ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А81-13469/2021 от 23.06.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

30 июня 2022 года

Дело № А81-13469/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2022 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2022 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Рожкова Д.Г.,

судей Сафронова М.М., Тетериной Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Летучевой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4868/2022) общества с ограниченной ответственностью «Гравитация»
на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15.03.2022
по делу № А81-13469/2021 (судья Осипова Ю.Г.), принятое по иску общества
с ограниченной ответственностью «Гравитация» (ИНН <***>,
ОГРН <***>) к акционерному обществу «Газпром энергосбыт Тюмень»
(ИНН <***>, ОГРН <***>), акционерному обществу «Губкинские городские электрические сети» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконными уведомления об ограничении режима потребления электроэнергии
и отказа в допуске в эксплуатацию прибора учета,

при участии в судебном заседании представителя:

от акционерного общества «Газпром энергосбыт Тюмень» - ФИО1
по доверенности от 12.08.2021,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Гравитация» (далее - ООО «Гравитация», истец, апеллянт) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском к акционерному обществу «Газпром энергосбыт Тюмень» (далее
– АО «Газпром энергосбыт Тюмень», ответчик), акционерному обществу «Губкинские городские электрические сети» (далее – АО «ГГЭС», ответчик) о признании незаконными уведомления об ограничении режима потребления электроэнергии
от 27.12.2021 и отказа от 22.11.2021 в допуске в эксплуатацию прибора учета, расположенного по адресу: г. Губкинский, мкр. 12, дом 25, в срок до 29.12.2021.

Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа
от 15.03.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный
акт об удовлетворении заявленных исковых требований.

Мотивируя свою позицию, апеллянт приводит следующие доводы: вопреки выводам суда, безучетное потребление следует рассчитывать только с ноября 2021 года; ответчики на протяжении длительного периода времени бездействовали, вели переписку с истцом в целях затягивания срока ввода прибора учета в эксплуатацию,
что не соответствует принципу добросовестности.

Оспаривая доводы апелляционной жалобы, ответчики представили отзывы
на апелляционную жалобу, в которых просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.

Также в материалы дела от АО «ГГЭС» в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) поступили письменные пояснения, которые приобщены апелляционным судом к материалам дела в целях всестороннего и полного рассмотрения дела, вынесения законного
и обоснованного судебного акта.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель АО «Газпром энергосбыт Тюмень» поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу
- без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным
и обоснованным.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени
и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся участников арбитражного процесса.

Заслушав представителя АО «Газпром энергосбыт Тюмень», изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывы на апелляционную жалобу,
суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

Из материалов дела следует, что между АО «Газпром энергосбыт Тюмень» (продавец) и ООО «Гравитация» (покупатель) заключен договор энергоснабжения
от 01.09.2017 № ЭС-15/1010 (далее - договор энергоснабжения), по условиям которого продавец обязуется осуществлять продажу электрической энергии, а также путем заключения договоров с сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства покупателя, обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергии потребителей, а покупатель обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги.

В интересах потребителя ООО «Гравитация» между гарантирующим поставщиком АО «Газпром энергосбыт Тюмень» и сетевой организацией АО «ГГЭС»

22.06.2019 заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии
от 22.06.2019 № 15/01-У, пунктом 1 которого определено, что заказчик (АО «Газпром энергосбыт Тюмень») заключает настоящий договор в интересах потребителей,
с которыми ранее заключены договоры энергоснабжения и обратившихся к заказчику
с офертой о заключении договора энергоснабжения.

Как следует из акта разграничения балансовой принадлежности
и эксплуатационной ответственности от 14.09.2017, подписанного между АО «ГГЭС»
и ООО «Гравитация», энергопринимающее устройство потребителя присоединено
к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации АО «ГГЭС».

22.11.2021 ООО «Гравитация» в адрес АО «ГГЭС» направило заявку
на допуск прибора учета в эксплуатацию (вх. № 1438 от 29.11.2021).

