ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А79-9642/15 от 11.09.2017 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А79-9642/2015

14 сентября 2017 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 11.09.2017.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Радченковой Н.Ш.,

судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.,

при участии представителя

от заявителя: Рябининой Т.А. (доверенность от 13.01.2017 № 01/26-168)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики

на решение Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 06.03.2017,

принятое судьей Афанасьевым А.А., и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2017,

принятое судьями Захаровой Т.А., Кириловой Е.А., Рубис Е.А.,

по делу № А79-9642/2015

по заявлению Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики

о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике

от 05.10.2015 № 04-11/53/47/24/2209,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, – Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Чувашской Республики, Кабинет Министров Чувашской Республики, открытое акционерное общество «Вурнарский мясокомбинат», глава крестьянского фермерского хозяйства Ямуков Геннадий Николаевич, сельскохозяйственный производственный кооператив «Мураты», общество с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Кольцовка», администрация Юманайского сельского поселения Шумерлинского района Чувашской Республики, администрация Азимсирминского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, администрация Калининского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, администрация Вурманкасинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, администрация Малояушского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, администрация Апнерского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, администрация Алгазинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, администрация Шинерского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, администрация Большеторханского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, Ликвидационная комиссия Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике,

и у с т а н о в и л :

Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики (далее – Министерство) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии с заявлением о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике (далее – Управление) от 05.10.2015 № 04-11/53/47/24/2209.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Чувашской Республики, Кабинет Министров Чувашской Республики, открытое акционерное общество «Вурнарский мясокомбинат» (далее – ОАО «Вурнарский мясокомбинат»), глава крестьянского фермерского хозяйства Ямуков Геннадий Николаевич, сельскохозяйственный производственный кооператив «Мураты» (далее – СХПК «Мураты»), общество с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Кольцовка» (далее – ООО Агрофирма «Кольцовка»), администрация Юманайского сельского поселения Шумерлинского района Чувашской Республики, администрация Азимсирминского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, администрация Калининского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, администрация Вурманкасинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, администрация Малояушского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, администрация Апнерского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, администрация Алгазинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, администрация Шинерского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, администрация Большеторханского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, Ликвидационная комиссия Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике.

Определением от 11.08.2016 процессуальное положение Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике заменено с третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на соответчика, а также привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Ликвидационная комиссия Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц Управление 30.11.2016 ликвидировано.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 02.02.2016 № 41 Федеральная служба финансово-бюджетного надзора упразднена; ее функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций переданы Федеральному казначейству, которое является правопреемником упраздняемой Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

Суд решением от 06.03.2017 частично удовлетворил заявленное требование и признал недействительным пункт 2 представления Управления от 05.10.2015 № 04-11/53/47/24/2209 в отношении ОАО «Вурнарский мясокомбинат» и крестьянского фермерского хозяйства Ямукова Г.Н.; в удовлетворении остальной части требований отказал.

Не согласившись с принятым судебным актом, Минсельхоз Чувашии обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой,

Министерство не согласилось с принятыми судебными актами в части отказа в удовлетворении заявленного требования и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.

По мнению Министерства, суды первой и апелляционной инстанций сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Пункт 1 представления Управления является безосновательным, поскольку Министерство принимало в полном объеме меры по достижению показателей результативности, определенных Государственными программами, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 и Кабинета Министров Чувашской Республики от 18.12.2012 № 567.

Заявитель указывает, что Правилами предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, утвержденными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18.03.2013 № 96, предусмотрен закрытый перечень оснований для отказа в предоставлении субсидий. В отношении СХПК «Мураты» и ООО Агрофирма «Кольцовка» таких оснований не имелось. Подробно доводы Министерства изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.

Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами Министерства, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными; заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Администрация Калининского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики отзыв на кассационную жалобу не представила; заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.

Иные лица, участвующие в деле, не представили отзывы на кассационную жалобу; надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направили. Кассационная жалоба рассмотрена без их участия.

В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Чувашской Республики – Чувашии.

Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики – Чувашии и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Управление на основании приказа руководителя от 23.07.2015 № 151 в период с 24.07.2015 по 21.08.2015 провело в отношении Министерства плановую выездную проверку по вопросу использования средств федерального бюджета, направленных в 2014 году в рамках Государственной программы Российской Федерации «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы», в части возмещения затрат сельхозтоваропроизводителей на 1 литр (килограмм) реализованного товарного молока (постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 № 1370), а также средств, выделенных в рамках постановлений Правительства Российской Федерации от 03.08.2001 № 580, 27.12.2012 № 1431, 22.12.2012 № 1371, 27.12.2012 № 1432, 28.12.2012 № 1460.

При проведении проверки Управление выявило нарушение статей 158, 160.2.1, 162, 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации; Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы; Государственной программы Чувашской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики на 2013 – 2020 годы»; пункта 2.2.10 Соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации от 11.02.2014 № 194/17; пунктов 3.3, 3.25 Положения о Министерстве сельского хозяйства Чувашской Республики; пункта 2.1.3 Соглашения от 25.09.2014 № 110, пункта 2.1.3 Соглашения от 09.09.2014 № 190, пункта 2.1.3 Соглашения от 15.09.2014 № 240, пункта 2.1.3 Соглашения от 25.09.2014 № 421.

Период совершения нарушения – 2014 год.

Результаты проверки отражены в акте от 11.09.2015.

По итогам проверки Управление выдало Министерству представление от 05.10.2015 № 04-11/53/47/24/2209, в котором предложило рассмотреть информацию о выявленных нарушениях и принять меры по устранению причин и условий их совершения в целях недопущения их впредь. О результатах исполнения представления необходимо проинформировать Управление в месячный срок со дня его получения.

Министерство не согласилось с представлением Управления и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 158, 160.2.1, 265, 269.2270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 № 1370, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 № 1371, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 1460 (далее – Правила № 1460), постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы», Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии частично удовлетворил заявленное требование и признал недействительным пункт 2 представления Управления от 05.10.2015 № 04-11/53/47/24/2209 в отношении ОАО «Вурнарский мясокомбинат» и крестьянского фермерского хозяйства Ямукова Г.Н.; в удовлетворении остальной части требования отказал, поскольку пришел к выводу о том, что Управление в данной части доказало законность и обоснованность оспариваемого ненормативного акта.

Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые их приняли.

На основании статьи 34 Кодекса принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

В соответствии со статьей 162 Кодекса получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; исполняет иные полномочия, установленные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

В пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции. В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Кодекса нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями, в том числе обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных БК РФ, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении и т.д. (статья 158 Кодекса).

Согласно статье 160.2.1 Кодекса главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным распорядителем бюджетных средств и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств.

Полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ (пункт 1 статьи 269.2 Кодекса).

Предоставление и распределение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2014 году определялось Правилами № 1460, согласно пункту 32 которых ответственность за достоверность представляемых в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации сведений и соблюдение условий, установленных настоящими Правилами и соглашением, возлагается на уполномоченные органы.

В подпункте «г» пункта 5 Правил № 1460 установлено, что субсидии предоставляются при соблюдении условий, в том числе при наличии обязательства субъекта Российской Федерации по обеспечению соответствия значений показателей, устанавливаемых региональной программой (или) иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, значениям показателей результативности предоставления субсидий, установленным соглашением между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидий.

В целях развития агропромышленного комплекса Чувашской Республики и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18.12.2012 № 567 (в редакции постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 10.10.2013 № 418, 22.01.2014 № 14, 11.07.2014 № 241, 12.03.2015 № 77) утверждена Государственная программа Чувашской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики» на 2013 – 2020 годы (далее – Государственная программа), которая определяет цели, задачи и направления развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий Государственной программы и показатели их результативности, включает в себя, в том числе подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства», «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства», «Поддержка малых форм хозяйствования».

По мероприятиям, предусмотренным Государственной программой, установлены показатели (индикаторы).

Согласно паспорту Государственной программы ответственным исполнителем его является Министерство.

Распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15.04.2013 № 246-р в целях реализации мероприятий Государственной программы Министерство определено органом исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченным на: реализацию мероприятий Государственной программы; заключение с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации соглашения о реализации мероприятий Государственной программы и дополнительных соглашений к нему; взаимодействие с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по реализации мероприятий Государственной программы.

Во исполнение положений Федерального закона от 02.12.2013 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (далее – Федеральный закон № 349-ФЗ), Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Министерство сельского хозяйства РФ) и Кабинет Министров Чувашской Республики (Орган исполнительной власти) заключили Соглашение от 11.02.2014 № 194/17 о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (далее – Соглашение № 194/17) с приложениями 1, 2, 3 к Соглашению № 194/17 и Дополнительными соглашениями от 25.03.2014 № 430/17, 19.05.2014 № 693/17, 20.06.2014 № 912/17, 26.08.2014 № 1303/17, 26.09.2014 № 1457/17, 15.12.2014 № 2374/17, 22.12.2014 № 2483/17.

В пункте 1.1 Соглашения № 194/17 определено, что его предметом является предоставление субсидии на возмещение части затрат по мероприятиям в рамках подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства», подпрограммы «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства», подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» государственной программы Российской Федерации «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы» на территории Чувашской Республики.

В силу пункта 1.2 Соглашения № 194/17 Министерство сельского хозяйства РФ в соответствии с Федеральным законом № 349-ФЗ направляет Чувашской Республике денежные средства, выделяемые из федерального бюджета по коду главы 082 по разделу 04 «Национальная экономика» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации на оказание финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, в форме субсидий по направлениям и в объемах, предусмотренных в приложении 1 к указанному Соглашению.

Орган исполнительной власти использует субсидии, указанные в пункте 1.2 Соглашения, в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, в пределах годовых объемов субсидий, утвержденных Чувашской Республике (пункт 1.3 Соглашения № 194/17).

На основании подпункта 2.2.1 пункта 2.2 Соглашения № 194/17 орган исполнительной власти осуществляет финансирование расходов по поддержке направлений, указанных в пункте 1.1 данного Соглашения, в объемах согласно приложениям 1 и 2 к Соглашению, за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджета Чувашской Республики.

Орган исполнительной власти обеспечивает представление уполномоченным им органом отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления субсидий, указанных в подпункте 2.2.7 пункта 2.2 Соглашения № 194/17, в Министерство сельского хозяйства РФ в установленные сроки и по установленным Министерством формам.

Согласно подпункту 2.2.10 пункта 2.2 Соглашения № 194/17 орган исполнительной власти обеспечивает целевое и эффективное использование субсидии, перечисленной Министерством сельского хозяйства РФ, в соответствии со значениями показателей результативности предоставления субсидии, определенных приложением 3 к Соглашению № 194/17.

Распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 01.07.2014 № 407-р заместителю Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики министру сельского хозяйства Чувашской Республики Павлову С.В. поручено заключать дополнительные соглашения к Соглашению № 194/17.

Дополнительным соглашением от 22.12.2014 № 2483/17 к Соглашению № 194/17 Министерство сельского хозяйства РФ и Орган исполнительной власти в лице заместителя Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики министра сельского хозяйства Чувашской Республики Павлова С.В. пришли к соглашению об изложении приложений 1, 2, 3 к Соглашению № 194/17 в редакции согласно приложениям 1, 2, 3 к Дополнительному соглашению.

В приложении 3 к Дополнительному соглашению определены следующие целевые показатели результативности предоставления субсидий (в части проверенных мероприятий):

по краткосрочным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства объем субсидируемых кредитов (займов), предусмотренных по кредитным договорам (договорам займа), заключенным на срок до 1 года на цели развития животноводства 260 900 000 рублей;

на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями площадь закладки многолетних насаждений 44 гектара;

на возмещение части затрат сельхозтоваропроизводителей на 1 литр (килограмм) реализованного молока объем производства молока 540 000 тонн, молочная продуктивность коров 4 550 кг/голов в год, выход телят на 100 коров молочного направления продуктивности 70 голов.

