Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А81-3922/2017
Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2017 года | |
Постановление изготовлено в полном объеме декабря 2017 года |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Севастьяновой М.А.,
судей Зиновьевой Т.А.,
ФИО1,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Надымский район на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09.08.2017 (судья Курекова О.В.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2017 (судьи Еникеева Л.И., Аристова Е.В., Веревкин А.В.) по делу № А81-3922/2017 по иску общества с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Ямбург» (629306, Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>,
ОГРН <***>, ИНН <***>) к администрации муниципального образования Надымский район (629730, Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании неосновательного обогащения.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, публичное акционерное общество «Газпром».
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Ямбург» (далее - ООО «Газпром добыча Ямбург») обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением
к администрации Надымского района (далее - администрация) о взыскании 762 397 руб. 50 коп. неосновательного обогащения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество «Газпром» (далее - ПАО «Газпром»).
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа
от 09.08.2017, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2017, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением и постановлением, администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить
и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в сумме, превышающей 726 486 руб. 54 коп.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы об том, что судами неправильно применены нормы материального права:
пункты 3 и 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ),
подпункт 2 пункта 2 статьи 49 ЗК РФ, подпункт «д» пункта 3 и пункт 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 (далее – Правила определения размера арендной платы № 582),
Приказ Минэкономразвития России от 14.01.2011 № 9 «Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов» (далее - Приказ Минэкономразвития № 9),
пункт 2.12 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 08.10.2015 № 953-П (далее – Правила определения размера арендной платы ЯНАО № 953-П).
По мнению администрации, в результате неправильного применения вышеуказанных норм материального права суды пришли к неверному выводу о применении с 01.03.2015 нового размера арендной платы за арендуемые истцом земельные участки, исходя из 2% их кадастровой стоимости, а не по ставке 0,02 руб. за 1 кв. м земельного участка. Расчет по ставке 2% от кадастровой стоимости администрация считает невозможным в связи с тем, что арендатор не является недропользователем в виду отсутствия у него лицензии на пользование недрами.
Администрация полагает, что расчет арендной платы должен производиться по ставке 0,02 руб. за 1 кв. м земельного участка как за земельные участки, предоставленные (занятые) для размещения объектов Единой системы газоснабжения, в силу статьи 6 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», дающей определение единой системы газоснабжения, и пункта 1.1 устава ПАО «Газпром», согласно которому это общество, совместно со своими дочерними хозяйственными обществами, осуществляет деятельность по обеспечению эффективного функционирования и развития Единой системы газоснабжения и надежному обеспечению газом потребителей, действует как единый комплекс.
В кассационной жалобе администрации содержится ходатайство
о рассмотрении жалобы в отсутствие ее представителя.
В отзыве на кассационную жалобу ООО «Газпром добыча Ямбург» просит отказать в ее удовлетворении и оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле,
о времени и месте судебного заседания, кассационная жалоба согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассматривается в отсутствие их представителей.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ, законность обжалуемых решения и постановления исходя из доводов кассационной жалобы, суд округа не установил оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, распоряжением Администрации муниципального образования Надымский район от 04.03.2013 № 351-р «О прекращении права аренды земельных участков и предоставлении земельных участков в аренду по обращению ОАО «Газпром» с 01.04.2013 прекращено его право аренды, в том числе земельных участков с кадастровыми номерами 89:04:010905:4151, 89:04:010905:4219, 89:04:010905:4172, 89:04:010905:4386, 89:04:010905:4395, 89:04:010905:4404 по заключенным договорам аренды от 12.09.2008 № 2008-285, от 30.05.2012 № 2012-24 и с 01.04.2013 эти участки вновь переданы в аренду ОАО «Газпром».
На основании указанного постановления между администрацией (арендодатель) и ОАО «Газпром» (арендатор) заключен договор аренды земельных участков от 28.08.2013 № 2013-56, согласно пункту 1.1 которого его предметом являются земельные участки с кадастровыми номерами 89:04:010905:4151, 89:04:010905:4219, 89:04:010905:4172, 89:04:010905:4386, 89:04:010905:4395, 89:04:010905:4404, общей площадью 727128 кв. м, из категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, находящиеся по адресу (имеющие адресные ориентиры): Ямало-Ненецкий автономный округ, Надымский район, Ямбургское нефтегазоконденсатное месторождение, предоставленных под строительство объектов в составе стройки «Подключение дополнительных скважин нижнемеловых отложений Ямбургского НГКМ» согласно экспликации (приложение № 3 к договору) и кадастровым паспортам земельных участков (приложение № 1 к договору), которые являются неотъемлемой частью договора (далее – договор аренды).
