ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А79-12001/16 от 31.01.2018 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А79-12001/2016

01 февраля 2018 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 31.01.2018.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Радченковой Н.Ш.,

судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.,

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

открытого акционерного общества «Алатырский хлебозавод»

на решение Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 04.07.2017,

принятое судьей Афанасьевым А.А., и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2017,

принятое судьями Родиной Т.С., Насоновой Н.А., Новиковой Л.П.,

по делу № А79-12001/2016

по иску Министерства экономического развития, промышленности и торговли

Чувашской Республики (ИНН: 2128015438, ОГРН: 1022101136507)

к открытому акционерному обществу «Алатырский хлебозавод»

(ИНН: 2122000957, ОГРН: 1022101628878)

о взыскании 3 991 694 рублей 92 копеек

и по встречному иску открытого акционерного общества «Алатырский хлебозавод»

о признании недействительным в части пункта 1 приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики от 13.10.2016 № 9/3

«О возврате в республиканский бюджет Чувашской Республики бюджетных средств»,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, – Министерство финансов Чувашской Республики, Контрольно-счетная палата Чувашской Республики, Чувашская Республика в лице Министерства финансов Чувашской Республики,

и у с т а н о в и л :

Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики (далее – Минэкономразвития Чувашии, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии с иском к открытому акционерному обществу «Алатырский хлебозавод» (далее – Общество) о взыскании 3 991 694 рублей 92 копеек в доход республиканского бюджета Чувашской Республики.

Общество обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии с встречным иском к Минэкономразвития Чувашии о признании недействительным пункта 1 приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики от 13.10.2016 № 9/3 «О возврате в республиканский бюджет Чувашской Республики бюджетных средств» в части принятия решения о возврате в республиканский бюджет Чувашской Республики бюджетных средств, предоставленных Обществу в 2015 году.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Чувашской Республики, Контрольно-счетная палата Чувашской Республики, Чувашская Республика в лице Министерства финансов Чувашской Республики.

Суд решением от 04.07.2017 удовлетворил иск Министерства: взыскал с Общества в доход республиканского бюджета на лицевой счет Министерства 3 991 694 рубля 92 копейки за нарушение обязательств по договору от 06.04.2015 № 8 и в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 42 958 рублей 47 копеек; в удовлетворении встречного иска отказал.

Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 13.10.2017 оставил решение суда первой инстанции без изменения.

Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.

Заявитель жалобы считает, что суды первой и апелляционной инстанций сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, и имеющимся в материалах дела доказательствам, неправильно применили нормы материального права, а именно: пункты 2 и 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), Правила предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе участникам инновационных территориальных кластеров, на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг), утвержденные постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.07.2014 № 250 (далее – Правила предоставления субсидий) применили в редакции, действовавшей на момент принятия решения судом, а не на момент заключения договора; неверно определили сумму возврата субсидии.

По мнению Общества, достижение планируемых результатов хозяйственной деятельности получателем субсидии не является условием предоставления субсидии; из протокола заседания рабочей группы от 07.10.2016 не следует вывод о нарушении Обществом именно условий предоставления субсидий. Подробно доводы Общества изложены в кассационной жалобе.

Министерство в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами Общества, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными; заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Третьи лица не представили отзывы на кассационную жалобу.

Общество и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направили. Кассационная жалоба рассмотрена без их участия.

Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики – Чувашии и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установили суды, согласно протоколу заседания Комиссии по государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства от 26.03.2015 № 1 Комиссия приняла решение о предоставлении Обществу государственной поддержки в размере 3 991 694 рублей 92 копеек.

Министерство и Общество заключили договор от 06.04.2015 № 8 о предоставлении субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях развития и модернизации производства товаров, согласно которому в 2015 году Обществу предоставлена государственная поддержка в форме возмещения части затрат, связанных с приобретением оборудования, на общую сумму 3 991 694 рубля 92 копейки, за счет средств, поступивших в республиканский бюджет из федерального бюджета.

Согласно платежному поручению от 14.10.2015 № 623429 субсидия в указанном размере перечислена Обществу.

