03.2012 № 86, 15.11.2012 № 393 обращался в Администрацию с заявлениями о выдаче градостроительного плана земельного участка под размещение многоквартирного дома (позиция 14) с пристроенным детским садом (позиция 11) в целях дальнейшего внесения изменений в договор аренды земельного участка и получения разрешения на строительство, в выдаче которого ему было отказано.

Фонд обратился в Администрацию с просьбой провести публичные слушания по вопросу строительства многоквартирного жилого дома с квартирами эконом-класса (позиция 14) с пристроенным детским садом (позиция 11) комплекса жилых домов микрорайона «Байконур» (письмо от 31.08.2012 № 316).

Администрация издала распоряжение от 02.10.2012 № 325, в котором заявителю предложила приступить к подготовке документации по планировке территории микрорайона «Байконур» ЮЗР города Чебоксары и направить подготовленный проект планировки территории в Администрацию на рассмотрение и для принятия решения о проведении публичных слушаний по проекту планировки территории.

Фонд в декабре 2012 года в рамках дела № А79-13922/2012 обратился в суд с требованием о признании недействительным постановления Администрации от 02.10.2012 № 325 «О подготовке документации по планировке территории» и незаконными действий Администрации, и именно ее отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка площадью 2072 квадратных метра, кадастровый номер 21:01:010901:49, расположенного по адресу: город Чебоксары, улица Гражданская, для строительства многоквартирного жилого дома.

Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии решением от 27.02.2013 в удовлетворении заявленных требований отказал.

Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 08.05.2013 отменил решение от 27.02.2013 и удовлетворил требования Фонда.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2013 постановление от 08.05.2013 отменено по вновь открывшимся обстоятельствам на основании заявления Администрации.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2013 по делу № А79-13922/2012, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.12.2013, решение суда от 27.02.2013 оставлено без изменения.

Администрация в рамках дел № А79-9460/2012 и А79-3213/2013 обращалась в арбитражный суд с исками об освобождении земельного участка с кадастровым номером 21:01:010901:49, расположенного по адресу: город Чебоксары, улица Гражданская, путем демонтажа самовольно возведенных конструкций и построек.

Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии решениями от 02.11.2012 и 25.06.2013 соответственно, оставленными без изменений постановлениями Первого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2013 и 15.11.2013, а также постановлениями Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23.04.2013 и 24.02.2014, в удовлетворении исков отказал.

Администрация в марте 2014 года в рамках дела № А79-1657/2014 обратилась в арбитражный суд с иском к Фонду о признании объекта недвижимости, расположенного на указанном земельном участке, самовольной постройкой и обязании снести ее.

Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии решением от 11.08.2014, оставленным без изменения постановлениями Первого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2014 и Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 03.03.2015, в удовлетворении иска отказал.

Фонд в октябре 2013 года обратился в арбитражный суд с заявлением об обязании Учреждения восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 21:01:010901:49.

Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии решением от 17.03.2014 по делу № А79-8967/2013, оставленным без изменения постановлениями Первого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2014 и Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30.01.2015, признал незаконным отказ Учреждения, выраженный в письме от 30.10.2013 № 3789, в восстановлении в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 21:01:010901:49 площадью 2072 квадратных метра, расположенном по адресу: город Чебоксары, улица Гражданская. Суд обязал Учреждение восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 21:01:010901:49 площадью 2072 квадратных метра, расположенном по адресу: город Чебоксары, улица Гражданская.

Обстоятельства, установленные в рамках приведенных дел, в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса не подлежат доказыванию при рассмотрении настоящего дела.

Из материалов настоящего дела следует, что 24.08.2016 Кооператив как собственник многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: город Чебоксары, улица А. Королева, 15 (позиция 14), обратился в Администрацию с заявлением от 23.08.2016 № 37, в котором просил: сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом для целей эксплуатации многоквартирного 8-этажного жилого дома и объектов его благоустройства; выдать градостроительный план земельного участка с приложением к нему кадастрового паспорта земельного участка, сформированного по пункту 1 для целей размещения эксплуатации многоквартирного жилого дома и его принадлежностей (объектов благоустройства); присвоить (утвердить) адрес дома построенной позиции № 14 адрес: город Чебоксары, улица А. Королева, 15; выдать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Администрация в лице Управления в письме от 30.08.2016 № 12130 сообщила Кооперативу о том, что многоквартирный дом (позиция 14) с элементами благоустройства расположен на земельных участках с кадастровыми номерами 21:01:010901:38, 21:01:010901:34 и 21:01:010901:24; проектом застройки микрорайона «Байконур» на испрашиваемом земельном участке предусмотрено строительство детского сада; формирование и постановка на кадастровый учет земельного участка для эксплуатации жилого дома возможны после представления утвержденного проекта межевания территории; выдача градостроительного плана земельного участка, присвоение адреса и выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию соответственно возможны после оформления права пользования земельным участком.

