ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А81-303/17 от 28.11.2017 АС Ямало-Ненецкого АО

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Тюмень                                                                       Дело № А81-303/2017

Резолютивная часть постановления объявлена   ноября 2017 года

Постановление изготовлено в полном объеме   декабря 2017 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                     Шабановой Г.А.

судей                                                    Ильина В.И.

                                                             ФИО1

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» на решение от 08.05.2017 Арбитражного суда
Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Садретинова Н.М.) по делу
№ А81-303/2017 по заявлению акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» (629008, город Салехард, улица Республики, 67, 600, ИНН 8901025421,
ОГРН 1118901002153) к Прокуратуре города Губкинский (629830, город Губкинский, микрорайон 7, 1) об оспаривании ненормативного правового акта.

Суд установил:

акционерное общество «Ямалкоммунэнерго» (далее – общество,
АО «Ямалкоммунэнерго») обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании незаконным представления Прокуратуры города Губкинский (далее – прокуратура)
от 30.09.2016 № 2-128/2016 об устранении нарушений федерального законодательства в процессе исполнения филиалом АО «Ямалкоммунэнерго» в городе Губкинский производственных и инвестиционных программ
на строительство и реконструкцию объектов тепло-водоснабжения.

Решением от 08.05.2017 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа в удовлетворении заявленного требования отказано.

Определением от 16.08.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба общества возвращена на основании пункта 5 части 1 статьи 264 АПК РФ.

Определением от 14.09.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба общества возвращена в связи с пропуском установленного законом срока на подачу апелляционной жалобы и отказом
в удовлетворении ходатайства о восстановлении такого срока (пункт 3 части 1 статьи 264 АПК РФ).

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, АО «Ямалкоммунэнерго» просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.

Податель жалобы считает, что нарушение производственной и инвестиционной программ является основанием для пересмотра органами регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса; понуждение к реализации указанных в программах мероприятий в случае их неисполнения действующим законодательством не предусмотрено и является вмешательством в оперативно-хозяйственную деятельность общества.

Прокуратурой отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 АПК РФ не представлен.

Проверив в соответствии со статьями  284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела, филиал АО «Ямалкоммунэнерго» в городе Губкинский осуществляет деятельность по теплоснабжению, горячему и холодному водоснабжению, водоотведению.

В ходе проведения проверки исполнения законодательства при подготовке предприятий жилищно-коммунального комплекса к отопительному сезону 2016-2017 годов прокуратурой обнаружены факты невыполнения (ненадлежащего выполнения) инвестиционной и производственных программ, предусматривающих осуществление филиалом общества мероприятий по капитальному ремонту, строительству и реконструкции объектов тепло-водоснабжения, за счет денежных средств, заложенных в тарифы на реализуемые им коммунальные услуги на 2016-2018 годы.

По результатам проверки прокурор внёс директору филиала                         АО «Ямалкоммунэнерго» в городе Губкинский представление от 30.09.2016 № 2-128/2016 об устранении выявленных нарушений федерального законодательства.

Не согласившись с указанным представлением, общество обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о признании его незаконным.

Суд первой инстанции счел, что оспариваемое представление прокурора соответствует действующему законодательству, прав и законных интересов общества  в сфере предпринимательской деятельности не нарушает, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного требования.

Оставляя обжалуемый судебный акт без изменения, суд округа  исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.

В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1
«О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих
на ее территории законов (статья 1).

Реализуя эти полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов органами управления и руководителями коммерческих
и некоммерческих организаций, а также вносить представления
об устранении выявленных нарушений закона (статья 22 Закона
о прокуратуре).

Согласно части 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление
об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Согласно пункту 10 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010
№ 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон № 190-ФЗ) инвестиционная программа организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, представляет собой программу мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в целях развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014           № 410 утверждены Правила согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике) (далее – Правила № 410).

