ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А79-84/2010 от 02.11.2010 АС Волго-Вятского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

603082, Нижний Новгород, Кремль, 4, http://fasvvo.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А79-84/2010

02 ноября 2010 года

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Бердникова О.Е.,

судей Базилевой Т.В., Масловой О.П.

при участии представителей

от заявителя: ФИО1 (доверенность от 25.12.2009),

от заинтересованного лица: ФИО2 (доверенность от 22.10.2010 № 03-10/11781),

ФИО3 (доверенность от 25.03.2010 № 03-10/03949)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица –

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Чувашской Республике

на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 10.06.2010,

принятое судьей Кузьминой О.С.,

по делу № А79-84/2010

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Реал-Бизнес-лес»

о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции

Федеральной налоговой службы № 3 по Чувашской Республике от 30.09.2009 № 000042

и у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Реал-Бизнес-лес» (далее – ООО «Реал-Бизнес-лес») обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Чувашской Республике (далее – Инспекция, налоговый орган) от 30.09.2009 № 000042 в части начисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, соответствующих сумм пеней и привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс).

Решением суда от 10.06.2010 заявленное требование удовлетворено.

В апелляционном суде дело не рассматривалось.

Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой указала на неверное применение судом первой инстанции норм материального права.

Заявитель жалобы считает, что денежные средства в размере 5 500 000 рублей,
 выделенные Обществу из республиканского бюджета Чувашской Республики на реализацию инновационного проекта, не подпадают под понятие инвестиций, определенное Федеральным законом от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее – Федеральный закон № 39-ФЗ); указанная сумма (согласно указу Президента Чувашской Республики
 от 29.10.2004 № 118) является специальным вознаграждением разработчику инновационного проекта (ООО «Реал-Бизнес-лес»), и выплачена Обществу на основании договора на реализацию этого проекта. Указанная сумма, не подпадает под перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы в целях исчисления налога на прибыль, установленный подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса.

Подробно доводы заявителя приведены в жалобе и поддержаны его представителями в судебном заседании.

Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами налогового органа, просили оставить судебный акт без изменения.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 02.11.2010.

Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики проверена
 Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в
 статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку Общества, в том числе в отношении единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за период с 01.01.2006 по 31.12.2008, в ходе которой установила, что Общество в нарушение пункта 1 статьи 346.15, пункта 1 статьи 346.17 Кодекса не включило в состав доходов вознаграждение Министерства промышленности и энергетики Чувашской Республики в сумме 5 500 000 рублей на разработку инновационных идей по договору на реализацию инновационного проекта от 03.10.2007 № 4/1-9,
 одновременно уменьшив налогооблагаемую базу на затраты, связанные с осуществлением указанного проекта.

По результатам проверки составлен акт от 08.09.2009 № 09-09/48 и принято решение от 30.09.2009 № 000042, которым Общество привлечено к налоговой ответственности.

Решением Управления федеральной налоговой службы по Чувашской Республике
 от 19.11.2009 № 05-13/281 решение Инспекции оставлено без изменения.

Не согласившись с решением Инспекции в части начисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2007 год в размере 247 533 рублей, за 2008 год в сумме 590 594 рублей, соответствующих пеней в сумме 92 874 рублей, привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Кодекса в виде взыскания штрафа в размере 1668 рублей, ООО «Реал-Бизнес-лес» обжаловало его в арбитражный суд.

Удовлетворив требование Общества, Арбитражный суд Чувашской Республики исходил из того, что денежные средства, перечисленные ООО «Реал-Бизнес-лес» при исполнении договора № 4/1-9 на реализацию инновационного проекта, подпадают под понятие инвестиций, установленное Федеральным законом № 39-ФЗ, следовательно, эти денежные средства не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль на основании пункта 14 части 1 статьи 251 Кодекса.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 346.15 Кодекса организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают
 следующие доходы: доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса; внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса. При определении объекта налогообложения организациями не учитываются доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

В силу подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Указом Президента Чувашской Республики от 29.10.2004 № 118 «О дополнительных мерах по инновационному развитию Чувашской Республики» (в редакции указа Президента Чувашской Республики от 10.03.2005 № 25) в пункте 2 установлено специальное вознаграждение в размере до 5 500 000 рублей в зависимости от эффективности проекта для разработчиков инновационных идей и патентообладателей, независимо от их места работы и проживания, передающих право на использование изобретения, полезной модели, промышленного образца в установленном федеральным законодательством порядке государственным заказчикам Чувашской Республики или организациям, зарегистрированным на территории Чувашской Республики, в целях внедрения их в серийное производство.

