ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А79-9150/16 от 18.07.2017 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А79-9150/2016

21 июля 2017 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 18.07.2017.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Забурдаевой И.Л.,

судей Чигракова А.И., Башевой Н.Ю.,

при участии представителя

от заявителя: Шурыгина А.Н. (доверенность от 13.01.2017 № 121)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

по Чувашской Республике

на решение Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 03.03.2017,

принятое судьей Красновым А.М., и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2017,

принятое судьями Белышковой М.Б., Гущиной А.М., Москвичевой Т.В.,

по делу № А79-9150/2016

по заявлению публичного акционерного общества «Т Плюс»

(ИНН: 6315376946, ОГРН: 1056315070350)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

по Чувашской Республике

о признании недействительным предписания

и у с т а н о в и л :

публичное акционерное общество «Т Плюс» (далее – ПАО «Т Плюс», Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике (далее – Управление) от 30.06.2016 № 11-26.

Суд решением от 03.03.2017 удовлетворил заявленное требование.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2017 решение оставлено без изменения.

Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

По мнению заявителя, суды неправильно применили нормы процессуального права, сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела; настоящий спор неподведомственен арбитражному суду, так как он не связан с осуществлением Обществом предпринимательской или иной экономической деятельности, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Подробно позиция Управления изложена в кассационной жалобе.

Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами заявителя кассационной жалобы, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.

Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики – Чувашии и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу провел комплексную плановую выездную проверку в ПАО «Т Плюс».

Результаты проверки отражены в акте от 30.06.2016 № 153-П, на основании которого Управление выдало Обществу предписание от 30.06.2016 № 11-26.

В предписании на Общество возложена обязанность в срок до 05.12.2016 устранить нарушение, связанное с осуществлением деятельности по размещению шлама очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов 4 класса опасности без соответствующей лицензии (статья 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ)).

Общество не согласилось с указанным предписанием и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Руководствуясь частью 1 статьи 27, пунктом 2 части 1 статьи 29, частью 1 статьи 198, частями 4 и 5 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 1, 9 Федерального закона № 89-ФЗ, статьями 3, 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» (далее – Приказ Минприроды России № 792), приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 13.10.2015 № 810 «Об утверждении перечня среднестатистических значений для компонентного состава и условия образования некоторых отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов» (далее – Приказ Росприроднадзора № 810), Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, и удовлетворил заявленное требование.

Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно пунктам 1 – 4 и 6 статьи 18 Федерального закона № 89-ФЗ нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) и настоящим Федеральным законом.

Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

В пункте 1 статьи 22 Федерального закона № 7-ФЗ определено, что нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов относятся к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду, устанавливаемым для природопользователей в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельностью.

Как видно из материалов дела, образуемый в процессе производственной деятельности Общества отход «Шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов», является отходом, внесенным в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.07.2014 № 445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов», под кодом – 9 11 200 02 39 3.

Суды установили, что Общество имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV класса опасности от 09.06.2016 № 052-219, в которую входит отход «Шлам очистки трубопроводов и емкостей от нефти и нефтепродуктов».

В соответствии с Приказом Минприроды России № 792 одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду: 1 – I-й класс опасности; 2 – II-й класс опасности; 3 – III-й класс опасности; 4 – IV-й класс опасности; 5 – V-й класс опасности.

Согласно пункту 1 Приказа Росприроднадзора № 810 (приложение 14) утвержден Перечень среднестатистических значений для компонентного состава и условия образования некоторых отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов (далее – Перечень).

На основании пункта 136 Перечня при коде отхода согласно ФККО – 9 11 200 02 39 3 – Шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов относится к III классу опасности. Компонентный состав: нефтепродукты – 50 – 75 процентов, песок – 10 – 30 процентов, также может содержать: вода, железа оксид, марганца оксид.

Аккредитованная промышленно-санитарная лаборатория публичного акционерного общества «Химпром» провела отбор проб отхода «Шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов», их анализ, и составила протокол от 20.06.2016 № 240/2016 количественного химического анализа, в котором определила процентное содержание веществ, содержащихся в отходе «Шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов»: содержание нефтепродуктов – 52,7400 процента, песка – 30,6991 процента, воды – 15,2556 процента, цинка – 0,0116 процента, железа общего – 0,9615 процента, марганца – 0,3300 процента, хрома общего – 0,0022 процента.

Таким образом, образуемый в ходе производственной деятельности Общества отход «Шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов» по процентному содержанию указанных веществ соответствует по параметрам, приведенным в Перечне, отходу, относящемуся к III классу опасности.

Из материалов дела следует, что паспорт на отход «Шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов», имеющий III класс опасности, Общество разработало и утвердило 25.08.2015.

В решении Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.2016 № АКПИ16-453 «О признании недействующими отдельных положений Приказа Минприроды России от 05.12.2014 № 541» указано, что подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, не требуется.

Исследовав и оценив обстоятельства дела и представленные в материалы дела доказательства, по правилам, предусмотренным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили наличие у Общества документов на отход III класса опасности и пришли к верному выводу о том, что требование оспариваемого предписания об устранении нарушения, связанного с осуществлением деятельности по размещению шлама очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов 4 класса опасности без соответствующей лицензии, является незаконным.

Кроме того, аналогичные обстоятельства были установлены Калининским районным судом города Чебоксары в постановлении от 29.08.2016 по делу № 5-285-2016 по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена в части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества, оставленным в силе решением Верховного Суда Чувашской Республики от 10.11.2016.

С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что предписание Управления не соответствовало действующему законодательству, нарушало права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, и правомерно удовлетворили заявленное требование.

Суды установили, что оспариваемое предписание выдано в связи с осуществлением Обществом производственной деятельности; оно влияет на права Общества в сфере осуществления им экономической деятельности и возлагает на него дополнительные обязанности, то есть данное дело относится к экономическим спорам и рассмотрено судами с соблюдением правил подведомственности.

Ссылка Управления на то, что срок исполнения предписания истек, в связи с этим у судов не имелось оснований для проверки его законности, была обоснованно отклонена судами, как несостоятельная и сопряженная с ошибочным толкованием норм права.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Кассационная жалоба Управления не подлежит удовлетворению.

Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 03.03.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2017 по делу № А79-9150/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

И.Л. Забурдаева

Судьи

А.И. Чиграков

Н.Ю. Башева