Получатель субсидии взял на себя обязательства по достижению целевых показателей, указанных в информационной карте (приложение 2), и по соблюдению условий предоставления и использования субсидии (подпункты 3.1.3 и 3.1.7 пункта 3.1 договора).

Кроме того, на основании подпункта 3.1.4 пункта 3.1 договора Общество приняло на себя обязательства по предоставлению в течение трех лет со дня получения субсидии в Министерство ежегодно, до 1 мая года, следующего за отчетным, отчета о достижении показателей, указанных в информационной карте по установленной форме (приложение 3).

При этом в информационной карте, являющейся неотъемлемой частью договора, указаны отчетные периоды (2015, 2016 и 2017 годы). Целевые показатели должны выполняться в отчетных периодах 2015, 2016 и 2017 годов по отдельности.

Общество в отчете о достижении показателей результативности использования субсидии представил 25.04.2016 в Министерство сведения за отчетный период 2015 года (с 1 января по 31 декабря отчетного года).

Согласно представленному Обществом отчету о достижении показателей, указанных в информационной карте, за отчетный 2015 год не достигнуты следующие показатели использования субсидии: «Общий оборот отгруженных товаров (работ, услуг) собственного производств» (в 2015 году план – 180 000,0 тыс. рублей, факт – 174 139,0 тыс. рублей); «Чистый доход (доход за вычетом суммы расходов и уплаченных налогов)» (в 2015 году план – 8600,0 тыс. рублей, факт – 7127,0 тыс. рублей); «Среднесписочная численность работников» (в 2015 году план – 205 человек, факт – 182 человека); «Среднемесячная заработная плата работников» (в 2015 году план – 16 200 рублей, факт – 14 169 рублей).

В соответствии с подпунктом 3.1.4 договора 27.04.2017 Общество представило в Министерство отчет о достижении показателей, указанных в информационной карте, за 2016 год, из которого следует, что за отчетный 2016 год не достигнуты следующие показатели использования субсидии: «Общий оборот отгруженных товаров (работ, услуг) собственного производства» (в 2016 году план – 190 000,0 тыс. рублей, факт – 163 783,0 тыс. рублей); «Сумма уплаченных налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации» (в 2016 году план – 19 400 тыс. рублей, факт – 17 800 тыс. рублей); «Чистый доход (доход за вычетом суммы расходов и уплаченных налогов)» (в 2016 году план – 8800,0 тыс. рублей, факт – 5855,0 тыс. рублей); «Среднесписочная численность работников» (в 2016 году план – 207 человек, факт – 175 человек); «Среднемесячная заработная плата работников» (в 2016 году план – 19 200 рублей, факт – 13 215 рублей).

Из представленных отчетов за 2015 и 2016 годы следует, что идет снижение значений по ряду показателей, а именно «Общий оборот отгруженных товаров (работ, услуг) собственного производства», «Чистый доход (доход за вычетом суммы расходов и уплаченных налогов)», «Среднесписочная численность работников», «Среднемесячная заработная плата работников». Кроме того, сведения, представленные Обществом в отчете за 2016 год, по показателям «Среднесписочная численность работников», «Среднемесячная заработная плата», не совпадают с данными, представленными ОПФР по Чувашской Республике в письме от 17.03.2017 № 11012-28э/1754.

Указанные плановые показатели в информационной карте были заявлены Обществом в составе пакета документов, представленных им на конкурсный отбор субъектов малого и среднего предпринимательства, претендующих на получение государственной поддержки в форме предоставления субсидии на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров.

Согласно протоколу заседания рабочей группы по проведению мониторинга деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку от 07.10.2016, Министерство приняло приказ от 13.10.2016 № 9/3 «О возврате в республиканский бюджет Чувашской Республики бюджетных средств».

Министерство направило Обществу уведомление от 17.10.2016 № 06/22-9674 о возврате бюджетных средств в размере 3 991 694 рублей 92 копеек в республиканский бюджет Чувашской Республики в связи с нарушением обязательств по договору и условий предоставления и использования субсидии (подпункты 3.1.3 и 3.1.7 пункта 3.1 и подпункт 3.2.3 пункта 3.2 договора).

