ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А79-9329/2010 от 18.10.2011 АС Волго-Вятского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

603082, Нижний Новгород, Кремль, 4, http://fasvvo.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А79-9329/2010

21 октября 2011 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 18.10.2011.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Чигракова А.И.,

судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.

при участии представителя

от третьего лица – индивидуального предпринимателя ФИО1: ФИО2 (доверенность от 01.08.2011)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

индивидуального предпринимателя ФИО1

на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 21.02.2011,

принятое судьей Бойко О.И., и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011,

принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А, Урлековым В.Н.,

по делу № А79-9329/2010

по заявлению Кабинета Министров Чувашской Республики

к Управлению Федеральной антимонопольной службы

по Чувашской Республике – Чувашии

(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

о признании незаконными решения и предписания

от 25.08.2010 № 33-АМЗ-2010,

третьи лица – Управление Федеральной службы по ветеринарному и

фитосанитарному надзору по Чувашской Республике

(ИНН: <***>, ОГРН: <***>),

Государственная служба Чувашской Республики по охране, контролю и

регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания

(ИНН: <***>, ОГРН: <***>),

администрация Моргаушского района Чувашской Республики

(ИНН: <***>, ОГРН: <***>),

общество с ограниченной ответственностью «Волжские ресурсы»

(ИНН: <***>, ОГРН: <***>),

индивидуальный предприниматель ФИО1

(ИНН: <***>, ОГРНИП: <***>),

и установил:

Кабинет Министров Чувашской Республики (далее – Кабинет Министров, государственный орган) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии (далее – Управление, антимонопольный орган) от 25.08.2010 по делу № 33-АМЗ-2010.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике (далее – Управление Россельхознадзора), Государственная служба Чувашской Республики по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания (далее – Госохотрыбслужба Чувашии), администрация Моргаушского района Чувашской Республики (далее – Администрация, орган местного самоуправления), общество с ограниченной ответственностью «Волжские ресурсы» (далее – ООО «Волжские ресурсы», Общество), индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – Предприниматель, ИП ФИО1).

Решением от 21.02.2011 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011 решение оставлено без изменения.

Предприниматель не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.

По мнению заявителя жалобы, суды неправильно применили статью 37 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» (далее – Закон о животном мире), пункт 20 статьи 4 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции); не применили подлежащие применению статью 47 Закона о животном мире, пункт 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции; сделали выводы не соответствующие обстоятельствам дела.

Подробно доводы ИП ФИО1 изложены в кассационной жалобе и поддержаны ее представителем в судебном заседании.

Управление в отзыве отклонило доводы кассационной жалобы.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом; Администрация заявила о рассмотрении жалобы без участия представителя.

Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 11.02.2009 на официальном сайте Госохотрыбслужбы Чувашии – портала органов государственной власти Чувашской Республики было размещено объявление о границах и площадях охотничьих участков, объекты животного мира на которых могут быть предоставлены в пользование.

Письмом от 14.07.2009 № 02/17-5016 ООО «Волжские ресурсы» обратилось с заявлением в Кабинет Министров.

Госохотрыбслужба Чувашии, как уполномоченный орган, 28.07.2009 выдала Обществу положительное экспертное заключение № 830.

В Кабинет Министров 02.07.2009 с заявлением № 02/17-4681 обратилась ИП ФИО1, которая получила 28.07.2009 положительное экспертное заключение № 831, выданное Госохотрыбслужбой Чувашии.

В газете Моргаушского района Чувашской Республики «Сентеру ялаве» 23.05.2009 опубликовано следующее объявление: «ООО «Волжские ресурсы» и ИП ФИО1 проводят опрос общественного мнения по вопросу предоставления территорий и акваторий в целях пользования объектами животного мира. Замечания и предложения просим направлять в адрес Госохотрыбслужбы: 428015, Чувашия, <...>, тел.: <***>, 45-05-63».

Администрация 22.06.2009 направила в адрес Госохотрыбслужбы Чувашии письмо № 629, в котором выразила свое мнение и мнение охотников и рыболовов, проживающих на территории Моргаушского района, о категорическом несогласии предоставления территорий и акваторий указанным лицам.

ИП ФИО1 01.07.2009 представила в Кабинет Министров заявку на получение объектов животного мира в пользование на территориях (акваториях) Моргаушского района Чувашской Республики площадью 13,8 тыс. га.

ООО «Волжские ресурсы» 13.07.2009 направило в Кабинет Министров заявку на предоставление объектов животного мира в пользование на территориях (акваториях) Моргаушского района Чувашской Республики площадью 63,5 тыс. га.

Госохотрыбслужба Чувашии 28.07.2010 направила в адрес ИП ФИО1 (№ 831) и ООО «Волжские ресурсы» (№ 830) экспертные заключения, в соответствии с которыми Госохотрыбслужба считает возможным предоставить заявленные территории и акватории для осуществления долгосрочного пользования объектами животного мира и ведения охотничьего хозяйства.