Договор аренды со стороны арендатора (ПАО «Газпром») подписан начальником филиала «Управление по обустройству месторождений» ООО «Газпром добыча Ямбург».
В силу пункта 1.2 договора аренды приведенное в пункте 1.1 описание целей использования участков является окончательным, изменение цели использования допускается исключительно с согласия арендодателя.
Договор аренды заключен на 5 лет и действует с 01.04.2013 по 31.03.2018, вступает в силу с момента его государственной регистрации (пункт 2.1 договора).
В экспликации к договору (приложение № 3) приведены виды фактического пользования каждого из 6 переданных в аренду земельных участков кадастровыми номерами:
- 89:04:010905:4151, площадью 50900 кв. м – куст газовых скважин 133В;
- 89:04:010905:4219, площадью 316984 кв. м – газопровод-шлейф от куста 133В;
- 89:04:010905:4172, площадью 228144 кв. м – автодорога к кусту скважин 133В;
- 89:04:010905:4386, площадью 22725 кв. м – куст газовых скважин 133В;
- 89:04:010905:4395, площадью 11828 кв. м - подъездная автодорога к кусту скважин 133В;
- 89:04:010905:4404, площадью 96547 кв. м - газопровод-шлейф от куста 133В.
Размер и условия внесения арендной платы предусмотрены в разделе
3 договора аренды.
Согласно пункту 3.2 договора аренды арендатор уплачивает арендодателю арендную плату согласно расчету арендной платы, являющемуся неотъемлемой частью договора (приложение 2 к договору).
Арендная плата вносится арендатором ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за истекшим кварталом, при этом а) квартал считается равным трем календарным месяцам, отсчет кварталов ведется с начала календарного года; б) ежеквартальный платеж за квартал, в котором
бы предоставлен участок в аренду, вносится до 10 числа месяца, следующего за кварталом; в) ежеквартальный платеж за четвертый квартал вносится
до 10 числа последнего месяца этого квартала.
Расчет ежеквартальных платежей арендатор производит самостоятельно пропорционально дням в году (пункт 3.3.1 договора аренды).
Размер арендной платы может изменяться в одностороннем порядке
на основании решения арендодателя в следующих случаях:
- в связи с изменением Порядка расчета арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа, а также земельных участков, собственность на которые не разграничена;
- в связи с изменением категории земель;
- в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка;
- в связи с изменением разрешенного использования земельного участка (пункт 3.5 договора аренды).
Согласно расчету арендодателя арендная плата на 2015 год составила
2 296 997 руб. 35 коп.
Арендная плата за 2015 год перечислена в сумме 1 139 058 руб. 96 коп. платежными поручениями от 31.03.2015 № 9627 на сумму 566 382 руб. 91 коп., от 14.07.2015 № 18095 на сумму 572 676 руб. 05 коп.
Внесение арендной платы производилось истцом (агент) на основании заключенного им с ПАО «Газпром» (принципал) агентского договора от 15.11.2002 № 1588-13/02, в соответствии с которым принципал поручил, а агент обязался за вознаграждение провести все мероприятия
по оформлению прав принципала как арендатора объектов, совершать действия по исполнению договоров аренды и иные действия в соответствии
с настоящим договором и указаниями принципала.
Ссылаясь на то, что с 01.03.2015 расчет арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для проведения работ, связанных с пользованием недрами, подлежал определению в соответствии с положениями пункта 4 статьи 39.7 ЗК РФ, ООО «Газпром добыча Ямбург» произвело перерасчет, по которому всего за период с 01.03.2015 по 31.12.2015 арендная плата составила 1 584 руб. 94 коп.
В связи с этим и, учитывая, что арендная плата за период с 01.01.2015 по 28.02.2015 составила 371 295 руб. 46 коп., направило администрации письма от 02.04.2015, 17.09.2015, 28.11.2015 с просьбой о подписании дополнительного соглашения к договору, перерасчете арендной платы, возврате излишне уплаченной арендной платы в размере 764 288 руб. 03 коп. (1 139 058 руб. 96 коп. (всего оплачено за 2015 год) – 372 880 руб. 40 коп. (арендная плата за весь 2015 год) - 1 890 руб. 53 коп. (арендная плата, подлежащая уплате за 2016 год)).
