ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
31 августа 2018 года
Дело № А81-1571/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2018 года
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2018 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Шиндлер Н.А., Золотовой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Журко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8266/2018) индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.05.2018 по делу № А81-1571/2018 (судья Кустов А.В.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) к Администрации города Ноябрьска (ИНН <***>, ОГРН <***>), при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента финансов Администрации города Ноябрьска и Департамента образования Ямало- Ненецкого автономного округа, об оспаривании бездействия,
судебное разбирательство проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, ИП ФИО1, Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением:
а) о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования город Ноябрьск (далее - Администрация), выраженного в нефинансировании возмещения затрат ИП ФИО1, осуществляющей образовательную деятельность на основании лицензии, в части возмещения расходов, фактически понесенных в январе 2018 года, на оплату труда педагогических работников, не осуществляющих образовательный процесс, замещающих инженерно-технические, административно-хозяйственные, производственные, учебно-вспомогательные должности и иные должности в частном детском саду, а именно: помощника воспитателя, главного бухгалтера, заместителя заведующего по АХЧ, повара, документы по которым представлены письмом от 29.01.2018 года № 12;
б) об обязании Администрации перечислить фактически понесенные в январе 2018 года затраты на оплату труда педагогических работников, не осуществляющих образовательный процесс, замещающих инженерно-технические, административно-хозяйственные, производственные, учебно-вспомогательные должности и иные должности в частном детском саду, а именно: помощника воспитателя, главного бухгалтера, заместителя заведующего по АХЧ, повара, документы по которым представлены письмом от 29.01.2018 года № 12, на расчетный счет ИП ФИО1 в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением от 16.03.2018 суд привлек к участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент финансов Администрации города Ноябрьска и Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.05.2018 по делу № А81-1571/2018 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП ФИО1 обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Обосновывая требования апелляционной жалобы, ее податель настаивает на том, что расходы на оплату труда прочего персонала (помощника воспитателя, главного бухгалтера, заместителя заведующего по АХЧ, повара) подлежат возмещению и включены в региональный норматив финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования во всех дошкольных образовательных организациях (и частных, и муниципальных). При этом, по мнению подателя жалобы, отсутствие необходимой нормативной базы на местном уровне свидетельствует о незаконном бездействии Администрации муниципального образования город Ноябрьск.
В представленных до начала судебного заседания отзывах Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа, Департамент финансов Администрации города Ноябрьска и Администрация города Ноябрьска просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, ходатайств об отложении судебного заседания по делу не заявили. Департамент финансов Администрации города Ноябрьска до начала судебного заседания заявил ходатайство в письменной форме о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
В связи с указанными обстоятельствами суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в соответствии со статьей 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу и отзывы на нее, установил следующие обстоятельства.
Предприниматель на основании лицензии №2717 от 25.10.2017 осуществляет образовательную деятельность посредством организации частного детского сада «Умка».
На основании Соглашения от 17.01.2018 № 60 «О порядке и условиях предоставления субсидии индивидуальным предпринимателям, осуществляющим образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам на основании лицензии», заключенным между Департаментом образования Администрации города Ноябрьска и ИП ФИО1, последней из бюджета муниципального образования предоставлена субсидия в размере 12 964 000 руб. на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда педагогическим работникам, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с порядком предоставления субсидии, утвержденным постановлением Администрации города Ноябрьска от 15.02.2017 № П-90.
ИП ФИО1 в адрес Департамента образования Администрации города Ноябрьска письмом от 29.01.2018 представлены документы для проверки и возмещения затрат, произведенных в январе 2018 года.
К возмещению расходов за январь 2018 представлены документы не только педагогических работников, но и прочего персонала (помощника воспитателя, главного бухгалтера, заместителя заведующего по АХЧ, повара).
Согласно справке о результатах проверки отчетности об использовании субсидии от 06.02.2018 к возмещению приняты только расходы, связанные с педагогическими работниками.
ИП ФИО1 полагая, что Администрация в данном случае бездействует, так как не принимает к возмещению расходы за январь 2018 в части оплаты труда персонала, не отнесенных к категории педагогических работников (помощника воспитателя, главного бухгалтера, заместителя заведующего по АХЧ, повара), обратилась в арбитражный суд в соответствующим заявлением.
23.05.2018 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вместе с тем, статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закрепляет принцип состязательности участников арбитражного процесса, согласно которому каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.
Применительно к данной ситуации это означает, что если законность и обоснованность принятия оспариваемого акта должен доказывать орган государственной власти, то обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В рассматриваемом случае ИП ФИО1 заявлено требование о признании незаконным бездействия Администрации по возмещению расходов за январь 2018 в части оплаты труда персонала, не отнесенных к категории педагогических работников (помощника воспитателя, главного бухгалтера, заместителя заведующего по АХЧ, повара).
В соответствии с пунктом 17 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) образовательная деятельность – это деятельность по реализации образовательных программ.
Образовательной организацией является некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана (пункт 18 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ).
В силу частей 1, 2 статьи 91 названного закона образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Предприниматель на основании лицензии № 2717 от 25.10.2017 осуществляет образовательную деятельность посредством организации частного детского сада «Умка».
