Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А81-1026/2017
Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2017 года | |
Постановление изготовлено в полном объеме ноября 2017 года |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Киричёк Ю.Н.
ФИО1
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение
от 15.05.2017 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа(судья Лисянский Д.П.) и постановление от 03.08.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Золотова Л.А., Сидоренко О.А.) по делу № А81-1026/2017 по заявлению общества
с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» (628486, город Когалым, улица Прибалтийская, 20, ИНН 8608048498,
ОГРН 1028601441978) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу (629008, город Салехард, улица Мира, 40,
ИНН 8901015575, ОГРН 1048900003151) об оспаривании постановления
по делу об административном правонарушении.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» (далее – общество, ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь») обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – управление) от 21.02.2017 № 20/2017 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Решением от 15.05.2017 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, оставленным без изменения постановлением
от 03.08.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда, требование ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» удовлетворено.
Не согласившись с указанными судебными актами, управление обратилось в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и отказать в удовлетворении заявленного обществом требования.
Податель жалобы считает ошибочным вывод судов об отсутствии вины ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» в совершении вменяемого правонарушении.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просит принятые по делу судебные акты оставить их без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» является владельцем лицензии от 25.07.2005 СЛХ 13247 НЭ на геологическое изучение недр, поиск и добычу углеводородного сырья в пределах Пякяхинского участка, расположенного в 130 км северо-восточнее посёлка Газ-Сале Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа, сроком действия до 16.03.2023.
Неотъемлемой и составной частью лицензииСЛХ 13247 НЭ (приложение № 1) является Соглашение об условиях пользования недрами Пякяхинского участка, расположенного на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – лицензионное соглашение).
В ходе проведенной в период с 16.01.2017 по 27.01.2017 внеплановой документарной проверки управлением выявлено, что в нарушение пунктов 2, 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) обществом в 2016 году не достигнут объем добычи свободного газа из объекта 18 (пласт БУ18) и объекта 11 (пласт БУ12) в соответствии с требованиями утвержденного в установленном порядке технического проекта по разработке Пякяхинского месторождения (лицензионного участка).
Данное обстоятельство послужило основанием для составления управлением протокола об административном правонарушении от 03.02.2017
№ 20/2017 и вынесения постановления от 21.02.2017 № 20/2017
о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу об отсутствии в действиях общества вины в совершении вменяемого административного правонарушения.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
Согласно части 2 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 300 000 руб. до 500 000 руб.
В силу статьи 11 Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции (пункты 1, 2 и 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах).
Пунктами 8.2, 17.1 лицензионного соглашения, пунктом 3.2 дополнения № 1 к лицензии СЛХ 13247 НЭ предусмотрено, что общество должно обеспечить соблюдение требований утвержденной в установленном порядке проектной документации на геологическое изучение недр, разведку и разработку месторождения, в том числе в части уровней добычи углеводородного сырья и выхода на проектную мощность.
Из материалов дела следует, что в 2016 году разработка Пякяхинского лицензионного участка осуществлялась ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» на основании проектного документа – Дополнение к технологической схеме разработке Пякяхинского месторождения (протокол ЦКР от 28.12.2011 № 87-11, утвержден 10.02.2012).
Согласно отчету о работе конденсатных скважин за 2016 год фактическая добыча свободного газа на объектах 18 (пласт БУ18) и 11 (пласт БУ12) Пякяхинского лицензионного участка произведена обществом в объемах, отличных от объемов, определенных в проектном документе, на 99,3 % и 91,7 % соответственно, что превышает допустимое отклонение (20%), установленное постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 06.06.2003 № 71 «Об утверждении «Правил охраны недр».
Вместе с тем в соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, арбитражные суды установили, что причиной отклонения фактической годовой добычи газа от проектной послужила неготовность системы транспортировки жидких углеводородов с месторождения, строительство которого осуществляло акционерное общество «Транснефть», фактически запуск нефтепровода «Заполярье-Пурпе» состоялся лишь в начале 2017 года; учитывая значительные объемы инвестиций в строительство трубопровода для транспортировки газового конденсата, решить собственными силами данный вопрос общество не могло; ещё в 2015 году (до проведения управлением первой проверки) обществом предпринимались меры по внесению изменений в проектный документ по разработке Пякяхинского месторождения.
При таких обстоятельствах суды обоснованно сочли недоказанным наличие вины ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» в совершении вменяемого административного правонарушения.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного арбитражные суды правомерно удовлетворили требование общества, признав незаконным и отменив постановление управления от 21.02.2017 № 20/2017.
Возражения управления относительно наличия вины общества
во вменяемом ему административном правонарушении по существу направлены на иную оценку установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств и представленных сторонами доказательств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции исходя из предусмотренных статьей 286 АПК РФ пределов его компетенции.
Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда округа не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 15.05.2017 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 03.08.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А81-1026/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Г.А. ФИО2
Судьи Ю.Н. Киричёк
О.Ю. Черноусова