Отказ в удовлетворении требований ООО «Газпром добыча Ямбург» явился основанием для его обращения в арбитражный суд с настоящим иском, в котором, с учетом арендной платы, подлежащей внесению за 2017 год (в размере 1 890 руб. 53 коп.), истец просил взыскать неосновательное обогащение в размере 762 397 руб. 50 коп.
Удовлетворяя исковые требования, суды руководствовались статьями 4, 424, 614, пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ, пунктом 4 статьи 22, пунктом 4 статьи 39.7 ЗК РФ, разъяснениями, данными в пунктах 16, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» (далее – Постановление Пленума ВАС РФ № 73), подпунктом «д» пункта 3 Правил определения размера арендной платы № 582), пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 137-ФЗ) и исходили из правомерного определения истцом с 01.03.2015 размера арендной платы по регулируемой цене для земельных участков, предоставленных в целях проведения работ, связанных с пользованием недрами.
Отклоняя представленный администрацией расчет арендной платы на сумму 726 486 руб. 54 коп., выполненный, как и истцом с учетом подлежащих уплате арендных платежей за 2016 и 2017 годы, суды исходили из того, что даже при расчете платы в соответствии с пунктом 5 Правил определения размера арендной платы № 582 и приказом Минэкономразвития № 9 - по ставкам арендной платы за земельные участки, предоставленные (занятые) для размещения объектов Единой системы газоснабжения, газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, отсутствуют основания для его принятия, поскольку в этом случае сумма арендной платы превышает установленный пунктом 2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ предельный годовой размер арендной платы за пользование земельными участками, на которых расположены линейные объекты – не более 2% кадастровой стоимости земельных участков.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов судом кассационной инстанции не установлено в связи со следующим.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В пунктах 16, 19 постановления Пленума ВАС РФ № 73 разъяснено, что к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще
не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы,
ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Введенной в действие с 01.03.2015 статьей 39.7 ЗК РФ предусмотрено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
При этом пунктом 4 статьи 39.7 ЗК РФ установлено ограничение размера арендной платы к земельным участкам указанной публичной собственности, состоящее в том, что плата за аренду при их предоставлении в целях размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 49 ЗК РФ, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для земельных участков федеральной собственности, предоставленных в этих же целях.
Нормативным правовым актом, устанавливающим размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, являются Правила определения размера арендной платы № 582.
Так, подпунктом «д» пункта 3 приведенных Правил установлен твердый размер арендной платы в отношении земельного участка, предоставленного без торгов недропользователю для проведения работ, связанных с пользованием недрами, равный 2% от кадастровой стоимости такого участка, а согласно пункту 5 названных Правил в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, в частности объектов Единой системы газоснабжения, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации.
Для указанных в предыдущем абзаце объектов, предусмотренных в пункте 5 Правил определения размера арендной платы № 582, ставки арендной платы за земельные участки, на которых расположены такие объекты, утверждены Приказом Минэкономразвития № 9, согласно которому для Ямало-Ненецкого автономного округа ставка составляет 0,02 руб. за 1 кв. м земельного участка.
Спор между сторонами по настоящему делу сводится к тому, какой размер арендной платы, предусмотренный Правилами определения размера арендной платы № 582 (согласно подпункту «д» пункта 3 или в соответствии с пунктом 5), следует применять за арендуемые истцом по договору аренды земельные участки, начиная с 01.03.2015.
Суд округа считает правильными выводы судов о применении при расчете арендной платы с 01.03.2015 ставки 2% от кадастровой стоимости предоставленных истцу земельных участков.
Из установленной судами на основании условий договора аренды, кадастровых паспортов о цели использования предоставленных истцу земельных участков - под строительство объектов в составе стройки «Подключение дополнительных скважин нижнемеловых отложений Ямбургского нефтегазоконденсатного месторождения», суды пришли к обоснованным выводам о том, что участки предназначены для проведения на них работ, связанных с пользованием недрами.
Доводы и доказательства истца о том, что предусмотренная цель предоставления ответчиком земельных участков в аренду не имеет отношения к осуществлению на них работ, связанных с пользованием недрами, администрацией не опровергнуты и не приведены. Кроме того, об ином фактическом использовании земельных участков, чем предусмотрено договором аренды, администрацией также не заявлено.