Статьей 2 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, кроме индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона № 273-ФЗ на индивидуальных предпринимателей распространяются все права и обязанности образовательной организации.
В частности, пунктом 6 части 1 статьи 8 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования отнесено финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, указанными в пункте 3 настоящей части.
Аналогичная норма закреплена в Законе ЯНАО от 27.06.2013 № 55-ЗАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе» (пункт 7 части 2 статьи 3 Закона).
На основании статьи 1 Закона ЯНАО от 25.12.2013 № 145-ЗАО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе отдельными государственными полномочиями Ямало-Ненецкого автономного округа по финансовому обеспечению получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ямало-Ненецком автономном округе наделяются отдельными государственными полномочиями Ямало-Ненецкого автономного округа по финансовому обеспечению получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, указанными в абзаце втором настоящей статьи (далее - отдельные государственные полномочия).
Субсидии на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), частных дошкольных образовательных организаций, частных общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, рассчитываются с учетом нормативов, в соответствии с которыми осуществляется финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, определенных в соответствии с Законом автономного округа от 01.12.2015 № 117-ЗАО «О финансовом обеспечении государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечении дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях».
Порядок определения расходов на оплату труда педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных организаций на одного воспитанника для расчета норматива, в соответствии с которым осуществляется финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях утвержден постановлением Правительства автономного округа от 25.12.2015 № 1299-П.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» должности помощника воспитателя, главного бухгалтера, заместителя заведующего по АХЧ, повара не отнесены к должностям педагогических работников.
Учитывая вышеизложенное, установленный Законом № 117-ЗАО норматив, в соответствии с которым осуществляется финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, не включает в себя расходы на содержание работников образовательной организации, замещающих должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных и иных работников.
Относительно довода заявителя о необходимости учета расходов на оплату труда работников, осуществляющих вспомогательные функции, основания для которого, по мнению заявителя, предусмотрены пунктом 2.2 Приложения № 1 к постановлению Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.02.2014 № 121-П «О порядке расходования субвенций, предоставленных из окружного бюджета бюджетам муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе на осуществление отдельных государственных полномочий Ямало-Ненецкого автономного округа» суд первой инстанции исходил из следующего.
Условия и порядок расходования субвенции, предоставленной из окружного бюджета бюджетам муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе на осуществление отдельных государственных полномочий автономного округа по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, по финансовому обеспечению получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, в том числе у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования на основании лицензии, регламентированы Приложением № 2 к постановлению Правительства № 121-П.
Согласно приложению № 1 получателями субсидии являются общеобразовательные организации, индивидуальные предприниматели (пункт 1.2 приложения), в то время как согласно приложению № 2, получателями субсидии являются дошкольные образовательные организации, индивидуальные предприниматели.
Таким образом, пункт 2.2 Приложения № 1 к постановлению Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.02.2014 № 121-П не регулирует финансовые отношения с заявителем.
При этом положения раздела 2 указанного Приложения предусматривают основания для компенсации расходов на оплату труда исключительно педагогических работников.
Также необходимо отметить, что Порядок предоставления субсидии индивидуальным предпринимателям, осуществляющим образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам на основании лицензии, утвержденный постановлением Администрации от 15.02.2017 № П-90, также не предусматривает предоставление субсидии индивидуальным предпринимателям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях, на возмещение расходов на оплату труда работников, не отнесенных к категории педагогических работников, как и Соглашение от 17.01.2018 № 60 «О порядке и условиях предоставления субсидии индивидуальным предпринимателям, осуществляющим образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам на основании лицензии», заключенным между Департаментом образования Администрации города Ноябрьска и ИП ФИО1
Таким образом, указанные нормативные правовые акты ЯНАО, муниципальные правовые акты, соглашение от 17.01.2018 № 60 не предусматривают предоставление субсидии дошкольным образовательным организациям на возмещение затрат на оплату труда работников, не отнесенных к педагогическим работникам.
Судом апелляционной инстанции не принимается ссылка заявителя на определение Верховного Суда Российской Федерации от 30.07.2014 № 56-АПГ14-8, поскольку оно принято по делу с иными фактическими обстоятельствами (по вопросу об определении размера субвенций в отношении общеобразовательных организаций, а не субсидий для дошкольных образовательных организаций).
Более того, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2017 № 74-АПГ17-1 указано, что даже применительно к общеобразовательным организациям оплата труда работников столовой (повар, рабочий кухни) не должна производиться за счет субвенций субъекта Российской Федерации. Аналогичная правовая позиция изложена и в определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.03.2017 № 303-ЭС17-257 по делу № А51-2331/2016 в отношении оплаты труда работников, которые не участвуют в образовательном процессе и трудовые функции которых не связаны с реализацией образовательных программ, а относятся к обеспечению организации образовательного процесса.
В этой связи суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, отказав в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного оснований для отмены решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы Предпринимателя в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ИП ФИО1
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.05.2018 по делу № А81-1571/2018 – без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.А. Сидоренко
Судьи
Н.А. Шиндлер
Л.А. Золотова