АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082
http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород | Дело № А79-9149/2016 |
11 июля 2017 года |
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 10.07.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителей
от заявителя: ФИО1 (доверенность от 13.01.2017 № 121),
от заинтересованного лица: ФИО2
(доверенность от 28.12.2016 № 04/15-5268),
ФИО3 (доверенность от 09.01.2017 № 03/1)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
по Чувашской Республике
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 01.03.2017,
принятое судьей Каргиной Н.А., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2017,
принятое судьями Москвичевой Т.В., Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
по делу № А79-9149/2016
по заявлению публичного акционерного общества «Т Плюс»
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике
и у с т а н о в и л :
публичное акционерное общество «Т Плюс» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике (далее – Управление) от 30.06.2016 № 11-27.
Суд решением от 01.03.2017 удовлетворил заявленное требование.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 04.05.2017 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды первой и апелляционной инстанции сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, неправильно применили нормы процессуального права. Управление полагает, что настоящий спор неподведомственен арбитражному суду, так как он не связан с осуществлением Обществом предпринимательской или иной экономической деятельности, и просит прекратить производство по делу в порядке пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.Подробно позиция Управления изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителями в судебном заседании.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами заявителя кассационной жалобы, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Чувашской Республики – Чувашии.
Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики – Чувашии и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу от 11.05.2016 № 0545, Приказов о внесении изменений от 24.05.2016 № 0621, 27.05.2016 № 0659, Приказа о продлении сроков проведения проверки от 17.06.16 № 0799 Управление провело в отношении Общества комплексную плановую выездную проверку.
Результаты проверки отражены в акте от 30.06.2016 № 153-П.
По итогам проверки Управление выдало предписание от 30.06.2016 № 11-27, согласно которому Обществу необходимо в срок до 07.11.2016 устранить нарушение законодательства Российской Федерации, связанное с осуществлением деятельности без разработанного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и отсутствием установленных лимитов на размещение отходов с учетом шлама очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов 4 класса опасности. Основание вынесения предписания: части 2 и 4 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) и часть 1 статьи 24 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ).
Посчитав, что предписание Управления не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 198, частями 4 и 5 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 22 Федерального закона № 7-ФЗ, статьей 18 Федерального закона № 89-ФЗ, приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» (далее – Приказ Минприроды России № 792), приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 13.10.2015 № 810 «Об утверждении перечня среднестатистических значений для компонентного состава и условия образования некоторых отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов» (далее – Приказ Росприроднадзора № 810), Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, и удовлетворил заявленное требование.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 1 – 4 и 6 статьи 18 Федерального закона № 89-ФЗ нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 7-ФЗ и настоящим Федеральным законом.
Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
В пункте 1 статьи 22 Федерального закона № 7-ФЗ определено, что нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов относятся к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду, устанавливаемым для природопользователей в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельностью.
Как видно из материалов дела, образуемый в процессе производственной деятельности Общества отход «Шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов», является отходом, внесенным в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.07.2014 № 445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов», под кодом – 9 11 200 02 39 3.
Суды установили, что Общество имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV класса опасности от 09.06.2016 № 052-219, в которую входит отход «Шлам очистки трубопроводов и емкостей от нефти и нефтепродуктов».
В соответствии с Приказом Минприроды России № 792 одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду: 1 – I-й класс опасности; 2 – II-й класс опасности; 3 – III-й класс опасности; 4 – IV-й класс опасности; 5 – V-й класс опасности.
Согласно пункту 1 Приказа Росприроднадзора № 810 (приложение 14) утвержден Перечень среднестатистических значений для компонентного состава и условия образования некоторых отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов (далее – Перечень).
На основании пункта 136 Перечня при коде отхода согласно ФККО – 9 11 200 02 39 3 – Шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов относится к III классу опасности. Компонентный состав: нефтепродукты – 50 – 75 процентов, песок – 10 – 30 процентов, также может содержать: вода, железа оксид, марганца оксид.
Аккредитованная промышленно-санитарная лаборатория публичного акционерного общества «Химпром» провела отбор проб отхода «Шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов», их анализ, и составила протокол от 20.06.2016 № 240/2016 количественного химического анализа, в котором определила процентное содержание веществ, содержащихся в отходе «Шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов»: содержание нефтепродуктов – 52,7400 процента, песка – 30,6991 процента, воды – 15,2556 процента, цинка – 0,0116 процента, железа общего – 0,9615 процента, марганца – 0,3300 процента, хрома общего – 0,0022 процента.
Таким образом, образуемый в ходе производственной деятельности Общества отход «Шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов» по процентному содержанию указанных веществ соответствует по параметрам, приведенным в Перечне, отходу, относящемуся к III классу опасности.
Из материалов дела следует, что паспорт на отход «Шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов», имеющий III класс опасности, Обществом разработан и утвержден 25.08.2015.
В решении Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.2016 № АКПИ16-453 «О признании недействующими отдельных положений Приказа Минприроды России от 05.12.2014 № 541» указано, что подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, не требуется.
Исследовав и оценив обстоятельства дела и представленные в материалы дела доказательства, по правилам, предусмотренным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили наличие у Общества документов на отход III класса опасности и пришли к верному выводу о том, что требование оспариваемого предписания о необходимости разрабатывать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и устанавливать лимит на размещение отходов с учетом шлама очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов 4 класса опасности, является незаконным.
Кроме того, аналогичные обстоятельства были установлены Калининским районным судом города Чебоксары в постановлении от 29.08.2016 по делу № 5-285-2016 по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена в части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества, оставленным в силе решением Верховного Суда Чувашской Республики от 10.11.2016.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что предписание Управления не соответствовало действующему законодательству, нарушало права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, и правомерно удовлетворили заявленное требование.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что настоящий спор неподведомственен арбитражному суду, отклоняется судом кассационной инстанции в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти и иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организациям предоставлено право обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц.
Данную категорию дел арбитражный суд рассматривает в соответствии с главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Под ненормативным правовым актом государственного органа понимается документально оформленное одностороннее властно-распорядительное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти (органа, должностного лица), содержащее обязательные предписания по конкретному вопросу, обращенное к конкретному лицу и направленное на установление, изменение или прекращение правоотношений.
Из оспариваемого предписания видно, что оно содержит обязательные для Общества требования об устранении выявленных нарушений законодательства в сфере природопользования, связанные с экономической деятельностью Общества. Неисполнение предписания может повлечь неблагоприятные для заявителя последствия, следовательно, данное предписание является ненормативным правовым актом, возможность оспаривания которого предусмотрена нормами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» судам общей юрисдикции подведомственны споры об оспаривании постановлений о привлечении лиц к административной ответственности на основании части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лиц, в случаях, когда административное правонарушение не связано с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспаривается предписание Управления, а не постановление о привлечении к административной ответственности.
Следовательно, спор рассмотрен с соблюдением правил подведомственности.
Суд округа отклонил довод Управления о том, что предписание не нарушает права и интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, как основанный на неверном толковании норм материального права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Управления не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 01.03.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2017 по делу № А79-9149/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий | А.И. Чиграков | |
Судьи | Н.Ю. Башева И.Л. Забурдаева |