ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А79-11893/16 от 19.10.2017 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А79-11893/2016

25 октября 2017 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 19.10.2017.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Александровой О.В.,

судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И.,

при участии представителя

от ответчика: ФИО1 (доверенность от 18.07.2017)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

общества с ограниченной ответственностью «Нейрон»

на решение Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 10.05.2017,

принятое судьей Щетинкиным А.В.,  и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2017,

принятое судьями Мальковой Д.Г., Большаковой О.А., Наумовой Е.Н.,

по делу № А79-11893/2016

по иску Министерства экономического развития, промышленности и торговли

Чувашской Республики (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью «Нейрон»

(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

о взыскании 3 719 945 рублей 81 копейки

и   у с т а н о в и л :

Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики (далее – Минэкономразвития Чувашии, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Нейрон» (далее – Общество) о взыскании 3 719 945 рублей 81 копейки в доход республиканского бюджета Чувашской Республики за нарушение обязательств по договору о предоставлении субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства.

Суд решением от 10.05.2017 удовлетворил иск.

Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 26.07.2017 оставил решение суда первой инстанции без изменения.

Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.

Заявитель жалобы считает, что суды первой и апелляционной инстанций сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, и имеющимся  в материалах дела доказательствам. По мнению Общества, необеспечение выполнения показателей, которые были заявлены при предоставлении государственной поддержки за счет средств бюджета, не свидетельствует о нецелевом использовании им бюджетных средств и не является основанием для возврата полученных субсидий; в материалах дела отсутствуют доказательства использования Обществом субсидий на иные цели, чем на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования. Заявитель указывает, что основания для возврата субсидии отсутствуют. Подробно доводы Общества изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.

Министерство в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами Общества, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными; заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики – Чувашии и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установили суды, из протокола заседания комиссии по государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства от 26.03.2015 № 1 следует, что комиссия приняла решение о предоставлении Обществу государственной поддержки в размере 3 719 945 рублей                        81 копейки.

Министерство и Общество заключили договор от 06.04.2015 № 16 о предоставлении субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях развития и модернизации производства товаров, согласно пункту 1.1 которого Министерство предоставляет субсидию за счет средств, поступивших в республиканский бюджет из федерального бюджета, на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования, согласно приложению 1 к договору, в целях создания, развития и модернизации производства товаров по разделу 0400 «Национальная экономика», подразделу «Другие вопросы в области национальной экономики», в пределах лимитов бюджетных средств на 2015 год, утвержденных Министерством в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 2.1 договора субсидия предоставляется единовременно в размере 3 719 945 рублей 81 копейки.

Согласно платежному поручению от 14.10.2015 № 623433 субсидия в указанном размере перечислена Обществу.

Получатель субсидии взял на себя обязательства по достижению целевых показателей, указанных в информационной карте (приложение 2), и по соблюдению условий предоставления и использования субсидии, установленных Правилами и договором при предоставлении субсидии (подпункты 3.1.3 и 3.1.7 пункта 3.1 договора).

Кроме того, на основании подпункта 3.1.4 пункта 3.1 договора Общество взяло на себя обязательства по предоставлению в течение трех лет со дня получения субсидии в Министерство ежегодно, до 1 мая года, следующего за отчетным, отчета о достижении показателей, указанных в информационной карте по установленной форме (приложение 3).

Согласно представленному Обществом отчету о достижении показателей, указанных в информационной карте, за отчетный 2015 год не достигнуты следующие показатели использования субсидии (копия представленного отчета за 2015 год прилагается):               «Общий объем отгруженных товаров (работ, услуг) собственного производства» (в                  2015 году план – 35 014,0 тыс. рублей, факт – 9 525,0 тыс. рублей); «Выручка от продажи товаров (работ, услуг)» (в 2015 году план – 35 014,0 тыс. рублей, факт – 256,0 тыс. рублей); «Сумма уплаченных налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации» (в 2015 году план – 4 509,0 тыс. рублей, факт – 187,0 тыс. рублей); «Чистый доход (доход за вычетом суммы расходов и уплаченных налогов)» (в 2015 году план – 18 037,0 тыс. рублей, факт – 638,0 тыс. рублей); «Среднесписочная численность работников» (в                    2015 году план – 7 человек, факт – 5 челеловек); «Среднемесячная заработная плата работников» (в 2015 году план – 15 000 рублей, факт – 14 805 рублей), что является существенным нарушением взятых на себя получателем субсидии обязательств по Договору и не выполнением условий предоставления и использования субсидии.

