Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017
http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Владимир
«27» февраля 2019 года Дело № А79-3648/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 20.02.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 27.02.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии на решение Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 23.10.2018 по делу № А79-6655/2018, принятое судьей Павловой О.Л., по заявлению администрации г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии о признании недействительным предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы Чувашской Республики – Чувашии от 14.03.2018 № 05-04/1595.
В судебном заседании принял участие представитель администрации г. Чебоксары Чувашской Республики – ФИО1 по доверенности от 24.12.2018 № 29/01-7748 сроком действия до 31.12.2019.
Управление Федеральной антимонопольной службы Чувашской Республики – Чувашии – надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.
Автономное учреждение «ФСК «Восток» – надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.
Индивидуальный предприниматель ФИО2 – надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечила.
Индивидуальный предприниматель ФИО3 – надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечила.
Индивидуальный предприниматель ФИО4 – надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечил.
Индивидуальный предприниматель ФИО5 – надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечила.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя администрации г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии (далее по тексту - Управление) 14.03.2018 выдало администрации города Чебоксары Чувашской Республики (далее по тексту - Администрация) предупреждение № 05-04/1595, в котором указало на наличие признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и рекомендовало возвратить земельные участки из земель населенных пунктов с кадастровыми номерами 21:01:020101:150, 21:01:010206:139 в муниципальную казну.
Не согласившись с указанным предупреждением, Администрация обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии с заявлением о признании его недействительным.
Решением от 23.10.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Администрация ссылается на нарушение норм материального права.
Указывает, что Администрация распорядилась земельными участками в соответствии с требованиями земельного законодательства. Право органа местного самоуправления передать земельный участок без торгов муниципальному автономному учреждению прямо предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации и, соответственно, положения о предоставлении муниципальной преференции не распространяются на спорные отношения.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу в установленном законом порядке не представили.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании заявления автономного учреждения «Физкультурно-спортивный комплекс «Восток» муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики (далее по тексту - Учреждение) от 08.11.2017 № 522 о передаче права на безвозмездное пользование для нужд уставной деятельности учреждения земельного участка с кадастровым номером 21:01:020101:150 площадью 38206 кв.м (Красная площадь), а также земельного участка с кадастровым номером 21:01:010206:139 площадью 12126 кв.м (правый склон Монумента Матери – Покровительницы), между Администрацией в лице Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом и Учреждением заключен договор безвозмездного пользования земельными участками от 22.11.2018 № 239/650-лбз.
В Управление поступили жалобы индивидуальных предпринимателей ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО4 на действия Администрации, выраженные в передаче в безвозмездное пользование Учреждения земельных участков из земель населенных пунктов с кадастровыми номерами 21:01:020101:150, 21:01:010206:139.
По результатам рассмотрения данных жалоб в действиях Администрации Управление выявило наличие признаков нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выраженных в предоставлении муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции, а именно в передаче в безвозмездное пользование Учреждению земельных участков из земель населенных пунктов с кадастровыми номерами 21:01:020101:150, 21:01:010206:139.
На основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Управлением выдано Администрации предупреждение от 14.03.2018 № 05-04/1595, согласно которому рекомендовано возвратить вышеназванные земельные участки в муниципальную казну.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции согласился с выводом антимонопольного органа о том, что Администрация, предоставив Учреждению земельные участки без проведения процедуры торгов, позволяющей обеспечить равный доступ к ресурсу всех заинтересованных лиц, создала для Учреждения преимущественные условия в получении указанных земельных участков для осуществления коммерческой деятельности в конкурентной среде.
Между тем, судом не учтено следующее.
В силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Из данной нормы следует, что нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
Из материалов дела следует, что между Администрацией (Ссудодатель) и Учреждением (Ссудополучатель) заключен договор безвозмездного пользования земельными участками от 22.11.2017 № 239/650-лбз (далее - договор), по условиям пункта 1.1 которого ссудодатель, осуществляя полномочия по распоряжению землями, находящимися в государственной собственности до их разграничения в установленном законом порядке, обязуется передать, а Ссудополучатель принять в безвозмездное пользование земельные участки из земель населенных пунктов:
-с кадастровым номером 21:01:020101:150 площадью 35 593 кв.м, находящегося в собственности муниципального образования «г. Чебоксары -столица Чувашской Республики», расположенного в северо-восточной части кадастрового квартала на Красной площади для обслуживания объекта рекреационного назначения - набережной Чебоксарского залива (для нужд уставной деятельности);
-с кадастровым номером 21:01:010206:139 площадью 12 126 кв.м, в том числе обременения, указанные в выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 16.11.2017 № 99/2017/36836261, расположенного по пер. Овражный для обслуживания монумента (для нужд уставной деятельности).
Срок использования земельных участков устанавливается до 08.11.2018 (пункт 2.1 договора).
Пунктом 1.1 договора установлено, что земельные участки предоставляются для нужд уставной деятельности.
В ходе рассмотрения жалоб Управление установило, что пунктом 2.5 Устава Учреждения, утвержденного приказом Управления физической культуры, спорта и туризма администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 11.04.2016 № 87, определены виды деятельности Учреждения среди которых: оказание услуги по прокату инвентаря и оборудования для проведения досуга и отдыха; осуществление деятельности спортивных объектов; оказание услуги по организации комплексного туристического обслуживания, по обеспечению транспортными средствами; осуществление прочей деятельности в области спорта, по организации отдыха и развлечений; предоставление населению дополнительных услуг: розничная торговля спортивной одеждой, спортивными товарами, туристическим снаряжением, велосипедами и т.п.; ремонт спортивного и туристического оборудования, розничная торговля пищевыми продуктами.
Постановлением Администрации от 23.10.2017 № 2488 «Об организации отдыха населения в зимний период 2017-2018» утвержден перечень объектов спортивного назначения для организации зимнего отдыха населения 2017-2018.
Пункт 9 раздела «Катки массового катания» Приложения № 2 указанного постановления предусматривает, что Учреждение на ледовой площадке на Красной площади Чебоксарского залива осуществляет прокат коньков.
Установив, что Учреждение в зимний период 2017-2018 оказывало услуги по прокату коньков, Управление сочло, что Администрация, предоставив Учреждению земельные участки без проведения процедуры торгов, позволяющей обеспечить равный доступ к ресурсу всех заинтересованных лиц, создала для Учреждения преимущественные условия в получении указанных земельных участков для осуществления коммерческой деятельности в конкурентной среде.
Между тем, в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации в безвозмездное пользование могут предоставляться земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на условиях и в порядке, которые установлены статьей 39.10 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации договор безвозмездного пользования земельным участком заключается гражданином и юридическим лицом с уполномоченным органом, а в случае, предусмотренном подпунктом 2 пункта 2 настоящей статьи, с организацией, которой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование лицам, указанным в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса, на срок до одного года.
Пунктом 2 части 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным).
Таким образом, из приведённых норм следует, что Администрация вправе предоставить земельный участок в безвозмездное пользование автономному учреждению. Более того, в статье 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации перечислены лица, которым могут быть предоставлены в безвозмездное пользование земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, в число которых коммерческие организации не входят.
Таким образом, заключение договора безвозмездного пользования земельными участками от 22.11.2017 № 239/650-лбз не может рассматриваться как нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
О наличии у Администрации намерений передать спорные участи в аренду из материалов дела не следует. Более того, исходя из мест расположения участков и их целевого назначения, не усматривается возможность их передачи в аренду коммерческим организациям.
При таких обстоятельствах у Управления не имелось оснований для выдачи оспариваемого предупреждения, в связи с чем суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 268, 269, пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 23.10.2018 по делу № А79-6655/2018 отменить.
Предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы Чувашской Республики – Чувашии от 14.03.2018 № 05-04/1595 признать недействительным.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья | Т.В. Москвичева |
Судьи | М.Б. Белышкова |
А.М. Гущина |