Как следует из материалов дела, во исполнение названного указа и в соответствии с решением Правительственной комиссии по отбору наиболее приоритетных и перспективных инновационных проектов, патентов на изобретение, полезную модель, промышленный образец, создаваемый в Чувашской Республике и за ее пределами (протокол заседания от 28.09.2006 № 3) инновационный проект Общества «Организация производства биотоплива (древесных гранул) и активированного угля методом глубокой переработки древесной массы» признан приоритетным. Государственным заказчиком инновационного проекта определено Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики.

В соответствии с протоколом заседания от 28.09.2006 № 3 Правительственной комиссией поручено Министерству промышленности и энергетики Чувашской Республики в установленном порядке внести на рассмотрение Кабинета Министров Чувашской Республики проект распоряжения по предоставлению государственной поддержки указанному инновационному проекту.

Кабинет Министров Чувашской Республики 25.09.2007 вынес распоряжение № 279р, которым Министерству финансов Чувашской Республики поручено обеспечить перечисление 5 500 000 рублей за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, предусмотренных по разделу «Национальная экономика», подразделу «Другие вопросы в области национальной экономики», а Министерству промышленности и энергетики Чувашской Республики – заключить в установленном порядке договор на реализацию указанного инновационного проекта с ООО «Реал-Бизнес-лес».

ООО «Реал-Бизнес-лес» (исполнитель) и Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики (государственный заказчик) заключили договор на реализацию инновационного проекта от 03.10.2007 № 4/1-9, согласно условиям которого государственный заказчик выплачивает исполнителю специальное вознаграждение в размере 5 500 000 рублей. При этом оплата производится по окончании реализации инновационного проекта и подписания акта-сдачи приемки работ.

В подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса содержится закрытый перечень доходов, которые не учитываются при определении налоговой базы; среди них нет случая, относимого к спорным правоотношениям.

Доказательства того, что данные денежные средства являются инвестициями и получены при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, Общество в материалы дела не представило.

На основании изложенного окружной суд пришел к выводу, что указанная сумма поступила на оплату услуг по гражданско-правовому договору и не относится к перечню доходов, определенных подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса. Расходование указанных денежных средств связано с осуществлением деятельности Общества, направленной на получение дохода. Полученные Обществом средства по своему экономическому содержанию представляют собой часть выручки за выполненные работы и, следовательно, являются доходом от реализации выполненных работ.

Кроме того, как следует из решения Инспекции от 30.09.2009 № 000042 (страница 2), Общество не подтвердило ведение раздельного учета доходов и расходов в рамках полученного вознаграждения, что является необходимым условием для применения указанной льготы.

Таким образом, спорную сумму денежных средств Общество неправомерно не включило в состав доходов, подлежащих налогообложению единым налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288
 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не установлено.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной
 жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 2 части 1), 288 (частью 2), 289, 325
 (частью 1) и 326 (частью 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 10.06.2010 по делу № А79-84/2010 отменить.

Отказать обществу с ограниченной ответственностью «Реал-Бизнес-лес» в признании недействительным решения Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 3 по Чувашской Республике от 30.09.2009 № 000042 в части начисления к уплате единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2007 год в размере 247 533 рублей, за 2008 год в размере 590 594 рублей, пеней по этому налогу в сумме 92 874 рублей 21 копейки, привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 1668 рублей.

Арбитражному суду Чувашской Республики произвести поворот исполнения решения от 10.06.2010 в части взыскания с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Чувашской Республике в пользу общества с ограниченной ответственностью «Реал-Бизнес-лес» государственной пошлины в сумме 3000 рублей и расходов на оплату услуг представителя в размере 20 000 рублей.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

О.Е. Бердников

Судьи

Т.В. Базилева

О.П. Маслова