Финансирование расходов из бюджета Чувашской Республики по поддержке направлений, указанных в пункте 1.1 Соглашения № 194/17, предусмотрено Законом Чувашской Республики от 28.11.2013 № 85 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

Суды установили, что сумма поступивших из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в 2014 году по данным Отчета об использовании межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и территориальным государственным внебюджетным фондом на 01.01.2015 (форма по ОКУД 050324) составила 1 604 342 400 рублей, из них в части проверенных субсидий в сумме 763 787 400 рублей (в том числе: на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства 36 035 000 рублей; на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока 58 620 500 рублей; на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями в сумме 705 900 рублей).

Министерство во исполнение условий Соглашения № 194/17 в письмах от 26.01.2015 № 05/22-361 и 05.02.2015 № 05/22-624 предоставило в Министерство сельского хозяйства РФ отчеты о достижении значений показателей результативности предоставления субсидий формы № ГП-43 по состоянию на 01.01.2015. Сведения о закладке многолетних насаждений (без учета виноградников) формы № ГП-13 за 2014 год, из которых следует, что Министерство не достигло значения показателей результативности предоставления субсидий, предусмотренных в приложении 3 к указанному Соглашению, а именно:

по субсидии на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства не достигнут объем субсидируемых кредитов (займов), предусмотренных по кредитным договорам (договорам займа), заключенным на срок до 1 года, на цели развития животноводства на 74,09 процента, или на 193 300 000 рублей, что составляет 26 698 220 рублей полученной субсидии из федерального бюджета (при предусмотренном показателе результативности 260 900 000 рублей, фактический показатель составил 67 600 000 рублей);

по субсидии на 1 литр (килограмм) молока сельскохозяйственным товаропроизводителям не достигнут объем производства молока на 21,6 процента, или на 116 900 тонн, что составляет 12 662 000 рублей полученной субсидии из федерального бюджета (при предусмотренном показателе результативности 540 000 тонн, фактический показатель составил 423 100 тонн);

по субсидии на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями не достигнута площадь закладки многолетних плодовых и ягодных насаждений на территории субъекта Российской Федерации на 29,5 процента или на 13 гектаров, что составляет 208 560 рублей полученной субсидии из федерального бюджета (при предусмотренном показателе результативности 44 гектара, фактический показатель составил 31 гектар).

В письме Министерства от 27.08.2015 № 05/24-5039 подтверждается факт недостижения показателей результативности предоставления субсидий, полученных из федерального бюджета. Из него следует, что невыполнение Министерством показателя объема субсидируемых кредитов на 74,9 процента объясняется тем, что большая часть краткосрочных кредитов на цели развития животноводства, субсидируемых в 2014 году, была погашена в текущем году. При этом общий объем субсидируемых в 2014 году краткосрочных кредитов на развитие подотрасли животноводства составил 1060,4 млн рублей.

Суды также установили, что лимиты бюджетных обязательств 2014 года в размере 24 892 486 рублей (или 69,08 процента от общего объема лимитов бюджетных обязательств) направлены на выплату субсидий начисленных, но не выплаченных в 2013 году в связи с нехваткой лимитов бюджетных обязательств 2013 года. Федеральные средства в размере 11 142 514 рублей (оставшаяся часть лимитов бюджетных обязательств 2014 года) позволили профинансировать сельхозтоваропроизводителям расчетный период по сентябрь 2014 года.

Недостаточность средств федерального бюджета, выделенных Чувашской Республике в 2014 году на выплату субсидий на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие животноводства, не позволила принять к субсидированию кредиты, полученные в 2014 году и, соответственно, погашаемые в 2015 году.

На выполнение показателя результативности предоставления субсидии по объему производства молока повлияло снижение поголовья коров в указанной категории хозяйств населения. Показатель площади закладки многолетних плодовых и ягодных насаждений выполнен на 70,5 процента (31 гектар), при установленном Соглашением № 194/17 показателе в 44 гектара.

