ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А79-11954/18 от 26.08.2019 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А79-11954/2018

30 августа 2019 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 26.08.2019.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Новикова Ю.В.,

судей Чижова И.В., Шутиковой Т.В.,

при участии представителей

от заявителя: Гаврилова К.Н., доверенность от 07.10.2016,

от заинтересованного лица: Афанасьева Ю.Г., доверенность от 29.12.2018,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя –

индивидуального предпринимателя Гаврилова Павла Николаевича

на решение Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 19.02.2019,

принятое судьей Борисовым Д.В., и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2019,

принятое судьями Гущиной А.М., Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,

по делу № А79-11954/2018

по заявлению индивидуального предпринимателя Гаврилова Павла Николаевича

о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары от 17.10.2018 № 58928, от 17.10.2018 № 53900,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, – Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Новочебоксарску,

и у с т а н о в и л :

индивидуальный предприниматель Гаврилов Павел Николаевич (далее – Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары (далее – ИФНС по городу Чебоксары) от 17.10.2018 № 58928 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке и № 53900 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Новочебоксарску (далее – ИФНС по городу Новочебоксарску).

Решением суда от 19.02.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2019 решение Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии оставлено без изменения.

Предприниматель не согласился с решением и постановлением судов первой и апелляционной инстанций и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального и процессуального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По мнению Предпринимателя, ИФНС по городу Новочебоксарску при проведении выездной налоговой проверки в отношении Предпринимателя по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогоплательщиком единого налога на вмененный доход по месту осуществления деятельности в городе Чебоксары была обязана включить в решение о проведении проверки сведения о сотрудниках налогового органа, которым поручается проведение проверки на подведомственной территории. Налоговое законодательство не предусматривает возможность проведения налоговым органом самостоятельной выездной налоговой проверки обособленного подразделения по вопросам правильности исчисления федеральных налогов. ИФНС по городу Новочебоксарску не вправе была передавать решение по выездной проверке в ИФНС по городу Чебоксары для взыскания единого налога на вмененный доход с Предпринимателя, так как налогоплательщик не менял места регистрации. ИФНС по городу Чебоксары не имела правовых оснований для принудительного взыскания единого налога на вмененный доход, доначисленного ИФНС по городу Новочебоксарску.

Подробно доводы Предпринимателя изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.

ИФНС по городу Чебоксары в отзыве на кассационную жалобу и представитель налогового органа в судебном заседании указали на отсутствие оснований для отмены решения и постановления судов первой и апелляционной инстанций.

ИФНС по городу Новочебоксарску, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителя в судебное заседание не направила, отзыв на кассационную жалобу не представила.

В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя третьего лица.

Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах приведенных доводов.

Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, по результатам выездной налоговой проверки в отношении Предпринимателя ИНФС по городу Новочебоксарску приняла решение от 28.04.2017 № 11-06-02/2 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) в виде штрафа в размере 1400 рублей, данным решением Предпринимателю доначислено 298 286 рублей единого налога на вмененный доход и 118 985 рублей 01 копейки пеней.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике (далее – Управление) от 29.06.2017 решение ИФНС по городу Новочебоксарску оставлено без изменения.

ИФНС по городу Новочебоксарску письмом от 15.05.2017 направила в ИФНС по городу Чебоксары копию решения от 28.04.2017 № 11-06-02/2, принятого в отношении ИП Гаврилова П.Н., по месту осуществления предпринимательской деятельности «розничная торговля», находящейся на системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, по ОКТМО 97701000 (город Чебоксары); письмом от 05.07.2017 доведена дата вступления в силу указанного решения налогового органа – 29.06.2017.

ИФНС по городу Чебоксары в связи с неуплатой Предпринимателем в добровольном порядке единого налога на вмененный доход за 1 – 4-й кварталы 2013 года выставила налогоплательщику требование от 05.07.2017 № 9449 об уплате 189 750 рублей единого налога на вмененный доход и 76 322 рублей 03 копеек пеней, указав в качестве основания направления требования решение ИФНС России по городу Новочебоксарску от 28.04.2017 № 11-06-02/2.

В рамках дела № А79-7860/2017 Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии об обжаловании Предпринимателем решения по выездной налоговой проверке определением от 18.07.2017 по действие решения ИФНС по городу Новочебоксарску от 28.04.2017 № 11-06-02/2 приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по указанному делу. Решением Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 03.07.2018 по делу № А79-7860/2017, вступившим в законную силу 04.10.2018, в удовлетворении заявленных ИП Гавриловым П.Н. требований отказано. Ранее принятые обеспечительные меры отменены.

Предприниматель не исполнил требование от 05.07.2017 № 9449, в связи с чем ИФНС по городу Чебоксары вынесла решения от 17.10.2018 № 53900 о взыскании налога, пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках и № 58928 о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств.

Решениями Управления от 13.11.2018 и 19.11.2018 решения ИФНС по городу Чебоксары от 17.10.2018 № 58928, 53900 оставлены без изменения.

