Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Тюмень Дело № А81-3928/2018
Резолютивная часть постановления объявлена января 2019 года | |
Постановление изготовлено в полном объеме января 2019 года |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Григорьева Д.В.
ФИО1
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Тюменской таможни на решение от 11.07.2018 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судьяЛисянский Д.П.) и постановление от 26.09.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.) по делу № А81-3928/2018 по заявлению акционерного общества «Авиационная транспортная компания «Ямал» (629004, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) к Тюменской таможне (625048, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
В заседании приняли участие представители:
от Тюменской таможни – ФИО2 по доверенности от 10.01.2019, ФИО3 по доверенности от 16.01.2019;
от акционерного общества «Авиационная транспортная компания «Ямал» - ФИО4 по доверенности от 17.01.2019, ФИО5 по доверенности от 07.06.2018.
Суд установил:
акционерное общество «Авиационная транспортная компания «Ямал» (далее – АО «АТК «Ямал», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Тюменской таможни (далее – таможня, таможенный орган) от 27.04.2018 № 10503000-6/2018 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Решением от 11.07.2018 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 26.09.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда, требование АО «АТК «Ямал» удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, таможня просит указанные судебные акты отменить и отказать в удовлетворении заявленного обществом требования.
По мнению таможенного органа, транспортировочный стенд (тележка) ч/н 3283В-01 для перемещения и хранения во время наземного обслуживания авиационных двигателей типа CF34-3 является самостоятельным товаром (многооборотной тарой) и подлежит отдельному декларированию.
В отзыве на кассационную жалобу АО «АТК «Ямал» просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 30.11.2017 обществом на таможенный пост Тюменской таможни подана декларация № 10503050/301117/0018772 (далее – ДТ) с заявлением таможенной процедуры временного ввоза в отношении авиационного турбореактивного двухвального двигателя ч/н 6089Т11G01, модель CF34-3B1, бывший в эксплуатации, пригодный для использования на гражданском пассажирском самолете типа BOMBARDIERCL-600-2B19 CRJ200, серийный номер GE-E-873265 (далее – авиационный двигатель). Данный двигатель ранее был вывезен в Германию с таможенной территории Таможенного союза в целях ремонта. Организация, производившая ремонт указанного двигателя, самостоятельно осуществляла упаковку и транспортировку двигателя в адрес АО «АТК «Ямал». Для транспортировки двигатель был упакован в соответствии с требованиями по упаковке, транспортировке и хранению в отношении данного вида товаров. В графе 31 ДТ декларантом дано описание авиационного двигателя как товара, а также указан способ его упаковки в кодированном виде «FR» – рама.
По результатам контрольных мероприятий таможенным органом 01.12.2017 принято решение о классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС № РКТ-10503050-17/000085 - из заявленного в ДТ товара № 1 выделен «стенд транспортировочный», в связи с чем в выпуске декларации отказано, рекомендовано задекларировать упаковку товара (стенд) как отдельный товар.
Указанное обстоятельство послужило основанием для возбуждения в отношении АО «АТК «Ямал» дела об административном правонарушении и проведения административного расследования (определение от 15.01.2018).
15.03.2018 должностным лицом таможни составлен протокол об административном правонарушении № 10503000-6/2018, а 27.04.2018 заместитель начальника таможни вынес постановление № 10503000-6/2018 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере одной второй стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения, что составило 143 365 руб. 31 коп.
Не согласившись с постановлением таможенного органа, АО «АТК «Ямал» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленное требование, сочтя недоказанным наличие события вмененного обществу правонарушения.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд округа исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Согласно пункту 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» ответственность по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ наступает за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).
В силу статей 150, 179, 181 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее – ТК ТС), действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, перемещаемые через таможенную границу товары подлежат таможенному контролю и декларированию. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
В предоставляемой таможенному органу декларации должны содержаться сведения о товарах, их таможенном режиме и иные необходимые для выпуска товаров сведения (подпункты 24, 27 пункта 1 статьи 4, статья 181 ТК ТС).
Подпункт 5 пункта 2 статьи 181 ТК ТС относит к сведениям о товарах, подлежащим указанию в таможенной декларации: наименование; описание; классификационный код товаров по ТН ВЭД; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения; таможенная стоимость; статистическая стоимость.
Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 утверждена Инструкция о порядке заполнения декларации на товары и форма декларации на товары (далее - Инструкция).
