ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А81-2854/2017 от 12.04.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Тюмень                                                                     Дело № А81-2854/2017

Резолютивная часть постановления объявлена   апреля 2018 года

Постановление изготовлено в полном объеме   апреля 2018 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                     Киричёк Ю.Н.

судей                                                    Григорьева Д.В.

                                                             ФИО1

при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи,рассмотрел кассационную жалобу Департамента государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа на постановление от 23.01.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда                                    (судьи Иванова Н.Е.,Грязникова А.С., Рыжиков О.Ю.) по делу                            № А81-2854/2017 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по заявлению акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» (629008,                Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) в лице филиала в городе Надыме к Департаменту государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа (629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительным предписания от 04.04.2017 № 587.

В заседании принял участие представитель акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» ФИО2 по доверенности от 01.12.2017.

Суд установил:

акционерное общество «Ямалкоммунэнерго» (далее по тексту – общество, АО «Ямалкоммунэнерго») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа (далее по тексту - заинтересованное лицо, департамент) о признании недействительным предписания от 04.04.2017 № 587.

Решением от 22.09.2017 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Кустов А.В.) в удовлетворении заявленного обществом требования отказано.

Постановлением от 23.01.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда перовой инстанции отменено, требование общества удовлетворено.

В кассационной жалобе департамент, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции.

По мнению подателя кассационной жалобы, судом апелляционной инстанции сделан ошибочный вывод о возможности применения способа расчета платы за отопление, установленного постановлением Правительства                                     Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.09.2012 № 794-П                        «Об особенностях применения в Ямало-Ненецком автономном округе Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (далее по тексту – МКД) и жилых домов» (далее по тексту – постановление №749-П), поскольку указанный порядок может применяться только в не оборудованных общедомовыми приборами учета МКД, в то время как предписание выдано в отношении МКД, оснащённых данными приборами учета.

Общество в отзыве на кассационную жалобу просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения как соответствующее действующему законодательству.

Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя общества, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, на основании коллективного обращения граждан, проживающих в МКД по адресам: Ямало-Ненецкий автономный округ, <...> дома №№ 1, 3, департаментом в отношении АО «Ямалкоммунэнерго» проведена внеплановая документарная проверка.

В ходе проверки установлено, что в вышеуказанных МКД, оснащенных допущенными к эксплуатации в октябре 2016 года общедомовыми приборами учёта тепловой энергии, с декабря 2016 года начисление платы за отопление выполняется по нормативу потребления тепловой энергии, установленному постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.12.2014 № 1072-П «Об установлении норматива потребления коммунальной услуги по отоплению для потребителей муниципального образования Надымский район» (далее по тексту  – постановление № 1072-П). 

По итогам проверки, полагая, что постановление № 1072-П при расчете платы в данном случае не применимо, департамент выдал обществу предписание от 04.04.2017 № 587, которым заявителю указано выполнять начисление платы за отопление с декабря 2016 года по настоящее время потребителям коммунальных услуг в спорных МКД в соответствии с требованиями нормативных документов.

Общество, не согласившись с указанным предписанием, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришел к выводу о том, что общество неправомерно при расчете платы за отопление использует способ начисления платы равномерно в течение календарного года начиная с 1 декабря 2016 года, тогда как законодатель установил применение данного способа с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа.

Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленное требование, апелляционный суд указал, что расчет спорной платы правомерно производился обществом по формуле, содержащейся в пункте 3(1) приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее по тексту - правила № 354), в которой среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление был определен как отношение объема тепловой энергии исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, установленного постановлением № 1072-П, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и нежилых помещений в МКД.

Выводы суда апелляционной инстанции являются правомерными, соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги для собственников помещений установлен правилами № 354, вступившими в силу 01.09.2012.

Согласно пункту 6 правил № 354 со дня вступления данного постановления в законную силу признано утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», за исключением пунктов 15 - 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (далее по тексту - правила № 307), утвержденных указанным постановлением (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1 - 4 приложения № 2 к указанным правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 16.07.2016.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 № 857 «Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов» утверждены Правила определения расчета размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению и установлен переходный период в 2012 - 2014 годах (далее по тексту - постановление № 857).

В пункте 1 постановления № 857 в переходный период предусмотрена возможность выбора органами государственной власти субъектов Российской Федерации вариантов для определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению:

а) в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или в не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в МКД, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 15.09.2012 могут принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. В случае принятия указанного решения определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012 - 2014 годах, утвержденными настоящим Постановлением. Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме, а также размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в МКД, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, определяется по формуле 1 Правил расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306;

б) разрешить органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 15.09.2012 принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами № 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.

Согласно постановлению №749-П начисление платы за коммунальную услугу по отоплению производится равномерно за все расчетные месяцы календарного года в соответствии с постановлением № 857 с даты введения нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденных постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа.

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от29.06.2016 № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» установлено, что до вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном правилами № 354, с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу настоящего постановления.

Как верно установлено судом апелляционной инстанции, на момент проведения департаментом в отношении общества внеплановой документарной проверки и на сегодняшний день на территории Ямало-Ненецкого автономного округа действует постановление № 794-П, которым установлен способ расчета за отопление – равномерно в течение календарного года, и иных постановлений, определяющих способ расчета за отопление на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа в период с 2012 по 2017 годы не принималось.

Соответственно, расчет за отопление на территории Ямало-Ненецкого автономного округа правомерно производился обществом в проверяемом периоде в течение календарного года.

Согласно абзацу третьему пункта 42(1) правил № 354 в МКД, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения № 2 к настоящим правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Формула 3(1) содержится в пункте 3(1) приложения № 2 к правилам № 354 и применяется для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года. Эта формула учитывает: общую площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в МКД; среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенный как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован МКД, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и нежилых помещений в МКД; установленный тариф на тепловую энергию, а также предусматривает, что при отсутствии показаний общедомового прибора учета за предыдущий год среднемесячный объем потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

Судом апелляционной инстанции установлено, что общедомовые приборы учета тепловой энергии по указанным домам были допущены в эксплуатацию только 31.10.2016, соответственно, показания приборов учета за предыдущий год отсутствуют, что является основанием для определения среднемесячного объема потребления тепловой энергии исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил требование АО «Ямалкоммунэнерго», признав предписание департамента от 04.04.2017 № 587 недействительным.

Доводы департамента, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, по существу направлены на переоценку установленных им фактических обстоятельств дела и представленных в материалы дела доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда округа не имеется.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

постановление от 23.01.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А81-2854/2017 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                    Ю.Н. Киричёк

Судьи                                                                                 Д.В. Григорьев

                                                                                           Г.А. Шабанова