Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017
http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44–76–65, факс 44–73–10
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Владимир
«15» апреля 2022 года Дело № А79–9292/2021
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Рубис Е.А.,
рассмотрел апелляционную жалобу арбитражного управляющего ФИО1
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 21.12.2021 по делу № А79-9292/2021,
принятое в порядке упрощенного производства по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республики-Чувашии о привлечении арбитражного управляющего ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республики-Чувашии (далее – Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением о привлечении арбитражного управляющего ФИО1 (далее – арбитражный управляющий) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Решением от 21.12.2021 Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии привлек ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначил наказание в виде предупреждения.
При принятии оспариваемого судебного акта суд руководствовался статьями 12, 12.1, 20.3, 28, 67, 70 Федерального закона от 26.10.2002 № 127–ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), Общими правилами подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитета кредиторов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 года № 56,пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)», Общими правилами подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 №299, Типовой формой отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.08.2003 №195, Правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2003 № 367, Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», Порядком формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 05.04.2013 № 178, , пунктами 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», статьями 2.1, 2.9, 3.4, 4.1, 4.5, частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, статьями 159, 167 - 170, 206, 226 - 229Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с принятым судебным актом, арбитражный управляющий обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что арбитражный управляющий ФИО1 предпринимала все возможные меры для уведомления работников ООО «Простор» о проведении собрания работников.Сообщение о проведении собрания работников, бывших работников должника не опубликовано в официальном издании по формальным основаниям ввиду отсутствия денежных средств в конкурсной массе.
Из материалов дела не следует, что административным органом установлены какие-либо негативные последствия имущественного вреда кредиторам, должнику и иным лицам, связанные с неопубликованием в официальном издании по делу № А79-9292/2021 сообщения о проведении собрания работников .
В вину арбитражному управляющему ФИО1 по второму пункту нарушения вменялось «Собрание кредиторов должника от 28.04.2021 года было проведено не арбитражным управляющим ФИО1. а посторонним лицом.».
Несмотря на нахождении на больничном с 26.01.2021 г. по 14.06.2021г.. временный управляющий ООО «Простор» ФИО1 лично присутствовала на собрании кредиторов ООО «Простор». Вся документация, подготовленная к Собранию кредиторов, была представлена временным управляющим на обозрение как лично руководителю Должника ООО «Простор» ФИО2 так и единственному кредитору Должника.
Исполнена обязанность по созыву собрания кредиторов и опубликовано сообщение в ЕФРСБ №6490217 от 13.04.2021 о собрании кредиторов, назначенном на 28.04.2021 года. По результатам собрания кредиторов, в сообщении ЕФРСБ № 6588657 от 30.04.2021г. временный управляющий сообщил, что собрание кредиторов 28.04.2021г. состоялось и по вопросам повестки дня приняты решения собранием кредиторов.
Арбитражный управляющий указывает, что отсутствие в отчете временного управляющего ООО «Простор» ФИО1 от 28.04.2021г. раздела «Приложения» является технической ошибкой. Все приложения к отчету о деятельности временного управляющего были представлены и имеются в материалах дела А79-8906/2020.
Относительно того, что Анализ финансового состояния должника по состоянию на 09.12.2020, заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства от 09.12.2020 рассчитаны с годичной периодичностью, арбитражный управляющий указывает, что финансовый анализ был проведен на основании данных бухгалтерской отчетности, за периоды 2017 - 2020 гг., полученных от материалов налоговых органов, судебных процессов, нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность должника, справок государственных органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на имущество и иных материалов и сведений. Каких-либо иных документов от руководителя должника и от его представителя в адрес временного управляющего не поступило. В связи с тем, что руководитель должника не предоставил информацию об активах, пассивах должника по состоянию на даты окончания кварталов, сведения о выручке, себестоимости и иных доходах и расходах поквартально, анализ финансового состояния должника проводился по состоянию на 01.01.2017 г. 01.01.2018 г.. 01.01.2019г.. 01.01.2020г. на основании бухгалтерской отчетности за соответствующие периоды.
