Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017
http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Владимир
«27» мая 2022 года Дело № А79-8259/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2022 года
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Гущиной А.М., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Э.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Серебряный" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 09 марта 2022 года по делу № А79-8259/2021, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Серебряный" (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании частично недействительным требования от 21.07.2021 № 64059
при участии:
от заявителя – ФИО1 на основании доверенности от 28.01.2022 сроком действия до 31.12.2022, представлен диплом о высшем юридическом образовании от 09.07.2019 № 102124 4596736, ФИО2 по доверенности от 19.05.2022 сроком до 31.12.2022 (специалист);
от ответчика – ФИО3 по доверенности от 30.12.2021 № 05-1-19/12 сроком по 31.12.2022, представлен диплом о высшем юридическом образовании от 12.06.1999 № АВБ 0180109; ФИО4 по доверенности от 19.01.2022 № 05-1-19/68 сроком 1 год (специалист)
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Серебряный" (далее – заявитель, ООО «Серебряный») обратилось в суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары (далее – налоговый орган, ИФНС России по г. Чебоксары), с учетом принятого судом уточнения предмета требований в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании недействительным требования № 64059 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 21.07.2021 (далее – требование от 21.07.2021 № 64059) в части предложения уплатить земельный налог в размере 1 485 139 рублей и пени по данному земельному налогу в размере 155 148 рублей 70 копеек.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 09 марта 2022 года заявление ООО «Серебряный» удовлетворено в части. Требование ИФНС России по г. Чебоксары № 64059 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 21.07.2021 в части предложения уплатить недоимку по земельному налогу в размере 255 743 рублей, пеней по данному налогу в размере 9 048 рублей 19 копеек признано недействительным. В остальной части в удовлетворении заявления отказано. С ИФНС России по г. Чебоксары в пользу ООО «Серебряный» взыскано 3 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО «Серебряный» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 09.03.2022 по делу № А79-8259/2021 в части удовлетворения требования ИФНС России по г. Чебоксары № 64059 об уплате суммы налога в размере 1 229 396 рублей, сумму пени в размере 146 100 рублей 51 копейка, а всего на общую сумму 1 375 496 рубля 51 копейка и принять новый судебный акт о признании недействительным требования № 64059 об уплате налога, сборов, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 21.07.2021, вынесенное ИФНС России по г. Чебоксары в адрес ООО «Серебряный».
ООО «Серебряный» считает указанный судебный акт подлежащим отмене в связи с существенными нарушениями норм материального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможна защита охраняемых законом его интересов.
ИФНС России по г. Чебоксары представлен отзыв на апелляционную жалобу, в которой ответчик просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Серебряный» без удовлетворения. По мнению ответчика, все доводы ООО «Серебряный» в апелляционной жалобе сводятся к иному толкованию норм материального права и иной оценке доказательств.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, устно пояснил, что ООО «Серебряный» обжалует решение суда в части отказа в удовлетворении требований заявителя, просил решение суда отменить в данной части.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда в обжалуемой части, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из обстоятельств дела, 14.03.2016 принято решение о создании ООО «Серебряный».
16 марта 2016 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером <***> о создании ООО «Серебряный», основным видом деятельности Общества является – деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей (том 1 л.д. 56-58).
На основании акта от 17.03.2016 участник ООО «Серебряный» передал в качестве вклада в уставный капитал ООО «Серебряный» 112 земельных участков с видом разрешенного использования - «для индивидуального жилищного строительства».
Также ООО «Серебряный» в 2016 - 2018 годы на основании договоров купли-продажи приобретало земельные участки.
22 июля 2020 сто пять земельных участков, переданных ООО «Серебряный» в качестве вклада в уставный капитал, и четыре земельных участка, приобретенных ООО «Серебряный» на основании договоров купли-продажи, были объединены, образован единый земельный участок с кадастровым номером 21:01:010313:263 и с видом разрешенного использования - «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)».
