ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А81-4221/17 от 25.01.2018 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Тюмень                                                                     Дело № А81-4221/2017

Резолютивная часть постановления объявлена   января 2018 года

Постановление изготовлено в полном объеме   января 2018 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                     Севастьяновой М.А.,

судей                                                    Зиновьевой Т.А.,

                                                              ФИО1,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Надымский район на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.08.2017 (судья                    Максимова О.В.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2017 (судьи Грязнякова А.С., Солодкевич Ю.М., Тетерина Н.В.)
по делу № А81-4221/2017 по иску общества с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Ямбург» (629306, Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к администрации муниципального образования Надымский район (629730, Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании   неосновательного обогащения.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, публичное акционерное общество «Газпром».

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Ямбург» (далее - ООО «Газпром добыча Ямбург») обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением
к администрации Надымского района (далее - администрация) о взыскании 801 233 руб. 46 коп. неосновательного обогащения.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество «Газпром» (далее - ПАО «Газпром»).

Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа
от 24.08.2017, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2017, исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с решением и постановлением, администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить
и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в сумме, превышающей 800 262 руб. 12 коп.

По мнению администрации, при правильном расчете арендной платы               за период с 01.03.2015 по 18.06.2015 - исходя из ставки платы в размере              0,02 руб. за 1 кв. м участка, а не из расчета 2% от его кадастровой стоимости, переплата истца составит 800 262 руб. 12 коп., а не 801 233 руб. 46 коп.

Администрация полагает, что расчет арендной платы должен производиться по ставке 0,02 руб. за 1 кв. м земельного участка как                            за участки, предоставленные (занятые) для размещения объектов Единой системы газоснабжения, в силу статьи 6 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», дающей определение единой системы газоснабжения, и пункта 1.1 устава ПАО «Газпром», согласно которому это общество, совместно со своими дочерними хозяйственными обществами, осуществляет деятельность по обеспечению эффективного функционирования и развития Единой системы газоснабжения и надежному обеспечению газом потребителей, действует как единый комплекс.

Расчет по ставке 2% от кадастровой стоимости администрация считает невозможным в связи с тем, что арендатор не является недропользователем            в виду отсутствия у него лицензии на пользование недрами.

Заявитель считает, что выводы судов по  определению размера платы сделаны при неправильном применении следующих норм материального права:

- пункты 3 и 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ),

- подпункт 2 пункта 2 статьи 49 ЗК РФ, подпункт «д» пункта 3 и пункт 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий
и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 (далее – Правила определения размера арендной платы № 582),

- Приказ Минэкономразвития России от 14.01.2011 № 9                         «Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов» (далее - Приказ Минэкономразвития № 9),

- пункт 2.12 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа и земельные участки, государственная собственность на которые                             не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 08.10.2015 № 953-П.

В кассационной жалобе администрации содержится ходатайство
о рассмотрении жалобы в отсутствие ее представителя.

В отзыве на кассационную жалобу ООО «Газпром добыча Ямбург» просит отказать в ее удовлетворении и оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле,
о времени и месте судебного заседания, кассационная жалоба согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассматривается в отсутствие их представителей.

Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ, законность обжалуемых решения и постановления, исходя из доводов кассационной жалобы, суд округа не установил оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения администрации муниципального образования Надымский район от 18.02.2010 № 222-р между администрацией (арендодатель)
и ОАО «Газпром» (арендатор, в настоящее время ПАО «Газпром») заключен договор аренды земельного участка от 14.07.2010 № 2010-880, согласно пункту 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает                в аренду земельный участок из категории земель - земли промышленности               и иного специального назначения с кадастровым номером 89:04:011003:179, находящийся по адресу (имеющий адресные ориентиры): Ямало-Ненецкий АО, Надымский район, предоставленный под промбазу и ВЖК согласно кадастровому паспорту земельного участка, общей площадью 154000 кв. м (далее – договор № 2010-880).

Договор № 2010-880 со стороны арендатора (ОАО «Газпром») подписан начальником филиала «Управление по обустройству месторождений»                ООО «Газпром добыча Ямбург».

Договор аренды заключен на 5 лет и действует с 01.01.2010
по 31.12.2014 (пункт 2.1 договора № 2010-880).

Размер и условия внесения арендной платы предусмотрены в разделе
3 договора аренды.

Согласно пунктам 3.2, 3.3, 3.5 договора аренды размер ежегодной арендной платы с 01.01.2010 составляет 321 829 руб. 20 коп., расчет арендной платы, произведен в приложении к договору.