Указанные плановые показатели в информационной карте, являющейся неотъемлемой частью договора, были заявлены Обществом в составе пакета документов, представленных им на конкурсный отбор субъектов малого и среднего предпринимательства, претендующих на получение государственной поддержки в форме предоставления субсидии на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров.

Общество не выполнило условия, предусмотренные подпунктами 3.1.3 и 3.1.7 пункта 3.1 договора, и по итогам отчетного периода 2015 года не обеспечило (не достигло) ни одного из значений показателей результативности использования субсидии, которые были заявлены им при предоставлении государственной поддержки из республиканского бюджета Чувашской Республики.

В Министерстве была создана рабочая группа для проведения мониторинга исполнения обязательств по реализации договоров, заключенных в 2015 году на получение субсидий в форме возмещения части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг).

По результатам проведенного анализа представленного по итогам отчетного периода 2015 года получателем субсидии отчета о достижении показателей, указанных в информационной карте, установлено недостижение показателей результативности использования субсидии (протокол заседания рабочей группы по проведению мониторинга деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку, от 07.10.2016).

Министерство направило Обществу уведомление о возврате бюджетных средств в связи с нарушением обязательств по договору, установленных при предоставлении субсидии, и условий предоставления и использования субсидии.

Общество не осуществило возврат бюджетных средств, что послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с иском.

Руководствуясь статьями 28 и 38, подпунктом 2 пункта 2, пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 209-ФЗ), положениями Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе участникам инновационных территориальных кластеров, на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг), утвержденных Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.07.2014 № 250 (далее – Правила предоставления субсидий), Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии пришел к выводу о том, что Общество не выполнило условие договора о предоставлении субсидии в части достижения целевых показателей, и удовлетворил иск.

Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований  для отмены принятых судебных актов.

В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 78 Кодекса субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 статьи 78 Кодекса), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 78 Кодекса нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона № 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21.09.2011 № 398  утверждена подпрограмма «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике» государственной программы Чувашской Республики «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2012 – 2020 годы» (приложение  28).

Согласно паспорту подпрограммы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике» целевыми индикаторами и показателями подпрограммы являются к 2021 году: – прирост оборота продукции и услуг, произведенных субъектами малого и среднего предпринимательства, – до 6,5 процента к предыдущему году; – прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории Чувашской Республики, – до 2,3 процента к предыдущему году; – доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых на микропредприятиях, малых и средних предприятиях и у индивидуальных предпринимателей, в общей численности занятого населения – до 34,5 процента; – доля продукции (работ, услуг), произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объеме валового регионального продукта – до 31,0 процента; – количество субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тысячу человек населения Чувашской Республики – 38,6; – количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку, – 6430 единиц; – количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) – 5500 единиц; – прирост налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства – 20 процентов; – количество субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенных на территории индустриального (промышленного) парка, – 25 единиц.

В пункте 3.3 Правил предоставления субсидий установлено, что договор о предоставлении субсидии должен содержать в том числе следующие основные положения: – цели, сроки, порядок, размер и условия предоставления субсидии; – наименования сторон, их адреса и банковские реквизиты; – направления использования субсидии; – права и обязанности сторон; – ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств договора; – перечень документов, подтверждающих произведенные претендентом расходы; – перечень документов, подтверждающих использование оборудования для собственных нужд по целевому назначению в течение срока полезного использования, установленного постановлением Правительства Российской Федерации для соответствующей амортизационной группы основных средств, но не менее 3 лет со дня получения субсидии; – значения показателей результативности использования субсидий, указанных в информационной карте (далее – показатели результативности); – форму отчета о достижении значений показателей результативности и сроки его представления в Минэкономразвития Чувашии; – обязательство получателя субсидии о достижении значений показателей результативности; – обязательство получателя субсидии об использовании оборудования для собственных нужд по целевому назначению в течение срока полезного использования, установленного постановлением Правительства Российской Федерации для соответствующей амортизационной группы основных средств, но не менее 3 лет со дня получения субсидии; – обязательство получателя субсидии о ведении учета показателей результативности и представлении отчетности о достижении их значений; – обязательство получателя субсидии о недопущении образования задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы в Чувашской Республике в течение срока, указанного в абзаце третьем пункта 3.2 настоящих Правил; – обязательство получателя субсидии о недопущении образования задолженности по выплате заработной платы работникам в течение срока, указанного в абзаце третьем пункта 3.2 настоящих Правил; – обязательство получателя субсидии о выплате работникам заработной платы в размере не ниже двух минимальных размеров оплаты труда; – положения об обязательной проверке Минэкономразвития Чувашии соблюдения получателем субсидии условий и целей предоставления субсидии; – согласие получателя субсидии (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) на осуществление Минэкономразвития Чувашии, Министерством финансов Чувашской Республики (далее – Минфин Чувашии) и иными органами государственного финансового контроля проверок соблюдения получателем субсидии условий, целей и порядка предоставления субсидии; – порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидии остатков субсидии, не использованных в отчетном финансовом году, и случаи такого возврата; – порядок возврата субсидии в случаях выявления Минэкономразвития Чувашии или органами государственного финансового контроля фактов нарушения целей и условий, установленных при ее предоставлении, недостижения значений показателей результативности; – порядок, сроки и формы представления отчетности об использовании субсидии, выполнении условий предоставления субсидии.