Кабинет Министров 20.10.2009 принял распоряжение № 342-р, в соответствии с которым Предпринимателю сроком на 25 лет предоставлены в пользование объекты животного мира, отнесенные к объектам охоты на территориях и акваториях Моргаушского района Чувашской Республики площадью 13,8 тыс. га в следующих границах:

– южная и западная границы: от точки пересечения административных границ Моргаушского, Аликовского и Красноармейского районов на запад по административной границе Моргаушского и Аликовского районов до пересечения ее с проселочной дорогой между д. Паймурзино Моргаушского района и д. Пизипово Аликовского района; далее по указанной проселочной дороге на север до д. Паймурзино; затем от д. Паймурзино по автодороге на север и северо-восток через д. Изедеркино, д. Одаркино до с. Моргауши;

– северная и восточная границы: от с. Моргауши по автодороге на юго-восток и юг через д. Сятракасы, д. Шупоси, д. Шатьмапоси до д. Тиуши; затем вниз по течению р. Большая Шатьма до точки пересечения административных границ Моргаушского, Аликовского и Красноармейского районов.

Распоряжением Кабинета Министров от 20.10.2009 № 343-р ООО «Волжские ресурсы» сроком на 25 лет предоставлены в пользование объекты животного мира, отнесенные к объектам охоты, на территориях и акваториях Моргаушского района Чувашской Республики площадью 42,9 тыс. га в следующих границах:

– северная и восточная границы: от места пересечения административной границы Моргаушского и Ядринского районов с административной границей Чувашской Республики и Республики Марий Эл на восток по административной границе Чувашской Республики и Республики Марий Эл до берега р. Волги. Далее на юго-восток по берегу р. Волги до точки пересечения административной границы Моргаушского и Чебоксарского районов; затем на юг по административной границе Моргаушского района до точки пересечения с автодорогой М-7 «Москва – Уфа»; далее по указанной автодороге на запад до пересечения с автодорогой на с. Моргауши; затем по автодороге через с. Моргауши, д. Шербаши, д. Большие Токшики, д. Сюлово, д. Сятракасы до пересечения с административной границей Моргаушского и Ядринского районов; южная и западная границы: от предыдущей точки по административной границе Моргаушского района до точки пересечения административной границы Моргаушского и Ядринского районов с административной границей Чувашской Республики и Республики Марий Эл.

Госохотрыбслужба Чувашии 28.10.2010 выдала долгосрочные лицензии ИП ФИО1, серия 21, № 0017, и ООО «Волжские ресурсы», серия 21, № 0018, на пользование объектами животного мира сроком действия до 28.10.2034.

Администрация 08.02.2010 обратилась в антимонопольный орган с заявлением о нарушениях, допущенных Госохотрыбслужбой Чувашии по предоставлению в пользование ИП ФИО1 и ООО «Волжские ресурсы» территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты на территории Моргаушского района Чувашской Республики.

Управление, усмотрев в действиях Кабинета Министров и Госохотрыбслужбы Чувашии признаки нарушения требований антимонопольного законодательства, возбудило дело № 33-АМЗ-2010, по результатам рассмотрения которого 25.08.2010 вынесло решение, которым признало в действиях Государственной службы Чувашской Республики по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и Кабинета Министров Чувашской Республики нарушение пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Одновременно Управление выдало Кабинету Министров предписание, которым предлагалось отменить распоряжения от 20.10.2009 № 342-р и № 343-р о предоставлении ООО «Волжские ресурсы» и ИП ФИО1 объектов животного мира и до 30.09.2010 проинформировать антимонопольный орган об исполнении данного предписания.

Не согласившись с принятым решением и предписанием, Кабинет Министров обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.

Отказывая Обществу в удовлетворении заявленного требования, суды руководствовались статьей 65, частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 20 статьи 4, пунктом 7 части 1 статьи 15, статьями 1, 3, 22, 23, 52 Закона о защите конкуренции, статьей 37 Закона о животном мире, Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, и исходили из правомерности оспариваемых ненормативных актов.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.

В пункте 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на принятие федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации актов по предоставлению государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции, согласно которому преференции могут быть предоставлены исключительно в целях, поименованных в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа (за исключением случаев, перечисленных в части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции), с соблюдением процедуры, регламентированной статьей 20 Закона о защите конкуренции.

Под государственными или муниципальными преференциями в силу пункта 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путём передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путём предоставления имущественных льгот.

В соответствии со статьей 37 Закона о животном мире в редакции, действовавшей до 01.04.2010, для получения долгосрочной лицензии на пользование животным миром заинтересованное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель подает заявку, в которой указываются: сведения о заявителе; вид пользования животным миром; перечень объектов животного мира; границы и площадь территорий, необходимых для осуществления пользования заявленными для использования объектами животного мира; предполагаемый срок пользования животным миром.

Заявки на получение объектов животного мира в пользование на территории Российской Федерации подаются в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимает решение о предоставлении заявленной территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти условия предоставления этой территории или акватории за плату или бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.

