ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А79-6038/2021 от 23.03.2022 Первого арбитражного апелляционного суда

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир

«30» марта 2022 года Дело № А79-6038/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 23.03.2022.

Постановление в полном объеме изготовлено 30.03.2022.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,

судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 20.01.2022 по делу № А79-6038/2021, принятое по заявлению публичного акционерного общества «Россети Центр и Приволжье» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии от 29.06.2021 № 021/04/9.21-479/2021.

В судебном заседании принял участие представитель публичного акционерного общества «Россети Центр и Приволжье» – ФИО1 по доверенности от 29.11.2021 № Д-МР/64 сроком действия до 18.10.2022 (представлен диплом о высшем юридическом образовании).

Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии, публичное акционерное общество «Россети Волга», ФИО2, ФИО3, ФИО4 – надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.

Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии (далее по тексту – Управление) поступило обращение ФИО3, ФИО4, ФИО2 на действия публичного акционерного общества «Россети Центр и Приволжье» в лице филиала «Мариэнерго», (далее по тексту - Общество), выразившиеся в неисполнении обязанностей по технологическому присоединению объектов, расположенных на территории садового товарищества «Сундырский», к электрическим сетям в установленные законом срока.

Усматривая в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо Управления составило в отношении него протокол об административном правонарушении от 16.06.2021 №021/04/9.21-479/2021 и постановлением от 29.06.2021 № 021/04/9.21-479/2021 назначило Обществу административное наказание по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии с заявлением о признании его недействительным.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ФИО3, ФИО4, ФИО2, публичное акционерное общество «Россети Волга», ФИО5.

Решением от 20.01.2022 заявленное требование удовлетворено.

В апелляционной жалобе Управление ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Указывает, что Правила №861 не содержат указания об ограничении деятельности сетевой организации в зависимости от территориального деления. По мнению Управления, Общество является профессиональным участником рынка, следовательно, обязано перед заключением договора предусматривать все нюансы технологического присоединения. Заключение договора об осуществлении технологического присоединения свидетельствует о наличии возможности исполнения всех обязательств по технологическому присоединению. Считает, что Общество не только затягивало осуществление технологического присоединения, но и не приняло никаких мер, направленных на расторжение договора.

Представитель Общества в судебном заседании поддержал отзыв на апелляционную жалобу, считает решение суда законным и обоснованным.

Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу в установленный законом срок не представили.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям в виде наложения административного штрафа на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также – технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает процедуру технологического присоединения (в том числе перечень мероприятий по технологическому присоединению, предельные сроки их выполнения) и ее особенности в случаях присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам; состав технических условий для технологического присоединения энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

Порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий установлены Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.

В пункте 3 Правил определено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 4 месяца для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно в случаях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно. При этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров - в сельской местности, и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

Как следует из материалов дела, 19.02.2019 между Обществом, ФИО3, ФИО4 и ФИО2 заключены договоры об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (том 1, л.д. 18-20, 22-24, 26-28).

Пунктом 5 Договор установлено, что срок выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего договора.

Дополнительными соглашениями от 19.08.2019 срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению продлён до 19.02.2021 (том 1, л.д. 21, 25, 29). Так как мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств вышеуказанных граждан обществом не выполнены, ФИО3, ФИО4 и ФИО2 16.07.2020 направили в Управление обращение с просьбой разобраться в сложившейся ситуации

По результатам рассмотрения обращения Управлением 20.11.2020 вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, в связи с тем, что на момент направления гражданами обращения срок для выполнения мероприятий по технологическому присоединению не истёк (том 1, л.д. 85-91).

Представитель ФИО3 ФИО6 21.12.2020 направил в Управление обращение по вопросу технологического присоединения объектов, расположенных на территории Садового товарищества «Сундырский».

Определением от 19.01.2021 Управление отказало в возбуждении дела об административном правонарушении, поскольку срок для выполнения мероприятий по технологическому присоединению не истёк (том 1, л.д. 96-98).

ФИО3, ФИО4 и ФИО2 17.03.2021 направили в Управление повторное обращение с просьбой разобраться в сложившейся ситуации (том 1, л.д. 83-84).