Эффективность использования субсидии оценивается исходя из достижения претендентом следующих значений показателей результативности: – общий объем отгруженных товаров (работ, услуг) собственного производства; – выручка от продажи товаров (работ, услуг); – сумма уплаченных налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации; – чистый доход (доход за вычетом суммы расходов и уплаченных налогов); – средняя численность работников; – среднемесячная заработная плата одного работника; – создание дополнительных рабочих мест. В случае выявления нарушения условий предоставления субсидии, установленных настоящими Правилами, и обязательств, установленных договором, нецелевого использования субсидии получатель субсидии обязан возвратить субсидию в республиканский бюджет Чувашской Республики (пункты 4.2 – 4.3 Правил предоставления субсидий).

В пункте 4.4 Правил предоставления субсидий указано, что решение о возврате субсидии принимается Минэкономразвития Чувашии в течение 5 рабочих дней со дня поступления заключения рабочей группы и (или) органов государственного финансового контроля о выявлении фактов, указанных в пункте 4.3 настоящих Правил.

В случае, если получателем субсидии по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии не выполнены и (или) не достигнуты показатели результативности и по результатам года, следующего за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, то субсидия подлежит возврату в республиканский бюджет Чувашской Республики в срок до 1 июня года, следующего за отчетным годом, в объеме, рассчитанном по формуле: Vвозврата = Vсубсидии x k x m / n, где:

Vсубсидии – размер субсидии, полученной получателем субсидии;

k – коэффициент возврата субсидии;

m – количество показателей результативности, по которым индекс, отражающий уровень недостижения значения i-го показателя результативности, имеет положительное значение;

n – общее количество показателей результативности.

Коэффициент возврата субсидии рассчитывается по формуле k = SUM Di / m, где:

Di – индекс, отражающий уровень недостижения значения i-го показателя результативности. Индекс, отражающий уровень недостижения значения i-го показателя результативности, определяется по формуле Di = 1 - Тi / Si, где:

Тi – фактически G_Д_Ю_достигнутое значение i-го показателя результативности на отчетную дату;

Si – плановое значение i-го показателя результативности.

На основании пункта 4.6 Правил предоставления субсидий Минэкономразвития Чувашии в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о возврате субсидии направляет получателю субсидии уведомление о возврате в республиканский бюджет Чувашской Республики бюджетных средств.

В случае если получатель субсидии не возвращает бюджетные средства, полученные в виде субсидии, в республиканский бюджет Чувашской Республики в течение 30 дней со дня направления ему уведомления, они взыскиваются в судебном порядке. Получатель субсидии в дальнейшем лишается права на получение субсидии в соответствии с настоящими Правилами (пункт 4.7 Правил предоставления субсидий).

Суды установили и материалам дела не противоречит, что Общество не обеспечило выполнение условия договора о предоставлении субсидии от 06.04.2015 № 16 в части достижения целевых показателей, указанных в информационной карте, согласно приложению 2 к договору. Доказательства невозможности исполнения условий договора в материалах дела отсутствуют.

Исследовав и оценив обстоятельства дела и представленные в материалы дела доказательства по правилам, предусмотренным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о том, что недостижение Обществом показателей, установленных договором, является невыполнением целей, установленных подпрограммой «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике» (приложение 28) государственной программы Чувашской Республики «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2012 – 2020 годы», утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21.09.2011 № 398, и правомерно удовлетворили иск.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом приведенных в кассационной жалобе доводов у суда кассационной инстанции не имеется.

Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии и Первый арбитражный  апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Кассационная жалоба Общества не подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 10.05.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2017 по делу                             № А79-11893/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Нейрон» – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.                

           Председательствующий

О.В. Александрова

Судьи

Н.Ю. Башева

А.И. Чиграков