ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А79-6644/16 от 27.11.2017 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А79-6644/2016

04 декабря 2017 года

Резолютивная часть постановления объявлена 27.11.2017.

Полный текст постановления изготовлен 04.12.2017.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Кислицына Е.Г.,

судей Голубевой О.Н., Павлова В.Ю.,

при участии представителя от заявителя:

Шумиловой М.В. (доверенность от 26.04.2017)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению

государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл,

Чувашской Республике – Чувашии и Пензенской области

на решение Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 14.04.2017,

принятое судьей Красновым А.М., и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2017,

принятое судьями Захаровой Т.А., Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,

по делу № А79-6644/2016

по заявлению конкурсного управляющего

Федерального государственного унитарного предприятия «Ударник»

Российской академии сельскохозяйственных наук Першиной Ларисы Владимировны

о признании незаконным бездействия Территориального управления

Федерального агентства по управлению государственным имуществом

в Чувашской Республике – Чувашии,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, –

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, администрация Юськасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, акционерное общество «Газпром газораспределение Чебоксары»,

Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики, филиал публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» – «Чувашэнерго» и Федеральное агентство научных организаций,

и у с т а н о в и л :

конкурсный управляющий Федерального государственного унитарного предприятия «Ударник» Российской академии сельскохозяйственных наук (далее – Предприятие) Першина Лариса Владимировна обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике (далее – Теруправление), выразившегося в непереоформлении права бессрочного пользования на право аренды на 49 лет земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 21:17:271401:1, площадью 37 957 592+/-53 909 квадратных метров; с кадастровым номером 21:17:271401:1250, площадью 338,7148 гектара; с кадастровым номером 21:17:271401:1248, площадью 83,6432 гектара, местоположение: Чувашская Республика, Моргаушский район, Юськасинское сельское поселение; об обязании Теруправления переоформить право бессрочного пользования указанных земельных участков на право аренды сроком на
49 лет, для чего подготовить проект договора аренды и направить его в адрес Предприятия с предложением о его заключении в месячный срок со дня принятия судебного решения.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее – Росимущество), администрация Юськасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики (далее – Администрация), акционерное общество «Газпром газораспределение Чебоксары» (далее – Общество), Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики (далее – Министерство), филиал публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» – «Чувашэнерго» (далее – Компания) и Федеральное агентство научных организаций (далее – Агентство).

Руководствуясь статьями 69, 71, 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 39.2, 39.6, 39.9, 39.14, 39.16, 39.17 и 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон № 101-ФЗ) и Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 137-ФЗ) и постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии решением от 14.04.2017 частично удовлетворил заявление Предприятия, признав незаконным бездействие Теруправления в части не переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 21:17:271401:1250 и 21:17:271401:1248; в целях восстановления нарушенного права обязал уполномоченный орган в течение тридцати дней со дня вступления судебного решения в законную силу переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды сроком на 49 лет указанных земельных участков путем подготовки проектов договоров аренды и направления (выдаче) их Предприятию; отказал в удовлетворении остальной части требований.

Повторно рассмотрев дело, Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 31.07.2017 отменил решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявления и принял по делу новый судебный акт в данной части, признав незаконным бездействие Теруправления в части не переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды в отношении земельного участка с кадастром номером 21:17:271401:1 и обязав уполномоченный орган в течение 30 дней со дня вступления судебного акта в законную силу переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды сроком на 49 лет названного земельного участка сельскохозяйственного назначения путем подготовки проекта договора аренды земельного участка и направления его заявителю; оставил решение первой инстанции в остальной части без изменения.

Не согласившись с вынесенными судебными актами, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике – Чувашии и Пензенской области (далее – Управление) обратилосьвАрбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой попросилоотменить решение и постановление ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм материального права.

Оспаривая законность обжалованных судебных актов, податель жалобы указывает на непредоставление заявителем при обращении в уполномоченный орган документов, подтверждающих использование спорных земельных участков по целевому назначению, что свидетельствует о законности действий Теруправления.