По эпизоду несвоевременного включения сведений в ЕФРСБ (не позднее 19.05.2021) и в газету КоммерсантЪ (не позднее 24.05.2021) об определении Арбитражного суда Чувашской Республики от 13.05.2021 по делу №А79-8906/2020 в отношении ООО «Простор» о прекращении производства дела о несостоятельности (банкротстве), арбитражный управляющий поясняет, что арбитражный управляющий ФИО1 после получения судебного акта опубликовала сведения (сообщение в ЕФРСБ № 6716385 от 27.05.2021), 05.06.2021 (объявление № 77033674720 в газете «КоммерсантЪ»). Публикация сообщений в газете «КоммерсантЪ» происходит с периодичностью раз в неделю, новый номер газеты выходит еженедельно по субботам. Довод Заявителя о неопубликовании сообщения в газете КоммерсантЪ 24 мая 2021 года, не может быть принят во внимание, в связи с тем, что в эту дату новый номер газеты «КоммерсантЪ»в публикацию не выходил.
Кроме того, арбитражный управляющий указывает, что судом нарушены нормы материального права, поскольку материалы дела не содержат согласия Прокурора Чувашской Республики на привлечение к административной ответственности ФИО1
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ведущим специалистом - экспертом отдела по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Управления по результатам административного расследования, проведенного на основании обращений ФИО2, ФИО3 и непосредственного обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, ознакомления с электронными материалами дела о несостоятельности (банкротстве) №А79-8906/2020 на сайте Арбитражного суда Чувашской Республики, с картотекой арбитражных дел https://kad.arbitr.ru/, а также изучения сайтов Единого Федерального реестра сведения о банкротстве (далее - ЕФРСБ) и газеты «КоммерсантЪ» в действиях (бездействие) временного управляющего Общества с ограниченной ответственностью «Простор» (далее -должник, ООО «Простор») ФИО1 были выявлены нарушения законодательства о несостоятельности (банкротстве) в процессе исполнения арбитражным управляющим своих обязанностей.
Усмотрев в действиях арбитражного управляющего признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, должностным лицом Управления составлен протокол об административном правонарушении от 05.10.2021 № 00682121.
На основании изложенного Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ предусмотрено, что неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Объектом данного административного правонарушения является установленный законодательством порядок действий при банкротстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, является невыполнение субъектом административного правонарушения (арбитражным управляющим) требований, применяемых в ходе осуществления процедур банкротства, предусмотренных Законом о банкротстве.
В соответствии с положениями пунктом 4 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве), при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Согласно положениям пункта 1 статьи 12.1 Закона о банкротстве организация и проведение собрания работников, бывших работников должника осуществляются арбитражным управляющим.
В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 12.1 Закона о банкротстве, надлежащим уведомлением работника, бывшего работника должника признается направление им сообщения о проведении собрания работников, бывших работников должника по почте не позднее, чем за десять дней до даты его проведения или иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания работников, бывших работников должника, а также опубликование такого сообщения в порядке, установленном статьей 28 Закона о банкротстве.
Частью 1 статьи 28 Закона о банкротстве установлено, что сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.
Приказом от 28.12.2017 №7 о приеме работника на работу, ФИО4 принят на должность директора по развитию ООО «Простор».
В соответствии со свидетельством об удостоверении факта принятия решения органом управления юридического лица и о составе участников (членов) этого органа, присутствующих при принятии данного решения от 28.12.2017, на должность директора ООО «Простор» назначен ФИО2.
Сообщением в ЕФРСБ №6375698 от 25.03.2021 арбитражный управляющий опубликовал сведения о проведении собрания работников, бывших работников должника в заочной форме голосования, назначенного на 19.04.2021.
Судом установлено, что управляющим в газете «КоммерсантЪ» сведения о проведении собрания работников, бывших работников должника не опубликованы, не предприняты все меры по уведомлению работников ООО «Простор» о проведении собрания работников.
Доказательства обратного отсутствуют.
Ответчик указал, что сведений о работниках должника и их адресе места проживания в адрес управляющего не представлено (в том числе ФИО2).
При этом, арбитражный управляющий ссылается на уведомление работников должника, следовательно, располагал сведениями, позволяющими известить работников должника.
С учетом изложенного, по данному эпизоду имеются основания для привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности.
Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим, при этом указанная обязанность предусмотрена также Общими правилами подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитета кредиторов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 года № 56 (далее - Правила №56).
Полномочия, возложенные на арбитражного управляющего в деле о банкротстве, не могут быть переданы иным лицам (пункт 5 статьи 20.3 Закона о банкротстве).
