АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082
http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород | Дело № А79-9011/2014 |
20 октября 2015 года |
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 15.10.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А. ,
судей Новикова Ю.В., Шутиковой Т.В. ,
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью «Торговый комплекс Юго-Западный»
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 23.03.2015,
принятое судьей Щетинкиным А.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2015,
принятое судьями Белышковой М.Б., Гущиной А.М., Родиной Т.С.,
по делу № А79-9011/2014
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике (ИНН: 2128055984, ОГРН: 1042128015841) о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Торговый комплекс Юго-Западный» (ИНН: 2129038893, ОГРН: 1022101270586)
платы за негативное воздействие на окружающую среду
и у с т а н о в и л :
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике (далее – Росприроднадзор, Управление) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Торговый комплекс Юго-Западный» (далее – ООО «ТК Юго-Западный», Общество) 43 570 рублей 36 копеек платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 23.03.2015 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2015 решение суда оставлено без изменения.
ООО «ТК Юго-Западный» не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статьи 1, 16, 25 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», применили не подлежащие применению положения Водного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления». По мнению Общества, взыскание с него платы за сброс загрязняющих веществ на водосборную площадь является необоснованным, поскольку статья 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не возлагает на природопользователя соответствующую обязанность; нормами действующего законодательства не установлены методика определения водосборной площади, методика расчета платы за сброс загрязняющих веществ на водосборную площадь, нормативы сбросов загрязняющих веществ на водосборную площадь и порядок выдачи соответствующих разрешений. ООО «ТК Юго-Западный» указывает, что Управление необоснованно для расчета платы учло площадь всей принадлежащей Обществу территории, поскольку на территории, имеющей естественное покрытие, не происходит формирование загрязняющего поверхностного стока.
Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе и пояснениях к ней.
Росприроднадзор в отзыве на кассационную жалобу возразил относительно доводов заявителя, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей не обеспечили.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество представило в Росприроднадзор расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за третий и четвертый кварталы 2013 года.
По результатам проверки представленных расчетов Управление доначислило Обществу плату за негативное воздействие на окружающую среду по разделу 3 «Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты» (по производственной территории (при неорганизованном сбросе)) за третий и четвертый кварталы 2013 года в сумме 76 504 рублей 14 копеек.
Общество погасило образовавшуюся задолженность в сумме 37 709 рублей 80 копеек.
Управление направило ООО «ТК Юго-Западный» требование от 22.08.2014 № 18-2014 об уплате 43 570 рублей 36 копеек задолженности в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Неисполнение данного требования послужило основанием для обращения Управления с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 1, 3, 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды), постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления», пунктами 1, 5, 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632, пунктами 1.1, 1.2, 1.3 Методических указаний по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды 29.12.1998 (далее – Методические указания), Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии удовлетворил заявленное требование. Суд пришел к выводу о том, что Общество, не имеющее специального разрешения, обязано вносить плату за загрязнение окружающей среды в связи с осуществлением неорганизованного поверхностного стока на рельеф местности с территории водосбора, рассчитанную с учетом пятикратного повышающего коэффициента.
Первый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь аналогичными нормами права и учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 10.12.2002 № 284-О, согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (пункт 2 статьи 16 Закона об охране окружающей среды).
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 (далее – Порядок).
Действие Порядка распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (пункт 1 Порядка).
На основании пункта 5 Порядка плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
В силу пункта 6 Порядка в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 Порядка.
Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены в постановлении Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».
Методические указания содержат порядок расчета платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты, а также приравненный к ним сброс на рельеф местности, поля фильтрации и земледельческие поля орошения, специальные водоотводящие устройства (сбросные и дренажные каналы), в составе сточных дождевых, талых и поливочных вод (далее – неорганизованный сброс загрязняющих веществ) с площади территории природопользователей.
Согласно пункту 1.1 Методических указаний под неорганизованным сбросом загрязняющих веществ подразумевается вынос загрязняющих веществ с территории водосбора предприятий и организаций и прилегающей инфраструктуры, относящейся к промплощадкам, неорганизованным поверхностным стоком (отведение дождевых, талых и поливочных вод за пределы территорий предприятий по естественному уклону местности в кюветы дорог, овраги, непосредственно в реки, ручьи, пруды и иные водные объекты, либо в ливневую канализацию соседних предприятий и организаций).
Неорганизованный сброс загрязняющих веществ с территории предприятий и организаций и расчет платы за загрязнение окружающей среды осуществляется на основе разрешения, выдаваемого территориальным органом Госкомэкологии России. При отсутствии у природопользователя разрешения на неорганизованный сброс загрязняющих веществ, оформленного в установленном порядке, размер платы за него рассчитывается природопользователем или территориальным органом Госкомэкологии России как для условий сверхлимитного сброса (пункт 1.3 Методических указаний).
Принадлежность предприятия или организации к числу загрязнителей окружающей среды поверхностным стоком с подведомственной территории определяется в индивидуальном порядке исходя из наличия передвижных или стационарных источников (включая эродированные поверхности) поступления в дождевые, талые и поливочные воды загрязняющих веществ производственного или хозяйственно-бытового происхождения по предъявлении технологического регламента, материального баланса или иных документов, характеризующих хозяйственную деятельность предприятия, либо по представлении инспектором территориального органа Госкомэкологии перечня загрязняющих веществ, попадание которых не исключено в поверхностный сток (пункт 1.4 Методических указаний).
Суды установили и материалами дела подтверждается, что в третьем и четвертом кварталах 2013 года ООО «ТК Юго-Западный» использовало (в том числе с привлечением транспортных средств) промышленно-урбанизированные территории, поверхностный сток вод с которых загрязнен веществами производственного происхождения и отходов потребления, с учетом посещения арендуемых площадей людьми и средствами их передвижения, следовательно, являлось лицом, обязанным вносить плату за загрязнение окружающей среды; необходимое разрешение на сброс загрязняющих веществ у Общества отсутствовало.
Таким образом, ООО «ТК Юго-Западный» обязано вносить плату за загрязнение окружающей среды с учетом пятикратного повышающего коэффициента.
Суды, проверив правильность расчета заявленной ко взысканию суммы (с учетом пятикратного повышающего коэффициента), признали его верным.
На основании изложенного суды правомерно удовлетворили требование Росприроднадзора о взыскании с Общества платы за негативное воздействие на окружающую среду за третий и четвертый кварталы 2013 года в сумме 43 570 рублей 36 копеек.
Доводы ООО «ТК Юго-Западный», приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 23.03.2015 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2015 по делу № А79-9011/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Торговый комплекс Юго-Западный» – без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью «Торговый комплекс Юго-Западный».
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий | О.А. Шемякина | |
Судьи | Ю.В. Новиков Т.В. Шутикова |