ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А79-5495/2022 от 24.01.2024 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А79-5495/2022

25 января 2024 года

Резолютивная часть постановления объявлена 24.01.2024

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Трубниковой Е.Ю.,

судей Камановой М.Н., Чиха А.Н.,

в отсутствие представителей участвующих в деле лиц

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика –

общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Лента»

на решение Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 03.05.2023 и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2023

по делу № А79-5495/2022

по иску акционерного общества «Чувашская энергосбытовая компания»

(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Лента»

(ИНН: <***>, ОГРН: <***>),

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, – Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики,

о взыскании задолженности

и у с т а н о в и л :

акционерное общество «Чувашская энергосбытовая компания» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Лента» (далее – Компания) о взыскании 34 613 рублей 32 копеек долга по оплате электрической энергии, приобретенной по договору энергоснабжения от 01.10.2020 № 24/01/1828-1169 в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах в марте 2022 года.

Требование основано на статьях 309, 310, 332, 486 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон № 35-ФЗ) и мотивировано тем, что Компания не оплатила постановленный коммунальный ресурс в полном объеме.

Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии решением от 03.05.2023, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2023, иск удовлетворил.

При принятии судебных актов суды руководствовались, в том числе, Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), и Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 (далее – Правила № 124).

Не согласившись с состоявшимися судебными актами, ООО «Управляющая компания «Лента» обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.

В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на неправильное применение судами норм материального права. С точки зрения ответчика, суд неправомерно принял расчет стоимости электрической энергии, потребленной Компанией, произведенный истцом аналоговым методом по формуле № 7 приложения № 2 к Правилам № 354, исходя из норматива потребления коммунальной услуги, утвержденного в пункте 1 приложения № 2 к постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.05.2017 № 215 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Чувашской Республики и о признании утратившими силу некоторых решений Кабинета Министров Чувашской Республики» (далее – Постановление № 215), и норматива, установленного для категорий жилых помещений «Общежитие».

По мнению Компании, спорные дома на основании протокола конкурса по отбору с ноября 2017 года относились к многоквартирным домам, в которых расположены коммунальные квартиры, поэтому истец должен был произвести расчет стоимости потребленной электрической энергии с применением норматива потребления коммунальной услуги, указанного в приложении № 1 к Постановлению № 215.

Компания считает, что Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее – Правила № 306), не регламентируют применение нормативов потребления электрической энергии многоквартирных домов, включающих общежития квартирного типа, общежития коридорного, гостиничного и секционного и иных типов, определенные методом аналогов. Пояснил, что применение повышающего коэффициента при расчетах количества коммунального ресурса исходя из норматива потребления обусловлено мерами, стимулирующими именно потребителей к осуществлению расчетов на основании приборов учета в целях эффективного и рационального использования энергетических ресурсов, поддержки и стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности, что следует из пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 261-ФЗ). Между тем АО «Чувашская энергосбытовая компания» не применяло данную прямо предусмотренную законом обязанность, то есть не стимулировало потребителей по установке индивидуальных приборов учета электрической энергии в жилых помещениях, а также приборов учета электроэнергии в коммунальных квартирах, что, по мнению заявителя, является бездействием АО «Чувашская энергосбытовая компания».

Компания считает, что согласно подпункту «б» пункта 82 Правил № 354 исполнитель коммунальной услуги обязан проводить проверки достоверности предоставленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки, однако АО «Чувашская энергосбытовая компания» не проводятся проверки либо в ООО «УК «Лента» отсутствуют данные о проведении проверок.

Подробно доводы Компании изложены в кассационной жалобе.

Общество и Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики отзывы на кассационную жалобу не представили.

В судебном заседании 17.01.2024 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 24.01.2024. Информация о перерыве размещена на сайте арбитражного суда в разделе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru).

Лица, участвующие в деле, явку представителей в заседание суда округа не обеспечили. На основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установлено судами первой и второй инстанций и следует из материалов дела, Компания в спорный период являлась управляющей компанией многоквартирных домов, расположенных в <...>

Между АО «Чувашская энергосбытовая компания» (гарантирующий поставщик) и ООО «Управляющая компания «Лента» (покупатель) заключен договор энергоснабжения от 01.10.2020 № 24/01/1828-1169 (далее – договор), в силу пункта 1.1 которого гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а покупатель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.