Администрация в письме от 18.10.2016 № 15982 дополнительно указала, что Фонду разрешение на строительство не выдавалось.

Посчитав отказ в формировании земельного участка, выдаче градостроительного плана земельного участка и разрешения на ввод дома в эксплуатацию не соответствующим закону и нарушающим его права и законные интересы, Кооператив обратился в арбитражный суд с заявлением.

Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 1, 41, 44, 45, 51 и 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче градостроительных планов земельных участков, утвержденным постановлением администрации города Чебоксары № 2725 от 06.10.2016, Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии удовлетворил заявленное требование.

Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения, изложив абзацы второй и третий его резолютивной части в следующей редакции: «Признать незаконным решение администрации города Чебоксары Чувашской Республики, изложенное в письме от 30.08.2016 № 12130.

Обязать администрацию города Чебоксары Чувашской Республики в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда сформировать и поставить на кадастровый учет земельный участок под многоквартирным жилым домом № 15 по ул. Академика Королева (позиция 14) микрорайон «Байконур» г. Чебоксары для целей его эксплуатации; утвердить и выдать градостроительный план на сформированный земельный участок; выдать разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома № 15 по ул. Академика Королева (позиция 14) микрорайон «Байконур» г. Чебоксары.».

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно частям 1, 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Суды установили, что многоквартирный жилой дом расположен на земельном участке площадью 2072 квадратных метра, с кадастровым номером 21:01:010901:49 по адресу: город Чебоксары, улица А. Королева, 15 (позиция 14); в материалах дела не имеется доказательств того, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован и в отношении него проведен государственный кадастровый учет.

Препятствием к формированию земельного участка для Администрации явилось отсутствие разрешительной документации для строительства жилого дома, наличие в градостроительном плане вида разрешенного использования указанного земельного участка – «для строительства детского сада».

Однако суды установили, что право пользования земельным участком площадью 2072 квадратных метра, с кадастровым номером 21:01:010901:49 и разрешение на строительство жилого дома подтверждены вступившими в законную силу судебными актами по делу № А79-1657/2014, согласно которым перед началом и непосредственно после начала строительства спорного объекта Фонд девять раз обращался в Администрацию с заявлениями о выдаче градостроительного плана под размещение многоквартирного дома с пристроенным детским садом в целях дальнейшего внесения изменений в договор аренды земельного участка и получения разрешения на строительство. Впоследствии органами местного самоуправления фактически были предприняты действия по согласованию изменения вида использования земельного участка на строительство многоквартирного жилого дома с пристроенным детским садом.

Суды установили, что спорный объект возведен в границах земельного участка площадью 70 000 квадратных метров, изначально предоставленного Фонду на основании постановления Администрации от 15.10.1997 № 1767 на период строительства индивидуальных жилых домов в районе пересечения улиц Гражданской и Эльменя в городе Чебоксары, то есть в соответствии с градостроительным регламентом (статья 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

При разрешении дел № А79-9460/2012 и А79-3213/2013, по которым Администрации отказано в удовлетворении исков к Фонду об освобождении земельного участка с кадастровым номером 21:01:010901:49, суды исходили из наличия между сторонами договорных отношений, оформленных договором без номера и даты сроком действия с 13.10.2011 до 06.10.2012 на аренду спорного земельного участка, и, соответственно, отсутствия обязательства арендатора по возврату земельного участка, предусмотренного статьей 622 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Фонд продолжал пользоваться земельным участком по истечении срока аренды, поэтому договор без номера и даты в соответствии с пунктом 2 статьи 621 ГК РФ признан возобновленным на неопределенный срок.

Суды установили, что Кооператив, обращаясь с заявлением от 23.08.2016 № 37, в том числе, о формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом № 15 по улице А. Королева в городе Чебоксары (позиция 14) для целей эксплуатации дома и объектов его благоустройства (код по классификатору 2.5), представил все документы, в частности, согласованный Администрацией эскиз проекта планировки и кадастровые паспорта земельного участка, указал предполагаемые размеры земельного участка, его местоположение, цель использования и вид испрашиваемого права. Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что у Администрации отсутствовали основания для отказа в формировании земельного участка под указанным многоквартирным жилым домом для целей его эксплуатации.

Согласно части 1 статьи 41 Кодекса подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

Одним из видов документации по планировке территории является градостроительный план земельного участка (часть 5 статьи 41 Кодекса).

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 44 Кодекса подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительных планов выполняется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.

В силу части 3 статьи 44 Кодекса в составе градостроительного плана земельного участка указываются: 1) границы земельного участка; 2) границы зон действия публичных сервитутов; 3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента); 5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); 6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; 7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее – технические условия); 8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.

Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 44 Кодекса).