ИП Гаврилов П.Н. не согласился с решениями ИФНС по городу Чебоксары о взыскании налога, пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках и о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке и обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Руководствуясь статьями 11, 23, 31, 45, 46, 69, 76, 83, 89 Кодекса, статьей 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решений ИФНС по городу Чебоксары.

Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены принятых судебных актов.

Согласно пункту 2 статьи 11 Кодекса для целей Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах обособленное подразделение организации – это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Кодекса федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

Согласно пункту 4 статьи 12 Кодекса местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.

Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах.

Как следует из пункта 7 статьи 12 Кодекса, настоящим Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13 – 15 Кодекса.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и представительные органы муниципальных образований в случаях, порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, вправе устанавливать по специальным налоговым режимам: виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться соответствующий специальный налоговый режим; ограничения на переход на специальный налоговый режим и на применение специального налогового режима; налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности; особенности определения налоговой базы; налоговые льготы, а также основания и порядок их применения.

В силу пункта 1 статьи 18 Кодекса специальные налоговые режимы устанавливаются Кодексом и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах. Специальные налоговые режимы могут быть установлены также федеральными законами, принятыми в соответствии с Кодексом, предусматривающими проведение экспериментов по установлению специальных налоговых режимов.

К специальным налоговым режимам относится система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (подпункт 3 пункта 2 статьи 18 Кодекса).

В пункте 1 статьи 45 Кодекса установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Кодексом (пункт 6 статьи 45 Кодекса).

На основании пункта 1 статьи 46 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока (пункт 3 статьи 46 Кодекса).

В силу пункта 5 статьи 69 Кодекса (действовавшей в спорный период) требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, либо налоговым органом, которым вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии со статьей 101.4 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 76 Кодекса приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней и (или) штрафа, если иное не предусмотрено пунктами 3 и 3.2 настоящей статьи и подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 Кодекса.

Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией этого требования (пункт 2 статьи 76 Кодекса).

В пункте 1 статьи 83 Кодекса установлено, что в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 89 Кодекса решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, или по месту жительства физического лица, или по месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации, признаваемой налоговым резидентом Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 8 статьи 246.2 Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

На основании пункта 7 статьи 89 Кодекса в рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика.

Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов.

Согласно пункту 1 статьи 346.26 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается настоящим Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и применяется наряду с общей системой налогообложения (далее в настоящей главе – общий режим налогообложения) и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В пункте 2 статьи 346.28 Кодекса предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на уплату единого налога на вмененный доход, обязаны встать на учет в качестве налогоплательщиков единого налога в налоговом органе: по месту осуществления предпринимательской деятельности (за исключением видов предпринимательской деятельности, указанных в абзаце третьем настоящего пункта); по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) – по видам предпринимательской деятельности, указанным в подпунктах 5, 7 (в части, касающейся развозной и разносной розничной торговли) и в подпункте 11 пункта 2 статьи 346.26 Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 346.32 Кодекса уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога в соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 Кодекса.

Суды установили и материалам дела не противоречит, что на дату вынесения решения о проведении выездной проверки Гаврилов П.Н. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в ИФНС по городу Новочебоксарску. При этом в 1 – 4-м кварталах 2013 года Предприниматель являлся плательщиком единого налога на вмененный доход по трем объектам торговли, расположенным в городе Чебоксары, и состоял на учете в ИФНС по городу Чебоксары в качестве плательщика указанного налога.

Решение ИФНС по городу Новочебоксарску, вынесенное по результатам выездной налоговой проверки, обжаловано в арбитражный суд. Решением Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 03.07.2018 по делу № А79-7860/2017, вступившим в законную силу 04.10.2018, в удовлетворении заявленных Предпринимателем требований отказано. В судебных актах по указанному делу содержится вывод о правомерности проведения проверки правильности исчисления единого налога на вмененный доход должностными лицами ИФНС по городу Новочебоксарску.

На момент выставления требования об уплате единого налога на вмененный доход за 1 – 4-й кварталы 2013 года по деятельности на территории города Чебоксары Предприниматель также состоял на учете в ИФНС по городу Чебоксары.

При таких обстоятельствах, учитывая неисполнение Предпринимателем указанного требования, суды пришли к обоснованному выводу о наличии у ИФНС по городу Чебоксары правовых оснований для вынесения решений о взыскании налога за счет, пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках и о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке. Решения налогового органа от 17.10.2018 № 58928 и 53900 правомерно признаны соответствующими налоговому законодательству и не нарушающими права и законные интересы ИП Гаврилова П.Н. в сфере предпринимательской деятельности.

Довод заявителя жалобы об отсутствии у ИФНС по городу Чебоксары правовых оснований для выставления требования об уплате налога, доначисленного ИФНС по городу Новочебоксарску, правомерно отклонен судами, поскольку направление требования налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, предусмотрено пунктом 5 статьи 69 Кодекса, действовавшим в спорный период.

Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы, относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 19.02.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2019 по делу
№ А79-11954/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Гаврилова Павла Николаевича – без удовлетворения.

Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на индивидуального предпринимателя Гаврилова Павла Николаевича.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Ю.В. Новиков

Судьи

И.В. Чижов

Т.В. Шутикова