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» разъяснено, что норма (пункт 5 статьи 20.3 Закона о банкротстве) не содержит запрета на передачу арбитражным управляющим третьим лицам полномочий, принадлежащих ему как лицу, осуществляющему полномочия органов управления должника. Данная норма лишь ограничивает арбитражного управляющего в возможности передачи третьим лицам исключительных полномочий, предоставленных ему законом как специальному участнику процедур банкротства и связанных, прежде всего, с принятием соответствующих решений, касающихся проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве.
В силу пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)» к числу полномочий, которые не могут быть переданы третьим лицам, относятся принятие решения о созыве и проведении собрания кредиторов.
Пунктами 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 Правил № 56 предусмотрено, что организация и проведение собраний кредиторов осуществляется непосредственно самим арбитражным управляющим. При этом указанные нормы являются императивными и не допускают проведение собраний иными лицами.
Таким образом, обязанность по проведению собрания кредиторов должна быть выполнена лично арбитражным управляющим.
Судом установлено, что арбитражным управляющим назначено проведение собрания кредиторов ООО «Простор» на 28.04.2021 в 10.00, о чем в ЕФРСБ размещено сообщение №6490217 от 13.04.2021.
Согласно отчету сотрудника Управления, принимавшего 28.04.2021 участие в собрании кредиторов ООО «Простор», а также объяснениям сотрудников ООО «Простор» ФИО2, ФИО4, собрание кредиторов должника было проведено не арбитражным управляющим ФИО1, а посторонним лицом.
Арбитражный управляющий возражал, указывая на то, что для обеспечения возложенных на арбитражного управляющего функций в деле о банкротстве он имеет право привлекать на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника.
Довод арбитражного управляющего о личном присутствии на собрании кредиторов должника 28.04.2021, исполнению обязанности по подготовке и созыву собрания, размещению сведений в ЕФРСБ о результатах указанного собрания не исключает обязанности по соблюдению требований, в частности, пункта 7 Общих правил подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитета кредиторов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 года № 56 (далее - Правила №56), выразившихся в обязанности арбитражного управляющего открыть собрание кредиторов и объявить: об основаниях созыва собрания кредиторов; о результатах регистрации, в том числе о количестве зарегистрированных участников, размере установленных требований и количестве голосов участников собрания кредиторов; о правомочности собрания кредиторов; о повестке дня собрания кредиторов и заявках о включении в повестку дня собрания дополнительных вопросов; о лицах, привлеченных арбитражным управляющим в установленном порядке для подготовки, организации и проведения собрания кредиторов; обеспечивать рассмотрение участниками собрания кредиторов материалов, подлежащих согласованию и (или) утверждению собранием в соответствии с повесткой дня; проводить в установленном порядке голосование; объявляет о закрытии собрания кредиторов.
Указанные обязанности (пункт 7 Правил №56) при проведении собрания кредиторов 28.04.2021 осуществлялись не арбитражным управляющим ФИО1, а иным лицом.
Данные действия (бездействия) нарушают требования абзаца 3 пункта 1 статьи 12 Закона о банкротстве, пункта 7 Правил № 56.
В соответствии с пунктом 2 статьи 67 Закона о банкротстве временный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности и протокол первого собрания кредиторов с приложением документов, определенных пунктом 7 статьи 12 настоящего Федерального закона, не позднее чем за пять дней до даты заседания арбитражного суда, указанной в определении арбитражного суда о введении наблюдения.
Общие правила подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 №299 (далее - Общие правила №299).
Типовая форма отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства утверждена приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.08.2003 №195 (далее -Типовая форма отчета).
В силу пункта 4 Общих правил №299 отчет арбитражного управляющего составляется по Типовым формам отчета, подписывается арбитражным управляющим и представляется вместе с прилагаемыми документами в сброшюрованном виде.
В Типовой форме отчета временного управляющего (приложение 1 к приказу № 195) перечислены разделы, которые должен содержать отчет, в том числе раздел «Приложение».
Судом первой инстанции установлено, что в отчете арбитражного управляющего от 28.04.2021 отсутствует раздел «Приложение».
Арбитражный управляющий указывает, что все приложения к отчету о деятельности временного управляющего были представлены и имеются в материалах дела А79-8906/2020.
