Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А81-3053/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2018 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2018 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Севастьяновой М.А.,
судей Зиновьевой Т.А.,
Сириной В.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Надымский район на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.09.2017 (судья Курекова О.В.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2017 (судьи Смольникова М.В., Бодункова С.А., Семёнова Т.П.) по делу № А81-3053/2017 по иску общества с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Ямбург» (629306, Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к администрации муниципального образования Надымский район (629730, Ямало-Ненецкий автономный округ, <...> ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании неосновательного обогащения.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, публичное акционерное общество «Газпром».
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Ямбург» (далее - ООО «Газпром добыча Ямбург») обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением
к администрации муниципального образования Надымский район (далее – администрация) о взыскании 1 795 575 руб. 16 коп. неосновательного обогащения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество «Газпром» (далее - ПАО «Газпром»).
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа
от 13.09.2017, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2017, с администрации в пользу ООО «Газпром добыча Ямбург» взыскано 1 795 575 руб. 16 коп. неосновательного обогащения и 30 939 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением и постановлением, администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить
и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в части взыскания 32 500 руб.
В жалобе заявитель подтверждает правильность расчета истцом арендной платы за период с 01.01.2015 по 01.03.2015 и приводит доводы о ее неправомерном исчислении за период с 01.03.2015 по 31.12.2015 и за 2016, 2017 годы, исходя из ставки 2% от его кадастровой стоимости ставки, тогда как подлежит применению ставка 0,02 руб. за 1 кв. м земельного участка. На этом основании администрация указывает, что переплата истцом арендной платы составит 1 763 075 руб. 16 коп., а не 1 795 575 руб. 16 коп.
Администрация полагает, что расчет арендной платы должен производиться по ставке 0,02 руб. за 1 кв. м земельного участка как за участки, предоставленные (занятые) для размещения объектов Единой системы газоснабжения, в силу статьи 6 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», дающей определение единой системы газоснабжения, и пункта 1.1 устава ПАО «Газпром», согласно которому это общество, совместно со своими дочерними хозяйственными обществами, осуществляет деятельность по обеспечению эффективного функционирования и развития Единой системы газоснабжения и надежному обеспечению газом потребителей, действует как единый комплекс.
Расчет по ставке 2% от кадастровой стоимости администрация считает невозможным в связи с тем, что арендатор не является недропользователем в виду отсутствия у него лицензии на пользование недрами.
Заявитель считает, что выводы судов по определению размера платы сделаны при неправильном применении следующих норм материального права:
- пунктов 3 и 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ),
- подпункта 2 пункта 2 статьи 49 ЗК РФ, подпункта «д» пункта 3 и пункта 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 (далее – Правила определения размера арендной платы № 582),
- Приказа Минэкономразвития России от 14.01.2011 № 9 «Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов» (далее - Приказ Минэкономразвития № 9),
- пункта 2.12 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 08.10.2015 № 953-П.
В кассационной жалобе администрации содержится ходатайство
о рассмотрении жалобы в отсутствие ее представителя.
В отзыве на кассационную жалобу ООО «Газпром добыча Ямбург» просит отказать в ее удовлетворении и оставить обжалуемые судебные акты без изменения, рассмотреть жалобу в отсутствие его представителя.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле,
о времени и месте судебного заседания, кассационная жалоба согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассматривается в отсутствие их представителей.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ, законность обжалуемых решения и постановления, исходя из доводов кассационной жалобы, суд округа не установил оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения администрации муниципального образования Надымский район от 02.04.2010 № 537-р «О предоставлении земельных участков
в аренду ОАО «Газпром» между администрацией (арендодатель) и ОАО «Газпром» (арендатор, в настоящее время ПАО «Газпром») заключен договор аренды земельного участка от 14.07.2010 № 2010-81, согласно пункту 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с кадастровым номером 89:04:010905:673, находящийся по адресу (имеющий адресные ориентиры): Ямало-Ненецкий АО, Надымский район, предоставленный под строительство газопровода-коллектора УКПГ 1в - УППГ 2в, общей площадью 680000 кв. м (далее – договор № 2010-81).
Договор № 2010-81 со стороны арендатора (ОАО «Газпром») подписан заместителем генерального директора ООО «Газпром добыча Ямбург».
