АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082
http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.aritr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород | Дело № А79-1487/2022 |
23 сентября 2022 года |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе судьи Радченковой Н.Ш.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
муниципального предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «город Канаш Чувашской Республики»
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 29.04.2022 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2022
по делу № А79-1487/2022
по заявлению муниципального предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «город Канаш Чувашской Республики» (ОГРН 1072134000070, ИНН 2123008250)
о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики от 10.02.2022 № 03/19
и у с т а н о в и л :
муниципальное предприятие «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «город Канаш Чувашской Республики» (далее – Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением о признании незаконным постановления Государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее – Инспекция) от 10.02.2022 № 03/19.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 29.04.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного от 07.07.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Предприятие не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы не согласен с выводами суда. По мнению Предприятия, факт несоответствия температуры горячей воды в точке водоразбора квартиры № 57 Инспекцией не подтвержден, как и не подтвержден на границе эксплуатационной ответственности. В материалах дела отсутствуют сведения о допуске, состоянии манометров и сведения о дате своевременной проверки.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Инспекция в отзыве отклонила доводы жалобы.
На основании части 2 статьи 288.2 АПК РФ кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без вызова сторон.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, в ходе проведенной внеплановой проверки в отношении заявителя Инспекцией установлено, что Предприятием (ресурсоснабжающей организацией) не обеспечивается надлежащее исполнение требований по теплоснабжению в доме № 17 по улице Репина город Канаш Чувашской Республики.
В квартире № 57 дома № 17 по улице Репина города Канаш Чувашской Республики произведен замер температуры воздуха, который составил плюс 17°С, что не соответствует требованиям пункта 15 приложения № 1 Правил № 354, согласно которому в районах с температурой наиболее холодной пятидневки минус 29°С температура воздуха в жилых помещениях должна составлять не ниже плюс 18°С, в угловых комнатах – не ниже плюс 20°С; в других помещениях – в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р 51617-2000). Допускается превышение нормативной температуры – не более 4°С. Снижение нормативной температуры в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается. В ночное время суток (с 0.00 до 5.00) допустимо снижение на 3°.
Согласно температурному графику системы теплоснабжения, утвержденному органом местного самоуправления и ресурсоснабжающей организацией, при минус 14°С температура теплоносителя на вводе в многоквартирный дом на подающем трубопроводе отопления должна составлять плюс 70°С. Установлено, что давление воды на вводе в многоквартирный дом на подающем трубопроводе отопления составило 4 кгс/см2 , на обратном – 4 кгс/см2 , то есть перепад давлений отсутствует, что не соответствует требованиям пункта 8.18 СП 124.13330.2012. Свод правил. Тепловые сети. Актуализированная редакция СНиП 41-02-2003, утвержденных Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 280.
Названные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 29.12.2021 № 05/36.
Усмотрев в деянии Предприятия признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ, должностное лицо Инспекции составило протокол об административном правонарушении от 26.01.2022 № 05/01 и вынесло постановление от 10.02.2022 № 03/19 о привлечении Предприятия к административной ответственности в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Предприятие о не согласилось с данным постановлением и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь положениями АПК РФ, КоАП РФ, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности арбитражный суд, в числе прочего, обязан проверить имелись ли законные основания для привлечения к ответственности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).
В статье 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, являются права потребителей (граждан), а непосредственным предметом посягательства - утвержденные нормативы и режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, является нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами данного правонарушения признаются должностные лица и юридические лица, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
В соответствии с пунктом 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).
В силу положений подпункта «а» пункта 31 Правил № 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно подпункту «в» пункта 3 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1 к данным правилам.
Одним из видов коммунальных услуг является отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления (подпункт «е» пункта 4 Правил № 354).
Согласно пункту 15 приложения № 1 к Правилам № 354 обеспечение нормативной температуры воздуха в жилых помещениях - не ниже +18 °C (в угловых комнатах - +20 °C), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31 °C и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20 °C (в угловых комнатах - +22 °C); в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р 51617-2000). Допустимое превышение нормативной температуры - не более 4 °C; допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) - не более 3 °C; снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается.