На основании поступившей заявки представители сетевой организации
АО «ГГЭС» выехали к месту установки прибора учета, однако по результатам проверки выявили, что на точке поставки «Ресторан» ранее установленный и допущенный
в эксплуатацию прибор учета отсутствует, что отражено в акте проверки расчетного прибора учета от 29.11.2021, в связи с чем АО «ГГЭС» признало расход электроэнергии безучетным и в полезный отпуск за ноябрь 2021 года по данной точке поставки была включена расчетная величина 262 800 кВт/ч.

Указанный объем на сумму 1 856 554 руб. 57 коп. предъявлен к оплате
ООО «Гравитация» за период ноябрь 2021 года.

По состоянию на 27.12.2021 задолженность истца перед АО «Газпром энергосбыт Тюмень» за поставленную электрическую энергию превысила два периода оплаты за электроэнергию и составила 1 858 686 руб. 37 коп.

Поскольку в декабре 2021 года в указанный пункте 5.5 договора энергоснабжения срок (до 10 числа) УПД за ноябрь истцом не был оплачен,
АО «Газпром энергосбыт Тюмень» направило истцу уведомление, которое содержало информацию о том, что в случае непогашения задолженности в срок до 30.12.2021 подача электрической энергии будет ограничена.

В соответствии с пунктом 9.4 договора энергоснабжения от 01.09.2017
№ ЭС-15/1010 АО «Газпром энергосбыт Тюмень» направило уведомление
от 27.12.2021 №15/0000098205-УЭ по электронной почте, указанной в договоре.

Истец, оспаривая факт безучетного потребления электроэнергии, наличие спорной задолженности по оплате электроэнергии, и, как следствие, отсутствие правовых оснований для введения ограничения режима потребления, обратился
в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением о признании незаконными уведомления об ограничении режима потребления электроэнергии от 27.12.2021
и отказа в допуске в эксплуатацию прибора учета, расположенного
по адресу: г. Губкинский, мкр. 12, дом 25, в срок до 29.12.2021.

Суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства, пришёл
к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, с чем выразил несогласие истец.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции
в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции усматривает основания для его изменения, исходя из следующего.

Подпунктом «б» пункта 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Правила № 442), предусмотрено, что ограничение режима потребления электрической энергии вводится, в частности, в связи с нарушением потребителем своих обязательств, выразившемся
в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности).

В силу подпункта «а» пункта 4 Правил № 442 гарантирующий поставщик наделен правом выступать инициатором мероприятий по введению ограничения режима потребления электроэнергии при нарушении потребителем своих обязательств по оплатеее стоимости.

Согласно пункту 6 Правил № 442, в отношении энергопринимающих устройств
и (или) объектов электроэнергетики потребителя, не имеющего в отношении этих устройств и (или) объектов акта согласования технологической и (или) аварийной брони и не относящегося к потребителям, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, вводится полное ограничение режима потребления не ранее чем по истечении 10 дней после дня уведомления указанного потребителя о введении полного ограничения режима потребления.

Из пункта 10 Правил № 442 следует, что в целях введения ограничения режима потребления инициатор введения ограничения обязан направить потребителю уведомление о введении ограничения режима потребления (далее - уведомление
об ограничении), а также уведомление исполнителю (в данном случае сетевой организации), обеспечивающее исполнение введения ограничения.

Исполнитель (субисполнитель) обязан ввести полное ограничение режима потребления со своих объектов электросетевого хозяйства (пункт 6 Правил № 442).

Согласно разъяснениям, данным в пункте 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по смыслу статьи 153 ГК РФ при решении вопроса о правовой квалификации действий участника (участников) гражданского оборота в качестве сделки для целей применения правил о недействительности сделок следует учитывать, что сделкой является волеизъявление, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (например, гражданско-правовой договор, выдача доверенности, признание долга, заявление о зачете, односторонний отказ от исполнения обязательства, согласие физического или юридического лица
на совершение сделки).

По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасную эксплуатацию находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (статья 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)).

Согласно пункту 28 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения),
по договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии
и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.

Поскольку уведомление о введении ограничения режима потребления исходя
из возникающих в связи с его направлением потребителю правовых последствий является волеизъявлением гарантирующего поставщика, направленным
на прекращение (ограничение) поставки потребителю электрической энергии, то есть односторонним отказом гарантирующего поставщика от исполнения обязательства
по договору энергоснабжения, данное действие участника гражданского оборота
в конкретном случае может быть квалифицировано в качестве односторонней сделки, подлежащей, соответственно, оспариванию по правилам главы 9 ГК РФ.

