Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Тюмень Дело № А81-4221/2017
Резолютивная часть постановления объявлена января 2018 года | |
Постановление изготовлено в полном объеме января 2018 года |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Севастьяновой М.А.,
судей Зиновьевой Т.А.,
ФИО1,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Надымский район на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.08.2017 (судья Максимова О.В.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2017 (судьи Грязнякова А.С., Солодкевич Ю.М., Тетерина Н.В.)
по делу № А81-4221/2017 по иску общества с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Ямбург» (629306, Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к администрации муниципального образования Надымский район (629730, Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании неосновательного обогащения.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, публичное акционерное общество «Газпром».
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Ямбург» (далее - ООО «Газпром добыча Ямбург») обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением
к администрации Надымского района (далее - администрация) о взыскании 801 233 руб. 46 коп. неосновательного обогащения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество «Газпром» (далее - ПАО «Газпром»).
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа
от 24.08.2017, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2017, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением и постановлением, администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить
и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в сумме, превышающей 800 262 руб. 12 коп.
По мнению администрации, при правильном расчете арендной платы за период с 01.03.2015 по 18.06.2015 - исходя из ставки платы в размере 0,02 руб. за 1 кв. м участка, а не из расчета 2% от его кадастровой стоимости, переплата истца составит 800 262 руб. 12 коп., а не 801 233 руб. 46 коп.
Администрация полагает, что расчет арендной платы должен производиться по ставке 0,02 руб. за 1 кв. м земельного участка как за участки, предоставленные (занятые) для размещения объектов Единой системы газоснабжения, в силу статьи 6 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», дающей определение единой системы газоснабжения, и пункта 1.1 устава ПАО «Газпром», согласно которому это общество, совместно со своими дочерними хозяйственными обществами, осуществляет деятельность по обеспечению эффективного функционирования и развития Единой системы газоснабжения и надежному обеспечению газом потребителей, действует как единый комплекс.
Расчет по ставке 2% от кадастровой стоимости администрация считает невозможным в связи с тем, что арендатор не является недропользователем в виду отсутствия у него лицензии на пользование недрами.
Заявитель считает, что выводы судов по определению размера платы сделаны при неправильном применении следующих норм материального права:
- пункты 3 и 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ),
- подпункт 2 пункта 2 статьи 49 ЗК РФ, подпункт «д» пункта 3 и пункт 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий
и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 (далее – Правила определения размера арендной платы № 582),
- Приказ Минэкономразвития России от 14.01.2011 № 9 «Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов» (далее - Приказ Минэкономразвития № 9),
- пункт 2.12 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 08.10.2015 № 953-П.
В кассационной жалобе администрации содержится ходатайство
о рассмотрении жалобы в отсутствие ее представителя.
В отзыве на кассационную жалобу ООО «Газпром добыча Ямбург» просит отказать в ее удовлетворении и оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле,
о времени и месте судебного заседания, кассационная жалоба согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассматривается в отсутствие их представителей.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ, законность обжалуемых решения и постановления, исходя из доводов кассационной жалобы, суд округа не установил оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения администрации муниципального образования Надымский район от 18.02.2010 № 222-р между администрацией (арендодатель)
и ОАО «Газпром» (арендатор, в настоящее время ПАО «Газпром») заключен договор аренды земельного участка от 14.07.2010 № 2010-880, согласно пункту 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из категории земель - земли промышленности и иного специального назначения с кадастровым номером 89:04:011003:179, находящийся по адресу (имеющий адресные ориентиры): Ямало-Ненецкий АО, Надымский район, предоставленный под промбазу и ВЖК согласно кадастровому паспорту земельного участка, общей площадью 154000 кв. м (далее – договор № 2010-880).
Договор № 2010-880 со стороны арендатора (ОАО «Газпром») подписан начальником филиала «Управление по обустройству месторождений» ООО «Газпром добыча Ямбург».
Договор аренды заключен на 5 лет и действует с 01.01.2010
по 31.12.2014 (пункт 2.1 договора № 2010-880).
Размер и условия внесения арендной платы предусмотрены в разделе
3 договора аренды.
Согласно пунктам 3.2, 3.3, 3.5 договора аренды размер ежегодной арендной платы с 01.01.2010 составляет 321 829 руб. 20 коп., расчет арендной платы, произведен в приложении к договору.
Арендная плата вносится арендатором ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом месяца, а в IV квартале -
не позднее 10 декабря текущего года. Арендатор вправе вносить платежи досрочно. Размер арендной платы может изменяться в одностороннем порядке на основании решения арендодателя в следующих случаях: в связи
с изменением Порядка расчета арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа, а также земельных участков, собственность на которые
не разграничена; в связи с изменением категории земель; в связи
с изменением кадастровой стоимости земельного участка; в связи
с изменением разрешенного использования земельного участка. Арендная плата в новом размере уплачивается с месяца, следующего за наступлением вышеуказанных изменений.
В результате кадастровых работ, выполненных арендатором, земельный участок с кадастровым номером 89:04:011003:179 (154000 кв. м) разделен на два земельных участка с кадастровыми номерами 89:04:011003:2223 (133149 кв. м) и 89:04:011003:2224 (20851 кв. м).
