г. Владимир
05 августа 2022 года Дело № А79-1268/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 02.08.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.08.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Тарасовой Т.И.,
судей Новиковой Л.П., Насоновой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беловой Е.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ВЭСКК» на решение Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 06.06.2022 по делу № А79-1268/2022по иску общества с ограниченной ответственностью "ВЭСКК" (ОГРН <***>, ИНН <***>, 197110, <...>, Литер А, пом. № 61-Н), к Управлению городского хозяйства администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики (ОГРН <***>, ИНН <***>, 429951, г. Новочебоксарск, Чувашская Республика, ул. Винокурова, д. 14), обществу с ограниченной ответственностью "ПРОФЭСПО" (ОГРН <***>, ИНН <***>, 125124, <...>, подъезд 2, эт. 5), о признании недействительными результатов открытого конкурса, о признании недействительным контракта, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики (429951, г. Новочебоксарск, Чувашской Республики, ул. Винокурова, д. 14).
В судебном заседании принимали участие: от истца – общества с ограниченной ответственностью «ВЭСКК» - ФИО1 по доверенности от 15.02.2022 (сроком действия по 31.12.2022);
иные участвующие в деле лица явку полномочных представителей не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Общество с ограниченной ответственностью "ВЭСКК" (далее - истец, ООО "ВЭСКК") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Управлению городского хозяйства администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики (далее - ответчик, Управление) и обществу с ограниченной ответственностью "ПРОФЭКСПО" (далее - ответчик, ООО "ПРОФЭСПО") о признании недействительными результатов открытого конкурса, о признании недействительным контракта.
Исковые требования основаны на статьях 167, 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьях 48, 54.4 Федерального закона от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Определением Арбитражного суда Чувашской Республики от 29.03.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена администрация г. Новочебоксарска Чувашской Республики.
Решением от 06.06.2022 суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ВЭСКК"обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель указывает следующее: заявка истца содержала все необходимые сведения и информацию, предусмотренные Законом о контрактной системе, исоответствовала требованиям документации конкурса; заказчик, не включив в Техническое задание диапазон рабочих температур, соответствующий типу климатического исполнения «У1», намеренно создал ситуацию, при которой указание любого значения показателя «диапазон рабочих температур» для вида климатического исполнения «У1» будет признано несоответствующим требованиям документации конкурса, а заявка такого участника будет отклонена; заявка ответчика не соответствовала установленным требованиям и должна была быть отклонена.
Истец поддержал доводы апелляционной жалобы.
Ответчик и третье лицо явку представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили, заявили ходатайства о рассмотрении дела без участия представителей.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся доказательствам.
Повторно рассмотрев дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, 16.12.2021 на официальном сайте Единой информационной системы (zakupki.gov) (далее - "ЕИС") была размещена документация открытого конкурса в электронной форме для заключения энергосервисного контракта на выполнение энергоэффективных мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования ресурсов для целей наружного освещения на территории г. Новочебоксарска Чувашской Республики (номер извещения о проведении закупки - № 0115300022721000202) (далее -"Конкурс"), заказчик - Управление городского хозяйства администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики (далее также - "Заказчик", "Ответчик 1"). ООО "ВЭСКК" (далее также - "Истец") принимало участие в Конкурсе (идентификационный номер заявки № 111249629).
12.01.2021в ЕИС Заказчиком был размещен протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме № 0115300022721000202 от 11.01.2022 (далее - "Протокол"), который содержал решение конкурсной комиссии Заказчика об отказе в допуске к участию в Конкурсе заявки Истца (всего отклонены 2 из 3 поданных заявок). Основание отклонения: "Несоответствие предложения участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, предусмотренным пунктом 3 части 4 статьи 54.4 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Закон № 44-ФЗ) и установленным в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документации".
Для участия в конкурсе подано три заявки с идентификационными номерами: 111238980, 111236334, 111249629.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным в конкурсной документации, единой комиссией принято решение: - допустить к участию в конкурсе и признать участниками торгов участников закупки, подавших заявки с идентификационными номерами: 111238980; - отказать в допуске к участию в конкурсе участника закупки, подавшего заявку с идентификационным номером 111236334 (ООО "Энергоника"), 111249629 (ООО "ВЭСКК").
Пунктом 12 протокола рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме № 0115300022721000202 открытый конкурс признан несостоявшимся, в связи с тем, что по результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме конкурсная комиссия приняла решение о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком конкурсе, его участником.
На основании рассмотрения второй части заявки единственного участника на участие в открытом конкурсе в электронной форме и в соответствии с частью 2 статьи 55.1 закона № 44-ФЗ контракт заключается с участником обществом с ограниченной ответственностью "ПРОФЭСПО".
Полагая, что решение заказчика об отклонении заявки истца является незаконным и необоснованным, послужило основанием для обращения последнего с иском в суд.
Разрешая настоящий спор, суд исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ любой участник закупки имеет право обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Статьей 8 ГК РФ предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
По статье 11 ГК РФ в судебном порядке подлежат защите только нарушенные или оспоренные гражданские права.