Результаты согласования вносятся в долгосрочную лицензию на пользование животным миром.

На основании согласования специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и пользователь животным миром заключают договор о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством.

При наличии нескольких равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию или акваторию животный мир предоставляется в пользование на основании конкурса с соблюдением антимонопольных требований.

Конкурс организуют и проводят специально уполномоченные государственные органы субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Предоставление в пользование животного мира и территорий или акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром, должно проходить гласно с учетом интересов местного населения.

Согласно приведенной правовой норме предоставление территорий (акваторий) для пользования объектами животного мира относится к полномочиям высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В Чувашской Республике таковым является Кабинет Министров, поэтому на нем лежит обязанность информировать лиц, потенциально заинтересованных в получении объектов животного мира в пользование.

В данном случае Кабинет Министров в нарушение положений законодательства, действовавшего в период рассматриваемых правоотношений, не опубликовал в средствах массовой информации, в сети Интернет сведения о том, что ИП ФИО1 и ООО «Волжские ресурсы» изъявили желание и подали заявки на получение в пользование объектов животного мира на конкретных территориях Моргаушского района Чувашской Республики.

При этом публикация на сайте Госохотрыбслужбы Чувашии перечня участков для предоставления в целях осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, в том числе на территории Моргаушского района, не свидетельствует о доведении информации о наличии заявок на конкретные территории до сведения неограниченного круга лиц.

Как правильно указали суды, опубликованное 23.05.2009 Обществом и Предпринимателем в газете Моргаушского района Чувашской Республики «Сентеру ялаве» объявление о проведении опроса общественного мнения на предмет предоставления территорий и акваторий также не свидетельствует о соблюдении положений статьи 37 Закона о животном мире (в редакции, действовавшей до 01.04.2010). В объявлении нет указания на конкретные территории, предоставляемые Обществу и Предпринимателю; из текста объявления не следует, что выясняется общественное мнение по поводу территорий, расположенных именно в Моргаушском районе Чувашской Республики.

Кроме того, статьей 37 Закона о животном мире установлена обязанность по согласованию с собственниками земель, землевладельцами, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти условий предоставления заявленной территории или акватории за плату или бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.

Как установили суды и видно из материалов дела, письмом от 31.08.2009 № 946 Госохотрыбслужба Чувашии направила руководителям сельскохозяйственных предприятий, находящимся на территории Моргаушского района, условия предоставления в пользование объектов животного мира.

Однако листы согласования условий предоставления объектов животного мира в пользование направлялись в адрес только 18 организаций, тогда как из сообщения Моргаушского филиала ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Чувашской Республике – Чувашии от 18.05.2010 № 2117/301/10-2536 следует, что смежными землепользователями земельных участков, предоставленных ООО «Волжские ресурсы» и Предпринимателю, являются 19 юридических лиц (у каждого земельного участка).

Более того, из письма Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Чувашской Республике от 21.04.2009 № 409, направленного в адрес Госохотрыбслужбы Чувашии, усматривается, что на территории Моргаушского района Чувашской Республики площадью 74,2 тыс. га располагаются 22 сельскохозяйственных производственных кооператива, 58 фермерских хозяйств, одно закрытое акционерное общество, 3 государственных товарищества, общества и 16 сельских поселений.

Содержащееся в материалах дела письмо Госохотрыбслужбы Чувашии от 04.02.2011 № 03/03-01-05-120 подтверждает, что землевладельцы и собственники земель на территории охотничьих угодий установлены на основании данных Управления Роснедвижимости по Чувашской Республике.

Предусмотренное статьей 37 Закона о животном мире согласование с собственниками земель за плату или безвозмездно предоставление заявленной территории и акватории для использования животного мира Госохотрыбслужбой Чувашии не исполнено и в долгосрочные лицензии, выданные Предпринимателю и Обществу, не внесено.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к правильным выводам о том, что действия Кабинета Министров, выразившиеся в несоблюдении в полном объеме положений Закона о животном мире, в недоведении до сведения неограниченного круга лиц, претендующих на предоставление территорий и акваторий, информации о возможности подачи заявок на предоставление территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром, не соответствуют антимонопольному законодательству.

При таких обстоятельствах у Управления имелись основания для вынесения оспариваемого решения и выдачи оспариваемого предписания, которые по форме и содержанию соответствуют требованиям действующего законодательства.

Выводы судов основаны на законе, полном, всестороннем и объективном исследовании всех имеющихся в деле доказательств.

На основании изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении требования о признании незаконными решения и предписания, вынесенного антимонопольным органом.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, рассмотрены судом округа и признаны несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права; не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Нормы материального права суды применили правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

Кассационная жалоба Предпринимателя не подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 21.02.2011 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011 по делу № А79-9329/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 – без удовлетворения.

Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на индивидуального предпринимателя ФИО1.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

А.И. Чиграков

Судьи

О.В. Александрова

Н.Ш. Радченкова