Согласно подпункту 29 пункта 15 Инструкции в графе 31 декларации указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду по ТН ВЭД ЕАЭС, а также о грузовых местах.
Под номером 1 указываются: наименование (торговое, коммерческое или иное традиционное наименование) товара и сведения о производителе (при наличии сведений о нем), товарных знаках, марках, моделях, артикулах, сортах, стандартах и иных технических и коммерческих характеристиках, а также сведения о количественном и качественном составе декларируемого товара; сведения о характеристиках и параметрах товара в единицах измерения, отличных от основной или дополнительной единицы измерения (количество и условное обозначение), в том числе в соответствии с классификатором дополнительных характеристик и параметров, используемых при исчислении таможенных пошлин, налогов, а также дата выпуска (изготовления) товара в случае, если такие сведения необходимы для исчисления и взимания таможенных пошлин, налогов, а также иных платежей, подлежащих уплате при реимпорте, и (или) обеспечения соблюдения запретов и ограничений.
Под номером 2 указываются: для товара, имеющего упаковку, через запятую - общее количество грузовых мест, занятых товаром (если товар занимает грузовые места не полностью, то дополнительно в скобках указывается количество грузовых мест, занимаемых товаром частично, с проставлением через тире "-" записи: "часть места"), коды видов упаковки товара в соответствии с классификатором видов груза, упаковки и упаковочных материалов с проставлением через тире "-" количества упаковок по каждому виду.
При этом под упаковкой понимаются любые изделия и материалы, служащие или предназначенные для упаковки, защиты, размещения и крепления или разделения товаров, за исключением упаковочных материалов (солома, бумага, стекловолокно, стружка и т.п.), перевозимых навалом;
В соответствии с пунктом 6 Положения о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 522, при классификации любых товаров единообразно и последовательно применяются Основные правила интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ).
Пунктом 5 ОПИ предусмотрено, что в отношении нижепоименованных товаров должны применяться следующие Правила:
а) чехлы и футляры для фотоаппаратов, музыкальных инструментов, ружей, чертежных принадлежностей, ожерелий, а также аналогичная тара, имеющая специальную форму или приспособленная для размещения соответствующего изделия или набора изделий, пригодная для длительного использования и представленная вместе с изделиями, для которых она предназначена, должны классифицироваться совместно с упакованными в них изделиями, если такого вида тара обычно поступает в продажу вместе с данными изделиями. Однако данное Правило не применяется к таре, которая, образуя с упакованным изделием единое целое, придает последнему основное свойство.
б) при условии соблюдения положений вышеприведенного Правила 5(а) упаковочные материалы и тара, поставляемые вместе с находящимися в них товарами, должны классифицироваться совместно, если они такого вида, который обычно используется для упаковки данных товаров. Однако данное положение не является обязательным, если такие упаковочные материалы или тара со всей очевидностью пригодны для повторного использования.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства (в том числе заключение эксперта от 14.03.2018 № 12407020/0003034, письмо АО «Авиахэлп» от 19.04.2018 № 20180419-1063) суды двух инстанций установили, что по условиям договора от 06.06.2017 № LTA-2017-5526 V4 на выполнение работ по техническому обслуживанию авиационного двигателя, заключенного между АО «АТК «Ямал» и Lufthansa Technik AERO Alzey, предметом внешнеэкономической сделки является авиационный двигатель; транспортировочный стенд предназначен для размещения авиационного двигателя и обеспечения его сохранности при перевозке, поставлен вместе с товаром и возврату не подлежит; транспортировочный стенд отдельно от двигателя обществом не использовался и в оборот на таможенной территории в качестве самостоятельного товара не вводился, его стоимость входила в стоимость производимых ремонтных работ.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу, что транспортировочный стенд, используемый для перемещения и хранения авиационного двигателя, носит вспомогательный характер, представляет собой специальную упаковку и не подлежит декларированию как отдельный товар.
В рассматриваемом случае при декларировании ввозимого товара (авиационного двигателя) общество указало транспортировочный стенд в графе 31 ДТ, исчислив таможенные платежи исходя из таможенной стоимости товара, определенной условиями контракта.
С учетом изложенного арбитражные суды правомерно удовлетворили заявленное АО «АТК «Ямал» требование, признав незаконным постановление таможни от 27.04.2018 № 10503000-6/2018.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка им обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда округа не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 11.07.2018 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 26.09.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А81-3928/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Г.А. Шабанова
Судьи Д.В. Григорьев
О.Ю. Черноусова