В соответствии с экспликацией земельных участков, прилагаемой к указанному распоряжению администрации, разрешенным использованием земельного участка с кадастровым номером 89:04:010905:673 является строительство объектов обустройства Ямбургского месторождения, фактическое использование - строительство газопровода-коллектора УКПГ 1в - УППГ 2в.
Согласно пункту 3.2 договора № 2010-81 арендатор уплачивает арендодателю арендную плату согласно расчету арендной платы, являющемуся неотъемлемой частью договора (приложение 2).
Арендная плата вносится арендатором ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за истекшим кварталом, при этом а) квартал считается равным трем календарным месяцам, отсчет кварталов ведется с начала календарного года; б) ежеквартальный платеж за квартал, в котором
бы предоставлен участок в аренду, вносится до 10 числа месяца, следующего за кварталом; в) ежеквартальный платеж за четвертый квартал вносится до 10 числа последнего месяца этого квартала. Расчет ежеквартальных платежей арендатор производит самостоятельно пропорционально дням в году (пункт 3.3.1 договора № 2010-81).
Размер арендной платы может изменяться в одностороннем порядке
на основании решения арендодателя в следующих случаях: в связи
с изменением в Порядок расчета арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа, а также земельных участков, собственность на которые
не разграничена; в связи с изменением категории земель; в связи
с изменением кадастровой стоимости земельного участка; в связи
с изменением разрешенного использования земельного участка. При этом арендная плата в новом размере уплачивается с месяца, следующего
за наступлением вышеуказанных изменений (пункт 3.5. договора № 2010-81).
Договор аренды заключен на 5 лет и действует с 11.05.2010
по 10.05.2015 (пункт 2.1 договора № 2010-81).
Распоряжения администрации от 22.11.2012 № 2266-р в связи с разделом и перераспределением земельных участков из земельного участка с кадастровым номером 89:04:010905:673 образован земельный участок с кадастровым номером 89:04:010905:8757, площадью 679827 кв. м, что явилось основанием для подписания к договору № 2010-81 дополнительного соглашения от 18.10.2013 № 1 об изложении предмета договора в иной редакции.
В соответствии с распоряжением администрации от 05.12.2014 № 2098-р путем раздела земельного участка с кадастровым номером 89:04:010905:8757 вновь образованы земельные участки со следующими кадастровыми номерами: 89:04:010905:9551 (площадью 651555 кв. м), 89:04:010905:9550 (площадью 2512 кв. м), 89:04:010905:9552 (площадью 24477 кв. м), 89:04:010905:9553 (площадью 1283 кв. м).
На основании этого распоряжения к договору № 2010-81 подписано дополнительное соглашение от 11.02.2015 № 2 об изложении с 05.12.2014 в иной редакции, в том числе названия договора с «договор аренды земельного участка» на «договор аренды земельных участков» и предмета договора, по которому объектом аренды являются земельные участки из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, находящиеся по адресу (имеющий адресные ориентиры): Ямало-Ненецкий АО, Надымский район, предоставленные под строительство объектов обустройства Ямбургского месторождения согласно кадастровым паспортам земельных участков и экспликации земельных участков, являющихся приложениями и неотъемлемой частью настоящего договора, общей площадью 679827 кв. м.
Согласно указанным приложениям к дополнительному соглашению от 11.02.2015 № 2 в аренду истцу переданы земельные участки с кадастровыми номерами: 89:04:010905:9551 (площадью 651555 кв. м), 89:04:010905:9550 (площадью 2512 кв. м), 89:04:010905:9552 (площадью 24477 кв. м), 89:04:010905:9553 (площадью 1283 кв. м).
Письмом от 24.02.2015 администрация согласовала ООО «Газпром добыча Ямбург» пролонгацию договора № 2010-81 на неопределенный срок после окончания срока его действия.
Согласно выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу свидетельствам о государственной регистрации права от 22.10.2018 № 89АА 305912, № 89АА 305922, от 26.10.2015 № 89АА 305928 на земельные участки с кадастровыми номерами: 89:04:010905:9550 (площадь 2512 кв. м), 89:04:010905:9552 (площадь 24477 кв. м), 89:04:010905:9553 (площадь 1283 кв. м) зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Земельный участок с кадастровым номером 89:04:010905:9551 (площадь 651555 кв. м) находится в пользовании арендатора на основании договора аренды.
