ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А81-1851/2016 от 10.05.2018 АС Западно-Сибирского округа

67/2018-15441(2)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД
 ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А81-1851/2016 

Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2018 года  Постановление изготовлено в полном объеме 14 мая 2018 года 

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Перминовой И.В.

судей Буровой А.А.   Чапаевой Г.В. 

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств  видеоконференц-связи помощником судьи Кропочевой Л.В. рассмотрел в  судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества  «РОСПАН ИНТЕРНЕШНЛ» на решение от 18.09.2017 Арбитражного суда  Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Садретинова Н.М.) и  постановление от 17.01.2018 Восьмого арбитражного апелляционного  суда (судьи Иванова Н.Е., Золотова Л.А., Рыжиков О.Ю.) по  делу № А81-1851/2016 по заявлению акционерного общества  «РОСПАН ИНТЕРНЕШНЛ» (629306, Ямало-Ненецкий автономный округ,  <...>, В, ОГРН <***>,  ИНН <***>) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой  службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ямало-Ненецкому  автономному округу (629008, Ямало-Ненецкий автономный округ,  <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) 


об обязании возвратить 199 608 руб. излишне взысканной суммы пени.  

Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии  Арбитражного суда Ямало-ненецкого автономного округа (судья  Садретинова Н.М.) в заседании приняли участие представители  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим  налогоплательщикам по Ямало-Ненецкому автономному округу -  ФИО1 по доверенности от 05.02.2018 № 4, ФИО2 по  доверенности от 11.01.2018 № 3. 

Суд установил:

акционерное общество «РОСПАН ИНТЕРНЕШНЛ» (далее - Общество)  обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с  заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по  крупнейшим налогоплательщикам по Ямало-Ненецкому автономному округу  (далее - Инспекция, налоговый орган) об обязании возвратить излишне  взысканные пени в размере 199 608 руб. 

Решением от 10.07.2016 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого  автономного округа, оставленным без изменения постановлением от  18.10.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные  Обществом требования удовлетворены в полном объеме. 

Постановлением от 09.02.2017 Арбитражного суда Западно-Сибирского  округа судебные акты судов двух инстанций отменены, дело направлено на  новое рассмотрение в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного  округа. 

При новом рассмотрении решением от 18.09.2017 Арбитражного суда  Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения  постановлением от 17.01.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда,  заявленные требования удовлетворены частично: суд обязал Инспекцию  осуществить Обществу возврат излишне взысканных пени в размере 


27 246 руб. В остальной части заявленные требования оставлены без  удовлетворения. 

Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на  нарушение судами норм материального и процессуального права,  несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в  материалах дела доказательствам, просит отменить состоявшиеся по делу  судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении  заявленных требований. 

В отзыве на кассационную жалобу Инспекция считает доводы Общества  несостоятельными, а судебные акты – законными и обоснованными, в связи с  чем просит оставить их без изменения. 

В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражный суд  кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений,  принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций,  устанавливая правильность применения норм материального права и норм  процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого  судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и  возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено АПК РФ

Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286  АПК РФ, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей  Инспекции, кассационная инстанция не находит оснований для ее  удовлетворения. 

Судами установлено и подтверждено материалами дела, что Инспекцией  проведена выездная налоговая проверка в отношении Общества, по  результатам которой составлен акт и принято решение от 06.02.2014   № 08-18/1 «О привлечении к ответственности за совершение налогового  правонарушения», которым Обществу, среди прочего, начислен штраф по  статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) за 


неперечисление (несвоевременное перечисление) налога на доходы  физических лиц (далее - НДФЛ) за 2011 год в размере 20 726 189 руб., пени  по НДФЛ в размере 635 966 руб., предложено перечислить суммы  удержанного, но не перечисленного НДФЛ за 2010 и 2011 годы, в сумме  618 373 руб. 

Решением от 02.07.2014 № 163 Управления Федеральной налоговой  службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Управление)  решение Инспекции отменено, в том числе в части доначисления НДФЛ за  2010 и 2011 годы в сумме 618 373 руб., привлечения Общества к налоговой  ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ, в виде штрафа в  размере 14 746 776 руб.; также на Инспекцию была возложена обязанность  произвести перерасчет пеней, начисленных Обществу за неуплату (неполную  уплату) НДФЛ. 

Вместе с тем 18.07.2014 Инспекцией было выставлено в адрес Общества  требование № 47 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, в соответствии с  которым в срок до 30.07.2014 налогоплательщику предложено уплатить, в  том числе пени по НДФЛ в размере 635 966 руб. 

Требованием от 16.10.2014 № 62 налоговый орган сообщил  налогоплательщику об отзыве требования от 18.07.2014 № 47 в связи с  изменением объема обязательств по уплате налога, пени, штрафа. 

При этом согласно материалам дела, полагая, что решение Инспекции от  06.02.2014 № 08-18/1 является незаконным, Общество обжаловало его в  рамках дела № А81-4348/2014, в том числе в части начисления пеней по  НДФЛ в сумме 635 966 руб. и штрафа в сумме 5 979 413 руб. за  несвоевременное перечисление НДФЛ (пункт 2.3 решения). 


Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от  24.12.2014, оставленным без изменения постановлением Восьмого  арбитражного апелляционного суда от 31.03.2015 и постановлением от  20.07.2015 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа по делу   № А81-4348/2014, были частично удовлетворены требования Общества, а  именно: оспариваемое решение Инспекции признано недействительным в  части привлечения Общества к налоговой ответственности за  несвоевременное перечисление НДФЛ в виде штрафа в размере  5 979 413 руб. (пункт 2.3 решения), а также в части выводов, изложенных в  пунктах 5.2, 6.2.3, 6.4.2 и 6.6.1.3 решения; в остальной части требований  налогоплательщику отказано. 

Полагая отказ Инспекции в возврате указанной суммы пени незаконным,  Общество обратилось в арбитражный суд с требованием об обязании  возвратить излишне взысканные пени в размере 199 608 руб. 

Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции  исходил из того, что фактически Обществом оспаривается расчет пени от 


03.06.2015, в котором размер пени за 2010-2011 годы был определен  налоговым органом в сумме 199 608 руб., в связи с чем указал, что при новом  рассмотрении дела суду необходимо предложить Обществу представить  пояснения (возражения) относительно представленного налоговым органом  уточненного расчета пеней по НДФЛ (документально обосновать свои  возражения по отношению к конкретным строкам расчета пени), предложить  сторонам произвести сверку спорных сумм, дать оценку всем доводам и  возражениям сторон, исследовать документальное и правовое обоснование  позиций участвующих в деле лиц. 

В ходе рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции  Инспекцией был предоставлен уточненный расчет пени, согласно которому  размер пени составил 172 362 руб. 

Удовлетворяя частично требования Общества, арбитражные суды  первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 21,  24, 32, 75, 79, 209, 210, 223, 224, 226 НК РФ, с учетом правовой позиции  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в  постановлениях Президиума от 24.04.2012 № 16551/11, от 11.06.2013   № 17231/12, во взаимосвязи с представленными в материалы дела  доказательствами, пришли к выводу о том, что Обществу подлежат возврату  излишне уплаченные пени в размере 27 246 руб., при этом начисление  заявителю пени по НДФЛ за 2010-2011 годы в сумме 172 362 руб. судами  признано обоснованным. 

Суд кассационной инстанции, поддерживая вывод судов двух  инстанций, исходит из положений норм материального права, указанных в  судебных актах, и обстоятельств, установленных судами. 

Исследовав в соответствии со статьей 71 АПК РФ, представленный  Инспекцией в материалы дела расчет пени по НДФЛ за 2010-2011 годы, суды  установили, что расчет суммы пени Инспекцией составлен исходя из  первичных учетных документов самого заявителя, расчет пени произведен с 


учетом каждого законно установленного срока уплаты НДФЛ из сумм  полученного дохода, с которого произведены удержания, с учетом  имеющейся у Общества переплаты по налогу по конкретному сроку уплаты,  суммы недоимки, периода ее оплаты и количества дней просрочки, а также  состояния расчетов с бюджетом. 

Данный расчет пени заявителем надлежащими и допустимыми  доказательствами не опровергнут, в том числе и в кассационной жалобе. 

Представленный Обществом расчет пени также был предметом  исследования судов двух инстанций и не принят в качестве надлежащего,  поскольку, как установлено судами, он является несопоставимым с расчетом  Инспекции в целях определения действительной налоговой обязанности  налогоплательщика относительно каждого законно установленного срока  уплаты НДФЛ, так как в нем отражены лишь сводные суммы начисленного  дохода и удержанного налога за каждый месяц проверяемого периода без  учета установленных сроков уплаты НДФЛ; данный расчет не позволяет  сделать выводы о наличии либо отсутствии задолженности перед бюджетом  (состояние карточки расчетов с бюджетом) на каждый установленный  налоговым законодательном срок уплаты налога. 

Все доводы налогоплательщика в отношении расчета Инспекции  (относительно учета налоговым органом при расчете пеней сумм, не  подлежащих налогообложению, в том числе «подотчетных» сумм; что расчет  Инспекции произведен без зачета переплаты в сумме 683 695,65 руб., которая  признана Управлением в результате рассмотрения апелляционной жалобы  заявителя на решение Инспекции от 06.02.2014 № 08-18/1; о начислении  налоговым органом пени на суммы выплаченного аванса; что налоговым  органом произведено начисление налога и соответствующих сумм пени на  суммы удержаний) были предметом рассмотрения судов, получили  надлежащую правовую оценку со ссылками на нормы права и материалы  дела, отраженную в судебных актах. 