Общество в письме от 20.05.2016 № 222 сообщило Министерству о том, что недостижение показателей за 2015 год, указанных в информационной карте, произошло в связи со снижением оборота кондитерской продукции.

В письме от 20.10.2016 № 569 Общество указало, что субсидия получена не в полном (запрашиваемом) объеме; субсидия выделялась на модернизацию хлебобулочного производства, при этом снижения по хлебобулочному производству не произошло; условием договора о предоставлении субсидии является увеличение численности и создание новых рабочих мест; договором предусмотрена возможность внесения изменений.

В дополнение Общество в письме от 29.11.2016 № 631 проинформировало Министерство о том, что субсидия подлежит возврату в республиканский бюджет Чувашской Республики только в случае выявления нарушений условий предоставления субсидии (в редакции Правил, действовавших на момент получения субсидии, то есть до 28.07.2016); условия предоставления субсидии указаны в пункте 2.2 договора; экономические показатели деятельности, указанные в информационной карте, являются критериями для оценки эффективности использования субсидии; субсидия использована в полном соответствии с целевым назначением.

Общество не осуществило возврат бюджетных средств, что послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с иском.

Руководствуясь статьями 2, 309, 310, 401, 431, 432, 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 28 и 38, подпунктом 2 пункта 2, пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 209-ФЗ), Правилами предоставления субсидий, частью 1 статьи 198, частями 4 и 5 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии пришел к выводам о том, что Общество не выполнило условия договора о предоставлении субсидии в части достижения целевых показателей, пункт 1 оспариваемого приказа Министерства соответствует действующему законодательству, не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, удовлетворил иск Министерства и отказал в удовлетворении встречного иска.

Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.

В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 78 Кодекса субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 статьи 78 Кодекса), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 78 Кодекса нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона № 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21.09.2011 № 398 утверждена подпрограмма «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике» государственной программы Чувашской Республики «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2012 – 2020 годы» (приложение 28).

Согласно паспорту подпрограммы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике» целевыми индикаторами и показателями подпрограммы являются к 2021 году: прирост оборота продукции и услуг, произведенных субъектами малого и среднего предпринимательства, – до 6,5 процента к предыдущему году; прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории Чувашской Республики, – до 2,3 процента к предыдущему году; доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых на микропредприятиях, малых и средних предприятиях и у индивидуальных предпринимателей, в общей численности занятого населения – до 34,5 процента; доля продукции (работ, услуг), произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объеме валового регионального продукта – до 31,0 процента; количество субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тысячу человек населения Чувашской Республики – 38,6; количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку, – 6430 единиц; количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) – 5500 единиц; прирост налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства – 20 процентов; количество субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенных на территории индустриального (промышленного) парка, – 25 единиц.