Арендная плата вносится арендатором ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом месяца, а в IV квартале -
не позднее 10 декабря текущего года. Арендатор вправе вносить платежи досрочно. Размер арендной платы может изменяться в одностороннем порядке на основании решения арендодателя в следующих случаях: в связи
с изменением Порядка расчета арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа, а также земельных участков, собственность на которые
не разграничена; в связи с изменением категории земель; в связи
с изменением кадастровой стоимости земельного участка; в связи
с изменением разрешенного использования земельного участка. Арендная плата в новом размере уплачивается с месяца, следующего за наступлением вышеуказанных изменений.

В результате кадастровых работ, выполненных арендатором, земельный участок с кадастровым номером 89:04:011003:179 (154000 кв. м) разделен                   на два земельных участка с кадастровыми номерами 89:04:011003:2223 (133149 кв. м) и 89:04:011003:2224 (20851 кв. м).

Распоряжением администрации от 03.04.2014 № 575-р из земельного участка, общей площадью 154000 кв. м с кадастровым номером 89:04:011003:179, ранее предоставленного распоряжением администрации муниципального образования Надымский район от 18.02.2010 № 222-р                     и находящегося у АО «Газпром» в пользовании в соответствии с договором № 2010-88, путем раздела образованы земельные участки с кадастровыми номерами 89:04:011003:2223 и 89:04:011003:2224 (пункт 1). В отношении земельного участка с кадастровым номером 89:04:011003:2224 установлен вид разрешенного использования – под размещение «Площадки ВЗиС                        в районе УКПГ-9 для строительства объекта: «Установка охлаждения газа              на УКПГ-9 в составе стройки «Дожимная компрессорная станция                              и установка охлаждения газа на УКПГ-9 Харвутинской площадки Ямбургского ГКМ» (пункт 2). Земельный участок с кадастровым номером 89:01:011003:2224 с 01.04.2014 исключен из договора № 2010-880                                и предоставлен обществу с ограниченной ответственностью «Стройгазконсалтинг» (далее – ООО «Стройгазконсалтинг») на срок                          с 01.04.2014 по 31.12.2015 (пункт 4).

Пунктом 5 распоряжения администрации от 03.04.2014 № 575-рмуниципальному учреждению «Департамент муниципального имущества                и инвестиций администрации муниципального образования Надымский район» предписано подготовить:

- проект дополнительного соглашения к договору аренды земельных участков от 14.07.2010 № 2010-88 после получения оригиналов кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 889:04:011003:2223;

- проект договора аренды земельного участка с ООО «Стройгазконсалтинг» после получения оригиналов кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 89:04:011003:2224.

По окончании кадастровых работ истец обратился к администрации                  с письмом от 27.07.2015 № 55/1-20/10625 о расторжении договора                            с 19.06.2015 и направлении откорректированного расчета арендной платы.

С письмом от 24.08.2015 № 29-1908/01-23 администрация направила истцу расчет арендной платы на 2014-2015 годы.

Внесение арендной платы в рамках договора № 2010-880 производилось истцом (агент) на основании заключенного им с ПАО «Газпром» (принципал) агентского договора от 15.11.2002 № 1588-13/02, в соответствии с которым принципал поручил, а агент обязался за вознаграждение провести все мероприятия по оформлению прав принципала как арендатора объектов, совершать действия по исполнению договоров аренды и иные действия                  в соответствии с настоящим договором и указаниями принципала.

В 2014 году истец перечислил арендную плату в сумме 1 287 316 руб.
80 коп.

Согласно уведомлению арендодателя от 27.04.2015 № 29-990/01-23/10 арендная плата за земельный участок, площадью 154000 кв. м, за 2014 год составляет 486 486 руб.

Ссылаясь на то, что с 01.03.2015 расчет арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для проведения работ, связанных с пользованием недрами, подлежал определению в соответствии с положениями пункта 4 статьи 39.7 ЗК РФ, ООО «Газпром добыча Ямбург» произвело перерасчет,
по которому арендная плата за земельный участок площадью 154000 кв. м
с кадастровым номером 89:04:011003:179 в 2015 году до прекращения арендных отношений составляет всего 78 758 руб. 13 коп., в том числе:

- с 01.01.2015 по 28.02.2015 - 78 637 руб. 46 коп.;

- с 01.03.2015 по 18.06.2015 - 120 руб. 67 коп.

Истец направил администрации письмо от 15.09.2015 с просьбой                       о перерасчете арендной платы, в том числе с учетом подлежащих применению с 01.03.2015 положений пункта 4 статьи 39.7 ЗК РФ.

