Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Тюмень Дело № А81-313/2020
Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2020 года | |
Постановление изготовлено в полном объеме декабря 2020 года |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Алексеевой Н.А.
ФИО1
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Меретояханефтегаз» на решение от 09.06.2020 Арбитражного суда
Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Кустов А.В.) и постановление от 19.08.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу № А81-313/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Меретояханефтегаз» (629733, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Надым, улица Комсомольская, дом 16, квартира 36, ИНН 8903034220, ОГРН 1158903000068) к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (625000, город Тюмень, улица Республики, дом 55, офис 403, ИНН 7202128616, ОГРН 1047200624789) об оспаривании постановления по делу
об административном правонарушении.
В заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью «Меретояханефтегаз» – ФИО2 по доверенности от 01.08.2020, ФИО3 по доверенности от 08.10.2019, ФИО4
по доверенности от 26.10.2020.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью «Меретояханефтегаз»
(далее – общество, ООО «Меретояханефтегаз») обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – управление, административный орган) от 30.12.2019 № 472/2019
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Решением от 09.06.2020 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением
от 19.08.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда,
в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО «Меретояханефтегаз» просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, судами неправильно применены положения пунктов 5.1, 5.5 Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14.06.2016 № 356
(далее – Правила разработки месторождений), пункта 111 Правил охраны недр, утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06.06.2003 № 71 (далее – Правила охраны недр); состав административного правонарушения в действиях (бездействии) общества отсутствует.
Административный орган отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не представил.
На основании статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Черноусовой О.Ю. в связи с нахождением ее в очередном ежегодном отпуске на судью Алексееву Н.А., кассационная жалоба рассмотрена сначала.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлениях присутствующих в заседании представителей общества, суд округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Как следует из материалов дела, ООО «Меретояханефтегаз» выдана лицензия от 15.07.2015 СЛХ 15895 НЭ на право пользования недрами с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки и добычи полезных ископаемых, сроком действия до 31.12.2085 (далее – лицензия СЛХ 15895 НЭ).
В период с 30.09.2019 по 25.11.2019 административным органом проведена внеплановая проверка, в ходе которой выявлено нарушение обществом пунктов 2, 10 части 2 статьи 22, статьи 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах), пункта 111 Правил охраны недр, подпункта 4.3 пункта 4, пункта 7 лицензионного соглашения лицензии СЛХ 15895 НЭ (в редакции приложения № 1 от 29.03.2019), выразившееся в несоблюдении требований проектного документа по разработке Меретояхинского месторождения в части обеспечения нормативов годовой добычи углеводородного сырья по объекту Ач 1-4 (пласты Ач1, Ач2, Ач3, Ач4).
По результатам проверки управлением составлены акт проверки
от 28.11.2019 № 153, протокол об административном правонарушении
от 17.12.2019 № 472/2019 и вынесено постановление от 30.12.2019
№ 472/2019 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, ООО «Меретояханефтегаз» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия в деянии обществом состава вменяемого правонарушения и соблюдения управлением порядка привлечения его к административной ответственности.
Между тем судами не учтено следующее.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды; выполнение условий, установленных лицензией (пункты 1, 2, 7, 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах).
В силу статьи 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Согласно пункту 5.1 Правил разработки месторождений показателями, характеризующими выполнение технического проекта разработки месторождения, являются: а) уровни добычи нефти и (или) свободного газа, утвержденные для категории запасов A + B1; б) ввод новых скважин; в) действующий фонд добывающих и (или) нагнетательных скважин.
Уровни добычи нефти и (или) свободного газа устанавливаются в соответствии с техническим проектом (пункт 5.2 Правил разработки месторождений).
Пунктом 5.5 Правил разработки месторождений допускаются отклонения фактической годовой добычи нефти и (или) свободного газа по месторождению углеводородов от проектной величины, утвержденной в техническом проекте, в соответствии с приложением к настоящим Правилам (допустимое отклонение фактической годовой добычи нефти от проектной по месторождению в рассматриваемом случае составляет 50 %).
В пункте 111 Правил охраны недр закреплено, что уровень годовой добычи нефти и газа определяется проектным документом на разработку месторождения. Допускаются отклонения фактической годовой добычи нефти и газа от проектной в соответствии с приложением к настоящим Правилам (допустимое отклонение фактической годовой добычи нефти от проектной также определено не более 50 %).
Подпунктом 4.3 пункта 4, пунктом 7 лицензионного соглашения к лицензии СЛХ 15895 НЭ (в редакции приложения №1 от 29.03.2016) на владельца лицензии возложена обязанность по обеспечению соблюдения утвержденных в установленном порядке проектных документов по добыче углеводородного сырья, в том числе, в части уровней добычи углеводородов и выхода на максимальную проектную мощность.
Дополнением к технологической схеме разработки Меретояхинского нефтяного месторождения, утвержденным протоколом заседания Центральной нефтегазовой секции Центральной комиссии по согласованию технических проектов разработки месторождений углеводородного сырья
от 26.12.2016 № 6798 (далее – Технологический проект), выделено 3 нефтяных объекта разработки (БП 6-7, Ач 1-4, Ач 6-7); при этом на странице 13 указано, что при определении допустимого отклонения фактической годовой добычи нефти и газа от проектной следует руководствоваться пунктом 5.5 Правил разработки месторождения.
Материалами дела подтверждается и ООО «Меретояханефтегаз» не оспаривается факт превышения допустимого уровня отклонения фактической годовой добычи нефти от проектных показателей (100 %) по одному из 3 эксплуатационных объектов (Ач 1-4); вместе с тем отклонение по месторождению в целом составило лишь 40 %.
Таким образом, нарушений условий лицензионного соглашения и требований технического проекта разработки месторождения в части обеспечения нормативов годовой добычи углеводородного сырья обществом не допущено.
Вопреки позиции административного органа и судов необеспечение проектного уровня годовой добычи сырья на каждом отдельно взятом эксплуатационном объекте, входящем в состав месторождения (лицензионного участка), при соблюдении обществом предельно допустимого отклонения по месторождению в целом в рассматриваемом случае не образует объективную сторону вмененного ему правонарушения.
При этом суд кассационной инстанции принимает во внимание разъяснения Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, изложенные в письме от 20.09.2017 № 17-11-44/23928 «По вопросу разъяснения законодательства», а также внесенные в пункт 5.1 Правил разработки месторождений изменения.
С учетом изложенного вывод судов о наличии в деянии общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, является ошибочным, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 АПК РФ.
Поскольку обстоятельства дела установлены судами первой и апелляционной инстанций в полном объеме, но ими неправильно применены нормы материального права, суд округа на основании пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении требования ООО «Меретояханефтегаз».
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 09.06.2020 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 19.08.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А81-313/2020 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 30.12.2019 № 472/2019.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Г.А. ФИО5
Судьи Н.А. Алексеева
Ю.Н. Киричёк