Снижение площади закладки многолетних плодовых и ягодных насаждений связано с отсутствием в регионе проектных организаций, разрабатывающих документацию на закладку садов, необходимую при получении субсидии, а также с тяжелым финансовым положением хозяйств, выращивающих хмель, отсутствием рынка сбыта произведенной продукции, массовым завозом импортного хмеля пивоваренными заводами.

С учетом изложенного суды обоснованно отметили, что условие предоставления межбюджетных трансфертов (субсидий) наличие обязательства субъекта Российской Федерации по обеспечению соответствия значений показателей, устанавливаемых региональной программой (или) иными нормативными правовыми актами субъекта РФ, значениям показателей результативности предоставления субсидий, установленным Соглашением № 194/17 не выполнено.

Таким образом, суды пришли к верному выводу о том, что Министерство, являющееся главным распорядителем бюджетных средств, в нарушение статей 158, 162 Кодекса, подпункта 2.2.10 пункта 2.2 Соглашения № 194/17 не обеспечило соблюдение условий предоставления межбюджетных трансфертов, что выразилось в невыполнении показателей результативности предоставления субсидий, полученных из федерального бюджета в общей сумме 39 568 780 рублей.

Суды установили, что при проведении проверки выполнения порядка и условий предоставления субсидий, предусмотренных Соглашением от 09.09.2014 № 190 (далее – Соглашение № 190), заключенным Министерством и СХПК «Мураты», Управление выявило, что согласно отчету о средствах целевого финансирования за 2014 год (форма № 10-АПК) размер субсидий полученных СХПК «Мураты» на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 литр (килограмм) реализованного товарного молока в 2014 году составил в общей сумме 289 623 рубля, в том числе за счет федерального бюджета 244 146 рублей, республиканского бюджета Чувашской Республики 45 477 рублей.

Министерство во исполнение Соглашения № 190 перечислило СХПК «Мураты» субсидию платежными поручениями от 10.07.2014 № 880 на сумму 27 340 рублей, 11.07.2014 № 470 на сумму 143 534 рубля, 24.07.2014 № 136 на сумму 9405 рублей, 24.07.2014 № 512 на сумму 55 087 рублей, 24.10.2014 № 664 на сумму 45 525 рублей, 27.10.2014 № 807 на сумму 8732 рубля.

В приложении 1 к Соглашению № 190 предусмотрены показатели результативности предоставления субсидии, которые должны быть не ниже уровня 2013 года:

объем производства молока 430,464 тыс. кг,

молочная продуктивность коров 5740 кг/гол. в год,

выход телят, на 100 коров молочного направления продуктивности 111 голов.

Как видно из материалов дела, согласно данным отчета о достижении значений показателей результативности предоставления субсидий за 2014 год, представленного в Министерство, СХПК «Мураты» достигнуты следующие показатели:

объем производства молока составил 519,81 тыс. кг при предусмотренном показателе значения 430,464 тыс. кг, процент выполнения 120,8;

молочная продуктивность коров составила 6115 кг/гол в год, при предусмотренном показателе значения 5740 кг/гол в год, процент выполнения 106,5;

выход телят, на 100 коров молочного направления продуктивности составил 101 голову при предусмотренном показателе значения 111 голов, процент выполнения 91.

Таким образом, суды пришли к верному выводу о том, что в нарушение пункта 2.1.1 Соглашения № 190, СХПК «Мураты» не достигнут показатель результативности выхода телят на 100 голов коров молочного направления продуктивности, установленный приложением 1 к Соглашению № 190, на 9 процентов (на 10 голов). При предусмотренном показателе результативности 111 фактический показатель составил 101.

Из материалов дела следует, что Министерство и ООО Агрофирма «Кольцовка» заключили Соглашение от 15.09.2014 № 240 (далее – Соглашение № 240) о предоставлении субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока с приложениями 1, 2 к указанному Соглашению.

В соответствии с подпунктами 2.1.1 и 2.1.2 пункта 2.1 Соглашения № 240 Министерство определяет показатели результативности предоставления субсидии согласно приложению 1 к данному Соглашению, которые должны быть на уровне предыдущего года, обеспечивает перечисление субсидий получателю субсидий в порядке и в срок, установленный пунктом 2.11 Правил, в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете Чувашской Республики на указанные цели.