Представитель Предприятия в судебном заседании, а также Агентство в отзыве на кассационную жалобу сослались на законность и обоснованность состоявшихся судебных актов и попросили отказать в удовлетворении жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

До начала рассмотрения кассационной жалобы по существу окружной суд рассмотрел ходатайство Управления о процессуальном правопреемстве в связи с его реорганизацией в форме присоединения и на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации счел необходимым осуществить замену заинтересованного лица – Теруправления на его правопреемника – Управление.

Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, а также заслушав представителя Предприятия, явившегося в судебное заседание, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.

Как усматривается из материалов дела и установили суды, на основании постановления администрации Моргаушского района Чувашской Республики от 01.04.1993 № 135 за опытно-производственным хозяйством «Ударник», правопреемником которого является Предприятие, для ведения сельскохозяйственного производства закреплено в постоянное (бессрочное) пользование 4286 гектаров земель, в связи с чем выдан государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей № ЧР-17-00-000066, который зарегистрирован в Книге записей государственных актов на право собственности, владения, пользования землей за № 66.

По результатам межевания постановлением Администрации от 09.03.2006 № 13 площадь земельного участка с кадастровым номером 21:17:271401:1 утверждена в окончательном размере 4222,7329 гектара без изменения границ на местности.

Уполномоченный орган 28.05.2007 зарегистрировал право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 21:17:271401:1 (регистрационный номер 21-21-07/006/2006-027).

На основании обращений Предприятия от 21.01.2011 № 15, от 06.04.2012 № 69 и поручения Росимущества от 07.04.2011 № ПП-10/9411 Теруправление приняло решение от 18.04.2012 № 96-р об образовании земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 21:17:271401:1 с кадастровыми номерами: 21:17:271401:1248 площадью 83,6432 гектара; 21:17:271401:1249 площадью 0,742 гектара; 21:17:271401:1250 площадью 338,7148 гектара.

Земельный участок с кадастровым номером 21:17:271401:1 сохранен в измененных границах с площадью 37 957 592 +/- 53 909 квадратных метров.

Предприятие 03.02.2016 обратилось в Теруправление с заявлениями о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на указанные земельные участки на право аренды сроком на 49 лет.

В письме от 22.03.2016 № 02-10/1774 Теруправление информировало Предприятие о направлении его заявлений о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в Росимущество.

В письме от 16.05.2016 № 02-08/3324 Теруправление направило Предприятию договор аренды от 01.04.2016 № 90 земельного участка с кадастровым номером 21:17:271401:1249, площадью 0,742 гектара, для подписания и государственной регистрации.

Теруправление 24.06.2016 получило поручение Росимущества от 23.06.2016 № ВВ-10/25656 о проведении проверки в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 21:17:271401:1248, 21:17:271401:1250 и 21:17:271401:1.

С 27.06.2016 по 01.07.2016 уполномоченные лица Теруправления осуществили проверочные мероприятия на предмет фактического использования Предприятием земельных участков с кадастровыми номерами 21:17:271401:1248, 21:17:271401:1250 и 21:17:271401:1, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование.

По результатам проверки составлен акт от 18.07.2016 из которого следует, что на земельном участке с кадастровым номером 21:17:271401:1248 отсутствуют объекты недвижимости, участок используется для ведения сельскохозяйственного производства, засеян пшеницей, многолетней травой, люцерной, ячменем; на земельном участке с кадастровым номером 21:17:271401:1250 объекты недвижимости отсутствуют, участок используется для ведения сельскохозяйственного производства, засеян пшеницей, кукурузой под силос, многолетними травами, пшеницей озимой, ячменем, а также картофелем; через участок проходят линии электропередачи. Земельный участок с кадастровым номером 21:17:271401:1 представляет собой единое землепользование, состоящее из 77 обособленных земельных участков. Основная часть свободна от объектов недвижимости и представляет собой поля. На другой части находится 91 объект недвижимости, в том числе две плотины, находящиеся на праве хозяйственного ведения у Предприятия. Данный земельный участок вкупе с расположенными на нем объектами недвижимости Предприятие использует для ведения сельскохозяйственного производства на основании договора оказания услуг от 01.05.2016.