Согласно сведениям кадастровых паспортов земельных участков с кадастровыми номерами: 89:04:010905:9550, 89:04:010905:9551, 89:04:010905:9552, 89:04:010905:9553 разрешенное использование этих участков - для строительства объектов обустройства Ямбургского месторождения.
Внесение арендной платы в рамках договора № 2010-81 производилось истцом (агент) на основании заключенного им с ПАО «Газпром» (принципал) агентского договора от 15.11.2002 № 1588-13/02, в соответствии с которым принципал поручил, а агент обязался за вознаграждение провести все мероприятия по оформлению прав принципала как арендатора объектов, совершать действия по исполнению договоров аренды и иные действия в соответствии с настоящим договором и указаниями принципала.
В письмах к администрации от 25.11.2015, от 11.12.2015 ООО «Газпром добыча Ямбург» просило подготовить дополнительное соглашение об исключении из договора № 2010-81 земельных участков, на которые зарегистрировано право федеральной собственности с даты такой государственной регистрации, а также направить расчет арендной платы в соответствии с пунктом 4 статьи 39.7 ЗК РФ.
С уведомлением от 24.12.2015 № 29-2850/01-23 администрация
направила истцу расчет арендной платы за земельные участки с учетом даты государственной регистрации права федеральной собственности на 3 из 4 участков и применения при определении размера арендной платы с 01.03.2015 арендной ставки 2% от кадастровой стоимости земельных участков.
В уведомлении от 13.05.2016 № 101-19-04/4207-СШ администрация просила считать недействительным ранее направленное уведомление от 24.12.2015 № 29-2850/01-23 и не принимать его во внимание, приложила новый расчет годовой арендной платы.
Истец перечислил ответчику арендную плату по договору за 2015 год
в сумме 2 147 573 руб. 49 коп. платежными поручениями от 26.12.2014
№ 33848 на сумму 529 538 руб. 67 коп., от 14.05.2015 № 13112 на сумму
535 422 руб. 43 коп., от 29.07.2015 № 19961 на сумму 541 306 руб. 19 коп., 30.11.2015 № 33746 на сумму 541 306 руб. 20 коп.
За 2016-2017 годы оплата арендной платы истцом не осуществлялась.
Ссылаясь на то, что с 01.03.2015 расчет арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для проведения работ, связанных с пользованием недрами, подлежал определению в соответствии с положениями пункта 4 статьи 39.7 ЗК РФ, ООО «Газпром добыча Ямбург» произвело перерасчет, совпадающий с расчетом ответчика, направленным уведомлением от 24.12.2015 № 29-2850/01-23, отозванным впоследствии.
По расчету истца за период с 01.01.2015 по 28.02.2015 размер арендной платы составил 347 142 руб. 02 коп., с 01.03.2015 по 31.12.2015 – 1 467 руб. 58 коп., и за аренду, подлежащую уплате за 2016 в сумме 1 694 руб. 04 коп.
Исходя из указанного расчета, учитывая сумму уплаченных в 2015 году арендных платежей, ООО «Газпром добыча Ямбург» направило администрации претензию от 09.08.2016 с просьбой о возврате переплаты в сумме 1 797 269 руб. 20 коп.
Недостижение согласия по расчету арендной платы, отказ администрации в перерасчете арендной платы и возврате излишне уплаченных истцом арендных платежей, послужил основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском, в котором истец заявил к возврату переплату в сумме 1 795 575 руб. 16 коп. с учетом подлежащей уплате им суммы арендных платежей за 2017 год.
Удовлетворяя исковые требования, суды руководствовались статьями 4, 424, 614, пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ, пунктом 4 статьи 22, пунктом 4 статьи 39.7 ЗК РФ, разъяснениями, данными в пунктах 16, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» (далее – Постановление Пленума ВАС РФ № 73), подпунктом «д» пункта 3 Правил определения размера арендной платы № 582), пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 137-ФЗ) и исходили из правомерного определения истцом с 01.03.2015 размера арендной платы по регулируемой цене для земельных участков, предоставленных в целях проведения работ, связанных с пользованием недрами, а, установив факт перечисления ответчику арендной платы, рассчитанной им после 01.03.2015 на условиях договора аренды без учета требований пункта 4 статьи 39.7 ЗК РФ, суды пришли к выводу о наличии на стороне администрации неосновательного обогащению в виде полученных арендных платежей в завышенном размере.