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. Торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
По пункту 1 статьи 448 ГК РФ конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом конкурсе может участвовать любое лицо.
В соответствии с пунктом 1 статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Торги могут быть признаны недействительными в случае, если кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; были допущены нарушения правил, установленных законом.
По смыслу названной статьи основанием признания торгов недействительными может служить существенное нарушение процедуры их проведения. При этом под существенным нарушением следует понимать такое отклонение от установленных требований, которое повлекло или могло повлечь иные результаты торгов и, как следствие, грубое нарушение прав и законных интересов заинтересованного лица.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25.12.2012 № 11237/12, при рассмотрении исков о признании торгов недействительными судам следует устанавливать, являются ли допущенные нарушения существенными, способными повлиять на число участников торгов или результат определения их победителя.
Соответствующие правовые подходы сформулированы в пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.12.1993 № 32 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий", пунктах 1 и 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 № 101 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства" (далее по тексту -Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 № 101), Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (от 28.10.2010 № 7171/10, от 14.12.2010 № 7781/10, от 28.02.2012 № 14850/11, от 05.04.2012 № 16311/11).
В соответствии с пунктами 1 и 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 № 101 иск о признании публичных торгов недействительными, заявленный лицом, права и законные интересы которого не были нарушены вследствие отступления от установленного законом порядка проведения торгов, не подлежит удовлетворению.
При рассмотрении иска о признании публичных торгов недействительными суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными и повлияли ли они на результат торгов.
Согласно части 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с частью 4 статьи 54 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать:
-согласие участника открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
-предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки при установлении в конкурсной документации критерия, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
-при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям,
установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.
Участник открытого конкурса в электронной форме не допускается к участию в открытом конкурсе в электронной форме в случае:
- непредставления информации, предусмотренной частью 4 статьи 54.4 настоящего Федерального закона (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), или предоставления недостоверной информации;
-несоответствия предложений участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, предусмотренным пунктом 3 части 4 статьи 54.4 настоящего Федерального закона и установленным в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документации;
-указания в первой части заявки участника открытого конкурса в электронной форме сведений о таком участнике и (или) о предлагаемой им цене контракта (часть 3 статьи 54.5 Закона о контрактной системе).
Согласно части 6 статьи 54.5 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ по результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме конкурсная комиссия оформляет протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в таком конкурсе, который подписывается всеми присутствующими на заседании конкурсной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком конкурсе. Указанный протокол должен содержать информацию: 1) о месте, дате, времени рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме; 2) об идентификационных номерах заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме; 3) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме, и признании его участником такого конкурса или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, конкурсной документации, которым не соответствует заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме данного участника, и положений заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые не соответствуют требованиям, установленным конкурсной документацией; 4) о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о допуске к участию в таком конкурсе и признании его участником такого конкурса или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе; 5) о порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критерию, установленному пунктом 3 части 1 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (при установлении этого критерия в конкурсной документации), и о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме и присвоении участнику баллов по указанному критерию, предусмотренному конкурсной документацией.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки первых частей заявок от 11.01.2022 на участие в открытом конкурсе в электронной форме, участнику закупки с порядковым номером № 111249629 (ООО "ВЭСКК") отказано в допуске к участию в закупке.
Основанием для отказа в допуске участнику закупки №111249629 (ООО " ВЭСКК" ) послужило несоответствие предложения участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, предусмотренным пунктом 3 части 4 статьи 54.4 Закона о контрактной системе и установленным в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документации.
При описании характеристик климатического исполнения светильников всех типов, участником указан вид "У1". При этом, участником указана температура эксплуатации светильников от -60 до +40, что не соответствует ГОСТ 15150-69. Межгосударственный стандарт. Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды.
В соответствии с положениями ГОСТ 15150-69 климатические исполнение прибора типа "У1 " предусматривает его эксплуатацию при предельных температурных значениях от -45 до +40 (Таблица 3 ГОСТ 15150-69). Следовательно, истец указал в заявке недостоверную информацию о температуре эксплуатации осветительного прибора в диапазоне от -60 до +40 °С при климатическом исполнении типа "У1".
При описании характеристики "сигнализация об аварийных ситуациях" силового оборудования ШУНО (однофазный) и ШУНО (двухфазный) участником использовано слово "или", что противоречит инструкции по заполнению заявки.
Приложением 5 к документации о проведении открытого конкурса в электронной форме предусмотрена инструкция по указанию конкретных характеристик товара.
Согласно указанной инструкции, значения показателей не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование и содержать слова или сопровождаться словами "не более", "не менее", "более", "менее", "или", "должен", "может быть", "диапазон должен быть не более от...- до...", "диапазон должен быть не менее от...-до...", "до", то есть должны быть конкретными.
Приложением 6 к документации о проведении открытого конкурса в электронной форме предусмотрено техническое задание.
