ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А81-1446/2011 от 08.02.2012 АС Западно-Сибирского округа

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru,e-mail info@faszso.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А81-1446/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2012 года.

Постановление изготовлено в полном объёме 14 февраля 2012 года.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Буракова Ю.С.

судей Коробейниковой О.С.

Лошкомоевой В.А.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение от 08.07.2011 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Чорноба В.В.) и постановление от 10.11.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Зорина О.В., Гладышева Е.В., Смольникова М.В.) по делу № А81-1446/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» (628486, Ханты-Мансийский Автономный округ – Югра, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу (629007, Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости.

  С у д у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь»

(далее – ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ямало -Ненецкому автономному округу (далее – Управление Росреестра по ЯНАО, регистрирующий орган, заинтересованное лицо, податель жалобы) в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости: «Нефтесборный нефтепровод от К-18а до точки врезки Ду 159x8=520м», расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, Северо-Губкинское месторождение, и обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на объект с выдачей свидетельства о государственной регистрации права собственности в установленный законом срок.

Решением от 08.07.2011 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 10.11.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ Управления Росреестра по ЯНАО в государственной регистрации права собственности ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» на объект недвижимости – «Нефтесборный нефтепровод от К-18а до точки врезки Ду 159x8=520м», расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, Северо-Губкинское месторождение. Суд обязал регистрирующий орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» и произвести действия по государственной регистрации права собственности последнего на объект недвижимости – «Нефтесборный нефтепровод от К-18а до точки врезки Ду 159х8=520м», расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, Северо-Губкинское месторождение.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление Росреестра по ЯНАО обратилось в суд с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в заявленных требованиях.

По мнению подателя жалобы, судебные акты первой и апелляционной инстанций противоречат друг другу, материалам дела, выводы судов ошибочны. Право собственности на спорный объект недвижимости за обществом с ограниченной ответственностью «Геойлбент» (далее – ООО «Геойлбент») в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) не зарегистрировано. Представленных документов недостаточно для регистрации в установленном законом порядке, а именно: не представлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, акт приёмки законченного строительством объекта от 21.09.1998 не соответствует требованиям постановления Совета Министров СССР от 23.01.1981 № 105 «О приёмке в эксплуатацию законченных строительством объектов» (далее – постановление Совета Министров СССР от 23.01.1981 № 105). Полагает, что Приложение № 1 к Временному положению о приёмке законченных строительством объектов, рекомендованного письмом Государственного комитета Российской Федерации от 09.07.1993 № БЕ-19/13, не является нормативным актом, подтверждающим юридическую обоснованность акта приёма законченного строительством объекта. При признании действий регистрирующего органа незаконными в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судом может быть возложена обязанность осуществить то или иное действие, при этом заявителю необходимо представить в регистрирующий орган все необходимые для государственной регистрации документы (данная обязанность отсутствует при признании отказа регистрирующего органа незаконным).

Управление Росреестра по ЯНАО просит рассмотреть жалобу без его участия.

ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» в представленном отзыве просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении кассационной жалобы Управления Росреестра по ЯНАО отказать. Кроме того, общество, надлежащим образом извещённое о месте и времени судебного заседания, просит рассмотреть настоящую кассационную жалобу в его отсутствие.

  Проверив в соответствии со статьями 286, 288 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов по настоящему делу, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Как установлено судами и следует из материалов дела, требования ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» обоснованы тем, что заявитель является правопреемником прав и обязанностей присоединённого к нему ООО «Геойлбент» на основании договора о присоединении
 ООО «Нефтяная холдинговая компания» и ООО «Геойлбент»
 к ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» от 26.03.2007 и передаточного акта от 30.03.2007.

Согласно передаточному акту ООО «Геойлбент» передало ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» определённое имущество, в том числе и объект: «Нефтесборный нефтепровод от куста 18а до точки врезки» (далее – нефтесборный нефтепровод), расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, Северо-Губкинское месторождение

Регистрация права собственности ООО «Геойлбент» на данный объект недвижимости не производилась.

ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» 30.11.2010 обратилось в Пуровский территориальный отдел Управления Росреестра по ЯНАО с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект капитального строительства нефтесборный нефтепровод.

ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» к заявлению приложены следующие документы: договор о присоединении ООО «Нефтяная холдинговая компания» и ООО «Геойлбент» к ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» от 26.03.2007; передаточный акт от 30.03.2007 в связи
 с реорганизацией ООО «Геойлбент» путём присоединения
 к ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь»; постановление администрации муниципального образования Пуровский район от 23.05.2001 № 423
 «О регистрации факта ввода законченных строительством объектов ООО «Геойлбент»; кадастровый паспорт сооружения от 08.11.2010, инвентарный номер 02:13:17194, выданный Муравленковским отделением филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Ямало-Ненецкому автономному округу; акт приёмки законченного строительством объекта от 21.09.1998; договор от 16.09.2010
 № 260/Л-10/10С4618 аренды лесного участка, в составе земель лесного фонда.

Согласно письму от 25.01.2011 № 04/034/2010-386/04-95 Управление Росреестра по ЯНАО на основании пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации), отказало заявителю в регистрации права собственности на нефтесборный нефтепровод.

Отказ в государственной регистрации регистрирующим органом мотивирован тем, что право собственности ООО «Геойлбент» на объект недвижимого имущества, о регистрации которого ходатайствует заявитель, в ЕГРП не зарегистрировано, а акт приёмки законченного строительством объекта от 21.09.1998 не соответствует требованиям постановления Совета Министров СССР от 23.01.1981 № 105 «О приёмке в эксплуатацию законченных строительством объектов».

Судом также установлено, что земельный участок, в том числе под заявленным объектом недвижимости, находится у заявителя в аренде, о чём свидетельствует договор от 16.09.2010 № 260/Л-10, заключённый с Департаментом природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа. Вид разрешённого пользования – для строительства линейных объектов.

Кадастровый паспорт сооружения на нефтесборный нефтепровод у заявителя имеется.

Заявитель, полагая, что решение заинтересованного лица нарушает его права и законный интерес на владение, пользование и распоряжение имуществом, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что отсутствие зарегистрированного за ООО «Геойлбент» права собственности не лишает ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь»,
 как универсального правопреемника, обратиться в регистрирующий орган с заявлением о первичной регистрации этого права за собой. Ссылка заинтересованного лица на часть 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации является необоснованной, поскольку в действие данный нормативный правовой акт вступил с 30.12.2004, следовательно,
 на момент завершения строительства обозначенного объекта он ещё
 не существовал. Противоречия между Временным положением о приёмке законченных строительством объектов, утверждённым письмом Государственного комитета Российской Федерации от 09.07.1993
 № БЕ-19/13 и постановлением Совета Министров СССР от 23.01.1981
 № 105 отсутствуют, Временное положение дополняет указанное постановление. Правоустанавливающим документом для государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества
  в соответствии со статьёй 17 Закона о регистрации
 (в соответствующей редакции) является постановление администрации муниципального образования Пуровский район от 23.05.2011 № 423.
 На основании изложенного суд пришёл к выводу о том, что заявителем представлены все документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации, необходимые для регистрации спорного имущества, у заинтересованного лица отсутствовали законные основания отказа
 в государственной регистрации. Управлением Россреестра по ЯНАО
 в результате неправомерных действий нарушены права и законный интерес заявителя на владение, пользование и распоряжением имуществом. Выдача заявителю в установленные срок свидетельства
 в случае принятия решения о государственной регистрации права, в силу Закона о регистрации является для регистрирующего органа обязательным.

Апелляционный суд, оставляя без изменения решение суда первой инстанции, указал, что акт приёмки законченного строительством объекта от 21.09.1998 в совокупности с Постановлением администрации муниципального образования Пуровский район от 23.05.2011 № 423 относятся к надлежащим документам для государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, и выводы суда первой инстанции поддержал.

Выводы судов соответствуют закону и материалам дела.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу приведённой нормы права требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий
 на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Судебные инстанции, оценив в соответствии со статьёй 71 АПК РФ представленные доказательства и обстоятельства дела, руководствуясь
 при этом статьями 57, 58, пунктом 1 статьи 131, статьями 153, 218, пунктом 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 2, 4, 9, пунктом 1 статьи 13, статьями 16, 17, пунктом 1 статьи 18, пунктом 1 статьи 25 Закона о регистрации, разъяснениями, изложенными
 в пункте 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», обоснованно удовлетворили заявленные требования.

ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» представлены все документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации, необходимые для регистрации спорного имущества, у заинтересованного лица отсутствовали законные основания отказа в государственной регистрации. Управлением Россреестра по ЯНАО в результате неправомерных действий нарушены права и законный интерес заявителя на владение, пользование и распоряжением имуществом.

Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку фактически направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Оснований для отмены обжалуемых судебных актов в порядке статьи 288 АПК РФ судом кассационной инстанции не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 08.07.2011 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 10.11.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А81-1446/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий Ю.С. Бураков

Судьи О.С. Коробейникова

В.А. Лошкомоева