ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А79-9135/16 от 14.02.2018 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А79-9135/2016

16 февраля 2018 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 14.02.2018.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Шутиковой Т.В. ,

судей Новикова Ю.В., Чижова И.В.

при участии представителя       

от заявителя: Кочкомазовой О.С. (доверенность от 29.12.2017 № 04/6217)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной

службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике

на решение Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 17.08.2017,

принятое судьей Щетинкиным А.В.,  и                    

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2017,

принятое судьями Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В., Гущиной А.М.,                      

по делу № А79-9135/2016

по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике

о взыскании с Красночетайского районного потребительского общества

(ИНН: 2110000688, ОГРН: 1022102628437)

платы за негативное воздействие на окружающую среду

и   у с т а н о в и л :

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Чувашской Республике (далее – Управление) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с Красночетайского районного потребительского общества (далее – Райпо, Общество)                   897 221 рубля 88 копеек задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Решением Арбитражного суда  Чувашской Республики – Чувашии от 17.08.2017 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.  

Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

   Заявитель жалобы считает, что суды неверно истолковали Методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденные Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды 29.12.1998, и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, общая площадь, на которой Райпо в спорном периоде осуществляло торговую деятельность с использованием стационарных и передвижных источников выбросов загрязняющих веществ, составляет 3,2006 гектара; данный земельный участок полностью относится к промышленно-урбанизированным территориям (а не только его застроенная часть), поэтому должен учитываться при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В судебном заседании представитель Управления подтвердил позицию, изложенную в кассационной жалобе.

Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.

Райпо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направило.

В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Чувашской Республики – Чувашии.

Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Управление провело проверку представленных Райпо расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с первого квартала 2012 года по второй квартал 2015 года.

   По результатам проверки представленных расчетов Управление доначислило плату за негативное воздействие на окружающую среду в виде сброса загрязняющих веществ в водные объекты (по производственной территории (при неорганизованном сбросе)) в общей сумме 1 162 680 рублей 51 копейки.

   Управление направило в адрес Общества требование от 13.11.2015 № 39-2015 об уплате задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в срок до 27.11.2015.

   Неисполнение данного требования послужило основанием для обращения Управления в суд с иском о взыскании 897 221 рубля 88 копеек задолженности.

   Руководствуясь статьями 1, 3, 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Методическими указаниями по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденными Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды 29.12.1998, Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводу о том, что общая площадь земельного участка Общества, которая должна быть учтена при расчете платы за негативное воздействие на окружающую природную среду, составляет 1,36479 гектара.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Согласно пункту 1 статьи 16 Закона № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами, а порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (пункт 2 статьи 16 Закона № 7-ФЗ).

В силу статьи 3 Закона № 7-ФЗ субъектами внесения соответствующей платы являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

Председателем Государственного комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды 29.12.1998 утверждены Методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты (далее – Методические указания), действовавшие в спорном периоде.

Согласно пункту 1.1 Методических указаний под неорганизованным сбросом загрязняющих веществ подразумевается вынос загрязняющих веществ с территории водосбора предприятий и организаций и прилегающей инфраструктуры, относящейся к промплощадкам, неорганизованным поверхностным стоком (отведение дождевых, талых и поливочных вод за пределы территорий предприятий по естественному уклону местности в кюветы дорог, овраги, непосредственно в реки, ручьи, пруды и иные водные объекты, либо в ливневую канализацию соседних предприятий и организаций).

В пункте 1.2 Методических указаний определен перечень территорий природопользователей, площади которых учитываются при расчете платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты, а также приравненный к ним сброс на рельеф местности, поля фильтрации и земледельческие поля орошения, специальные водоотводящие устройства (сбросные и дренажные каналы), в составе сточных дождевых, талых и поливочных вод (далее – неорганизованный сброс загрязняющих веществ), а именно: промышленно-урбанизированные территории; сельскохозяйственные территории производственного назначения (без сельскохозяйственных угодий и площадей под жилым фондом и приусадебными участками); эродированные и эрозионно опасные земли сельскохозяйственного назначения; площади рубок леса главного пользования.

   В соответствии с пунктом 1.3 Методических указаний неорганизованный сброс загрязняющих веществ с территории предприятий и организаций и расчет платы за загрязнение окружающей среды осуществляется на основе разрешения, выдаваемого территориальным органом Госкомэкологии России. При отсутствии у природопользователя разрешения на неорганизованный сброс загрязняющих веществ, оформленного в установленном порядке, размер платы за него рассчитывается природопользователем или территориальным органом Госкомэкологии России как для условий сверхлимитного сброса.

   Согласно пункту 1.4 Методических указаний принадлежность объектов организации к числу загрязнителей окружающей среды поверхностным стоком определяется в индивидуальном порядке исходя из наличия передвижных и стационарных источников.

   В пункте 3.1 Методических указаний приведен перечень промышленно-урбанизированных территорий, к которым относятся земли, занятые промышленными, транспортными, торгово-складскими и иными несельскохозяйственными предприятиями и организациями.

   Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды установили, что Райпо в спорном периоде использовало в хозяйственной деятельности земельный участок площадью 1,36479 гектара, представляющий собой промышленно-урбанизированную территорию, который подлежит учету при расчете платы за негативное воздействие на окружающую природную среду.

   Данное фактическое обстоятельство не противоречит материалам дела и не подлежит переоценке судом округа в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного суды правомерно отказали Управлению в удовлетворении заявленного требования.

Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

   Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.   

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 17.08.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2017 по делу № А79-9135/2016               оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

           Председательствующий

Т.В. Шутикова

Судьи

Ю.В. Новиков

И.В. Чижов