г. Владимир
«30» марта 2022 года Дело № А79-9887/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 23.03.2022.
Полный текст постановления изготовлен 30.03.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Авторегион» (ИНН <***>, ОГРН <***>) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 16.11.2021 по делу № А79-9887/2020, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Авторегион» о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары (далее по тексту – Инспекция), рассмотрев заявления общества с ограниченной ответственностью «Авторегион» (далее по тексту - Общество) о предоставлении субсидий за апрель и май 2020 года, сообщениями от 31.05.2020 и 11.06.2020 отказала в предоставлении субсидии, предусмотренной Правилами предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденным Постановлением № 576 (далее - Постановление № 576), за апрель и май 2020 года.
При этом основанием для такого отказа послужило несоответствие основного вида экономической деятельности заявителя, информация о котором содержалась в Едином государственном реестре юридических лиц по состоянию на 01.03.2020, видам экономической деятельности, включенным в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее – Перечень), утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434 (т. 1, л.д. 15, 44).
Решением Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике от 24.07.2020 № 186 и 187 жалобы Общества оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с сообщениями Инспекции, Общество обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии с заявлением о признании их незаконными.
Решением от 16.11.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, считает, что само по себе указание во втором абзаце пункта 1 Правил №576 на то, что получатель субсидии определяется но основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020, не отменяет обязанность Инспекции осуществлять проверку заявления на предмет выполнения условий для включения в реестр, указанных в пункте 3 Правил № 576. По мнению Обществ необходимо учитывать фактически осуществляемый вид деятельности и фактические обстоятельства дела. Указывает, что Общество осуществляет основную деятельность в отрасли российской экономики, в наибольшей степени пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в результате распространения коронавирусной инфекции, и имеет право на получение субсидии, предусмотренной Правилами № 576.
Общество заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу, считает решение суда законным и обоснованным, заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании пунктов 2, 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законами (решениями) о бюджете и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в которых определяются цели предоставления субсидий и критерии отбора лиц, имеющих право на получение субсидий.
Постановлением № 576 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее – Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил условиями для включения в реестр в целях предоставления субсидии являются: а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица; б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01.03.2020 в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции; г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из Единого государственного реестра юридических лиц; д) у получателя субсидии по состоянию на 01.03.2020 отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3 000 рублей, е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.
При этом пунктом 1 Правил предусмотрено, что Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 01.03.2020 в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц по состоянию 01.03.2020.
В силу пункта 5 Правил налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации, указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Правил № 576 (в редакции, действовавшей в спорном периоде) для получения субсидии за апрель 2020 года получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган в период с 1 мая до 1 июня 2020 года, для получения субсидии за май 2020 года - с 1 июня до 1 июля 2020 года.
Тем самым, налоговый орган, осуществляя проверку отнесения отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, производит сопоставление основного вида экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц по состоянию на 01.03.2020, с видами экономической деятельности, указанными в Перечне.
Налоговый орган в случае отрицательного результата проверки, установленной пунктом 5 Правил, а также при нарушении сроков, предусмотренных абзацем первым пункта 5 Правил, в течение 3 рабочих дней со дня направления заявления, но не ранее 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который предоставляется субсидия, формирует сообщение об отказе в предоставлении субсидии и направляет его получателю субсидии по телекоммуникационным каналам связи, через кабинет налогоплательщика или в виде почтового отправления (пункт 6 Правил).
Перечень отраслей экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434 (далее – Перечень отраслей экономики).
Как следует из материалов дела, по состоянию на 01.03.2020 в Едином государственном реестре юридических лиц содержалась информация об основном виде экономической деятельности Общества – «Торговля оптовая легковыми автомобилями и легкими автомобильными средствами» (код ОКВЭД 45.11.1), не включенном в Перечень (т. 10, л.д. 99-103).
В Единый государственный реестр юридических лиц 02.07.2020 внесена запись о новом основном виде экономической деятельности общества – «Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автомобильными средствами в специализированных магазинах» (код ОКВЭД 2 45.11.2) (том 10, л.д. 104-108), который, в свою очередь, включен в Перечень. Ранее в Едином государственном реестре юридических лиц содержалась информация об указанном виде экономической деятельности Общества, как о дополнительном.
Поскольку по состоянию на 01.03.2020 в Едином государственном реестре юридических лиц содержались сведения о том, что основным видом экономической деятельности заявителя является «торговля оптовая легковыми автомобилями и легкими автотранспортным средствами» (код ОКВЭД 2 – 45.11.1), не включенное в Перечень, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что Инспекция правомерно отказала Обществу в предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением № 576, за апрель и май 2020 года.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований, в связи с чем апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Довод Общества о том, что оно имеет право на предоставление субсидии, поскольку указанная в Перечне № 434 подгруппа 45.11.2 «Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах» является его основным видом деятельности по состоянию на 01.03.2020 и довод о допущенной описке (опечатке) - «вместо 45.11.2 случайно указано 45.11.1» является несостоятельным в силу следующего.
В силу части 5 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», юридическое лицо обязано сообщать в регистрирующий орган по месту своего нахождения об изменении сведений о кодах по Общему классификатору видов экономической деятельности в течение трех рабочих дней с момента такого изменения.
Для смены видов экономической деятельности в регистрирующий орган подается заявление, в котором необходимо заполнить следующие листы по форме Р14001: титульный лист (страница 001), лист Н, лист Р.
Если организация меняет виды деятельности только в ЕГРЮЛ, то помимо заявления по форме Р14001, иных документов в регистрирующий орган не представляется.
Таким образом, Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не предусмотрено возможности изменения либо исключения регистрирующим органом из ЕГРЮЛ ранее внесенной записи в отсутствие заявления Общества.
Таким образом, Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 16.11.2021 по делу № А79-9887/2020 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Авторегион» оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья
Т.В. Москвичева
Судьи
А.М. Гущина
М.Н. Кастальская