ИФНС России по г. Чебоксары направила ООО «Серебряный» сообщение об исчисленной сумме земельного налога от 25.05.2021 № 494486, в котором указала на то, что сумма исчисленного земельного налога за 2020 год по 123 земельным участкам, составила 2 426 547 рублей, в том числе: 810 614 рублей авансовый платеж за первый квартал 2020 года, 810 614 рублей авансовый платеж за второй квартал 2020 года, 484 251 рубль авансовый платеж за третий квартал 2020 года (том 1 л.д. 115-119).
09 июня 2021 года ООО «Серебряный» представило в ИФНС России по г. Чебоксары пояснения на данное сообщение (том 4 л.д. 8).
По результатам проверки представленных ООО «Серебряный» пояснений ИФНС России по г. Чебоксары письмом от 09.07.2021 № 19-24/02226 сообщило ООО «Серебряный» об отсутствии оснований для перерасчета земельного налога за 2020 год (том 4 л.д. 10).
22 июля 2021 года ИФНС России по г. Чебоксары направила ООО «Серебряный» требование от 21.07.2021 № 64059 в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (том 1 л.д. 131 -133).
Данным требованием ИФНС России по г. Чебоксары предложила ООО «Серебряный» в срок до 18.08.2021 уплатить авансовые платежи по земельному налогу за первый, второй и третий кварталы 2020 года и земельный налог, подлежащий уплате по итогам 2020 года, в общей сумме 1 636 508 рублей. Также требованием от 21.07.2021 № 64059 ООО «Серебряный» предложено уплатить 170 913 рублей 88 копеек пеней по земельному налогу за период с 13.05.2020 по 20.07.2021. Данная сумма пеней начислена ИФНС России по г. Чебоксары в связи с неуплатой ООО «Серебряный» в установленные сроки земельного налога за 2020 год и авансовых платежей по земельному налогу за первый, второй и третий кварталы 2020 года (том 1 л.д. 134-136).
ООО «Серебряный» обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике с жалобой на требование от 21.07.2021 № 64059.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике от 24.08.2021 № 170 жалоба ООО «Серебряный» оставлена без удовлетворения.
Полагая, что требование от 21.07.2021 № 64059 в части предложения уплатить земельный налог в размере 1 485 139 рублей и пени по данному земельному налогу в размере 155 148 рублей 70 копеек. не соответствует закону, ООО «Серебряный» обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии с настоящим заявлением.
В обоснование заявленных требований ООО «Серебряный» указало, что недоимка по земельному налогу за 2020 год в размере, указанном ИФНС России по г. Чебоксары в оспариваемом требовании, у заявителя отсутствует. По мнению ООО «Серебряный», ИФНС России по г. Чебоксары в отношении земельных участков с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» неправомерно применил налоговую ставку в размере 1,5 процента.
Удовлетворяя заявленные требования в части предложения уплатить недоимку по земельному налогу в размере 255 743 рублей, пеней по данному налогу в размере 9 048 рублей 19 копеек, суд первой инстанции учел вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 21:01:010313:124 и 21:01:010313:125, порядок применения коэффциентов, предусмотренных пунктом 15 статьи 396 НК РФ, и пришел к выводу об исчислении земельного налога за 2020 год в отношении данных земельных участков с применением налоговой ставки в размере 0,1 процента и коэффицента 2. Отказывая в удовлетворении требований ООО «Серебряный» в остальной части, суд первой инстанции учел вид разрешения в отношении 117 земельных участков «для индивидуального жилищного строительства», и пришел к выводу о том, что земельный налог за 2020 год должен быть исчислен с применением налоговой ставки в размере 1,5 процента.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки в обжалуемой части.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно пункту 1 статьи 69 Кодекса требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2 статьи 69 НК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Правила, предусмотренные статьей 69 НК РФ, применяются также в отношении требования об уплате пеней (пункт 8 статьи 69 НК РФ).
Пунктом 1 статьи 75 Кодекса установлено, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Абзацем 2 пункта 3 статьи 58 НК РФ предусмотрено, что в случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 Кодекса.
Статьей 387 НК РФ определено, что земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Пунктом 1 статьи 389 Кодекса предусмотрено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и СанктПетербурга), на территории которого введен налог.
На основании статьи 390 Кодекса налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 Кодекса).
Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года (пункт 2 статьи 393 Кодекса).
