ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А79-9011/14 от 15.10.2015 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А79-9011/2014

20 октября 2015 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 15.10.2015.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Шемякиной О.А. ,

судей Новикова Ю.В., Шутиковой Т.В. ,

без участия представителей

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

общества с ограниченной ответственностью «Торговый комплекс Юго-Западный»

на решение Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 23.03.2015,

принятое судьей Щетинкиным А.В.,  и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2015,

принятое судьями Белышковой М.Б., Гущиной А.М., Родиной Т.С.,

по делу № А79-9011/2014 

по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике (ИНН: 2128055984, ОГРН: 1042128015841) о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Торговый комплекс                      Юго-Западный» (ИНН: 2129038893, ОГРН: 1022101270586)

платы за негативное воздействие на окружающую среду

и   у с т а н о в и л :

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике (далее – Росприроднадзор, Управление) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Торговый комплекс Юго-Западный» (далее – ООО               «ТК Юго-Западный», Общество) 43 570 рублей 36 копеек платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Решением Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 23.03.2015 заявленное требование удовлетворено.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2015 решение суда оставлено без изменения.

ООО «ТК Юго-Западный» не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статьи 1, 16, 25 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», применили не подлежащие применению положения Водного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления». По мнению Общества, взыскание с него платы за сброс загрязняющих веществ на водосборную площадь является необоснованным, поскольку статья 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не возлагает на природопользователя соответствующую обязанность; нормами действующего законодательства не установлены методика определения водосборной площади, методика расчета платы за сброс загрязняющих веществ на водосборную площадь, нормативы сбросов загрязняющих веществ на водосборную площадь и порядок выдачи соответствующих разрешений. ООО «ТК Юго-Западный» указывает, что Управление необоснованно для расчета платы учло площадь всей принадлежащей Обществу территории, поскольку на территории, имеющей естественное покрытие, не происходит формирование загрязняющего поверхностного стока.

Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе и пояснениях к ней.

Росприроднадзор в отзыве на кассационную жалобу возразил относительно доводов заявителя, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей не обеспечили.

Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Общество представило в Росприроднадзор расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за третий и четвертый кварталы 2013 года.

По результатам проверки представленных расчетов Управление доначислило                  Обществу плату за негативное воздействие на окружающую среду по разделу 3 «Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты» (по производственной территории (при неорганизованном сбросе)) за третий и четвертый кварталы 2013 года в сумме 76 504 рублей                  14 копеек.

Общество погасило образовавшуюся задолженность в сумме 37 709 рублей                            80 копеек.

Управление направило ООО «ТК Юго-Западный» требование от 22.08.2014                    № 18-2014 об уплате 43 570 рублей 36 копеек задолженности в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Неисполнение данного требования послужило основанием для обращения Управления с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Руководствуясь статьями 1, 3, 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды), постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления», пунктами 1, 5, 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632, пунктами 1.1, 1.2, 1.3 Методических указаний по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды 29.12.1998 (далее – Методические указания), Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии удовлетворил заявленное требование. Суд пришел к выводу о том, что Общество, не имеющее специального разрешения, обязано вносить плату за загрязнение окружающей среды в связи с осуществлением неорганизованного поверхностного стока на рельеф местности с территории водосбора, рассчитанную с учетом пятикратного повышающего коэффициента.

Первый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь аналогичными нормами права и учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 10.12.2002 № 284-О, согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (пункт 2 статьи 16 Закона об охране окружающей среды).

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержден               постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 (далее –                     Порядок).

Действие Порядка распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (пункт 1 Порядка).

На основании пункта 5 Порядка плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

В силу пункта 6 Порядка в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 Порядка.

Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены в постановлении Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».

Методические указания содержат порядок расчета платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты, а также приравненный к ним сброс на рельеф местности, поля фильтрации и земледельческие поля орошения, специальные водоотводящие устройства (сбросные и дренажные каналы), в составе сточных дождевых, талых и поливочных вод (далее – неорганизованный сброс загрязняющих веществ) с площади территории природопользователей.

Согласно пункту 1.1 Методических указаний под неорганизованным сбросом загрязняющих веществ подразумевается вынос загрязняющих веществ с территории водосбора предприятий и организаций и прилегающей инфраструктуры, относящейся к промплощадкам, неорганизованным поверхностным стоком (отведение дождевых, талых и поливочных вод за пределы территорий предприятий по естественному уклону местности в кюветы дорог, овраги, непосредственно в реки, ручьи, пруды и иные водные объекты, либо в ливневую канализацию соседних предприятий и организаций).

Неорганизованный сброс загрязняющих веществ с территории предприятий и организаций и расчет платы за загрязнение окружающей среды осуществляется на основе разрешения, выдаваемого территориальным органом Госкомэкологии России. При отсутствии у природопользователя разрешения на неорганизованный сброс загрязняющих веществ, оформленного в установленном порядке, размер платы за него рассчитывается природопользователем или территориальным органом Госкомэкологии России как для условий сверхлимитного сброса (пункт 1.3 Методических указаний).

Принадлежность предприятия или организации к числу загрязнителей окружающей среды поверхностным стоком с подведомственной территории определяется в индивидуальном порядке исходя из наличия передвижных или стационарных источников (включая эродированные поверхности) поступления в дождевые, талые и поливочные воды загрязняющих веществ производственного или хозяйственно-бытового происхождения по предъявлении технологического регламента, материального баланса или иных документов, характеризующих хозяйственную деятельность предприятия, либо по представлении инспектором территориального органа Госкомэкологии перечня загрязняющих веществ, попадание которых не исключено в поверхностный сток (пункт 1.4 Методических указаний).

Суды установили и материалами дела подтверждается, что в третьем и четвертом кварталах 2013 года ООО «ТК Юго-Западный» использовало (в том числе с привлечением транспортных средств) промышленно-урбанизированные территории, поверхностный сток вод с которых загрязнен веществами производственного происхождения и отходов потребления, с учетом посещения арендуемых площадей людьми и средствами их передвижения, следовательно, являлось лицом, обязанным вносить плату за загрязнение окружающей среды; необходимое разрешение на сброс загрязняющих веществ у Общества отсутствовало.

Таким образом, ООО «ТК Юго-Западный» обязано вносить плату за загрязнение окружающей среды с учетом пятикратного повышающего коэффициента.

Суды, проверив правильность расчета заявленной ко взысканию суммы (с учетом пятикратного повышающего коэффициента), признали его верным.

На основании изложенного суды правомерно удовлетворили требование Росприроднадзора о взыскании с Общества платы за негативное воздействие на окружающую среду за третий и четвертый кварталы 2013 года в сумме 43 570 рублей 36 копеек.

Доводы ООО «ТК Юго-Западный», приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм права.

Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 23.03.2015 и                           постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2015 по делу                           № А79-9011/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Торговый комплекс Юго-Западный» – без удовлетворения.

Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением                       кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью «Торговый комплекс Юго-Западный».

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

           Председательствующий

О.А. Шемякина

Судьи

Ю.В. Новиков

Т.В. Шутикова