Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А81-1053/2023
01 декабря 2023 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе судьи Дружининой Ю.Ф. рассмотрел кассационную жалобу акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» на решение от 19.05.2023 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Кустов А.В.) и постановление от 03.08.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судья Иванова Н.Е.) по делу № А81-1053/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» (629004, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Республики, дом 67, офис 600, ОГРН 1118901002153, ИНН 8901025421) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Губкина, дом 13, ОГРН 1028900511420, ИНН 8901003347) об оспаривании постановления от 26.01.2023 № 089/04/9.21-9/2023.
Другое лицо, участвующее в деле, – Прокурор города Губкинский (Ямало-Ненецкий автономный округ, город Губкинский)
Суд установил:
акционерное общество «Ямалкоммунэнерго» (далее – АО «Ямалкоммунэнерго», общество) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – антимонопольный орган, управление) о признании незаконным и отмене постановления от 26.01.2023 № 089/04/9.21-9/2023 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
К участию в деле привлечен Прокурор города Губкинский (далее – прокурор).
Решением от 19.05.2023 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 03.10.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, в деянии общества отсутствует событие административного правонарушения; тридцатидневный срок для подачи заявления в орган регулирования тарифов об установлении платы за подключение в индивидуальном порядке является рекомендательным.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Прокурор отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не представил.
Проверив в порядке статей 284, 286, 288.2 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, основанием для составления прокурором постановления от 16.12.2022 о возбуждении дела об административном правонарушении и вынесения управлением постановления от 26.01.2023 о привлечении АО «Ямалкоммунэнерго» к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 руб., послужил выявленный прокурором в ходе проведения проверки факт нарушения обществом пункта 47 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2130 (далее – Правила № 2130).
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В силу частей 1 и 2 статьи 52.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям водоснабжения и водоотведения, определение платы за такое подключение (технологическое присоединение) осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении. Технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, применяемые в целях архитектурно-строительного проектирования, определяются в соответствии с правилами подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения соответствующего вида, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 47 Правил № 2130 при наличии оснований для установления платы за подключение в индивидуальном порядке в отношении заявителей, объем подключаемой мощности (нагрузки) объектов которых превышает установленный Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406
«О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее – Основы ценообразования), предельный уровень нагрузки, определенный в виде числового значения или в виде доли в общей мощности централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, исполнитель в течение 30 календарных дней со дня поступления заявления о подключении обращается в орган регулирования тарифов об установлении платы за подключение в индивидуальном порядке в порядке, предусмотренном Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».
В соответствии с пунктом 85 Основ ценообразования в отношении заявителей, величина подключаемой (присоединяемой) нагрузки объектов которых превышает 250 куб. метров в сутки и (или) осуществляется с использованием создаваемых сетей водоснабжения и (или) водоотведения с наружным диаметром, превышающим 250 мм (предельный уровень нагрузки) размер платы за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально с учетом расходов на реализацию мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения, в том числе расходов на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен более низкий (высокий) уровень нагрузки или больший (меньший) диаметр трубопровода (по сравнению с указанным в настоящем пункте предельным уровнем нагрузки (диаметром трубопровода), при котором плата за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.07.2020 № 859-П «Об установлении величины подключаемой (присоединяемой) нагрузки объектов заявителя, при которой размер платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения устанавливается в индивидуальном порядке» было предусмотрено, что с 01.01.2021 в отношении заявителей, величина подключаемой (присоединяемой) нагрузки объектов которых превышает 0,001 м3/час (предельный уровень нагрузки), размер платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения устанавливается исполнительным органом государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, уполномоченным в сфере государственного регулирования цен (тарифов), в индивидуальном порядке.
Органом государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, уполномоченным в сфере государственного регулирования цен (тарифов) является Департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – департамент).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды установили, что от Курбановой Т.В. поступило заявление
от 24.05.2022 о технологическом присоединении к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения объекта незавершенного строительства, величина подключаемой (присоединяемой) нагрузки которого составляла по водоснабжению – 1,094 м3/час, по водоотведению – 1,574 м3/час; с заявлением об установлении платы за подключение в индивидуальном порядке для объекта Курбановой Т.В. общество обратилось с нарушением установленного 30-дневного срока (18.08.2022).
Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие отсутствие у него возможности для выполнения требований действующего законодательства, арбитражные суды пришли к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено АО «Ямалкоммунэнерго» в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Суды не усмотрели оснований для применения положений статьи 2.9, статьи 4.1.1 и частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Довод общества о том, что что тридцатидневный срок для обращения в департамент об установлении платы за подключение в индивидуальном порядке является рекомендательным, был предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, ему дана соответствующая оценка.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает наличия существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 19.05.2023 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 03.08.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу
№ А81-1053/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Судья Ю.Ф. Дружинина