В соответствии с пунктом 2 статьи 396 Кодекса налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности); не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Кодекса в отношении прочих земельных участков Российской Федерации налоговая ставка не может превышать 1,5 процента.
Земельный налог на территории города Чебоксары установлен решением Чебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 10.06.2004 № 1287 "Об утверждении положения о вопросах налогового регулирования в городе Чебоксары, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению органов местного самоуправления".
Согласно подпункту 10.2.1 пункта 10.2 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 10.06.2004 № 1287 "Об утверждении положения о вопросах налогового регулирования в городе Чебоксары, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению органов местного самоуправления" налоговая ставка в размере 0,1 процента установлена в отношении земельных участков: не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности); занятых индивидуальными и кооперативными гаражами. В отношении прочих земельных участков, в том числе в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и не используемых для сельскохозяйственного производства, установлена налоговая ставка в размере 1,5 процента.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Таким образом, применение налоговой ставки законодательством Российской Федерации о налогах и сборах поставлено в зависимость от категории, к которой отнесен земельный участок, и вида разрешенного использования земельного участка, определяемого по данным кадастрового учета.
Согласно совокупному толкованию статей 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, и заключается в определении конкретных видов деятельности, которые может осуществлять землепользователь на предоставляемом ему земельном участке. При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне.
Данные о правовом режиме земельного участка (категории земель, виде разрешенного использования) отражаются в правоустанавливающих документах и имеются в государственном земельном кадастре.
При этом, определение такого понятия как земельный участок, приобретенной (предоставленный) для индивидуального жилищного строительства, НК РФ не содержит.
В классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, приведено следующее описание вида разрешенного использования земельного участка «для индивидуального жилищного строительства»: размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей); выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и подсобных сооружений.
Поскольку вышеуказанный приказ Минэкономразвития России признан утратившим силу приказом Минэкономразвития России от 12.02.2021 № 68 (дата вступления в силу - 05.04.2021), т.е. после истечения оспариваемого периода -2020 год, то довод ООО «Серебряный» о том, что судом первой инстанции неправильно определено понятие вида разрешенного использования земельного участка «для индивидуального жилищного строительства» с учетом вышеуказанного классификатора видов разрешенного использования земельных участков, является необоснованным.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.06.2018 № 301-КГ18-7425 указывается, что по смыслу налогового законодательства пониженные ставки земельного налога устанавливаются для физических лиц, непосредственно использующих земли для индивидуального жилищного строительства.
Исходя из положений абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ использование налогоплательщиком земельных участков в предпринимательской деятельности исключает возможность применения к ним пониженной налоговой ставки, определенной для земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства.
На необходимость использования земельных участков по целевому назначению для применения пониженной налоговой ставки в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, было указано в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2018 № 307-КГ18-20670 и от 30.10.2018 № 305-КГ18-16987.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 26.03.2019 № 820-О отметил, что налогоплательщик должен использовать принадлежащий ему земельный участок в соответствии с тем видом разрешенного использования, который в установленном порядке определен и отражен в Едином государственном реестре недвижимости. В ином случае с учетом принципа экономического основания налога создавались бы препятствия для определения объективных показателей элементов налогообложения, в том числе размера налоговой ставки, для целей исчисления и уплаты земельного налога.
Таким образом, для применения налоговой ставки в размере 0,1 процента в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение земельного участка к определенному виду разрешенного использования и использование этого земельного участка по целевому назначению.
Внесение Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ в подпункт 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ изменений, вступивших в силу с 01.01.2020, согласно которым абзац третий после слов «приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства» дополнен словами в скобке «за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности» не опровергает данного вывода.
В рассматриваемом случае, при направлении ООО «Серебряный» требования от 21.07.2021 № 64059 ИФНС России по г. Чебоксары исходила из того, что в отношении земельных участков, имеющих в спорный период вид разрешенного использования - «для индивидуального жилищного строительства», подлежит применению налоговая ставка в размере 1,5 процента.