Коллегией судей установлено, что из материалов электронного дела А79-8906/2020 следует, что временным управляющим к отчету к разделу «Приложения» приложены следующие документы: анализ финансового состояния ООО «Простор» по состоянию на 09.12.2020, протокол собрания кредиторов ООО «Простор» от 28.04.2021, реестр требований кредиторов ООО «Простор» по состоянию на 28.04.2021, журнал регистрации участников собрания кредиторов ООО «Простор» от 28.04.2021, паспорта и доверенности участников собрания кредиторов, копии бюллетеней голосования на собрании кредиторов от 28.04.2021, уведомление о проведении собрания кредиторов от 12.04.2021, сообщение ЕФРСБ от 25.03.2021 №6375698 об уведомлении о проведении собрания кредиторов, ходатайство о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства от 28.04.2021, заявление арбитражного управляющего ФИО5, члена Ассоциации СРО «Эгида» о согласии исполнять обязанности арбитражного управляющего ООО «Простор», заключение о наличии (отсутствии) оснований для оспаривания сделок должника, заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства ООО «Простор» от 09.12.2020.
Таким образом, приложения к отчету о деятельности временного управляющего были представлены и имеются в материалах дела А79-8906/2020, выводы суда первой инстанции об обратном противоречат материалам дела.
Согласно пункту 8 Правил № 367 к анализу финансового состояния должника, прикладываются копии материалов, использование которых предусмотрено пунктами 3 и 4 указанных Правил.
В соответствии с пунктом 4 Типовой формы отчета предусмотрены приложения к отчету временного управляющего, в том числе копии документов, содержащих анализ финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности должника и его положения на товарных и иных рынках, а также материалов, на основании которых проводился анализ.
09.12.2020 управляющим ФИО1 подготовлен анализ финансового состояния должника, при проведении которого были использованы бухгалтерская и налоговая отчетность за 2016-2019, регистры бухгалтерского и налогового учета, учредительные документы, ответы на запросы, бухгалтерские балансы за 2015-2018, копии кассовых книг, налоговые декларации, расходы по страховым и уплаченным страховым взносам, протоколы общего собрания учредителей.
При этом, копии казанных документов к анализу финансового состояния не приложены.
Таким образом, коллегией судей установлено, что в отчете арбитражного управляющего от 28.04.2021 имеется раздел «Приложение», однако отсутствуют материалы, на основании которых проводился анализ; не приложены документы, на основании которых подготовлено заключение о наличии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства.
Таким образом, наличие оснований для привлечения к административной ответственности доказано только по основанию неприложения к анализу финансового состояния должника, прикладываются копии материалов, использование которых предусмотрено пунктами 3 и 4 указанных Правил.
В силу пункта 1 статьи 67 Закона о банкротстве арбитражный управляющий обязан проводить анализ финансового состояния должника.
Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2003 № 367 «Об утверждении правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа» (далее - Правила № 367).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 70 Закона о банкротстве анализ финансового состояния должника проводится в целях определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия расходов в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке и в сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом.
В соответствии с законодательством Российской Федерации ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности должника подлежат обязательному аудиту, анализ финансового состояния проводится на основании документов бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности должника, достоверность которых подтверждена аудитором.
Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» предусмотрено, что аудиторская проверка - это проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, по результатам которого составляется аудиторское заключение, в котором выражается мнение аудитора относительно достоверности бухгалтерской документации.
Аудиторское заключение, в свою очередь, является одним из элементов состава бухгалтерской отчетности.
В соответствии с подпунктом «д» статьи 6 Правил №367 коэффициенты финансово-хозяйственной деятельности должника и показатели, используемые для их расчета рассчитанные поквартально не менее чем за 2-летний период, предшествующий возбуждению производства по делу о несостоятельности (банкротстве), а также за период проведения процедур банкротства в отношении должника, и динамика их изменения.
Арбитражным управляющим в рамках дела о банкротстве ООО «Простор» были представлены в суд анализ финансового состояния должника по состоянию на 09.12.2020, заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства ООО «Простор» от 09.12.2020, при этом коэффициенты, характеризующие платежеспособность должника рассчитаны с годичной периодичностью - по состоянию на 01.01.2017, 01.01.2018, 01.01.2019, 01.01.2020.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Анализ финансового состояния и заключение о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного и фиктивного банкротства должника проведены за период 01.01.2017 года по 01.01.2020 год. Арбитражный управляющий ООО «Простор» при подготовке указанных документов использовал бухгалтерские балансы должника за указанный период, предоставленные уполномоченным налоговым.
