ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А81-3697/2017 от 01.03.2018 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А81-3697/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2018 года

Постановление изготовлено в полном объеме 02 марта 2018 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Киричёк Ю.Н.

судей Григорьева Д.В.,

Черноусовой О.Ю.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» на решение от 28.08.2017 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Садретинова Н.М.) и постановление от 25.12.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Грязникова А.С., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу № А81-3697/2017 по заявлению акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» (629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) к Администрации города Губкинский (629830, Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) об оспаривании решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Губкинского от 21.03.2017 № 10.

Суд установил:

акционерное общество «Ямалкоммунэнерго» (далее по тексту – общество, АО «Ямалкоммунэнерго», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Администрации муниципального образования город Губкинский (далее по тексту – администрация, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Губкинского от 21.03.2017 № 10.

Решением от 28.08.2017 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 25.12.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требования АО «Ямалкоммунэнерго» отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый акт.

По мнению подателя кассационной жалобы, пожарные гидранты, присоединенные к сети холодного водоснабжения, АО «Ямалкоммунэнерго» не эксплуатируются и не передавались администрацией обществу; обеспечение надлежащего технического функционирования, обслуживания и содержания в исправном состоянии пожарных гидрантов является публично-правовой обязанностью администрации; расходы по содержанию пожарных гидрантов не заложены в тарифе общества на водоснабжение.

В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

От заинтересованного лица поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя. Ходатайство подлежит удовлетворению.

Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела и установлено судами, между Департаментом по управлению муниципальным имуществом города Губкинского (концедент) и АО «Ямалкоммунэнерго» (концессионер) подписано концессионное соглашение от 31.12.2015, согласно которому концессионер обязуется за свой счет реконструировать имущество, состав и описание которого приведены в разделе 2 соглашения, право собственности, на которое принадлежит и будет принадлежать концеденту, и осуществлять на территории муниципального образования города Губкинский горячее и холодное водоснабжение, водоотведение с использованием объекта Соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.

Объектом Соглашения являются централизованные системы горячего и холодного водоснабжения, водоотведения и отдельные объекты таких систем, находящихся в собственности муниципального образования город Губкинский (пункт 2).

На основании проверки федерального государственного казенного учреждения «12 пожарная часть Федеральной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу», проведенной в соответствии с постановлением от 23.01.2017 № 61 администрации, комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Губкинского принято решение от 21.03.2017 № 10 «О содержании источников наружного противопожарного водоснабжения на территории города Губкинского».

Пунктом 2 указанного решения комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Губкинского рекомендовано директору филиала АО «Ямалкоммунэнерго» в городе Губкинский в срок до 31.03.2017:

- обеспечить исправное состояние источников наружного противопожарного водоснабжения (пожарных гидрантов), расположенных на водопроводных сетях, согласно Концессионному соглашению от 31.12.2015;

- обеспечить утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, доступность подъезда пожарной техники к пожарным гидрантам в любое время года;

- обеспечить немедленный выезд аварийной бригады к пожарным гидрантам, в случае возникновения пожара, по сообщению единой дежурно-диспетчерской службы города.

Полагая, что указанное решение является незаконным и нарушающим его права и интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в суд настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанции, учитывая положения статей 6, 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 131-ФЗ), статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее по тексту – Закон № 416-ФЗ), статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее по тексту – Закон № 115-ФЗ), пункта 55 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», Постановления Администрации города Губкинский от 23.10.2015 № 2096 «Об утверждении Положения о порядке содержания и эксплуатации источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных на территории муниципального образования город Губкинский», пришли к выводу, что пожарные гидранты являются обязательной составной и неотъемлемой частью системы водоснабжения, переданной заявителю по концессионному соглашению, а следовательно на общество возложена обязанность по обеспечению их надлежащего технического функционирования, обслуживанию и содержанию.

Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.

В соответствии со статьей 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (пункт 4 части 1 статьи 16); участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа (пункт 8 части 1 статьи 16); обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа (пункт 10 части 1 статьи 16).

Статьей 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее по тексту – Закон № 69-ФЗ) установлено, что основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 37 Закона № 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

В части 2 статьи 62 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее по тексту – Закон № 123-ФЗ) указано, что в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные
и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы
(в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные
и противопожарные).

К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации, противопожарные резервуары. Поселения
и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (части 2, 3 статьи 68 Закона № 123-ФЗ).

Частью 1 статьи 127 Закона № 123-ФЗ предусмотрено, что пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода
и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения.

Подпунктом 9 пункта 1 статьи 6 Закона № 416-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления обладают полномочиями заключать соглашения об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статьей 41.1 Закона № 416-ФЗ предусмотрено право органов местного самоуправления заключать концессионные соглашения в отношении объектов централизованного водоснабжения и водоотведения в соответствии с законодательством о концессионных соглашениях.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона № 115-ФЗ по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее по тексту – объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 4 Закона № 115-ФЗ объектами концессионного соглашения, в том числе могут являться централизованные системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также отдельные объекты таких систем.

Частью 4.1 статьи 3 Закона № 115-ФЗ предусмотрено, что передача концедентом концессионеру объекта концессионного соглашения осуществляется по подписываемому сторонами концессионного соглашения акту приема-передачи.

Пунктом 34 постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» установлено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана обеспечивать установку на видных местах указателей пожарных гидрантов в соответствии с требованиями норм противопожарной безопасности, следить за возможностью беспрепятственного доступа в любое время года к пожарным гидрантам, установленным на объектах, принадлежащих организации водоповодно-канализационного хозяйства.

В соответствии с пунктом 55 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» руководитель организации обеспечивает исправность источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов; исправное состояние пожарных гидрантов, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, доступность подъезда пожарной техники к пожарным гидрантам в любое время года.

Пунктом 46 раздела VI Концессионного соглашения установлены обязанности концессионера (АО «Ямалкоммунэнерго»), в частности, концессионер обязан обеспечивать в соответствии с техническими нормами и требованиями работу пожарных гидрантов, обеспечивающих подачу воды для целей пожаротушения, установленных в соответствии с Законом № 123-ФЗ на сетях наружного водопровода централизованной системы холодного водоснабжения муниципального образования город Губкинский и являющихся неотъемлемой частью объекта концессионного соглашения.

С учетом изложенного суды пришли к верному выводу о том, что пожарные гидранты являются составной частью объекта концессионного соглашения, и АО «Ямалкомунэнерго» приняло на себя все обязательства по обеспечению их надлежащего технического функционирования, обслуживания и содержания в исправном состоянии.

Довод кассационной жалобы о том, что расходы по содержанию пожарных гидрантов не заложены в тарифе общества, суд округа также находит несостоятельным, поскольку представление в тарифный орган информации о составе экономически обоснованных расходов, подлежащих учету при формировании тарифа для государственно регулируемой деятельности, находится в сфере контроля регулируемой организации, каковой является общество.

При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования, поскольку оспариваемое решение администрации является законным, обоснованным и не нарушает прав и законных интересов АО «Ямалкоммунэнерго».

Доводы подателя кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции, по существу направлены на иную оценку доказательств и установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции исходя из предусмотренных статьей 286 АПК РФ пределов его компетенции.

Иное толкование обществом положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.

Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округ

постановил:

решение от 28.08.2017 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 25.12.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А81-3697/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Ю.Н. Киричёк

Судьи Д.В. Григорьев

О.Ю. Черноусова