Довод Общества о том, что пени по НДФЛ не подлежали начислению по  результатам выездной налоговой проверки, поскольку у Общества в  проверяемом периоде за 2010-2011 годы имелась переплата по НДФЛ, также  был предметом рассмотрения судов двух инстанций, получил надлежащую  оценку с учетом положений статьи 75 НК РФ, пункта 5 Постановления  Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 № 20-П и  пункта 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от  04.07.2002 № 202-О, пунктов 57, 61 постановления Пленума Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О  некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами  части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее –  Постановление № 57) и фактических обстоятельств дела, и обоснованно  отклонен как противоречащий действующему законодательству. 

Отклоняя данный довод, суды правомерно исходили из следующего:

- начисление пеней обусловлено не фактом погашения (наличия)  задолженности на конкретную дату, а исключительно задержкой платежа,  допущенной налоговым агентом. При этом взимаемая в этом случае с  налогового агента сумма пени выступает в качестве компенсации  нанесенного бюджету ущерба в результате неправомерных действий  налогового агента. Неначисление пени налоговому агенту, допустившему  просрочку платежа в бюджет, приводит к потерям государственной казны в  результате неуплаты налоговым агентом налога в срок и нарушению баланса  публичных интересов государства и частных интересов налогового агента  (абзац 6 пункта 2 Постановления № 57); 

- само по себе наличие переплаты не освобождает налогоплательщика от  своевременного перечисления налога в бюджет и не исключает его  ответственности при просрочке исполнения обязательства, при условии, что  зачет переплаты по налогу осуществляется в установленном законом порядке  и носит заявительный характер. 


Довод Общества об отсутствии оснований для взыскания с  налогоплательщика спорных сумм пени со ссылкой на судебные акты,  принятые в рамках дела № А81-4348/2014, обоснованно отклонен судом  апелляционной инстанции, указавшем, что в данном деле не были  установлены обстоятельства, имеющие в силу статьи 69 АПК РФ  преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела, так как суды в  рамках дела № А81-4348/2014 не давали оценки произведенному налоговым  органом перерасчету пени за 2010-2011 годы, равно как и не приходили к  выводам об отсутствии оснований для начисления таких пеней, тогда как для  разрешения настоящего спора основополагающим моментом является  именно правильность осуществленного Инспекцией перерасчета пени по  НДФЛ за 2010-2011 годы. 

В кассационной жалобе Общество, не соглашаясь с данным выводом  судов, указывает на то, что ранее суды пришли к противоположному выводу  о преюдициальном значении судебных актов, принятых по делу   № А81-4348/2014, который отражен в решении от 10.07.2016 Арбитражного  суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановлении от 18.10.2016  Восьмого арбитражного апелляционного суда по настоящему делу. 

Кассационная инстанция отклоняет данный довод, поскольку решение  от 10.07.2016 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и  постановление от 18.10.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда  отменены постановлением от 09.02.2017 Арбитражного суда Западно- Сибирского округа, а дело направлено на новое рассмотрение, в связи с чем  данные судебные акты не являются окончательными судебными актами,  вступившими в законную силу. 

 Исходя из изложенного, доводы Общества о недопустимости  преодоления вынесенного судом решения со ссылкой на правовую позицию  Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в  Постановлениях от 11 мая 2005 года № 5-П и от 5 февраля 2007 года № 2-П, 


несостоятельны, поскольку данная правовая позиция касается ситуаций  преодоления вступивших в законную силу окончательных судебных актов. 

Иные доводы Общества, изложенные в кассационной жалобе, судом  округа отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами  норм права и по существу сводятся к несогласию заявителя с оценкой судами  первой и апелляционной инстанций обстоятельств дела и имеющихся в деле  доказательств. 

Суд кассационной инстанции полагает, что судами первой и  апелляционной инстанций при новом рассмотрении верно установлены  обстоятельства, входящие в предмет судебного исследования по данному  спору; все приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих  требований и возражений доводы и доказательства исследованы и оценены. 

Нарушений норм материального или процессуального права,  являющихся основанием для изменения или отмены судебных актов  (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено. 

Ссылка Общества на нарушение части 1 статьи 46 Конституции  Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав  и свобод, с учетом отсутствия установленных нарушений судами первой и  апелляционной инстанций норм процессуального права при рассмотрении  заявления Общества является необоснованной. 

При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов и  удовлетворения кассационной жалобы не имеется. 

Приложенные обществом к кассационной жалобе документы  (пункты 1-9) подлежат возвращению, поскольку суд кассационной инстанции  не полномочен приобщать и исследовать какие-либо доказательства  (статьи 286, 287 АПК РФ). Кроме того, данные документы (ведомости видов  оплат за 2010 год) имеются в материалах дела. Учитывая, что в арбитражный  суд данные документы представлены в электронном виде, они не  возвращаются заявителю на бумажном носителе. 


Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287,  статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  Арбитражный суд Западно-Сибирского округа 

постановил:

решение от 18.09.2017 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного  округа и постановление от 17.01.2018 Восьмого арбитражного  апелляционного суда по делу № А81-1851/2016 оставить без изменения,  кассационную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию  Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух  месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий И.В. Перминова

Судьи А.А. Бурова 

 Г.В. Чапаева