ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А79-15250/17 от 21.11.2018 Первого арбитражного апелляционного суда

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru,  тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир                                            

«27» ноября 2018 года                                                 Дело № А79-15250/2017

Резолютивная часть постановления объявлена  21.11.2018.

Постановление в полном объеме изготовлено   27.11.2018.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,

судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Большаковой Т.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу производственного кооператива «Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие №2» (ОГРН <***>,                              ИНН <***>) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 09.08.2018 по делу № А79-15250/2017, принятое судьей Красновым А.М. по заявлению производственного кооператива «Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие №2»                        о признании недействительным постановления Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике   Средне – Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 08.12.2017 №170836.

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

При проведении мероприятий по контролю за исполнением обязательных требований, установленных законодательными и иными нормативно-правовыми актами в области автомобильного транспорта, Средне-Волжским межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – Управление) 19.10.2017 установлено, что производственный кооператив «Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие № 2» (далее -  Кооператив) осуществлял пассажирские перевозки по регулярным муниципальным маршрутам № 32, № 41 в г. Чебоксары с недействительными картами маршрута регулярных перевозок серии  21Ч № 000011, 21 Ч № 000110.

Усмотрев в действиях Кооператива наличие признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченное должностное лицо Управления 22.11.2017 составило протокол об административном правонарушении №171075 и вынесло постановление от 08.12.2017 о назначении Кооперативу административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Кооператив обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Решением от 09.08.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.

В апелляционной жалобе Кооператив ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.

По мнению Кооператива, на основании договоров от 13.03.2014 № 30, № 43 карты маршрута регулярных перевозок серии 21Ч № 000011, 21Ч № 000110 действительны с 17.03.2014 по 16.03.2018, администрацией г. Чебоксары не отзывались и в судебном порядке не признаны недействительными.

Управление в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе,отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Частью 4 статьи 11.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере 300 000 рублей.

В целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам (часть 1 статьи 14 Закона № 220-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 35 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту -Федеральный закон № 220-ФЗ) водитель транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, обязан иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок.

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 3 Федерального закона
№ 220-ФЗ карта маршрута регулярных перевозок является документом, содержащим сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.

В соответствии с частью 8 статьи 14 Федерального закона № 220-ФЗ государственный или муниципальный заказчик выдает на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута регулярных перевозок.

Согласно части 2 статьи 17 Закона № 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.

Из части 3 статьи 17 Закона № 220-ФЗ следует, что карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту.

Таким образом, карта маршрута является обязательным документом, подтверждающим законное право на осуществление перевозок по соответствующему маршруту, и только при ее наличии лицо имеет право использовать транспортное средство для осуществления регулярных перевозок пассажиров по определенному маршруту.

Как следует из материалов дела, 13.03.2014 между администрацией г. Чебоксары и Кооперативом заключены договоры № 30, № 43 на право осуществления пассажирских перевозок в г. Чебоксары по маршруту регулярных перевозок № 32 «пр. Тракторостроителей (ост. Заводоуправление) - ул. Университетская (ост. Университет)» и № 41 «Монтажный проезд - ул. Университетская (ост. Магазин Акатуй)», на основании которых Кооперативу выданы карты маршрута регулярных перевозок на маршруты № 32, № 41 на срок с 17.03.2014 по 16.03.2018, т.е. на срок действия договора.

Уведомлениями от 27.06.2017 № 29/04-3107, № 29/04-3108 администрация г. Чебоксары известила Кооператив о расторжении в одностороннем порядке договоров от 13.03.2014 № 30, № 43, сообщила, что по истечении 30 календарных дней со дня получения настоящего уведомления Кооператив не вправе осуществлять пассажирские перевозки по маршрутам № 32, № 41, ранее выданные карты маршрута регулярных перевозок, считаются утратившими свой действие (аннулируются). Указанные извещения Кооперативом получены 29.06.2017 (л.д. 49-54).

В рамках арбитражных дел № А79-9487/2017, № А79-9488/2017
Кооператив оспаривал решение администрации города Чебоксары об одностороннем расторжении договоров на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в городе Чебоксары от 13.03.2014 № 30 (маршрут № 32) и № 43 от 13.03.2014 (маршрут № 41).

Решениями Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 29.01.2018 по делу № А79-9487/2017, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2018, отказано в удовлетворении требований Кооператива к администрации г. Чебоксары о признании незаконным одностороннего расторжения договора на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в г. Чебоксары от 13.03.2014 № 30.

Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 08.12.2017 по делу № А79-9488/2017, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2018, отказано в удовлетворении исковых требований Кооператива к администрации г. Чебоксары о признании недействительным одностороннего расторжения договора № 43 от 13.03.2014, изложенного в уведомлении от 27.06.2017 № 29/04-3108.

В ходе рассмотрения арбитражных дел № А79-9487/2017,
№ А79-9488/2017 судами было установлено, что у администрации г. Чебоксары имелись законные основания для реализации своего права на отказ от исполнения договора (одностороннее расторжение договора).

Согласно пункту 5.2.1 договора от 13.03.2014 № 30 срок расторжения договора в одностороннем порядке составляет 30 календарных дней со дня получения уведомления.

Аналогичное условие содержится и в договоре от 13.03.2014 № 43.

Согласно пункта 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.

В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

Уведомлениями от 27.06.2017 № 29/04-3107, № 29/04-3108 администрация г. Чебоксары известила Кооператив о расторжении в одностороннем порядке договоров от 13.03.2014 № 30, № 43. Данные уведомления получены 29.06.2017, что Кооперативом не оспаривается, следовательно, по истечении 30 календарных дней со дня получения настоящего уведомлений Кооперативом договор считается расторгнутым.

Довод Кооператива о том, что на период рассмотрения дел
№ А79-9487/2017, № А79-9488/2017 договоры от 13.03.2014 № 30, № 43 не были расторгнуты, является ошибочным.

Таким образом, на дату проверки (19.10.2017) Кооператив осуществлял регулярные перевозки пассажиров помаршруту № 32 «пр. Тракторостроителей (ост. Заводоуправление) - ул. Университетская (ост. Университет)» и маршруту № 41 «Монтажный проезд - ул. Университетская (ост. Магазин Акатуй)» без действующих карт маршрутов.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (статья 2.1Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Кооператив имел возможность для соблюдения обязательных требований, при этом какие-либо неустранимые препятствия для их надлежащего исполнения отсутствовали.

Следовательно, вина Кооператива в совершении административного правонарушения административным органом доказана.

С учетом изложенного вывод Управления и суда первой инстанции о наличии в действиях Кооператива состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует материалам дела.

Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, оценив характер совершенного административного правонарушения, степень его общественной опасности, роль правонарушителя, приняв во внимание конкретные обстоятельства дела, суд не нашел исключительности в деянии Общества и, соответственно, оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.

Оснований для применения положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом не установлено.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд не установил оснований, при наличии которых штраф, назначенный Управлением, может быть уменьшен.

По убеждению суда апелляционной инстанции, в рассматриваемом случае Кооперативу назначено справедливое и соразмерное административное наказание с учетом характера правонарушения и степени вины правонарушителя.

Копии определения о возбуждении дела об административном правонарушении, определения об истребовании документов от 20.10.2017, извещение о составлении протокола от 31.10.2017, протокол об административном правонарушении  от 22.11.2017 № 171075 были направлены в адрес кооператива заказным почтовым отправлением по месту его государственной регистрации: <...>, указанному в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, что согласуется с положениями статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно копиям уведомлений о вручении, указанное определение и извещение получены уполномоченным лицом Кооператива 07.11.2017.

Протокол о назначении административного наказания, в котором указано о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, был направлен заявителю по тому же адресу и получен им 07.11.2017 (т.1, л.д.55).

В связи с неявкой законного представителя (защитника) для совершения указанных  процессуальных действий, протокол по делу об административном правонарушении составлен, а дело рассмотрено в его отсутствие, в соответствии с требованиями Кодекса  Российской Федерации об административных  правонарушениях.  

С учетом изложенного правомерным является привлечение Кооператива к административной ответственности на основании постановления Управления  от 08.12.2017  № 170836.

Наличия допущенных при производстве по административному делу нарушений процессуальных требований, повлекших какие-либо негативные последствия для лица, привлекаемого к административной ответственности, вызвавших ущемление его прав и законных интересов, а также повлиявших на правильное установление обстоятельств дела, судом не установлено.

Наказание назначено в пределах, установленных законом, и с соблюдением срока давности.

Таким образом, Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашииполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии                    от 09.08.2018 по делу № А79-15250/2017 оставить без изменения.

Апелляционную жалобу производственного кооператива «Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие №2» оставить без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья                                                        Т.В. Москвичева

Судьи                                                                                            М.Б. Белышкова

                                                                                             А.М. Гущина