Отклоняя произведенный администрацией в соответствии с пунктом 5 Правил определения размера арендной платы № 582 и приказом Минэкономразвития № 9 расчет годовой арендной платы в соответствии со ставкой 0,02 руб. за 1 кв. м, применяемой к земельным участкам, предоставленным (занятым) для размещения объектов Единой системы газоснабжения, газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, суды указали, что при таком расчете годовой размер арендной платы в любом случае подлежит ограничению установленным пунктом 2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ предельным размером арендной платы за пользование земельными участками, в том числе на которых расположены линейные объекты – не более 2% кадастровой стоимости таких земельных участков. Поскольку годовой размер арендной платы за используемый истцом земельный участок, исчисленный по ставке 0,02 руб. за 1 кв. м, составляет большую сумму, чем годовая арендная плата в предельно допустимом размере - исходя из 2% кадастровой стоимости, суды сделали вывод о неправомерности расчета ответчика.
Суд округа не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В пунктах 16, 19 постановления Пленума ВАС РФ № 73 разъяснено, что к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще
не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы,
ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Введенной в действие с 01.03.2015 статьей 39.7 ЗК РФ предусмотрено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
При этом пунктом 4 статьи 39.7 ЗК РФ установлено ограничение размера арендной платы за земельные участки публичной собственности, состоящее в том, что плата за аренду при их предоставлении в целях размещения объектов, предусмотренных в подпункте 2 пункта 1 статьи 49 ЗК РФ (в том числе линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения), а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для земельных участков федеральной собственности, предоставленных в этих же целях.
Нормативным правовым актом, устанавливающим размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, являются Правила определения размера арендной платы № 582 и методические указания по расчету арендной платы, утвержденные Министерством экономического развития Российской Федерации во исполнение названных Правил.
Так, подпунктом «д» пункта 3 приведенных Правил установлен размер арендной платы за земельный участок, предоставленный без торгов недропользователю для проведения работ, связанных с пользованием недрами, и составляет 2% от кадастровой стоимости такого участка.
Пунктом 5 названных Правил в отношении земельных участков, предоставленных без проведения торгов для размещения, в частности объектов Единой системы газоснабжения, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, предусмотрено, что арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации.
Для указанных в предыдущем абзаце объектов, ставки арендной платы за земельные участки, на которых расположены такие объекты, утверждены Приказом Минэкономразвития № 9, согласно которому для Ямало-Ненецкого автономного округа ставка составляет 0,02 руб. за 1 кв. м земельного участка.
Спор между сторонами по настоящему делу сводится к тому, какой размер регулируемой арендной платы, предусмотренный Правилами определения размера арендной платы № 582 (согласно подпункту «д» пункта 3 или в соответствии с пунктом 5) и Приказом Минэкономразвития № 9, следует применять за используемые истцом земельные участки в период с 01.03.2015 и по 31.12.2015, в 2016, 2017 годах.
Так, истец считает, что подлежит применению ставка арендной платы 2% от кадастровой стоимости в связи с использованием земельных участков в целях проведения на них работ, связанных с пользованием недрами, а ответчик считает правильным применение ставки 0,02 руб. за 1 кв. м площади земельных участков, ссылаясь на их использование для размещения объектов Единой системы газоснабжения, а также ссылается на невозможность использования ставки, предложенной истцом в связи с тем, что у арендатора отсутствует лицензия на недропользование.
Суд округа считает правильными выводы судов о применении
при расчете арендной платы с 01.03.2015 ставки 2% от кадастровой стоимости предоставленных истцу земельных участков.
Из установленного судами на основании условий договора аренды, кадастровых паспортов земельных участков вида разрешенного использования этих участков - для строительства объектов обустройства Ямбургского месторождения, суды пришли к обоснованным выводам о том, что участки предназначены для проведения на них работ, связанных с пользованием недрами, а не в связи с размещением на нем объектов Единой системы газоснабжения.