Подпунктом «б» пункта 8 Правил № 410 предусмотрено, что инвестиционная программа включает в себя перечень мероприятий по подготовке проектной документации, строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов системы централизованного теплоснабжения, а также краткое описание мероприятий инвестиционной программы, в том числе обоснование их необходимости, расходы на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию каждого из объектов системы централизованного теплоснабжения в прогнозных ценах соответствующего года, описание и место расположения строящихся, реконструируемых и модернизируемых объектов системы централизованного теплоснабжения, обеспечивающие их однозначную идентификацию, основные технические характеристики таких объектов до и после реализации мероприятия.

В соответствии с пунктом 12 Правил № 410 инвестиционная программа должна содержать график выполнения мероприятий инвестиционной программы по годам с указанием отдельных объектов, планируемых сроков и объемов выполнения работ по строительству, реконструкции, модернизации, выводу из эксплуатации, консервации или демонтажу отдельных объектов системы централизованного теплоснабжения, объемов финансирования мероприятий, а также график ввода отдельных объектов системы централизованного теплоснабжения в эксплуатацию по годам.

При этом пунктом 45 Правил № 410 допускается внесение изменений в инвестиционную программу.

В силу пункта 21 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011
№ 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ) под производственной программой организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, понимается  программа текущей (операционной) деятельности такой организации по осуществлению горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения.

Производственная программа разрабатывается на срок действия регулируемых тарифов (пункт 5 статьи 41 Закона № 416-ФЗ).

Правила разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 641 (далее – Правила № 641).

Согласно пункту 3 статьи 41 Закона № 416-ФЗ, пункту 5 Правил № 641 в производственной программе должны быть указаны, в том числе  перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, качества горячей воды и (или) качества очистки сточных вод, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе снижению потерь воды при транспортировке; объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы; график реализации мероприятий производственной программы.

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные
в материалы дела доказательства, суд первой инстанции установил, что приказом Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа                          от 31.10.2014 № 142-т утверждена Инвестиционная программа филиала                  АО «Ямалкоммунэнерго» в городе Губкинский по модернизации системы коммунального теплоснабжения городе Губкинский на 2015-2020 годы с общим объемом финансирования в размере 258 673 000 рублей, в том числе за счет собственных средств – 140 613 рублей.

Фактически финансирование работ по строительству городской котельной с температурным графиком 115/70 мощностью 36 Гкал/час           (44 МВт), ПИР на реконструкцию и модернизацию общеузловой котельной; ПИР на реконструкцию и замену трубопроводов сетей ТС в микрорайонах города в 2015 и 2016 годах обществом не осуществлялось, указанные мероприятия не выполнялись, изменения в инвестиционную программу не вносились.

Тарифы на реализуемые филиалом АО «Ямалкоммунэнерго» в городе Губкинский в 2015-2016 годах коммунальные услуги утверждены Департаментом тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа с учетом затрат общества, предусмотренных инвестиционной программой.

Кроме того, в тарифах на 2016-1018 годы учтены производственные затраты общества на проведение мероприятий по капитальному ремонту (модернизации) производственных объектов, используемых для производства и передачи конечному потребителю коммунального ресурса.

Однако по состоянию на 01.09.2016 на указанные цели в сфере теплоснабжения обществом израсходовано 17 140,6 тысяч рублей из                    62 507, 2 тысяч рублей; в сфере водоснабжения – 5 381,78 тысяч рублей из  29 015,1 тысяч рублей; в сфере водоотведения – 3 415, 87 тысяч рублей из           27 255 тысяч рублей.

Доказательств освоения в 2016 году оставшихся денежных средств, а также реализации запланированных мероприятий по модернизации инженерного оборудования и коммуникаций, АО «Ямалкоммунэнерго» в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.

При таких обстоятельствах выводы арбитражного суда о нарушении обществом требований законодательства, устанавливающего порядок использования финансовых средств организациями коммунального комплекса, и наличии у прокурора правовых оснований для внесения представления об их устранении являются обоснованными.

С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал          АО «Ямалкоммунэнерго» в удовлетворении заявленного требования.

Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, выводов суда не опровергают, по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных на основании их исследования и оценки фактических обстоятельств дела, что находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).

Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.

Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных
статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 08.05.2017 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу № А81-303/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                     Г.А. ФИО2

Судьи                                                                  В.И. Ильин

                                                                            О.Ю. Черноусова