На основании пункта 2.2 Соглашения № 240 получатель субсидии предоставляет в Министерство, в том числе отчет о достижении значений показателей результативности предоставления субсидий, по форме и в сроки согласно приложению 2 к Соглашению.

В приложении 1 к Соглашению № 240 установлены следующие показатели результативности предоставления субсидии на 2014 год:

объем производства молока 652,175 тыс. кг;

молочная продуктивность коров 3836 кг/гол. в год;

выход телят, на 100 коров молочного направления продуктивности 109 голов.

Приказом Министерства от 17.10.2014 № 119 утверждены ставки субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока за третий квартал 2014 года за счет средств федерального бюджета на 1 килограмм молока высшего сорта 29; на 1 килограмм молока первого сорта 0,43: за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики на 1 килограмм молока высшего сорта 0,27 и на 1 килограмм молока первого сорта 0,09.

Суды установили, что Министерство во исполнение Соглашения № 240 перечислило ООО Агрофирма «Кольцовка» 29.10.2014 субсидию в общей сумме 208 423 рубля, в том числе за счет средств федерального бюджета 174 878 рублей, за счет средств республиканского бюджета 33 545 рублей (платежные поручения от 29.10.2014 № 652, 31.10.2014 № 715).

ООО Агрофирма «Кольцовка» представило Министерству отчет о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии за 2014 год, из которого следует, что ООО Агрофирма «Кольцовка» не достигло значения показателей результативности предоставления субсидии за 2014 год, предусмотренных в приложении 1 к Соглашению № 240, а именно:

молочная продуктивность коров составила 3816 кг/гол в год (против показателя результативности 3836 кг/гол), процент выполнения 99,47.

Факт не достижения в 2014 году показателя результативности молочной продуктивности коров подтвержден также пояснениями генерального директора ООО Агрофирма «Кольцовка» Кошкина О.М. от 02.09.2015 № 63, согласно которым в 2013 году корма на зимовку с 2013 на 2014 года заготавливали не в полном объеме и некачественно. В 2014 году до выгона КРС на зеленое пастбище вскармливали большинство грубыми кормами (соломой), концкормами вскармливали в недостаточном количестве. В связи с увеличением поголовья дойных коров значение молочной продуктивности коров на 1 голову в 2014 году ниже, чем в 2013 году на 20 кг. В январе ноябре 2013 года поголовье дойных коров составляло 170 голов, в декабре увеличено до 175 голов, годовой валовый надой молока составляет 652 175 литров, а надой молока на 1 фуражную корову составляет 3836 литров, с января месяца 2014 года поголовье дойных коров составляло 175 голов годовой валовый надой молока составил 667 865 литров, надой молока на 1 фуражную корову составил 3816 литров.

Таким образом, суды пришли к верному выводу о том, что ООО Агрофирма «Кольцовка» нарушило условие предоставления субсидии в сумме 927 рублей, вследствие не достижения показателя результативности молочной продуктивности коров, определенного приложением 1 к Соглашению № 240, на 0,53 процента или на 20 литров с коровы в год (при показателе 3836 литров фактически надой молока составил 3816 литров).

С учетом изложенного, суды сделали обоснованный вывод о том, что Министерство в нарушение статей 158, 160.2.1, 269.2 Кодекса не обеспечило надлежащий контроль и не осуществило проверку соблюдения получателями субсидий – СХПК «Мураты» и ООО Агрофирма «Кольцовка» условий их получения, а также результативность использования средств федерального бюджета на реализацию Государственной программы Российской Федерации «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717, Государственной программы Чувашской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики на 2013 2020 годы», утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18.12.2012 № 567, и правомерно признали пункты 1 и 2 оспариваемого представления Управления (в отношении ООО «Агрофирма «Кольцовка» и СХПК «Мураты») соответствующими действующему законодательству и не нарушающими права и законные интересы Министерства.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 06.03.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2017 по делу № А79-9642/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.Ш. Радченкова

Судьи

И.Л. Забурдаева

А.И. Чиграков