В силу статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. (статья 168 ГК РФ).

Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия (статья 166 ГК РФ).

Как следует из материалов дела, введение режима потребления электрической энергии инициировано гарантирующим поставщиком в связи с уклонением истца
от оплаты электрической энергии, безучетно потребленной согласно составленному сетевой организацией акту о безучетном потреблении от 29.11.2021.

В силу пункта 195 Основных положений объем безучетного потребления электрической энергии определяется с применением расчетного способа, предусмотренного подпунктом «а» пункта 1 Приложения № 3 к настоящему документу.

Объем безучетного потребления электрической энергии (мощности) определяется с даты предыдущей контрольной проверки прибора учета (в случае если такая проверка не была проведена в запланированные сроки, то определяется с даты,
не позднее которой она должна была быть проведена в соответствии с настоящим документом) до даты выявления факта безучетного потребления электрической энергии (мощности) и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии.

Стоимость электрической энергии в определенном в соответствии с настоящим пунктом объеме безучетного потребления включается гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в выставляемый потребителю (покупателю) счет на оплату стоимости электрической энергии (мощности), приобретенной по договору, обеспечивающему продажу электрической энергии (мощности), за тот расчетный период, в котором был выявлен факт безучетного потребления и составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии.

Указанный счет также должен содержать расчет объема и стоимости безучетного потребления. Потребитель (покупатель) обязан оплатить указанный счет
в срок, определенный в договоре, обеспечивающем продажу электрической энергии (мощности).

Таким образом, применительно к рассматриваемому спору в целях оценки правомерности направления гарантирующим поставщиком уведомления о введении ограничения режима потребления от 27.12.2021 необходимо установить наличие задолженности по оплате безучетно потребленной электрической энергии, в связи
с чем подлежит оценке и установлению сам факт безучетного потребления.

В соответствии с пунктом 136 Основных положений определение объемапотребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется
на основании данных, полученных:

с использованием указанных в настоящем разделе приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета;

при отсутствии приборов учета и в определенных в настоящем разделе случаях
- путем применения расчетных способов, предусмотренных настоящим документом
и Приложением № 3.

Согласно пункту 2 Основных положений, безучетным потреблением признается потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета),
в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных
об объеме потребления электрической энергии (мощности).

Из приведенного определения следует, что безучетное потребление электрической энергии действующее законодательство обуславливает совершением потребителем различных действий, одни из которых являются основанием для квалификации в качестве безучетного потребления в силу факта их совершения потребителем, тогда как другие действия для подобной квалификации должны привести к искажению данных об объеме потребленияэлектрической энергии.

К первой группе относятся действия, выразившиеся во вмешательстве потребителя в работу прибора (системы) учета, в том числе нарушение (повреждение) пломб или знаков визуального контроля, нанесенных на прибор (систему) учета,
а также несоблюдение установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора (системы) учета.

Совершение перечисленных действий не требует установления судом каких-либо последствий, связанных с достоверностью показаний приборов учета после
их совершения, и является основанием для применения расчетного способа определения объема электроэнергии, подлежащего оплате таким потребителем.

Ко второй группе относятся иные, не связанные с вмешательством в работу прибора учета, действия потребителя, которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии. Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного суда Российской Федерации от 27.09.2017
№ 301-ЭС17-8833.

Пунктом 84 Основных положений установлено, что стоимость электрической энергии (мощности) в объеме выявленного безучетного потребления электрической энергии (далее - стоимость объема безучетного потребления) рассчитывается
и взыскивается гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) с потребителя по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки)

электрической энергии (мощности)) на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии, составленного в соответствии с разделом X настоящего документа.

Пунктом 145 Основных положений установлено, что обязанность
по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей, объектов
по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства соответственно. Обязанность
по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета. При этом под эксплуатацией прибора учета для целей настоящего документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки.