Доводы и доказательства истца о том, что предусмотренная цель предоставления ответчиком земельного участка в аренду имеет отношение
к осуществлению на нем работ, связанных с пользованием недрами, администрацией не опровергнуты и не приведены. Кроме того, об ином фактическом использовании земельных участков, чем предусмотрено договором аренды, ответчиком также не заявлено.
Ссылка заявителя жалобы на невозможность расчета арендной платы по подпункту «д» пункта 3 Правил определения размера арендной платы № 582 по основанию непредставления доказательств наличия лицензии на недропользование у арендатора земельных участков - ПАО «Газпром», также не может быть принята во внимание судом кассационной инстанции, поскольку такие обстоятельства находятся в сфере правового регулирования недропользования, но не являются основанием для определения размера арендной платы за земельные участки иным образом, чем согласно целям, для которых они предоставлены, и их фактическому использованию.
При таких обстоятельствах представленный истцом расчет арендной платы с 01.03.2015 за спорные земельные участки, исходя из ставки 2% от кадастровой стоимости в связи с проведением на них работ, связанных с пользованием недрами, является правомерным.
Между тем, суд округа отмечает ошибочность вывода судов обеих инстанций о необходимости учета положений пункта 2 статьи 3 Закона
№ 137-ФЗ об ограничении применяемой администрацией регулируемой арендной платы, установленной пунктом 5 Правил определения размера арендной платы № 582 и приказом Минэкономразвития № 9 - по ставке 0,02 руб. за 1 кв. м для земельных участков в случае их предоставления для размещения объектов Единой системы газоснабжения, газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Во-первых, суды необоснованно применили к спору сторон относительно периода начисления арендной платы после 01.03.2015 положения пункта 2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.03.2015, по которой ограничение размера годовой арендной платы ставкой 2% от его кадастровой стоимости применялось к земельным участкам, на которых расположены линейные объекты, независимо от того, является или нет приобретение права аренды на такой участок следствием переоформления права постоянного бессрочного пользования на него.
Так, с 01.03.2015 пункт 2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ в редакции Закона № 171-ФЗ, предусматривает предельное ограничение размера арендной платы двумя процентами кадастровой стоимости земельного участка только к таким участкам, право аренды которых приобретено вследствие переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на них.
Во-вторых, одновременно с внесением Законом № 171-ФЗ изменений в пункт 2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ, с 01.03.2015 введена в действие статья 39.7 ЗК РФ, пункт 4 которой прямо предусматривает порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных пункта 2 статьи 49 ЗК РФ (в том числе на которых расположены объекты, обладающие характеристиками линейных), а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами.
Таким образом, ограничение размера арендной платы, определение которой после 01.03.2015 уже урегулировано специальными нормами земельного законодательства (в данном случае пунктом 4 статьи 39.7 ЗК РФ), не предусмотрено. Обратное исключало бы правовой смысл в установлении конкретных ставок платы за земельные участки, поименованные в подпункте 2 статьи 49 ЗК РФ.
Иными словами, даже, если бы размер арендной платы за спорные земельные участки подлежал определению по регулируемой цене, применяемой к участкам, характеризующимся нахождением на них линейных объектов, и предусмотренных в подпункте 2 пункта 1 статьи 49 ЗК РФ (линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения), а именно, исходя из ставки 0,02 руб. за 1 кв. м, то с 01.03.2015 определенный таким образом размер регулируемой арендной платы не подлежит дополнительному регулированию посредством уменьшения его с применением ограничения, предусмотренного пунктом 2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ.
Между тем, указанные ошибочные выводы судов не привели к принятию незаконных решения и постановления, поскольку в силу изложенного выше подлежащая уплате истцом с 01.03.2015 арендная плата правильно определена судами по ставке 2% от кадастровой стоимости спорного земельного участка как предоставленного арендатору для проведения работ, связанных с пользованием недрами.
Учитывая вышеизложенное, отсутствуют предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены обжалуемых судебных актов
в кассационном порядке, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа
от 13.09.2017 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2017 по делу № А81-3053/2017 оставить без изменения,
а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий М.А. Севастьянова
Судьи Т.А. Зиновьева
В.В. Сирина