Согласно части 5 статьи 56 Кодекса градостроительный план земельного участка является документом, входящим в состав формируемого в установленном порядке дела о застроенных или подлежащих застройке земельных участках, которое открывается на каждый земельный участок.

На основании частей 1 и 20 статьи 45 Кодекса решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления. Порядок подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления, порядок принятия решения об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов, указанных в частях 4, 4.1 и 55.2 настоящей статьи, подготовленной в том числе лицами, указанными в пунктах 3 и 4 части 1.1 настоящей статьи, устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В части 17 статьи 46 Кодекса предусмотрено, что в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

Возможность отказа органами местного самоуправления по каким-либо причинам в выдаче градостроительных планов земельных участков применительно к застроенным или предназначенным для строительства объектов капитального строительства участкам Кодексом не предусмотрена.

В пункте 2.8 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка для строительства (реконструкции) объектов недвижимости», утвержденного постановлением Администрации от 05.07.2012 № 182 (действующего в спорный период), установлено, что основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является: поступление от заявителя письменного заявления о прекращении предоставления муниципальной услуги; в случае, если к заявлению о предоставлении муниципальной услуги не приложена доверенность на лицо, являющееся представителем заявителя и подписывающее данное заявление.

Такие основания не установлены.

Согласно статье 8 Кодекса к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится в том числе выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации (часть 1 статьи 55 Кодекса).

В силу части 2 статьи 55 Кодекса для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

В части 3 статьи 55 Кодекса установлен перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является 1) отсутствие документов, указанных в части 3 настоящей статьи; 2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории; 3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство; 4) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации. Данное основание не применяется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства (часть 6 статьи 55 Кодекса).

В пункте 2.8 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию», утвержденного постановлением Администрации от 29.10.2015 № 1044 (действующего в спорный период), содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги.

В данном случае суды таких оснований не установили.

Из материалов дела следует, что вступившими судебными актами по ранее рассмотренным делам установлено, что многоквартирный жилой дом не обладает признаком самовольной постройки, подтверждено разрешение на строительство данного дома, право пользования земельным участком, на котором расположен спорный дом. Собственником последнего является Кооператив.

Суды установили, что вместе с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в Администрацию Кооператив представил все документы, в том числе заключение специализированной организации – Центральной аналитической лаборатории по энергосбережению в строительном комплексе от октября 2016 года № 484-16 о соответствии построенного объекта требованиям технической безопасности, действующим стандартам, нормативам и регламентам, согласно которому по результатам натурного и инструментального обследования конструкций по объекту позиция 14 в микрорайоне «Байконур» города Чебоксары установлено, что на момент проведения обследования строительство объекта завершено, выполнены основные строительные работы, произведен монтаж и запуск всех инженерных коммуникаций; объект введен в эксплуатацию актом рабочей комиссии; здание эксплуатируется по назначению – в качестве многоквартирного жилого дома; здание по своим характеристикам является объектом капитального строительства; конструкций, находящихся в аварийном состоянии, в результате обследования не выявлено; все несущие строительные конструкции здания (фундаменты, стены, перекрытия и покрытие, лестницы) находятся в нормативном техническом состоянии; системы водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения находятся в работоспособном техническом состоянии; системы газоснабжения, вентиляции, электроснабжения находятся в нормативном техническом состоянии; имеющиеся отдельные отступления от проекта (указанные в таблице 8) не являются существенными и не влияют на надежность и безопасность объекта в целом.

Администрация не представила в материалы дела доказательств, опровергающих выводы экспертного заключения, а равно доказательств наличия угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан построенным объектом капитального строительства, поэтому апелляционный суд пришел к верному выводу о том, что препятствий для выдачи испрашиваемого разрешения не имелось.

Исследовав и оценив обстоятельства дела и представленные в материалы дела доказательства по правилам, предусмотренным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили отсутствие у Администрации оснований для отказа Кооперативу в удовлетворении его заявления.

С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что решение Управления противоречило действующему законодательству, нарушало права и законные интересы Кооператива в сфере предпринимательской деятельности, и правомерно удовлетворили заявленное требование.

Вместе с тем, учитывая, что как в заявлении в Администрацию, так и в заявлении в арбитражный суд Кооператив просил сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом для целей эксплуатации дома и объектов его благоустройства, выдать градостроительный план земельного участка, сформированного по пункту 1 для целей размещения эксплуатации многоквартирного жилого дома и его принадлежностей (объектов благоустройства), апелляционный суд с учетом изложенных обстоятельств пришел к верному выводу о необходимости изложить абзацы второй и третий резолютивной части решения суда в иной редакции.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 24.05.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2017 по делу № А79-10644/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.Ш. Радченкова

Судьи

Н.Ю. Башева

А.И. Чиграков