Приказом Минэнерго Российской Федерации от 13.01.2003 № 6 утверждены Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (далее - Правила
№ 6).

В силу пункта 1.2.2 Правил № 6 потребитель обязан обеспечить содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии
с требованиями настоящих Правил, правил безопасности и других нормативнотехнических документов; учет, рациональное расходование электрической энергии и проведение мероприятий по энергосбережению.

Согласно пункту 2.11.17 Правил № 6, обо всех дефектах или случаях отказов
в работе расчетных счетчиков электрической энергии потребитель обязан немедленно поставить в известность энергоснабжающую организацию. Персонал энергообъекта несет ответственность за сохранность расчетного счетчика, его пломб и за соответствие цепей учета электроэнергии установленным требованиям. Нарушение пломбы
на расчетном счетчике, если это не вызвано действием непреодолимой силы, лишает законной силы учет электроэнергии, осуществляемый данным расчетным счетчиком.

Таким образом, поскольку спорный узел учета, установленный на точке подключения «ресторан», находится в границах балансовой принадлежности
и эксплуатационной ответственности истца, ответственность по эксплуатации данного узла учета, в том числе обеспечение соблюдения сохранности пломб, лежит
на ООО «Гравитация».

Факт самостоятельного демонтажа прибора учета истец в ходе рассмотрения дела не оспаривал. Более того в исковом заявлении общество, напротив, подтверждает данное обстоятельство. При этом доказательств неисправности прибора учета, требующей его незамедлительной замены, в материалы дела не представлено (статьи 9, 65 АПК РФ).

Порядок замены прибора учета определен пунктом 149 Основных положений, согласно которому собственник энергопринимающих устройств, имеющий намерение демонтировать в целях замены, ремонта или поверки прибор учета, обязан направить письменную заявку о необходимости снятия показаний существующего прибора учета, осмотра его состояния и схемы подключения до его демонтажа в адрес гарантирующего поставщика или сетевой организации. Заявка должна содержать предлагаемые дату и время осуществления указанных в заявке действий, но не ранее
7 рабочих дней со дня ее направления.

Сетевая организация в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки обязана рассмотреть и согласовать предложенные в заявке дату и время снятия показаний прибора учета и его осмотра перед демонтажем, а в случае невозможности исполнения такой заявки в предложенный в ней срок обязана согласовать с собственником иные дату и время снятия показаний прибора учета и его осмотра перед демонтажем.

В согласованные дату и время сетевая организация осуществляет снятие показаний прибора учета, осмотр состояния прибора учета и схемы его подключения.
В случае если ни сетевая организация, ни гарантирующий поставщик не явились
в согласованные дату и время для снятия показаний прибора учета, осмотра его состояния и схемы подключения перед демонтажем, то собственник энергопринимающих устройств снимает показания прибора учета, планируемого
к демонтажу, и направляет их в адрес лиц, которым была подана заявка, способом, позволяющим подтвердить факт получения.

В соответствии с подпунктом 2.11.16 главы 2.11 Правил 6 замену и поверку расчетных счетчиков, по которым производится расчет между энергоснабжающими организациями и потребителями, осуществляет собственник приборов учета
по согласованию с энергоснабжающей организацией.

В рассматриваемом случае, как указано выше, истец требование
о предварительном уведомлении гарантирующего поставщика или сетевой организации о замене прибора учета не исполнил, замену прибора учета не зафиксировал.

Между тем самовольная замена расчетного прибора учета потребителем является грубым вмешательством потребителя в работу прибора (системы) учета, приводит к невозможности оценить достоверность передаваемых данных об объеме потребления электрической энергии и является достаточным основанием для применения расчетного способа определения объема электроэнергии.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что истцом нарушен установленный законом порядок замены прибора учета, связанный с не уведомлением АО «ГГЭС» о намерении заменить прибор расчетного учета.

Соответственно, акт о неучтенном потреблении электрической энергии
от 29.11.2021 составлен в отношении истца обоснованно. Доказательств обратного истец в материалы дела не представил.

По факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии по правилам пункта 192 Основных положений сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии
и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес: гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление; лица, осуществившего бездоговорное потребление.