Поставка электрической энергии (мощности) осуществляется в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах или жилого дома коммунальной услуги по электроснабжению и поставке электроэнергии, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирных домах (приложение № 1 к договору).

Во исполнение договора истец в марте 2022 года поставил ответчику электрическую энергию в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах на сумму 289 406 рублей 21 копейку и выставил счета-фактуры от 31.03.2022 № 4577/8 и корректировочный счет-фактуру от 31.05.2022 № 9028/К8.

Ответчик коммунальный ресурс оплатил частично, что послужило основанием для обращения с иском в Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии.

Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе, и заслушав доводы представителя кассатора, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Правоотношения в сфере оказания коммунальных услуг для многоквартирных домов регулируются жилищным законодательством (пункт 10 части 1 статьи 4, часть 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает плату за содержание жилого помещения, в том числе плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества многоквартирного дома; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Собственники жилых домов несут расходы на оплату услуг по содержанию и ремонту общедомового имущества, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми управляющей организацией заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации (часть 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).

На основании пункта 4 Правил № 124 управляющая организация, на которую в соответствии с договором управления многоквартирным домом возложены обязанности по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора о приобретении соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома коммунального ресурса, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 21(1) Правил № 124.

Из пункта 40 Правил № 354 следует, что потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещениях в случаях, установленных Правилами № 354, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещениях, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Судами установлен факт поставки истцом в многоквартирные дома, находящиеся в управление ответчика, электрической энергии в спорный период.

Как верно указали нижестоящие суды, независимо от того, кому вносят платежи собственники и наниматели помещений многоквартирных домов, лицом, обязанным произвести расчеты с ресурсоснабжающей организацией за ресурс, израсходованный на общедомовые нужды, является управляющая организация и именно на нее возложена обязанность по проведению проверки достоверности предоставленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, установленная в подпункте «б» пункта 82 Правил № 354.

Ответчик, полагает, что истец неверно применил норматив, установленный в приложении № 2 к постановлению № 215, а именно норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению для категории жилых помещений «Общежитие» в отношении многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика.

В соответствии с пунктом 4.2.1 ГОСТ Р 55322-2012 «Услуги населению. Общие требования к малым средствам размещения для постоянного проживания» общежитие квартирного (гостиничного) типа представляет собой жилое здание или жилые помещения в жилых многоквартирных или общественных (нежилых) зданиях, предназначенные для проживания людей определенных категорий в период их обучения, работы или службы, разделенные на структурно-обособленные помещения, оборудованные кухней (кухонным уголком) и другими вспомогательными помещениями для удовлетворения бытовых и иных нужд, связанных с проживанием.

Таким образом, под общежитиями квартирного типа понимаются жилые помещения из одной или несколько комнат, в которых располагается собственный душ, санузел, кухня.

Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг и требования к их формированию определяются Правилами № 306.

При определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома.

Согласно подпункту «б» пункта 4 Правил № 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению учитываются количество комнат в квартире, площадь жилого дома, износ внутридомовых инженерных систем.

Величина норматива потребления также зависит от количества проживающих жителей в жилом помещении. Степень благоустройства многоквартирного жилого дома определяется наличием и составом внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем, и внутриквартирного оборудования; в качестве параметров, характеризующих степень благоустройства многоквартирного жилого дома, применяются показатели, установленные техническими и иными требованиями в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункты 2, 6 Правил № 306).

Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях (пункты 10, 11 Правил № 306).

При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением № 2 к Правилам № 306, согласно которому нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению устанавливаются дифференцированно: 1) для жилых помещений многоквартирных домов и жилых домах, в том числе общежитиях квартирного типа (таблица 8); 2) для жилых помещений в многоквартирных домах, включающих общежития квартирного типа, общежития коридорного, гостиничного и секционного типов (таблица 9).