С письмом от 05.10.2015 № 29-2177/01-23 администрация направила истцу для подписания расчет арендной платы с 01.01.2014 по 19.06.2015,                в котором отражен вид разрешенного (фактического) использования спорного земельного участка – строительство первоочередных объектов обустройства эксплуатационных участков ЭУ-10, ЭУ-11 Харвутинской площади Ямбурского месторождения, соответствующий представленной                в дело кадастровой выписке.

Недостижение согласия по расчету арендной платы, отказ администрации в перерасчете арендной платы и возврате излишне уплаченных истцом арендных платежей, послужил основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования, суды руководствовались статьями 4, 424, 614, пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ, пунктом 4 статьи 22, пунктом 4 статьи 39.7 ЗК РФ, разъяснениями, данными в пунктах 16, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» (далее – Постановление Пленума ВАС РФ № 73), подпунктом «д» пункта 3 Правил определения размера арендной платы № 582), пунктом 2 статьи 3 Федерального закона             от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 137-ФЗ) и исходили                                из правомерного определения истцом с 01.03.2015 размера арендной платы по регулируемой цене для земельных участков, предоставленных в целях проведения работ, связанных с пользованием недрами, а, установив факт перечисления ответчику арендной платы, рассчитанной им после 01.03.2015 на условиях договора аренды без учета требований пункта 4 статьи 39.7                  ЗК РФ, суды пришли к выводу о наличии на стороне администрации неосновательного обогащению в виде полученных арендных платежей                    в завышенном размере.

Отклоняя произведенный администрацией в соответствии с пунктом 5 Правил определения размера арендной платы № 582 и приказом Минэкономразвития № 9 расчет годовой арендной платы в соответствии               со ставкой 0,02 руб. за 1 кв. м, применяемой к земельным участкам, предоставленным (занятым) для размещения объектов Единой системы газоснабжения, газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, суд первой инстанции также указал, что при таком расчете годовой размер арендной платы в любом случае подлежит ограничению установленным пунктом 2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ предельным размером арендной платы                              за пользование земельными участками, в том числе на которых расположены линейные объекты – не более 2% кадастровой стоимости таких земельных участков. Поскольку годовой размер арендной платы за используемый истцом земельный участок, исчисленный по ставке 0,02 руб. за 1 кв. м, составляет большую сумму, чем годовая арендная плата в предельно допустимом размере - исходя из 2% кадастровой стоимости, суд первой инстанции  сделал вывод о неправомерности расчета ответчика.

Суд округа не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

В пунктах 16, 19 постановления Пленума ВАС РФ № 73 разъяснено,          что к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще
не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы,
ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.

Введенной в действие с 01.03.2015 статьей 39.7 ЗК РФ предусмотрено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся                                    в государственной или муниципальной собственности, определяется                         в  соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

При этом пунктом 4 статьи 39.7 ЗК РФ установлено ограничение размера арендной платы за земельные участки публичной собственности, состоящее в том, что плата за аренду при их предоставлении в целях размещения объектов, предусмотренных в подпункте 2 пункта 1 статьи 49       ЗК РФ, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами,       не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для земельных участков федеральной собственности, предоставленных в этих же целях.

Нормативным правовым актом, устанавливающим размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, являются Правила определения размера арендной платы № 582.

Так, подпунктом «д» пункта 3 приведенных Правил установлен размер арендной платы за земельный участок, предоставленный без торгов недропользователю для проведения работ, связанных с пользованием недрами, и составляет 2% от кадастровой стоимости такого участка.

Пунктом 5 названных Правил в отношении земельных участков,  предоставленных без проведения торгов для размещения, в частности объектов Единой системы газоснабжения, нефтепроводов, газопроводов                   и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, предусмотрено, что арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации.

Для указанных в предыдущем абзаце объектов, ставки арендной платы за земельные участки, на которых расположены такие объекты, утверждены Приказом Минэкономразвития № 9, согласно которому для Ямало-Ненецкого автономного округа ставка составляет 0,02 руб. за 1 кв. м земельного участка.

Спор между сторонами по настоящему делу сводится к тому, какой размер регулируемой арендной платы, предусмотренный Правилами определения размера арендной платы № 582 (согласно подпункту «д» пункта 3 или в соответствии с пунктом 5), следует применять за используемый истцом земельный участок в период с 01.03.2015 и по 18.06.2015 (дата прекращения пользования участком).

Суд округа считает правильными выводы судов о применении
при расчете арендной платы с 01.03.2015 ставки 2% от кадастровой стоимости предоставленных истцу земельных участков.