Временным управляющим изучены указанные документы, на основании которых проанализирована финансово-хозяйственная деятельность должника, рассчитаны коэффициенты финансово-хозяйственной деятельности, сформированы соответствующие выводы.
В соответствии с пунктом 6 Правил в документах, содержащих анализ финансового состояния должника, указываются коэффициенты-финансово-хозяйственной деятельности должника и показатели, используемые для их расчета, согласно приложению № 1, рассчитанные поквартально не менее, чем за 2-летний период, предшествующий возбуждению производства по делу о несостоятельности (банкротстве), а также за период проведения процедур банкротства в отношении должника, и динамика их изменения.
Между тем, реализация требований п. 6 Правил проведения финансового анализа возможна только при наличии в распоряжении временного управляющего соответствующих документов, которые должником, в нарушение требований действующего законодательства, временному управляющему предоставлены не были.
В соответствии с п. 3.2 ст. 64 Закона о банкротстве, не позднее пятнадцати дней с даты утверждения временного управляющего руководитель должника обязан предоставить временному управляющему и направить в арбитражный суд перечень имущества должника, в том числе имущественных прав, а также бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника за три гола до введения наблюдения. Ежемесячно руководитель должника обязан информировать временного управляющего об изменениях в составе имущества должника.
10 декабря 2020 года временным управляющим ООО «Простор» ФИО1 в адрес руководителя ООО «Простор» был отправлен запрос о предоставлении информации, финансовых, бухгалтерских документов. Данный запрос руководителем должника ФИО2 проигнорирован, ни одного документа в адрес временного управляющего руководителем ООО «Простор» не представлено.
С учетом вышеизложенного, финансовый анализ был проведен на основании данных бухгалтерской отчетности, за периоды 2017 - 2020 гг., полученных от материалов налоговых органов, судебных процессов, нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность должника, справок государственных органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на имущество и иных материалов и сведений.
Каких-либо иных документов от руководителя должника и от его представителя в адрес временного управляющего не поступило.
В связи с тем, что руководитель должника не предоставил информацию об активах, пассивах должника по состоянию на даты окончания кварталов, сведения о выручке, себестоимости и иных доходах и расходах поквартально, анализ финансового состояния должника проводился по состоянию на 01.01.2017 г., 01.01.2018 г., 01.01.2019г., 01.01.2020г. на основании бухгалтерской отчетности за соответствующие периоды.
Из пояснений арбитражного управляющего следует, что бухгалтерская отчетность поквартально должником в налоговый орган не представлялась. Провести анализ поквартально не представлялось возможным.
При проведении анализа финансового состояния должника временный управляющий руководствовался имеющимися у него сведениями из бухгалтерской отчетности по состоянию на конец анализируемых периодов, в том числе по состоянию на 01.01.2020 г.
В материалы дела не представлено доказательств того, что использование недостающих документов, которые не переданы руководителем Должника, в адрес временного управляющего могут повлиять или изменить изложенную в финансовом анализе или заключении о наличии (отсутствии) признаков фиктивного и/или преднамеренного банкротства информацию каким-либо образом.
Как не доказано, что управляющий имел возможность провести анализ поквартально.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не может признать доказанным событие вмененного арбитражному управляющему административного правонарушения по эпизоду проведения финансового анализа с использованием данных с годичной периодичностью.
Согласно абзацу 4 пункта 6 статьи 28 Закона о банкротстве, сведения о прекращении производства по делу о банкротстве подлежат обязательному опубликованию при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 05.04.2013 № 178 утвержден Порядок формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее — Порядок), который устанавливает правила формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и являющийся его неотъемлемой частью ЕФРСБ, в том числе, порядок и сроки включения арбитражными управляющими в соответствии с Законом о банкротстве сведений о банкротстве.