В силу пункта 8.18 СП 124.13330.2012. Свод правил. Тепловые сети. Актуализированная редакция СНиП 41-02-2003, утвержденных Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 280, при определении напора сетевых насосов перепад давлений на вводе двухтрубных водяных тепловых сетей в здания (при элеваторном присоединении систем отопления) следует принимать равным расчетным потерям давления на вводе и в местной системе с коэффициентом 1,5, но не менее 0,15 МПа. Избыточный напор гасить в тепловых пунктах зданий.
Согласно пункту 103 Правил № 354 если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальных услуг, превышающие их установленную продолжительность, возникли во внутридомовых инженерных системах и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, то за данные нарушения несет ответственность ресурсоснабжающая организация.
Пунктом 104 Правил № 354 при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженернотехнологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Предприятие является исполнителем коммунальной услуги по теплоснабжению. Предприятием не обеспечивается надлежащее исполнение требований по теплоснабжению дома № 17 по улице Репина города Канаш Чувашской Республики в соответствии с требованиями пункта 15 Приложения 1 Правил № 354.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, в том числе протокол об административном правонарушении от 26.01.2022 № 05/01, объяснения Кирилловой И.Г. от 26.01.2022, акт проверки от 29.12.2021 № 05/36, акт периодической проверки готовности узла учета тепловой энергии у потребителя, договор ресурсоснабжения от 03.09.2021 № 25/21, фотокопии, в совокупности и взаимосвязи, суды сделали правильный вывод о наличии в действиях предприятия состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в статье 7.23 КоАП РФ.
Вывод суда соответствует материалам дела, им не противоречит и не подлежит переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что Предприятие приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали Предприятию в удовлетворении заявления.
Ссылка заявителя на то, что Инспекцией не подтверждено несоответствие температуры горячей воды в точке водоразбора квартиры № 57 на границе эксплуатационной ответственности была предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, получила надлежащую правовую оценку и отклоняется судом округа.
Согласно материалам проверки температура теплоносителя на вводе в многоквартирный дом на подающем трубопроводе отопления по показаниям теплосчетчика СТУ-1 с заводским № 797 составила плюс 49,3°С. Температурный график на вводе в дом не соответствует установленным требованиям, следовательно, температура в отапливаемых помещениях не будет соответствовать нормативным требованиям, в частности по горячей воде, которая на точке водоразбора должна быть не ниже +60°С– +75°С. Кроме того, перепад давлений на вводе двухтрубных водяных тепловых сетей в здания отсутствует.
Довод Предприятия об отсутствии в материалах дела сведений о допуске, состоянии манометров и сведений о дате своевременной проверки, был предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, получил надлежащую правовую оценку и отклоняется судом округа.
Согласно акту периодической проверки узла учета тепловой энергии у потребителя, подписанный представителем энергоснабжающей организации и представителем муниципального унитарного предприятия «Коммунальные услуги» муниципального образования «город Канаш Чувашской Республики», узел учета тепловой энергии дома № 17 по улице Репина город Канаш Чувашской Республики допускается в эксплуатацию с 21.09.2021 по 30.04.2022. Замер температуры произведен термометром техническим стеклянным, который внесен в Государственный реестр средств измерений под № 70650-18, первичная поверка термометра проведена в августе 2021 года, межповерочный интервал составляет 3 года.
Таким образом, оспариваемое постановление Инспекции является законным, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения заявленного требования Предприятия.
Суды не установили процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении. Штраф назначен Предприятию в размере санкции.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив фактические обстоятельства совершения административного правонарушения и степень его общественной опасности, пришли к выводу об отсутствии оснований для признания административного правонарушения малозначительным.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Доводы, изложенные в жалобе, не опровергают выводы судов и, по существу, направлены на иную оценку доказательств, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (статья 286 Кодекса).
Неверное толкование заявителем жалобы норм права и несогласие с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права и не могут быть положены в обоснование отмены обжалуемого постановления.
Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Кодекса.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 29.04.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2022 по делу № А79-1487/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «город Канаш Чувашской Республики» – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья | Н.Ш. Радченкова | |