Из установленной судами на основании условий договора аренды,                                    выписок из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним цели использования предоставленного истцу земельного участка - под эксплуатацию первоочередных объектов обустройства эксплуатационных участков ЭУ-10, ЭУ-11 Харвутинской площади Ямбурского месторождения, суды пришли к обоснованным выводам о том, что участок предназначен для проведения на нем работ, связанных с пользованием недрами, а не в связи с размещением на нем объектов Единой системы газоснабжения.

Доводы и доказательства истца о том, что предусмотренная цель предоставления ответчиком земельного участка в аренду имеет отношение
к осуществлению на нем работ, связанных с пользованием недрами, администрацией не опровергнуты и не приведены. Кроме того, об ином фактическом использовании земельных участков, чем предусмотрено договором аренды, распоряжением администрации от 03.04.2014 № 575-р, ответчиком также не заявлено.

Ссылка заявителя жалобы на невозможность расчета арендной платы       по подпункту «д» пункта 3 Правил определения размера арендной платы              № 582 по основанию непредставления доказательств наличия лицензии                   на недропользование у арендатора земельных участков - ПАО «Газпром», также не может быть принята во внимание судом кассационной инстанции, поскольку пользование недрами в отсутствие лицензии влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,                 но не может являться основанием для определения размера арендной платы за земельный участок иным образом, чем согласно целям, для которых он предоставлен и его фактическому использованию.

При таких обстоятельствах представленный истцом расчет арендной платы с 01.03.2015 за спорный земельный участок, исходя из ставки 2%                 от кадастровой стоимости в связи  с проведением на нем работ, связанных       с пользованием недрами, является правомерным.

Между тем, суд округа отмечает ошибочность вывода суда первой инстанции о необходимости учета положений пункта 2 статьи 3 Закона
№ 137-ФЗ об ограничении применяемой администрацией регулируемой арендной платы, установленной пунктом 5 Правил определения размера арендной платы № 582 и приказом Минэкономразвития № 9 - по ставке               0,02 руб. за 1 кв. м для земельных участков в случае их предоставления для размещения объектов Единой системы газоснабжения, газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов              и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

При этом судом первой инстанции неправильно применена правовая позиция, изложенная в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.10.2015 № 306-ЭС15-6588.

При этом суд первой инстанции необоснованно применил к спору сторон относительно периода начисления арендной платы после 01.03.2015 положения пункта 2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ в редакции, действовавшей     до 01.03.2015, по которой ограничение размера годовой арендной платы ставкой 2% от его кадастровой стоимости применялось к земельным участкам, на которых расположены линейные объекты, независимо от того, является или нет приобретение права аренды на такой участок следствием переоформления права постоянного бессрочного пользования на него.

Пункт 2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ в редакции Закона № 171-ФЗ, действующей с 01.03.2015, предусматривает предельное ограничение размера арендной платы двумя процентами кадастровой стоимости земельного участка только к таким участкам, право аренды которых приобретено вследствие переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на них.

Одновременно с внесением Законом № 171-ФЗ изменений в пункт 2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ, с 01.03.2015 введена в действие статья 39.7              ЗК РФ, пункт 4 которой прямо предусматривает порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся                                     в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных пункта 2 статьи 49 ЗК РФ (в том числе на которых расположены объекты, обладающие характеристиками линейных), а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами.

Таким образом, ограничение размера арендной платы, определение которой после 01.03.2015 уже урегулировано специальными нормами земельного законодательства (в данном случае пунктом 4 статьи 39.7 ЗК РФ),                         не предусмотрено. Обратное исключало бы правовой смысл в установлении конкретных ставок платы за земельные участки, поименованные в подпункте 2 статьи 49 ЗК РФ.

Между тем, дополнительное отклонение судом первой инстанции расчета ответчика по неверному основанию не привело к принятию незаконного решения, поскольку в силу вышеизложенного подлежащая уплате истцом с 01.03.2015 арендная плата правильно определена судами           по ставке 2% от кадастровой стоимости спорного земельного участка как предоставленного арендатору для проведения работ, связанных                             с пользованием недрами.

Учитывая вышеизложенное, отсутствуют предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены обжалуемых судебных актов
в кассационном порядке, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа
от 24.08.2017 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда
от 09.11.2017 по делу № А81-4221/2017 оставить без изменения,
а кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                     М.А. Севастьянова

Судьи                                                                  Т.А. Зиновьева

                                                                            В.В. Сирина