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка сведения подлежат внесению (включению) в информационный ресурс в течение трех рабочих дней с даты, когда пользователь узнал о возникновении соответствующего факта, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В случае, если федеральным законом или иным нормативным правовым актом предусмотрено внесение (включение) в информационный ресурс сведений, подлежащих также опубликованию, но срок внесения (включения) сведений в информационный ресурс не установлен, соответствующие сведения вносятся (включаются) в информационный ресурс не позднее трех рабочих дней с даты возникновения обязанности по их опубликованию, установленной соответствующим федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
Таким образом, для внесения (включения) сведений в информационный ресурс (ЕФРСБ), в том числе о прекращении процедуры, для которой федеральным законом или иным нормативным правовым актом не установлен срок внесения таких сведений, названным Порядком прямо установлен специальный трехдневный срок.
Поскольку Законом о банкротстве не предусмотрены конкретные сроки исполнения обязанности по опубликованию сведений о прекращении производства по делу о банкротстве официальном печатном издании, в связи с чем, при определении указанного срока необходимо руководствоваться статьей 128 Закона о банкротстве, согласно которой опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства осуществляется конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном статьей 28 Закона о банкротстве, конкурсный управляющий не позднее чем через десять дней с даты своего утверждения направляет указанные сведения Для опубликования.
Исходя из изложенного, сведения о прекращении производства по делу должны быть направлены арбитражным управляющим для опубликования в газету «Коммерсантъ» в течение 10 дней с даты оглашения резолютивной части определения арбитражного суда и размещены в ЕФРСБ в течение трех рабочих дней с даты получения пользователем соответствующего акта.
Определением Арбитражного суда Чувашской Республики от 13.05.2021 (дата объявления резолютивной части) по делу № А79-8906/2020 в отношении ООО «Простор» производство о несостоятельности (банкротстве) прекращено.
Данный судебный акт опубликован на официальном сайте суда 14.05.2021 14:32:35 МСК.
Полный текст определения Арбитражного суда Чувашской Республики от 17.05.2021 о прекращении производства по делу о банкротстве ООО «Простор» опубликован 18.05.2021 19:06:40.
Арбитражным управляющим указанные сведения размещены 27.05.2021 (сообщение в ЕФРСБ № 6716385), 05.06.2021 (объявление № 77033674720 в газете «КоммерсантЪ»).
Таким образом, ФИО1 должна была включить сведения в ЕФРСБ (не позднее 19.05.2021) и в газету «КоммерсантЪ» (не позднее 24.05.2021) об указанном судебном акте от 13.05.2021, однако информация размещена лишь 27.05.2021 (сообщение в ЕФРСБ № 6716385), 05.06.2021 (объявление № 77033674720 в газете «КоммерсантЪ»), чем нарушены нормы пункта 1, пункта 6, пункта 6.1 статьи 28 Закона о банкротстве.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях арбитражного управляющего состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена часть 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Установленный коллегией судей факт отсутствия события административного правонарушения по двум из вменяемых эпизодов не влияет на законность итогового вывода суда первой инстанции, о том, что материалами дела подтверждается событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
Вина арбитражного управляющего заключается в том, что при необходимой степени осмотрительности и заботливости он имел возможность для соблюдения требований законодательства о банкротстве, но не предпринял для соблюдения требования Закона необходимых мер.
Исследовав и оценив представленные в дело документы, суд установил, что арбитражный управляющий имел возможность исполнить надлежащим образом нормы и правила, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но не принял все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ и на основании разъяснений, содержащихся в пунктах 18, 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ № 10, малозначительность является оценочной категорией, применяемой по усмотрению суда в исключительных случаях с учетом конкретных обстоятельств дела, объективно характеризующих противоправное деяние и указывающих на отсутствие угрозы охраняемым общественным отношениям.
Допущенное арбитражным управляющим нарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере правового регулирования несостоятельности (банкротства).
При этом следует отметить, что состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, является формальным и считается оконченным с момента нарушения требований Закона о банкротстве.
Поэтому существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении арбитражного управляющего к исполнению своих публично–правовых обязанностей в сфере соблюдения законодательства о несостоятельности (банкротстве).
Отсутствие каких-либо последствий, равно как и дальнейшее устранение допущенного нарушения сами по себе не являются основаниями для применения малозначительности.
Оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, роль правонарушителя, учитывая положения Европейской конвенции от 20.03.1952 о разумном балансе публичного и частного интересов, Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу том, что имеет место существенная угроза охраняемым общественным отношениям, которая заключается в пренебрежительном отношении арбитражного управляющего к исполнению своих публично–правовых обязанностей, выполнение которых предусмотрено действующим законодательством, основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
Процессуальных нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, носящих существенный характер и влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве по данному делу об административном правонарушении судом не установлено.