Определением от 17.05.2021 в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении (том 1, л.д. 103-105). Усматривая в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо Управления составило в отношении него протокол об административном правонарушении от 16.06.2021 №021/04/9.21-479/2021 и постановлением от 29.06.2021 № 021/04/9.21-479/2021 назначило Обществу административное наказание по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Удовлетворяя требование Общества, суд первой инстанции исходил из того, что Общество в рассматриваемом случае не является субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьёй 3, частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно статье 3 Федерального закона № 35-ФЗ территориальная сетевая организация - коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 № 184 утверждены Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям (далее - Критерии ТСО).

В силу пункта 1 Критериев ТСО территориальная сетевая организация обязана владеть на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования трансформаторными и иными подстанциями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 МВА.

Согласно пункту 2 Критериев ТСО территориальная сетевая организация обязана владеть на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 настоящих критериев, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения: 110 кВ и выше; 35 кВ; 1-20 кВ; ниже 1 кВ - трехфазных участков линий электропередачи.

Ранее Арбитражным судом Чувашской Республики-Чувашии рассмотрено дело № А79-2924/2021 по заявлению ПАО «Россети Волга» о признании незаконным и отмене постановления Управления от 24.03.2021 № 021/04/9.21-20/2020. Этим постановлением ПАО «Россетти Волга» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за отказ от заключения с гражданином договора технологического присоединения объекта, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Моргаушский район, сельское поселение Большесундырское, СТ «Сундырский», уч. 281. ПАО «Россетти Волга» аннулировало заявку гражданина и рекомендовало обратиться в иную сетевую организацию (Общество в лице филиала «Мариэнерго»), со ссылкой на пункт 8 Правил № 861.

Вступившим в законную силу решением суда от 13.09.2021 по названному делу в удовлетворении заявления ПАО «Россетти Волга» отказано. Суд пришёл к выводу, что Общество в лице филиала «Мариэнерго» не является территориальной сетевой организацией в административных границах Чувашской Республики, поскольку не соответствует Критериям ТСО для осуществления регулируемой деятельности в административных границах данного субъекта РФ, для него не установлен тариф на услуги по передаче электрической энергии по объектам электросетевого хозяйства, находящихся на территории Чувашской Республики.

Прохождение по территории Чувашии ВЛ - 10 кВ от ПС 110/10 Большой Сундырь протяженностью 1,7 км, принадлежащей Обществу, не является достаточным критерием для приобретения статуса территориальной сетевой организации в административных границах Чувашской Республики.

Следовательно, у Общества отсутствует обязанность осуществлять технологическое присоединение энергопринимающих устройств, расположенных на территории Чувашии.

Судом установлено, что сетевой организацией, которая обязана осуществить технологическое присоединение объектов гражданки ФИО7, расположенных в том же садоводческом товариществе «Сундырский», что и объекты ФИО3, ФИО4 и ФИО2, является не Общество, а ПАО «Россетти Волга».

В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Поскольку в рассмотрении дела № А79-2924/2021 участвовали Управление, ПАО «Россетти Волга» и Общество, установленные решением суда по указанному делу обстоятельства считаются установленными и не доказываются вновь.

На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что поскольку Общество не является территориальной сетевой организацией в административных границах Чувашской Республики, не обязано заключать договоры технологического присоединения в отношении объектов, расположенных в Чувашской Республике, оно не может рассматриваться в качестве виновного лица за нарушение сроков технологического присоединения.

Как верно указано судом первой инстанции, изначально обращения граждан к Обществу для решения вопроса о технологическом присоединении были поданы неправильно. Граждане должны были обращаться в ПАО «Россетти Волга», что подтверждается вступившим в законную силу решением суда по делу.

Кроме того согласно пояснением Общества договоры об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям заключены с ФИО3, ФИО4 и ФИО2 ошибочно, а последующее продление срока технологического присоединения было обусловлено необходимостью решения вопроса о технологическом присоединении энергопринимающих устройств граждан к объекту электросетевого хозяйства территориальной сетевой организации, действующей на территории Чувашской Республики, которой выступает ПАО «Россети Волга» в лице филиала «Чувашэнерго».

Судом также установлено, что в настоящее время данные граждане обратились в ПАО «Россетти Волга», с ними заключены договоры технологического присоединения и ведётся соответствующая работа.

При таких обстоятельствах суд правомерно признал незаконным постановление Управления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении.

Таким образом, Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 20.01.2022 по делу № А79-6038/2021 оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии оставить без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья Т.В. Москвичева

Судьи А.М. Гущина

М.Н. Кастальская