В силу пункта 193 Основных положений при составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация)), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.

Акт о неучтенном потреблении электрической энергии может быть составлен
в отсутствие лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, или обслуживающего его гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации).

При этом составляющее акт лицо прикладывает к акту доказательства надлежащего уведомления потребителя о дате и времени составления акта.
В этом случае акт составляется в присутствии 2 незаинтересованных лиц или
с использованием средств фотосъемки и (или) видеозаписи, при этом материалы фотосъемки, видеозаписи подлежат хранению и передаются вместе с актом
о неучтенном потреблении.

Отказ лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, от подписания составленного акта о неучтенном потреблении

электрической энергии, а также его отказ присутствовать при составлении акта должен

быть зафиксирован с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии.

Апелляционным судом установлено, что спорный акт от 29.11.2021 составлен
с соблюдением требований, установленных пунктом 193 Основных положений. Недостатков содержания акта, позволяющих усомниться в достоверности выявленного нарушения, не установлено.

При наличии установленного факта безучетного потребления на истца возлагается обязанность по оплате электроэнергии в объеме, установленном
в соответствии с пунктом 195 Основных положений, в связи с чем гарантирующий поставщик правомерно в порядке пунктов 84, 195 Основных положений предъявил
ООО «Гравитация» к оплате объем безучетного потребления.

Как указано выше, в соответствии с абзацем 5 пункта 195 Основных положений объем безучетного потребления определяется с даты предыдущей проверки прибора учета (в случае если такая проверка не была проведена в запланированные сроки,
- определяется с даты, не позднее которой она должна была быть проведена
в соответствии с настоящим документом) до даты выявления факта безучетного потребления и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии.

В соответствии с абзацем 3 пункта 170 Основных положений проверка прибора учёта проводится не реже одного раза в год.

Последняя проверка прибора учета истца осуществлялась 13.09.2017, в день допуска прибора учёта истца в эксплуатацию (в соответствии с абзацем 8 пункта
136 Основных положений). В дальнейшем проверки прибора учета не проводились.

Соответственно, поскольку проверки проводятся не реже 1 раза в год после первоначальной проверки, и в случае, если очередная проверка проведена не была, дата безучетного потребления определяется с даты, не позднее которой она должна была быть проведена, то есть в настоящем случае - с 13.09.2021.

При повторной проверке расчета безучетного потребления АО «ГГЭС»
была обнаружена ошибка в определении периода безучетного потребления, принимаемого для расчета его объема, в связи чем АО «ГГЭС» произведен перерасчет объема безучетного потребления электроэнергии, с учетом начала периода безучетного потребления со дня, когда должна была быть проведена проверка.

Доказательства в подтверждение иной начальной даты расчета истцом
не представлены.

При этом судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы истца
о необходимости расчета объема безучетного потребления с 01.11.2021, как противоречащие вышеприведенным положения действующего законодательства.

Лицом, ответственным за состояние, эксплуатацию спорного прибора учета является именно истец, а не сетевая организация. В силу правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.07.2019
№ 310-ЭС19-11741 по делу № А62-4100/2018, введение ограничения режима потребления электроэнергии на основании подпункта «б» пункта 2 Правил № 442
в отношении потребителя, имеющего задолженность только за безучетное потребление электроэнергии, является правомерным.

Таким образом, у АО «Газпром энергосбыт Тюмень» имелись предусмотренные законом основания для введения в отношении истца ограничения режима потребления электрической энергии.

Довод истца о нарушении ответчиком 1 срока направления уведомления, предусмотренного абзацем 2 пункта 7 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003
№ 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон № 35-ФЗ) не свидетельствует
о незаконности действий по его направлению.

В уведомлении от 27.12.2021 №15/0000098205-УЭ об ограничении режима потребления срок 30.12.2021 является сроком для оплаты задолженности.
В соответствии с приложением № 1 к оспариваемому уведомлению, срок прекращения поставки электрической энергии является 10.01.2022.