Сроки давности привлечения не истекли.
Арбитражный управляющий указала, что постановлением Государственного Совета Чувашской Республики от 25.11.2021 она назначена членом Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики с правом решающего голоса и в соответствии пунктом 18 статьи 29 Федерального закона №67-ФЗ не может быть подвергнута наказанию в судебном порядке без согласия прокурора субъекта Российской Федерации.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике в адрес Прокуратуры Чувашской Республики направлено письмо от 27.05.2021 №12/07257 с просьбой в целях соблюдения порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьей 29 Федерального закона №67-ФЗ, предоставить согласие на привлечении ФИО6 к административной ответственности. Указано, что ФИО1 на основании постановления Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 10.12.2020 №149744-6 является членом (с правом решающего голоса) Калининской районной г. Чебоксары территориальной комиссии (т. 1 л.д. 32).
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике в адрес Прокуратуры Чувашской Республики направлено письмо от 24.06.2021 №12/08554 с просьбой в целях соблюдения порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьей 29 Федерального закона №67-ФЗ, повторно рассмотреть доводы Управления о привлечении ФИО6 к административной ответственности (т. 1 л.д. 41).
В письме от 07.07.2021 Прокуратура Чувашской Республики предложила принять меры по сбору дополнительных данных, подтверждающих факт совершения ФИО1 административного правонарушения.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике в адрес Прокуратуры Чувашской Республики направлено письмо от 12.07.2021 №12/09293, в котором Управление выражает несогласие с принятыми Прокуратурой решениями (от 17.06.2021, от 07.07.2021) об отказе в согласовании в привлечении к административной ответственности в связи с отсутствием достаточных данных, указывающих на наличие в действиях временного управляющего признаком административного нарушения, в связи с отсутствием объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности. Управлением просит повторно рассмотреть вопрос о согласовании привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности (т. 1 л.д. 42).
В письме от 12.08.2021 №73-33/3844-21 и.о. прокурора республики указал, что собранные материалы достаточны для рассмотрения судом вопроса о наличии в действиях ФИО1 состава административного нарушения и назначении административного наказания. В соответствии с пунктом 18 статьи 29 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» прокурор дал согласие на привлечение члена Калининской районной г. Чебоксары территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, в судебном порядке.
В апелляционной жалобе арбитражный управляющий указала, что постановлением Государственного Совета Чувашской Республики от 25.11.2021 она назначен членом Центральной Избирательной комиссии Чувашской Республикис правом решающего голоса и в соответствии пунктом 18 статьи 29 Федерального закона №67-ФЗ не может быть подвергнута наказанию в судебном порядке без согласия прокурора субъекта Российской Федерации. Прокурор дал согласие на привлечение члена Калининской районной г. Чебоксары территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ в судебном порядке. В данном случае, согласие прокуратуры на привлечение арбитражного управляющего к административной ответственности было дано лишь как члена Калининской районной г. Чебоксары территориальной избирательной комиссии.
В данном случае то обстоятельство, что за время рассмотрения дела о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности ФИО1 стала членом Центральной Избирательной комиссии Чувашской Республики, правового значения не имеет, так как в данном случае, согласие прокурора субъекта, в соответствии пунктом 18 статьи 29 Федерального закона №67-ФЗ на привлечение арбитражного управляющего к административной ответственности было дано (все ответы Прокуратуры Чувашской Республики подписаны и.о. прокурора Чувашской Республики).
Согласно части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Административное наказание правомерно назначено арбитражному управляющему по правилам статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом характера и обстоятельств совершения правонарушения, отсутствия смягчающих, отягчающих ответственность обстоятельств дела, в пределах санкции, установленной данной статьей, с соблюдением сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела собранные по делу доказательства верно оценил в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ в их совокупности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности факта совершения арбитражным управляющим правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ и его вины в совершении данного правонарушения и правильно применил нормы материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с апелляционной жалобы не рассматривался с учетом части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 21.12.2021 по делу № А79-9292/2021 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу арбитражного управляющего ФИО1 оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Нижегородской области по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Е.А. Рубис