Характеристики световых приборов, максимальные и (или) минимальные значения показателей товара, позволяющие определить соответствие оказываемых услуг, установленным муниципальным заказчиком требованиям установлены Таблицей № 2 Приложения 6.
Пунктом 11 таблицы требований к модернизации шкафов управления наружным освещением (ШУНО) и внедрению' автоматизированной системы управления наружным освещением (АСУНО) установлены требования к характеристике "Сигнализация об аварийных ситуациях" со значением: отсутствие входного напряжения, срабатывание защитной автоматики, отсутствие тока при включении освещения по расписанию или команде диспетчера.
При описании характеристик напряжения питания и частоты питающего напряжения контроллера управления уличным освещением частником использовано слово "до", что противоречит инструкции по заполнению заявки.
Приложением 5 к документации о проведении открытого конкурса в электронной форме предусмотрена инструкция по указанию конкретных характеристик товара.
Согласно указанной инструкции значения показателей не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование и содержать слова или сопровождаться словами "не более", "не менее", "более", "менее", "или", "должен", "может быть", "диапазон должен быть не более от... -до...", "диапазон должен быть не менее от.. .-до...", "до", то есть должны быть конкретными.
Если в техническом задании значение показателя установлено как верхний или нижний предел, сопровождаясь при этом соответственно словами "не менее", "не более", "менее", "более", "до", участником закупки в предложении устанавливается конкретное значение.
Приложением 6 к документации о проведении открытого конкурса в электронной форме предусмотрено техническое задание.
Характеристики световых приборов, максимальные и (или) минимальные значения показателей товара, позволяющие определить соответствие оказываемых услуг, установленным муниципальным заказчиком требованиям установлены Таблицей № 2 Приложения 6.
Установлено, что технические требования к контроллеру управления освещением определены заказчиком в отдельной таблице, в которой предусмотрены следующие технические характеристики:
-Напряжение питания, В - от 180 до 260;
-Частота питающего напряжения, Гц - от 47 до 65.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что в составе первой части заявки "ВЭСКК" по данным характеристикам представлено следующее:
-Напряжение питания, В - от 180 до 260;
-Частота питающего напряжения, Гц - от 47 до 65.
Согласно ГОСТ 29322-2014 "Межгосударственный стандарт" значение показателей "напряжение" и "частота напряжения" указываются конкретным значением.
Изложенное свидетельствует о несоответствии предложения заявителя в первой части заявки требованиям, предусмотренным пунктом 3 части 4 статьи 54.4 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, и установленным в извещении о проведении совместного конкурса с ограниченным участием в электронной форме разделе 6 документации, конкретных показателях товара соответствующих значениям, установленным в разделе 5 документации.
Указанное обстоятельство истцом документально не опровергнуто, установлено единой комиссией по результатам оценки первых частей заявки участников конкурса, подтверждается решением Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии от 26.01.2022 № 021/06/54.7-17/2022.
Частью 7 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ предоставлена возможность любому участнику открытого конкурса в электронной форме, зарегистрированному в единой информационной системе и аккредитованному на электронной площадке, направить оператору электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, на которой планируется проведение такого открытого конкурса в электронной форме, запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации.
ООО "ВЭСКК" перед подачей заявки на участие в конкурсе, как и любой другой участник был ознакомлен с положениями документации конкурса (доказательства обратного в материалах дела отсутствуют, суду не представлены, об их наличии не заявлено).
Вместе с тем правом, предусмотренным частью 7 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, обратиться за разъяснениями к заказчику, истец не воспользовался.
Доказательства того, что конкурсная документация в рассматриваемой части истцом оспорена, в материалах дела отсутствуют, суду не представлены, об их наличии не заявлено.
В связи с этим истцу, подавшему заявку с идентификационным номером 111249629, конкурсной комиссией обоснованно отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с признанием первой части заявки истца не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией.
Доказательства нарушения прав истца в материалах дела отсутствуют.
На день принятия решения заключенный ответчика контракт исполнен.
При вышеизложенных обстоятельствах, основания для удовлетворения требований истца отсутствуют.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционнойинстанции отклонил их как несостоятельные.
Повторно оценив представленные доказательства, приведенные доводы, суд апелляционной инстанции считает вывод суда первой инстанции о несоответствии предложения заявителя в первой части заявки требованиям, предусмотренным пунктом 3 части 4 статьи 54.4 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, и установленным в извещении о проведении совместного конкурса с ограниченным участием в электронной форме разделе 6 документации, конкретных показателях товара соответствующих значениям, установленным в разделе 5 документации, и правомерности действий конкурсной комиссией правильными.
Приведенные апеллянтом доводы не опровергают выводов суда первой инстанции и не влекут отмену судебного акта.
Суждение апеллянта о том, заявка ответчика не соответствовала установленным требованиям бездоказательно.
В силу изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы – установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 06.06.2022 по делу № А79-1268/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ВЭСКК» – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.И. Тарасова
Судьи
Л.П. Новикова
Н.А. Насонова