Уведомление от 27.12.2021 получено истцом 27.12.2021, то есть с нарушением установленного абзацем 2 пункта 7 статьи 38 Закона № 35-ФЗ срока предупреждения
о предстоящем ограничении. Вместе с тем период с даты получения истцом спорного уведомления (27.12.2021) до даты предполагаемого прекращения поставки электрической энергии (10.01.2022) включает в себя 14 дней, чего по смыслу пункта
7 статьи 38 Закона № 35-ФЗ и пункта 7 Правил № 442 должно быть достаточно для принятия истцом мер по самостоятельному ограничению режима потребления электрической энергии и сообщения о принятых мерах гарантирующему поставщику.

При таких обстоятельствах нарушение срока направления уведомления
о введении ограничения режима потребления, предусмотренного абзацем 2 пункта
7 статьи 38 Закона № 35-ФЗ, не повлекло нарушения прав и законных интересов истца.

При наличии у потребителя перед гарантирующим поставщиком неисполненного обязательства по оплате электрической энергии, ответчик правомерно со ссылкой на абзац 2 подпункта «б» пункта 2 Правил № 442 направил в адрес
ООО «Гравитация» уведомление о введении ограничения режима потребления.

Учитывая вышеизложенное, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для признания незаконным уведомления АО «Газпром энергосбыт Тюмень» от 27.12.2021 об ограничении режима потребления электроэнергии.
В указанной части суд апелляционной инстанции признает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными.

Относительно требования истца о признании незаконным отказа АО «ГГЭС»
в допуске в эксплуатацию прибора учета, расположенного по адресу:
г. Губкинский, мкр. 12, дом 25, в срок до 29.12.2021, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.

В силу пункта 2 статьи 314 ГК РФ, если обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок,
оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства, если обязанность исполнения в другой срок не предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не вытекает из обычаев либо существа обязательства.

В силу пункта 153(1) Основных положений в случае самостоятельной установки (замены) собственником (владельцем) энергопринимающего оборудования (объекта
по производству электрической энергии (мощности) и (или) энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией прибора учета, показания которого используются для определения объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) одновременно на оптовом и розничном рынках, в порядке, предусмотренном пунктом 145 настоящего документа, допуск в эксплуатацию такого прибора учета осуществляется на основании запроса о допуске в эксплуатацию прибора учета, полученного от указанного собственника (владельца) энергопринимающего оборудования (объекта по производству электрической энергии (мощности) и (или) энергосбытовой (энергоснабжающей) организации.

Сетевая организация осуществляет допуск в эксплуатацию прибора учета, показания которого планируется использовать для определения объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) одновременно на оптовом
и розничном рынках, установленного собственником (владельцем) энергопринимающего оборудования (объекта по производству электрической энергии (мощности) и (или) энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией в порядке, предусмотренном пунктом 145 настоящего документа, в течение 30 дней с даты получения указанного в настоящем пункте запроса на допуск в эксплуатацию.

Учитывая положения вышеприведенных норм права, суд апелляционной инстанции исходит из того, что в рассматриваемом случае разумным сроком, в течение которого сетевая организация была обязана обеспечить ввод в эксплуатацию установленного потребителем прибора учета, является тридцатидневный срок с даты получения запроса на допуск в эксплуатацию.

Материалами дела установлено и АО «ГГЭС» не оспаривается, что 29.11.2021 истец обратился к сетевой организации с запросом на допуск установленного прибора учета в эксплуатацию.

Соответственно, в силу вышеизложенных обстоятельств сетевая организация была обязана осуществить допуск прибора учета в эксплуатацию в тридцатидневный срок с указанной даты, то есть не позднее 29.12.2022.

Между тем фактически указанная обязанность исполнена АО «ГГЭС» значительно позже указанного срока - лишь 02.04.2022, что подтверждается актом допуска прибора учета.

Ссылаясь на указанное обстоятельство, в апелляционной жалобе истец заявляет о том, что указанное бездействие совершено сетевой организацией умышленно, ответчики на протяжении длительного периода времени вели переписку с истцом,
в целях затягивания срока ввода прибора учета в эксплуатацию до 31.12.2021, когда
вступили в силу новые требования, предъявляемые к приборам учета.