Кроме того, на данном земельном участке расположены объекты недвижимости, никем не используемые и неучтенные в реестре федерального имущества: шесть объектов недвижимости (водонапорные башни) передано в собственность муниципального образования Юськасинское сельское поселение Моргаушского района; пять газораспределительных пунктов; шесть комплектных трансформаторных подстанций; объект недвижимости, используемый Компанией филиал «Моргаушрайгаз» Юськасинского в качестве газового участка; пятнадцать не разобранных объектов недвижимости, списанных в связи с физическим износом (один объект недвижимости, списанный Предприятием в связи с физическим износом и проданный Башкирову В.В. (на момент проверки используется Башкировым В.В. под сенохранилище); три объекта недвижимости (деревянный амбар, три склада), списанные Предприятием в связи с физическим износом, реконструированы в новые объекты недвижимости, которые на момент проверки используются Предприятием под склады); часть гаража с деревянным пристроем, принадлежащая Петрову О.И., расположенного в деревне Вурманкасы Моргаушского района Чувашской Республики.

Самостоятельные земельные участки под объектами недвижимости, принадлежащими третьим лицам, не сформированы.

Через земельный участок с кадастровым номером 21:14:271401:1 проходят линии электропередачи и газопроводы.

Посчитав, что Теруправление допустило незаконное бездействие, выразившееся в не переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды спорных земельных участков сельскохозяйственного назначения, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

По правилам части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 – 11 Земельного кодекса Российской Федерации (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 утверждено Положение о Росимуществе (далее – Положение), в соответствии с пунктом 1 которого Росимущество является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.

На основании пункта 4 названного Положения Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Из пункта 5.3 Положения следует, что Росимущество осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.

Таким образом, Предприятие обратилось с заявлениями о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на спорные земельные участки на право аренды к уполномоченному органу по управлению и распоряжению земельными участками на территории Чувашской Республики, находящимися в государственной собственности.

В силу пункта 11 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, этим землепользователям, за исключением юридических лиц, указанных в части 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса.

Порядок предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрен в статье 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.

В части 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом № 101-ФЗ.

Согласно пункту 7 статьи 10 Закона № 101-ФЗ приобретение сельскохозяйственными организациями для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования осуществляется в соответствии с Законом № 137-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ (в редакции, действующей с 01.03.2015) юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными главой V.I Земельного кодекса Российской Федерации.

В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ лица, которым земельные участки на таком праве предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки.

В силу пункта 1 статьи 20 и пункта 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ государственным и муниципальным унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, право постоянного (бессрочного) пользования землей может быть переоформлено только на право аренды.

Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 1 Закона № 101-ФЗ оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается, в том числе, на принципе сохранения целевого использования земельных участков.

При этом данная норма не препятствует реализации субъектам, владеющим на праве постоянного (бессрочного) пользования такими землями, в том числе и под объектами недвижимости, права на приобретение земельного участка в собственность или в аренду при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования.

Сохранение целевого использования земель сельскохозяйственного назначения предусматривается также в специальных нормах параграфа 3 главы IX «Банкротство сельскохозяйственных организаций» Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) при осуществлении банкротства сельскохозяйственных организаций, в частности, в статье 179 Закона о банкротстве для сельскохозяйственной организации установлены особенности продажи имущества и имущественных прав сельскохозяйственной организации, направленные прежде всего на сохранение целевого использования земель сельскохозяйственного назначения.

