ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А79-8329/2021 от 02.02.2022 Первого арбитражного апелляционного суда

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир

«03» февраля 2022 года Дело № А79-8329/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 02.02.2022.

Постановление в полном объеме изготовлено 03.02.2022.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,

судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Э.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобуУправления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому Федеральному округу на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 29.10.2021 по делу № А79-8329/2021, принятое по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому Федеральному округу о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Телеком ЛТД» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.

Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

На основании письма Управления Федеральной службы безопасности по Чувашской Республике от 13.08.2021 № 1/21/3096 и приложенных к нему документов, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому Федеральному округу (далее по тексту - Управление) установлено нарушение обществом с ограниченной ответственностью «Телеком ЛТД» (далее по тексту - Общество) пункта 1 статьи 46, пункта 2, пункта 4 статьи 64 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон № 126-ФЗ), пунктов 5, 10 требований лицензии № 187613, а именно: при оказании услуг связи в соответствии с лицензией от 17.11.2016 № 187613 на территории Чувашской Республики не реализовало СОРМ без технических средств накопления сообщений электросвязи (хранение в нулевом объеме сообщений электросвязи), оценка соответствия техническим требованиям СОРМ в установленные оператором связи и Управлением Федеральной службы безопасности по Чувашской Республике сроки (срок 01.06.2020).

По факту выявленных нарушений уполномоченное должностное лицо Управления 09.09.2021 составило в отношении Общества протокол № АП-52/11/1047 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Поскольку в силу статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела о привлечении к административной ответственности по статье 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подведомственны судьям арбитражных судов, Управление обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.

Решением от 29.10.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.

В апелляционной жалобе Управление ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Считает, что административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обладает признаками длящегося, поскольку в данном случае фактически отсутствует конкретная дата исполнения этой обязанности, распространяющейся на весь период оказания услуг связи по лицензии.

По мнению Управления, дата совершения длящегося правонарушения совпадает с датой выявления правонарушения, а именно 13.08.2021 (дата отправки письма Управления Федеральной службы безопасности по Чувашской Республике), следовательно, срок давности 3 месяца следует исчислять с 13.08.2021, то есть на момент вынесения решения 28.10.2021 года срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ) лицензия – это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Лицензируемый вид деятельности в пункте 3 части 1 статьи 3 Закона № 99-ФЗ определяется как вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

На основании пункта 36 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ лицензированию подлежит оказание услуг связи.

В соответствии со статьями 2 и 3 Закона № 99-ФЗ лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Закона № 126-ФЗ оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

Согласно пункту 2 статьи 64 Закона № 126-ФЗ - операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.

В силу пункта 4 статьи 64 Закона № 126-ФЗ Порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 № 538 утверждены Правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее – Правила).

Согласно пункту 10 Требований к сетям электросвязи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, утвержденных Приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 16.01.2008 № 6, технические средства ОРМ размещаются на узлах связи сети связи оператора связи в соответствии с Планом мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-разыскных мероприятий.

В соответствии с пунктами 4, 7 Правил сети и средства связи, используемые оператором связи, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним для проведения оперативно-разыскных мероприятий и устанавливаемым Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

Ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора связи производится в соответствии с разработанным органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи планом мероприятий по внедрению технических средств (далее - план), в котором указывается, в частности, срок ввода в эксплуатацию технических средств.

План разрабатывается в срок до 3 месяцев с даты подачи оператором связи заявления в орган федеральной службы безопасности. План составляется в 3 экземплярах, из которых 2 экземпляра представляются оператором связи соответственно в Федеральную службу по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и орган федеральной службы безопасности, 1 экземпляр хранится у оператора связи.

Согласно пункту 4.1 Плана, первый этап плана завершается проведением приемосдаточных испытаний и составлением протоколов испытаний СОРМ. В случае отсутствия положительных протоколов приемосдаточных испытаний на дату окончания 1 этапа УФСБ оставляет за собой право направить в Управление Роскомнадзора по Чувашской Республике-Чувашии представление о принятии мер реагирования, вплоть до приостановления действия лицензии оператора связи.

Согласно пункту 5 требований осуществления деятельности в соответствии с лицензией № 187613 лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 9 требований лицензии № 187613 лицензиат обязан реализовать устанавливаемые Федеральным органом исполнительной власти по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.

Как следует из материалов дела, в письме Управления Федеральной службы безопасности по Чувашской Республике от 13.08.2021 № 1/21/3096 содержалась информация о невыполнении оператором связи Обществом 1 этапа Плана мероприятий по внедрению системы технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий на сети связи, используемой при оказании услуг связи в соответствии с лицензиями, в части касающейся реализации ТС ОРМ без технических средств накопления информации в срок 01.08.2021.

Согласно, представленному по запрос суда, Плану мероприятий по внедрению системы технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий на сети связи Общества используемой при оказании услуг связи в соответствии с лицензиями: № 131668 (телематические услуги связи); на территории Чувашской Республики, утвержденному в 2020 году, усматривается, что 1 этап (реализация СОРМ без технических средств накопления сообщений электросвязи (хранение в нулевом объеме сообщений электросвязи), оценка соответствия техническим требованиям СОРМ) по внедрению СОРМ на сети связи оператора оканчивается 01.08.2021.

Как следует из материалов дела, Обществу вменяется невыполнение реализации СОРМ без технических средств накопления сообщений электросвязи (хранение в нулевом объеме сообщений электросвязи), оценка соответствия техническим требованиям СОРМ в установленный срок 01.06.2020.

Вместе с тем, в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.

Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судей - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).

Таким образом, учитывая, что правонарушение, выраженное в невыполнение реализации СОРМ без технических средств накопления сообщений электросвязи (хранение в нулевом объеме сообщений электросвязи), оценка соответствия техническим требованиям СОРМ в установленный срок 01.06.2020,на момент принятия судом решения трехмесячный срок давности привлечения Общества к административной ответственности, установленный частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истек.

Материалы административного дела направлены Управлением в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии только 13.09.2021.

В силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности.

Истечение срока давности является безусловным и самостоятельным основанием для отказа в привлечении к административной ответственности.

При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что трехмесячный срок давности привлечения Общества к административной ответственности на момент принятия судом решения истек.

Довод Управления о длящемся характере правонарушения основан на неверной трактовке обстоятельств вменяемого Обществу правонарушения.

Невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.

Таким образом, Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 29.10.2021 по делу № А79-8329/2021 оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому Федеральному округу оставить без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья

Т.В. Москвичева

Судьи

М.Б. Белышкова

А.М. Гущина