ООО «Серебряный» полагает, что при исчислении земельного налога за 2020 год по таким земельным участкам налоговая ставка должна применяться в размере 0,1 процента.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Кодекса льготой признается предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Пониженная налоговая ставка по своей сути является налоговой льготой, обязанность по представлению доказательств обоснованности применения такой ставки возложена на налогоплательщика.
Указанная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.03.2015 № 306-КГ14-8182.
Из письма Администрации города Чебоксары от 16.11.2021 № 20061 следует, что постановлением Администрации города Чебоксары от 27.08.2012 № 250 принято решение об утверждении проекта планировки территории коттеджного поселка «Серебряный» в городе Чебоксары. Постановлением Администрации города Чебоксары от 11.05.2017 № 1176 принято решение о подготовке документации по планировке территории (проекта планировки и проекта межевания территории) микрорайона «Серебряный». В настоящее время данная документация по планировке территории в Администрацию города Чебоксары для последующей проверки не предоставлялась. Разрешение на строительство (реконструкцию) индивидуального жилищного строительства и уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельных участках обозначенных в запросе, за период с 2009 по настоящее время, не выдавались.
Из акта проверки органом государственного надзора от 20.11.2019 № 4179 в отношении земельного участка с кадастровым номером 21:21:080909:158 следует, что данный земельный участок не обработан, зарос сорной растительностью. Какие-либо здания и сооружения на участке отсутствуют, признаков ведения строительных работ, в том числе связанных с возведением объектов капитального строительства, не имеется, участок по целевому назначению не используется.
Таким образом, спорные земельные участки фактически не использовались заявителем в соответствии с их целевым назначением; целью приобретения и формирования данных участков является их дальнейшая реализация и извлечение прибыли, поскольку в рассматриваемой ситуации осуществление ООО «Серебряный» действий по объединению земельных участков направлено на подготовку земельных участков к жилой застройке и обусловлено не личными целями, а улучшением привлекательности земельных участков как объекта застройки, а также направлено на привлекательность сделок для потенциальных покупателей, поскольку дальнейшее использование спорных земельных участков направлено, в том числе и на создание коттеджного поселка «Серебряный» в г. Чебоксары.
В ходе рассмотрения спора ООО «Серебряный» не подтвердило факт использования спорных земельных участков по целевому назначению, в связи с чем условия, необходимые для применения налоговой ставки в размере 0,1 процента не исполнены, доказательства обоснованности применения данной ставки к спорным земельным участкам при расчете земельного налога за 2020 год ООО «Серебряный» не представлены.
Ссылка ООО «Серебряный» на пункт 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога» подлежит отклонению, поскольку заявитель в рассматриваемом случае не является ни застройщиком, ни заказчиком объекта индивидуального жилищного строительства.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в отношении 117 земельных участков с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» земельный налог за 2020 год правомерно исчислен ИФНС России по г. Чебоксары с применением налоговой ставки в размере 1,5 процента.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному итоговому заключению о том, что оспариваемое требование ИФНС России по г. Чебоксары в части уплаты суммы налога в размере 1 229 396 рублей, суммы пени в размере 146 100 рублей 51 копейка, соответствует требованиям законодательства и не нарушает права и законные интересы ООО «Серебряный» в сфере осуществления экономической деятельности, что в силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, не подтверждены отвечающими требованиям главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных при правильном применении норм материального права, и не могут быть признаны основанием к отмене или изменению решения. Иная оценка подателем жалобы обстоятельств спора не свидетельствует об ошибочности выводов суда.
Все доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
По мнению заявителя, решение об отказе в предоставлении земельного участка не соответствует действующему законодательству и нарушает исключительное право заявителя на приватизацию земельного участка, находящегося под принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимости.
По мнению заявителя, решение об отказе в предоставлении земельного участка не соответствует действующему законодательству и нарушает исключительное право заявителя на приватизацию земельного участка, находящегося под принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимости.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии принял законное и обоснованное решение в обжалуемой части, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 09 марта 2022 года по делу А79-8259/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Серебряный" – без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Серебряный" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1500 рублей, перечисленную по платежному поручению от 28.03.2022 № 20.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья
М.Н. Кастальская
Судьи
А.М. Гущина
Т.В. Москвичева