В пункте 3.3 Правил предоставления субсидий установлено, что договор о предоставлении субсидии должен содержать в том числе следующие основные положения: – цели, сроки, порядок, размер и условия предоставления субсидии; – наименования сторон, их адреса и банковские реквизиты; – направления использования субсидии; – права и обязанности сторон; – ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств договора; – перечень документов, подтверждающих произведенные претендентом расходы; – перечень документов, подтверждающих использование оборудования для собственных нужд по целевому назначению в течение срока полезного использования, установленного постановлением Правительства Российской Федерации для соответствующей амортизационной группы основных средств, но не менее 3 лет со дня получения субсидии; – значения показателей результативности использования субсидий, указанных в информационной карте (далее – показатели результативности); – форму отчета о достижении значений показателей результативности и сроки его представления в Минэкономразвития Чувашии; – обязательство получателя субсидии о достижении значений показателей результативности; – обязательство получателя субсидии об использовании оборудования для собственных нужд по целевому назначению в течение срока полезного использования, установленного постановлением Правительства Российской Федерации для соответствующей амортизационной группы основных средств, но не менее 3 лет со дня получения субсидии; – обязательство получателя субсидии о ведении учета показателей результативности и представлении отчетности о достижении их значений; – обязательство получателя субсидии о недопущении образования задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы в Чувашской Республике в течение срока, указанного в абзаце третьем пункта 3.2 настоящих Правил; – обязательство получателя субсидии о недопущении образования задолженности по выплате заработной платы работникам в течение срока, указанного в абзаце третьем пункта 3.2 настоящих Правил; – обязательство получателя субсидии о выплате работникам заработной платы в размере не ниже двух минимальных размеров оплаты труда; – положения об обязательной проверке Минэкономразвития Чувашии соблюдения получателем субсидии условий и целей предоставления субсидии; – согласие получателя субсидии (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) на осуществление Минэкономразвития Чувашии, Министерством финансов Чувашской Республики (далее – Минфин Чувашии) и иными органами государственного финансового контроля проверок соблюдения получателем субсидии условий, целей и порядка предоставления субсидии; – порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидии остатков субсидии, не использованных в отчетном финансовом году, и случаи такого возврата; – порядок возврата субсидии в случаях выявления Минэкономразвития Чувашии или органами государственного финансового контроля фактов нарушения целей и условий, установленных при ее предоставлении, недостижения значений показателей результативности; – порядок, сроки и формы представления отчетности об использовании субсидии, выполнении условий предоставления субсидии.

Эффективность использования субсидии оценивается исходя из достижения претендентом следующих значений показателей результативности: – общий объем отгруженных товаров (работ, услуг) собственного производства; – выручка от продажи товаров (работ, услуг); – сумма уплаченных налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации; – чистый доход (доход за вычетом суммы расходов и уплаченных налогов); – средняя численность работников; – среднемесячная заработная плата одного работника; – создание дополнительных рабочих мест. В случае выявления нарушения условий предоставления субсидии, установленных настоящими Правилами, и обязательств, установленных договором, нецелевого использования субсидии получатель субсидии обязан возвратить субсидию в республиканский бюджет Чувашской Республики (пункты 4.2 – 4.3 Правил предоставления субсидий).

В пункте 4.4 Правил предоставления субсидий указано, что решение о возврате субсидии принимается Минэкономразвития Чувашии в течение 5 рабочих дней со дня поступления заключения рабочей группы и (или) органов государственного финансового контроля о выявлении фактов, указанных в пункте 4.3 настоящих Правил.

В случае, если получателем субсидии по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии не выполнены и (или) не достигнуты показатели результативности и по результатам года, следующего за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, то субсидия подлежит возврату в республиканский бюджет Чувашской Республики в срок до 1 июня года, следующего за отчетным годом, в объеме, рассчитанном по формуле: Vвозврата = Vсубсидии x k x m / n, где:

Vсубсидии – размер субсидии, полученной получателем субсидии;

k – коэффициент возврата субсидии;

m – количество показателей результативности, по которым индекс, отражающий уровень недостижения значения i-го показателя результативности, имеет положительное значение;

n – общее количество показателей результативности.

Коэффициент возврата субсидии рассчитывается по формуле k = SUM Di / m, где:

Di – индекс, отражающий уровень недостижения значения i-го показателя результативности. Индекс, отражающий уровень недостижения значения i-го показателя результативности, определяется по формуле Di = 1 - Тi / Si, где:

Тi – фактически G_Д_Ю_достигнутое значение i-го показателя результативности на отчетную дату;

Si – плановое значение i-го показателя результативности.

На основании пункта 4.6 Правил предоставления субсидий Минэкономразвития Чувашии в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о возврате субсидии направляет получателю субсидии уведомление о возврате в республиканский бюджет Чувашской Республики бюджетных средств.

В случае если получатель субсидии не возвращает бюджетные средства, полученные в виде субсидии, в республиканский бюджет Чувашской Республики в течение 30 дней со дня направления ему уведомления, они взыскиваются в судебном порядке. Получатель субсидии в дальнейшем лишается права на получение субсидии в соответствии с настоящими Правилами (пункт 4.7 Правил предоставления субсидий).

