ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А79-3855/2021 от 08.09.2022 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А79-3855/2021

08 сентября 2022 года

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Радченковой Н.Ш. ,

судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л. ,

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики


на решение Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 20.12.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2022

по делу № А79-3855/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Текстильщик»

(ИНН: 2130075890, ОГРН: 1102130008320)

о признании недействительным предписания

Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики от 07.04.2021 №33/08,

и   у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Текстильщик» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики (далее – Инспекция) от 07.04.2021 №33/08.

Решением Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 20.12.2021  заявленное требование удовлетворено.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2022 решение суда оставлено без изменения.

Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

По мнению Инспекции, доказательства того, что договор управления многоквартирным домом заключен с более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений, отсутствуют, в связи с чем, договор управления считается незаключенным; при отсутствии решения, принятого общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, подлежит применению тариф, установленный органом местного самоуправления, а при наличии ранее утвержденного общим собранием собственников размера платы применяется ранее утвержденный тариф.

Подробно доводы Инспекции изложены в кассационной жалобе дополнении к кассационной жалобе.

Общество в отзыве не согласилось с доводами кассационной жалобы, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.

Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Инспекция на основании распоряжения от 05.04.2021 № 348 провело внеплановую документарную проверку в отношении Общества.

В результате проверки Инспекция установила, что Общество изменило размер платы за содержание жилого помещения с февраля 2021 года, применив тариф, утвержденный постановлением администрации города Чебоксары от 28.05.2019 № 1158, поскольку собственниками помещений решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения в 2021 году не принималось.

Результаты проверки зафиксированы в акте от 07.04.2021 № 33/12.

По результатам проверки Инспекция выдала Обществу предписание от 07.04.2021   № 33/08, в котором обязала Общество в срок до 14.05.2021 осуществить перерасчет собственникам помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Чувашская Республика, переулок Молодежный, дом 11, за период с февраля 2021 года стоимости услуги по содержанию общего имущества исходя из ранее утвержденного размера платы за содержание жилого помещения.

Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в  арбитражный суд.

Руководствуясь статьями 39, 44, 45, 156, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии пришел к выводу об отсутствии оснований для выдачи оспариваемого предписания.

Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2
статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Инспекция является государственным органом, осуществляющим надзор за соблюдением жилищного законодательства и имеющим право проводить соответствующие проверки, а также выдавать по их результатам предписания о прекращении выявленных нарушений на основании части 5 статьи 20 ЖК РФ и Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493.

Таким образом, предписание вынесено уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий.

Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 39 ЖК РФ).

Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

В силу пункта 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).

В соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 – 48 ЖК РФ, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 указанной статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Согласно части 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.

При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 45 ЖК РФ).

Договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания (часть 1 статьи 162 ЖК РФ).

В пункте 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ установлено, что одним из существенных условий договора управления многоквартирным домом является порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.

Согласно пунктам 28 и 29 Правил № 491 собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения в МКД в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений. Расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

При определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений (пункт 31 Правил № 491).

В соответствии с пунктом 35 Правил № 491 указанные в пунктах 31 – 34 данных правил размеры платы за содержание жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.

Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 4 статьи 158 ЖК РФ).

Как следует из материалов дела и установили суды, Общество осуществляет управление МКД 11 на основании договора управления многоквартирным домом от 15.06.2017 № 01.

Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленным протоколом от 15.06.2017, утвержден тариф на содержание жилого помещения в размере 11 рублей 65 копеек за квадратный метр.

Согласно протоколу от 03.02.2021 собственники помещений в многоквартирном доме не приняли новое решение по вопросу утверждения размера платы за содержание жилого помещения в связи с отсутствием кворума.

Вместе с тем Общество с февраля 2021 года начисляло плату за содержание жилого помещения в размере 18 рублей 61 копейки за квадратный метр в соответствии с постановлением администрации города Чебоксары от 28.05.2019 № 1158.

В соответствии с пунктом 4.1 договора управления многоквартирным домом от 15.06.2017 № 01 цена данного договора и размер платы услуг по содержанию и ремонту устанавливаются в соответствии с долей в праве собственности на общее имущество, пропорциональной площади принадлежащего собственнику помещению, согласно статьям 249, 289 ГК РФ и статьям 37, 39 ЖК РФ и определяется на общем собрании собственников жилых помещений в многоквартирном доме на срок не менее чем один год с учетом предложений, представленных Управляющей организацией.

В пункте 4.2 договора управления стороны согласовали, что если собственники помещений в доме на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого (нежилого) помещения, тариф на содержание жилья, устанавливается в размере, рассчитанном и утвержденным администрацией города Чебоксары.

Следовательно, поскольку заявителем приняты меры, направленные на организацию и проведение общего собрания собственников по вопросу установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на 2021 год, тариф на 2021 год не был установлен, в договоре управления имеется ссылка на возможность установления тарифа администрацией города Чебоксары, начисление платы по тарифу, утвержденному администрацией города Чебоксары, является правомерным.

Таким образом, суды обоснованно признали недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики от 07.04.2021 № 33/08.

Ссылку заявителя на несоблюдение Обществом положений приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 29.02.2016            № 74/114/пр суд округа отклонил, поскольку такой довод не заявлялся в судах первой и апелляционной инстанций и, как следствие, не может быть предметом рассмотрения в окружной суде. При этом кассационная инстанция отмечает, что решение общего собрания собственников помещений в доме, оформленное протоколом от 15.06.2017, ни собственниками, ни Инспекцией не оспаривалось в установленные сроки.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.

Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 20.12.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2022 по делу             № А79-3855/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики – без удовлетворения.

           Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

           Председательствующий

Н.Ш. Радченкова

Судьи

О.В. Александрова

И.Л. Забурдаева