Исходя из норм гражданского и земельного законодательства, а также Закона о банкротстве в целях продажи сельскохозяйственного государственного предприятия-банкрота как имущественного комплекса по правилам статьи 179 Закона о банкротстве право постоянного бессрочного пользования такого государственного предприятия на земельные участки, в том числе из земель сельскохозяйственного назначения, входящие в состав имущественного комплекса, в том числе занятые объектами недвижимости, закрепленными за должником на праве хозяйственного ведения, может быть переоформлено на право аренды.

Из материалов дела усматривается, что решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 12.11.2014 по делу № А79-2331/2014 Предприятие признано несостоятельным (банкротом); в отношении него открыто конкурсное производство.

Процедура банкротства Предприятия осуществляется по правилам, предусмотренным § 3 главы IX Закона о банкротстве как в отношении сельскохозяйственной организации.

В рамках конкурсного производства предполагается продажа Предприятия как единого имущественного комплекса в соответствии с положениями статьи 179 Закона о банкротстве с целью сохранения созданного ранее научного и производственного комплекса.

Суды установили, что земельные участки с кадастровыми номерами 21:17:271401:1248, 21:17:271401:1250 и 21:17:271401:1, находятся в постоянном (бессрочном) пользовании Предприятия и является частью указанного комплекса.

Из акта проверки от 18.07.2016, утвержденного и.о. руководителя Теруправления, однозначно следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 21:17:271401:1248 и 21:17:271401:1250 полностью используются для ведения сельскохозяйственного производства.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о наличии оснований для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков с кадастровыми номерами 21:17:271401:1248 и 21:17:271401:1250.

Согласно названному акту земельный участок с кадастровым номером 21:17:271401:1 представляет собой единое землепользование, состоящее из 77 обособленных земельных участков. Основная часть свободна от объектов недвижимости и представляет собой поля. На другой части находится 91 объект недвижимости, в том числе две плотины, находящиеся на праве хозяйственного ведения Предприятия. Данный земельный участок вкупе с расположенными на нем объектами недвижимости заявитель использует для ведения сельскохозяйственного производства на основании договора оказания услуг от 01.05.2016.

Между тем, нахождение на земельном участке с кадастровым номером 21:17:271401:1 шести водонапорных башен, закрепленных на праве хозяйственного ведения за Предприятием и переданных Юськасинскому сельскому поселению Моргаушского района Чувашской Республики на основании распоряжений Теруправления о безвозмездной передаче имущества, а также расположение на нем жилых домов по адресу: Чувашская Республика, Моргаушский район, с. Юськасы, ул. Молодежная, д.1 и 2, также переданных в муниципальную собственность, не препятствуют переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды и не нарушает права муниципального образования.

При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно счел подлежащим отмене решение суда первой инстанции в части отказа в признании незаконным бездействия Теруправления, выразившегося в не переоформлении права бессрочного пользования на право аренды земельного участка с кадастровым номером 21:17:271401:1, и удовлетворил требования Предпринимателя в данной части.

С учетом названных норм права и установленных обстоятельствах выводы судов о наличии на стороне Теруправления незаконного бездействия, нарушающего права и законные интересы Предприятия в сфере предпринимательской деятельности, являются правильными. Законных основания для отказа в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования испрашиваемых земельных участков уполномоченный орган не указал.

В силу статей 168 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочиями по оценке и переоценке фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств наделены суды первой и апелляционной инстанций.

Компетенция суда кассационной инстанции определена статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым суд кассационной инстанции проверяет правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов о применении норм права установленным обстоятельствам и доказательствам, имеющимся в деле.

Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судами доказательств не является основанием для отмены состоявшихся судебных актов в суде кассационной инстанции.

Довод заявителя о том, что Предприятие при обращении к Теруправлению с соответствующими заявлениями представило неполный комплект предусмотренных законом документов, не подтвержден материалами дела.

Оснований для отмены принятых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от ее уплаты.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 14.04.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2017 по делу № А79-6644/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике – Чувашии и Пензенской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Е.Г. Кислицын

Судьи

О.Н. Голубева

В.Ю. Павлов