Оценивая доводы подателя жалобы, определением от 10.06.2022
суд апелляционной инстанции предложил АО «ГГЭС» представить письменные пояснения (с приложением документов подтверждающих доводы) по которым прибор учета (Меркурий 230 АМ-03) истца не был допущен к эксплуатации и не мог быть установлен истцом самостоятельно; по каким причинам допуск прибора учета состоялся только 02.04.2022, при обращении истца к АО «ГГЭС» 29.11.2021,
с изложением хронологической последовательности действий истца и АО «ГГЭС», направленных на установку и допуск в эксплуатацию прибора учета, в том числе, доступными способом опровергнуть утверждение истца о недобросовестном поведении АО «ГГЭС», направленного на намеренное затягивание (увеличение) периода времени, в который потребление энергии истцом с использованием прибора учета
было невозможным; указать по каким конкретным причинам установка и допуск
в эксплуатацию прибора учета с 29.11.2021 по 02.04.2022 не были возможны.

Во исполнение указанного определения сетевой организацией представлены письменные пояснений от 21.06.2022, в которых АО «ГГЭС» указало,
что законодательство не содержит каких-либо положений, позволяющих сетевой организации допустить в эксплуатацию самостоятельно приобретенный и (или) установленный потребителем прибор учета.

Также АО «ГГЭС» указало, что в соответствии с абзацем 2 пункта
141 Основных положений с 01.01.2022 для учета электрической энергии (мощности) подлежат установке приборы учета, соответствующие требованиям к приборам учета электрической энергии, которые могут быть присоединены к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), в соответствии с правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), если иное не установлено пунктом
145 настоящего документа. Однако прибор учета, установленный истцом, не являлся интеллектуальным.

Признавая данные возражения АО «ГГЭС» несостоятельными, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 5 статьи 37 Закона № 35-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27.12.2018 № 522-ФЗ) коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках и в целях оказания коммунальных услуг по электроснабжению обеспечивают гарантирующие поставщики и сетевые организации с применением приборов учета электрической энергии соответствии
с правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными в соответствии с жилищным законодательством, правилами организации учета электрической энергии на розничных рынках, в том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).

Сетевые организации в ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг
по электроснабжению обязаны осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования,
а так же нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующую
их эксплуатацию в отношении непосредственно или опосредованно присоединенных
к принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (мощности), приобретающих электрическую энергию
на розничных рынках, объектов по производству электрической энергии (мощности)
на розничных рынках и объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, при отсутствии, выходе из строя, истечении срока эксплуатации или истечении срока интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе
не принадлежащих сетевой организации, а так же при технологическом присоединении таких энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, за исключением коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии.

По всем приборам учета электрической энергии, допускаемым в эксплуатацию для коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках
и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению после 01.01.2022, гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями должно быть обеспечено безвозмездное предоставление субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии (мощности), в отношении которых они обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности), минимального набора функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) в порядке, установленном правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), с использованием созданных гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).

Указанная выше норма вступила в силу 01.07.2020.

В соответствии с абзацами 1 и 2 пункта 136 Основных положений гарантирующие поставщики и сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в том числе путем приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а так же нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующей их эксплуатации, в том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) при отсутствии, выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности),
в том числе не принадлежащих сетевой организации (гарантирующему поставщику).

В силу абзаца 3 пункта 136 Основных положений (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.04.2020 № 554), сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) в отношении непосредственно или опосредованно присоединенных к принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании объектам электросетевого хозяйства, энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (мощности)
(за исключением установки и замены коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии), приобретающих электрическую энергию на розничных рынках, объектов по производству электрической энергии (мощности) на розничных рынках и объектов электросетевого хозяйства.

Указанная выше норма вступила в силу также 01.07.2020.

Таким образом, из положений вышеуказанных норм права следует,
что с 01.07.2020 ответственность за обеспечение коммерческого учета электрической энергии (мощности), включая приобретение и установку прибора учета, несёт сетевая организация, то есть применительно к спорной ситуации - АО «ГГЭС».