В соответствии с пунктом 27 и таблицами № 8 и 9 приложения № 2 к Правилам № 306 в норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях включается расход электрической энергии, необходимый для освещения жилых помещений и использования бытовых приборов в жилых помещениях, в том числе стационарных электрических плит для приготовления пищи и электроотопительных и (или) электронагревательных установок в жилых помещениях при отсутствии централизованных газоснабжения, теплоснабжении и (или) горячего водоснабжения.

Пунктами 32 и 33 приложения № 1 к Правилам № 306 предусмотрено, что при определении величины норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению учитывается объем годового потребления электрической энергии для нагрева воды в жилых помещениях многоквартирных домов или жилых домах, оборудованных электроводонагревателями в соответствии с проектами.

Постановлением № 215 утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домах, в том числе, общежитиях квартирного типа, для потребителей на территории Чувашской Республики, определенные методом аналогов (приложение № 1 к Постановлению № 215); нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях в многоквартирных домах, включающих общежития квартирного типа, общежития коридорного, гостиничного и секционного типов, для потребителей на территории Чувашской Республики, определенные методом аналогов (приложение № 2 к Постановлению № 215).

Таким образом, в целях применения нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению, предусмотренных приложением № 1 к Постановлению № 215, необходимо чтобы жилой дом являлся многоквартирным домом, жилым домом или общежитием квартирного типа, в котором все квартиры (комнаты) оборудованы кухней (кухонным уголком) и другими вспомогательными помещениями для удовлетворения бытовых и иных нужд, связанных с проживанием, и не содержащим в себе места общего пользования (кухни, туалет (уборные), умывальные, душевые).

При наличии отдельных помещений в доме, имеющих характеристики «квартиры», в котором остальные помещения (комнаты) понятию «квартиры» не соответствуют и имеются места общего пользования для удовлетворения коммунально-бытовых нужд, подлежит применению приложение № 2 к Постановлению № 215.

Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании оценки представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статьи 67, 68, 71 и 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Оценив представленные в дело доказательства в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе, технические паспорта на многоквартирные дома, расположенные в <...> суды первой и апелляционной инстанций установили, что жилые помещения, расположенные в указанных многоквартирных домах не соответствуют понятию «квартира», поскольку спорные дома имеют места общего пользования (кухни, туалет (уборные), коридор, душ, кладовые, и пришли к выводу о том, что спорные многоквартирные дома относятся к многоквартирным домам, включающим общежития квартирного типа, общежития коридорного, гостиничного и секционного типов, в которых объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, в спорный период определялся исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды для потребителей в многоквартирных домах на территории Чувашской Республики, утвержденных Постановлением № 215 и указанных в приложении № 2 к этому постановлению.

Доводы ответчика в отношении характеристик жилых помещений, расположенных в домах по улице Комсомольская, дом 14, улице Советская, дом 20, и по проспекту Энергетиков, дом 13, не имеют правового значения, поскольку взыскание стоимости электроэнергии, приходящейся на общедомовые нужды в отношении названных домов, не является предметом спора.

Ответчик в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств иного объема коммунального ресурса, который подлежал оплате управляющей компанией. Расчет, произведенный истцом в разрезе показателей, использованных в расчете, не оспорен.

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия полагает, что нижестоящими судами правильно установлены обстоятельства дела, в связи с этим не имеется правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Доводы кассатора являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанций и мотивированно отклонены. Оценка доказательств и выводы судов не противоречат законодательству, находятся в пределах судейской дискреции, поэтому суд округа соглашается с их позицией.

Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 № 13031/12, определения Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2016 № 305-КГ16-4920, от 18.08.2016 № 309-КГ16-838). Полномочия суда кассационной инстанции предусматривают исправление судебных ошибок, а именно неправильное применение норм материального и процессуального права, а не пересмотр дела по существу.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, суд округа не установил.

Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 03.05.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2023 по делу № А79-5495/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Лента» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Е.Ю. Трубникова

Судьи

М.Н. Каманова

А.Н. Чих