ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А79-9735/14 от 30.07.2015 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А79-9735/2014

03 августа 2015 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 30.07.2015.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Башевой Н.Ю.,

судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.,

при участии представителей

от заявителя: ФИО1 (доверенность от 24.12.2014 № 100),

от заинтересованного лица: ФИО2 (доверенность от 15.12.2014 № 117/НК)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка

на решение Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 04.02.2015,

принятое судьей Афанасьевым А.А.,  и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2015,

принятое судьями Урлековым В.Н., Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,

по делу № А79-9735/2014

по заявлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка

к обществу с ограниченной ответственностью «Продторг»

об аннулировании лицензии

и   у с т а н о в и л :

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (далее – Служба) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии  с заявлением об аннулировании лицензии от 04.07.2013 № 21ЗАП0001938, выданной обществу с ограниченной ответственностью «Продторг» (далее – Общество) на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции.

Решением суда от 04.02.2015 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2015 указанное решение оставлено без изменения.

Служба не  согласилась с принятыми судебными актами и  обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

  Заявитель жалобы считает, что суды неправильно истолковали пункт  3статьи 20                Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон                              № 171-ФЗ), сделали выводы, не соответствующие обстоятельствам дела. По мнению Службы,  наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении лицензиатом  Федерального закона № 171-ФЗ, является безусловным основанием для аннулирования выданной лицензии.

Подробно позиция заявителя приведена в жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.

Общество в отзыве на жалобу и представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.

Законность обжалуемых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Обществу выдана лицензия на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции от 04.07.2013 № 213.

   В ходе осмотра складских помещений  Общества (в рамках проведенной 14.11.2012 проверки)  сотрудники ОВД УЭБиПК МВД по Чувашской Республике обнаружили алкогольную продукцию, маркированную поддельными федеральными специальными марками.

По данному факту в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении, составлен протокол.

  Постановлением  Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 25.10.2013 Общество  привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 40 000 рублей и конфискации изъятой алкогольной продукции.

Служба обратилась в арбитражный суд с заявлением об аннулировании выданной Обществу лицензии.

Руководствуясь статьями 11, 12, 18, 20 Федерального закона № 171-ФЗ, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд исходил из того, что мера государственного принуждения в виде аннулирования лицензии не является соразмерной степени вины Общества в совершении правонарушения.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона № 171-ФЗ, деятельность по закупке, хранению и поставке алкогольной и спиртосодержащей продукции подлежит лицензированию.

В пункте 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ установлен запрет на оборот алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 закона,  либо с маркировкой поддельными марками.

В силу статьи 12 Федерального закона № 171-ФЗ алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, производимая на территории Российской Федерации, за исключением поставляемой на экспорт, маркируется  специальными федеральными марками (пункт 2).

Маркировка алкогольной продукции иными марками, не предусмотренными Федеральным законом № 171-ФЗ, не допускается.

В силу пункта 3 статьи 20 Федерального закона № 171-ФЗ оборот алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона является основанием для аннулирования соответствующей лицензии в судебном порядке.

В данном случае суды пришли к выводу, что применение меры государственного принуждения в виде аннулирования лицензии не будет отвечать требованиям справедливости  и быть соразмерным степени вины Общества.

Суды приняли во внимание, что оптовая торговля алкогольной продукцией является основным видом деятельности Общества; решением суда Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей с конфискацией алкогольной продукции;  противоправные действия Общества явились результатом преступных действий бывшего руководителя; правонарушение совершено впервые; изъятая  алкогольная продукция уничтожена, штраф добровольно уплачен.

С учетом установленных обстоятельств,  исходя из того, что норма пункта 3 статьи 20 Федерального закона № 171-ФЗ не устанавливает безусловной обязанности суда аннулировать лицензии при наличии соответствующих оснований, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявления.

При этом суды руководствовались  правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях  от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002                      № 15-П и  определениями от 14.12.2000 № 244-О, от 07.06.2001  № 139-О, от 05.07.2001                        № 130-О, от  07.02.2002 № 16-О,  правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 20 постановления Пленума  от 02. 06. 2004 года № 10       «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», согласно которым приостановление (аннулирование)  лицензии не является административным наказанием, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.

Указанная мера должна применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени  вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств; должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, пропорциональной, соразмерной и необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей алкогольной и спиртосодержащей продукции и иных лиц.

В силу изложенного доводы заявителя о неправильном толковании судами пункта 3 статьи 20 Федерального закона № 171-ФЗ отклоняются.

Выводы судов соответствуют  установленным  судами обстоятельствам и   имеющимся в деле доказательствам и не подлежат переоценке, поскольку это выходит за пределы   полномочий суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии и Первый арбитражный  апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в  силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации административный орган освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 04.02.2015 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2015 по делу № А79-9735/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.               

             Председательствующий

         Н.Ю. Башева

  Судьи

         И.Л. Забурдаева

         А.И. Чиграков