В ходе рассмотрения дела апелляционным судом АО «ГГЭС» доказательств, свидетельствующих о том, что на основании заявки истца от 29.11.2021 вводу прибора учета в эксплуатацию препятствовали объективные причины, не зависящие от действий сетевой организации, АО «ГГЭС» в нарушение требований статьи 65 АПК РФ материалы дела не представлено, в связи с чем суд апелляционной инстанции, учитывая позицию АО «ГГЭС», изложенную в пояснениях от 21.06.2022, признает обоснованными доводы истца о том, что одной из возможных причин нарушения ответчиком - АО «ГГЭС» разумного срока ввода прибора учета в эксплуатацию, явилось вступление с 01.01.2022 в силу новых требований, предъявляемых к приборам учета (необходимость наличия интеллектуальных систем), которым прибор учета истца
не соответствовал, о чем сетевой организации, участвовавшей в проверке 29.11.2021, было заблаговременно известно.

Такое поведение, по мнению суда апелляционной инстанции, свидетельствует
о недобросовестном поведении сетевой организации, противоречит положениям статьи 10 ГК РФ.

Доводы сетевой организации о том, что АО «ГГЭС» несёт ответственность
за обеспечение коммерческого учета белее 2700 потребителей; на 29.11.2021 кроме ООО «Гравитация» имелись другие потребители, которые ожидали установки либо замены прибора учета; установка прибора учета ООО «Гравитации» ранее других потребителей нарушила бы права таких потребителей; в штате АО «ГГЭС» состоит
2 человека, в должностные обязанности которых входит, в том числе, выполнение работ по замене (установке) счетчиков, их проверке; с 29.11.2021 по 02.04.2022
АО «ГГЭС» было установлено 94 прибора учета, отклоняются апелляционным судом, поскольку фактически сводятся к оспариванию вины АО «ГГЭС» в допущенном нарушении, что в силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ не относятся к числу чрезвычайных
и непредотвратимых обстоятельств, влекущих освобождение ответчика
от ответственности за допущенное нарушение обязательств.

Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции приходит
к выводу о том, что, поскольку в понятие коммерческий учёт входит обязанность приобрести, установить, заменить и допустить в эксплуатацию прибор учета,
то неисполнение указанной обязанности, или исполнение указанной обязанности
с нарушениями, что установлено в рассматриваемом случае (прибор учета
вместо разумного тридцатидневного срока - до 29.12.2021, введен в эксплуатацию лишь 02.04.2022), влечет за собой нарушение действующего законодательства
и, как следствие, свидетельствует об обоснованности требования истца о признании незаконным отказа АО «ГГЭС» в допуске, по заявке от 22.11.2021, в эксплуатацию прибора учета, расположенного по адресу: г. Губкинский, мкр. 12, дом 25, в срок до 29.12.2021.

С учетом изложенного, обжалуемое решение подлежит изменению, исковые требования и апелляционная жалоба истца - частичному удовлетворению.

Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение искового заявления и апелляционной жалобы распределяются в соответствии со статьей
110 АПК пропорционально удовлетворенным исковым требованиям (удовлетворено одно из двух требований неимущественного характера).

При этом, поскольку истцу предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе, то указанная государственная пошлина
в соответствии со статьями 101, 110, 112 АПК РФ подлежит взысканию со сторон
в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа
от 15.03.2022 по делу № А81-13469/2021 изменить, изложить резолютивную часть следующим образом.

Исковые требования удовлетворить частично.

Признать отказ акционерного общества «Губкинские городские электрические сети» в допуске в эксплуатацию прибора учета, расположенного по адресу г.Губкинский, мкр. 12, дом 25, по заявке общества с ограниченной ответственностью «Гравитация» от 22.11.2021 в срок до 29.12.2021 незаконным.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с акционерного общества «Губкинские городские электрические сети» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в доход федерального бюджета 6 000 руб. государственной пошлины по иску, 1 500 руб. государственной пошлины
по апелляционной жалобе.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Гравитация»
(ИНН <***>, ОГРН <***>) в доход федерального бюджета 6 000 руб. государственной пошлины по иску, 1 500 руб. государственной пошлины
по апелляционной жалобе.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.

Председательствующий

Д.Г. Рожков

Судьи

М.М. Сафронов

Н.В. Тетерина