Несоответствия видов использования земельных участков, указанных в экспликации к договору аренды (под размещение кустов газовых скважин, газопроводов-шлейфов от кустов газовых скважин), осуществлению работ, связанных с пользованием недрами, не следует и из данного в приказе МЧС России от 17.06.2015 № 302 «Об утверждении свода правил «Обустройство нефтяных и газовых месторождений. Требования пожарной безопасности» (вместе с СП 231.1311500.2015. Свод правил...») понятия куста скважин, как специальной площадки естественного или искусственного участка территории месторождения с расположенными на ней устьями скважин, а также технологическим оборудованием и эксплуатационными сооружениями, инженерными коммуникациями, оборудованием для подземного ремонта скважин, бытовыми и служебными помещениями и т.п.
Кроме того, согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Минэкономразвития от 01.09.2014 № 540, такой вид разрешенного использования земельного участка как недропользование предполагает использование участка в целях осуществления геологических изысканий, добычи недр открытым (карьеры, отвалы) и закрытым (шахты, скважины) способами, размещения объектов капитального строительства, в том числе подземных, в целях добычи недр, размещения объектов капитального строительства, необходимых для подготовки сырья к транспортировке и (или) промышленной переработке.
Ссылка заявителя жалобы на невозможность расчета арендной платы на основании подпункта «д» пункта 3 Правил определения размера арендной платы № 582 по основанию непредставления доказательств наличия лицензии на недропользование у арендатора земельных участков – ПАО «Газпром» также не может быть принята во внимание судом кассационной инстанции, поскольку пользование недрами в отсутствие лицензии влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но не является основанием для определения размера арендной платы за земельный участок иным образом, чем с целями предусмотренными договором и его фактическим использованием.
При таких обстоятельствах представленный истцом расчет арендной платы с 01.01.2015 за земельные участки, переданные истцом по договору аренды, исходя из ставки 2% от кадастровой стоимости в связи с проведением на них работ, связанных с пользованием недрами, является правомерным, а доводы администрации о расчете арендной платы с указанной даты по ставке 0,02 руб. за 1 кв. м земельных участков как предоставленных для размещения объектов Единой системы газоснабжения являются недоказанными.
Между тем, суд округа отмечает, что выводы судов, отклонивших доводы администрации о расчете арендной платы для линейных объектов по ставке, не превышающей 2% от кадастровой стоимости, со ссылкой на то, что такое ограничение установлено пунктом 2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ, являются неправильными в связи со следующим.
Указанный вывод судов основан на редакции приведенной нормы, действовавшей до 01.03.2015, которой независимо от того, является или нет приобретение прав аренды следствием переоформления права постоянного бессрочного пользования на него, ограничивался размер арендной платы за земельные участки, на которых расположены линейные объекты, двумя процентами кадастровой стоимости таких участков.
Пункт 2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ в редакции Закона № 171-ФЗ, действующей с 01.03.2015, предусматривает предельное ограничение размера арендной платы за земельные участки, на которых расположены линейные объекты, которое не может превышать 2% от их кадастровой стоимости, только при аренде, которая является следствием переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, чего в рамках настоящего дела судами не установлено.
Кроме того, то обстоятельство, что объекты в целях строительства которых по рассматриваемому договору аренды предоставлены спорные земельные участки, по своим техническим характеристикам отвечают критериям линейных объектов, с 01.03.2015, не является основанием для ограничения размера арендной платы за эти земельные участки, поскольку с указанной даты введено специальное правовое регулирование в отношении определения арендной платы.
Так, одновременно с внесением Законом № 171-ФЗ изменений в пункт 2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ введенной в действие с 01.03.2015 статьей 39.7 ЗК РФ, прямо предусмотрен порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ (в том числе на которых расположены объекты, обладающие характеристиками линейных), а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами.
Указанная правовая позиция выражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.10.2015 № 306-ЭС15-6588.
Таким образом, ограничение размера арендной платы, урегулированной после 01.03.2015 специальными нормами земельного законодательства, не предусмотрено. Обратное исключало бы правовой смысл в установлении конкретных ставок платы за земельные участки, поименованные в подпункте 2 статьи 49 ЗК РФ.
Между тем, неправильное применение судами положений пункта 2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ не привело к принятию незаконных судебных актов, поскольку в силу вышеизложенного подлежащая уплате истцом с 01.03.2015 арендная плата правильно определена судами по ставке 2% от кадастровой стоимости земельных участков в связи с их предоставлением для проведения работ, связанных с пользованием недрами.
Учитывая вышеизложенное, отсутствуют предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены обжалуемых судебных актов
в кассационном порядке, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа
от 09.08.2017 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2017 по делу № А81-3922/2017 оставить без изменения,
а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий М.А. ФИО2
Судьи Т.А. Зиновьева
В.В. Сирина