Суды установили и материалам дела не противоречит, что Общество не обеспечило выполнение условия договора о предоставлении субсидии от 06.04.2015 № 16 в части достижения целевых показателей, указанных в информационной карте, согласно приложению 2 к договору. Доказательства невозможности исполнения условий договора в материалах дела отсутствуют.

Исследовав и оценив обстоятельства дела и представленные в материалы дела доказательства по правилам, предусмотренным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о том, что недостижение Обществом показателей, установленных договором, является невыполнением целей, установленных подпрограммой «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике» (приложение 28) государственной программы Чувашской Республики «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2012 – 2020 годы», утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21.09.2011 № 398, и правомерно удовлетворили иск Министерства.

В обоснование встречного иска о признании недействительным пункта 1 приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики от 13.10.2016 № 9/3 «О возврате в республиканский бюджет Чувашской Республики бюджетных средств» в части принятия решения о возврате в республиканский бюджет Чувашской Республики бюджетных средств, предоставленных в 2015 году, Общество указало, что оспариваемый пункт приказа не соответствует нормам действующего законодательства, нарушает его законные права и интересы.

В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с пунктом 4.3 Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе участникам инновационных территориальных кластеров, на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг), утвержденных постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 23.07.2015 3250, в случае выявления фактов нарушения получателем субсидии обязательств, предусмотренных договором, Минэкономразвития Чувашии в течение 5 рабочих дней со дня выявления указанных фактов составляет акт о нарушении обязательств по договору (далее – акт о нарушении), в котором указываются выявленные нарушения и сроки их устранения.

Министерство в течение 5 рабочих дней со дня составления акта о нарушении направляет его получателю субсидии.

В случае неустранения нарушений в сроки, указанные в акте о нарушении, Минэкономразвития Чувашии направляет соответствующее уведомление, содержащее сумму, сроки, код бюджетной классификации Российской Федерации, по которому должен быть осуществлен возврат субсидии, реквизиты лицевого счета, на который должны быть перечислены средства (далее – уведомление).

В течение одного рабочего дня со дня подписания уведомления оно направляется получателю субсидии.

Получатель субсидии обязан осуществить возврат субсидии в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления.

Суды установили, что Общество не выполнило условия, предусмотренные подпунктами 3.1.3 и 3.1.7 пункта 3.1 договора, и по итогам отчетного периода 2015 – 2016 годов не обеспечило достижение четырех показателей, которые были заявлены им при предоставлении государственной поддержки из республиканского бюджета Чувашской Республики («Общий оборот отгруженных товаров (работ, услуг) собственного производства»; «Чистый доход (доход за вычетом суммы расходов и уплаченных налогов)»; «Среднесписочная численность работников»; «Среднемесячная заработная плата работников»).

Достижение показателей, указанных в информационной карте, является условием использования субсидии. Как верно указали суды, возложение на Общество указанной обязанности преследует цель эффективного использования бюджетных средств, а также достижения целевых индикаторов и показателей подпрограммы, ее ожидаемых результатов.

Таким образом, Министерство обоснованно приняло приказ от 13.10.2016 № 9/3 «О возврате в республиканский бюджет Чувашской Республики бюджетных средств» в отношении Общества.

Исследовав и оценив обстоятельства дела и представленные в материалы дела доказательства по правилам, предусмотренным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о том, что пункт 1 оспариваемого приказа Министерства в части принятия решения о возврате в республиканский бюджет Чувашской Республики бюджетных средств, предоставленных Обществу в 2015 году, не противоречит действующему законодательству, не нарушает прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, и обоснованно отказали в удовлетворении встречного иска.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом приведенных в кассационной жалобе доводов у суда кассационной инстанции не имеется.

Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Кассационная жалоба Общества не подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 04.07.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2017 по делу № А79-12001/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества «Алатырский хлебозавод» – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.Ш. Радченкова

Судьи

О.В. Александрова

И.Л. Забурдаева