Распоряжением администрации от 03.04.2014 № 575-р из земельного участка, общей площадью 154000 кв. м с кадастровым номером 89:04:011003:179, ранее предоставленного распоряжением администрации муниципального образования Надымский район от 18.02.2010 № 222-р и находящегося у АО «Газпром» в пользовании в соответствии с договором № 2010-88, путем раздела образованы земельные участки с кадастровыми номерами 89:04:011003:2223 и 89:04:011003:2224 (пункт 1). В отношении земельного участка с кадастровым номером 89:04:011003:2224 установлен вид разрешенного использования – под размещение «Площадки ВЗиС в районе УКПГ-9 для строительства объекта: «Установка охлаждения газа на УКПГ-9 в составе стройки «Дожимная компрессорная станция и установка охлаждения газа на УКПГ-9 Харвутинской площадки Ямбургского ГКМ» (пункт 2). Земельный участок с кадастровым номером 89:01:011003:2224 с 01.04.2014 исключен из договора № 2010-880 и предоставлен обществу с ограниченной ответственностью «Стройгазконсалтинг» (далее – ООО «Стройгазконсалтинг») на срок с 01.04.2014 по 31.12.2015 (пункт 4).
Пунктом 5 распоряжения администрации от 03.04.2014 № 575-рмуниципальному учреждению «Департамент муниципального имущества и инвестиций администрации муниципального образования Надымский район» предписано подготовить:
- проект дополнительного соглашения к договору аренды земельных участков от 14.07.2010 № 2010-88 после получения оригиналов кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 889:04:011003:2223;
- проект договора аренды земельного участка с ООО «Стройгазконсалтинг» после получения оригиналов кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 89:04:011003:2224.
По окончании кадастровых работ истец обратился к администрации с письмом от 27.07.2015 № 55/1-20/10625 о расторжении договора с 19.06.2015 и направлении откорректированного расчета арендной платы.
С письмом от 24.08.2015 № 29-1908/01-23 администрация направила истцу расчет арендной платы на 2014-2015 годы.
Внесение арендной платы в рамках договора № 2010-880 производилось истцом (агент) на основании заключенного им с ПАО «Газпром» (принципал) агентского договора от 15.11.2002 № 1588-13/02, в соответствии с которым принципал поручил, а агент обязался за вознаграждение провести все мероприятия по оформлению прав принципала как арендатора объектов, совершать действия по исполнению договоров аренды и иные действия в соответствии с настоящим договором и указаниями принципала.
В 2014 году истец перечислил арендную плату в сумме 1 287 316 руб.
80 коп.
Согласно уведомлению арендодателя от 27.04.2015 № 29-990/01-23/10 арендная плата за земельный участок, площадью 154000 кв. м, за 2014 год составляет 486 486 руб.
Ссылаясь на то, что с 01.03.2015 расчет арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для проведения работ, связанных с пользованием недрами, подлежал определению в соответствии с положениями пункта 4 статьи 39.7 ЗК РФ, ООО «Газпром добыча Ямбург» произвело перерасчет,
по которому арендная плата за земельный участок площадью 154000 кв. м
с кадастровым номером 89:04:011003:179 в 2015 году до прекращения арендных отношений составляет всего 78 758 руб. 13 коп., в том числе:
- с 01.01.2015 по 28.02.2015 - 78 637 руб. 46 коп.;
- с 01.03.2015 по 18.06.2015 - 120 руб. 67 коп.
Истец направил администрации письмо от 15.09.2015 с просьбой о перерасчете арендной платы, в том числе с учетом подлежащих применению с 01.03.2015 положений пункта 4 статьи 39.7 ЗК РФ.
С письмом от 05.10.2015 № 29-2177/01-23 администрация направила истцу для подписания расчет арендной платы с 01.01.2014 по 19.06.2015, в котором отражен вид разрешенного (фактического) использования спорного земельного участка – строительство первоочередных объектов обустройства эксплуатационных участков ЭУ-10, ЭУ-11 Харвутинской площади Ямбурского месторождения, соответствующий представленной в дело кадастровой выписке.
Недостижение согласия по расчету арендной платы, отказ администрации в перерасчете арендной платы и возврате излишне уплаченных истцом арендных платежей, послужил основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды руководствовались статьями 4, 424, 614, пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ, пунктом 4 статьи 22, пунктом 4 статьи 39.7 ЗК РФ, разъяснениями, данными в пунктах 16, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» (далее – Постановление Пленума ВАС РФ № 73), подпунктом «д» пункта 3 Правил определения размера арендной платы № 582), пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 137-ФЗ) и исходили из правомерного определения истцом с 01.03.2015 размера арендной платы по регулируемой цене для земельных участков, предоставленных в целях проведения работ, связанных с пользованием недрами, а, установив факт перечисления ответчику арендной платы, рассчитанной им после 01.03.2015 на условиях договора аренды без учета требований пункта 4 статьи 39.7 ЗК РФ, суды пришли к выводу о наличии на стороне администрации неосновательного обогащению в виде полученных арендных платежей в завышенном размере.
Отклоняя произведенный администрацией в соответствии с пунктом 5 Правил определения размера арендной платы № 582 и приказом Минэкономразвития № 9 расчет годовой арендной платы в соответствии со ставкой 0,02 руб. за 1 кв. м, применяемой к земельным участкам, предоставленным (занятым) для размещения объектов Единой системы газоснабжения, газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, суд первой инстанции также указал, что при таком расчете годовой размер арендной платы в любом случае подлежит ограничению установленным пунктом 2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ предельным размером арендной платы за пользование земельными участками, в том числе на которых расположены линейные объекты – не более 2% кадастровой стоимости таких земельных участков. Поскольку годовой размер арендной платы за используемый истцом земельный участок, исчисленный по ставке 0,02 руб. за 1 кв. м, составляет большую сумму, чем годовая арендная плата в предельно допустимом размере - исходя из 2% кадастровой стоимости, суд первой инстанции сделал вывод о неправомерности расчета ответчика.
Суд округа не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В пунктах 16, 19 постановления Пленума ВАС РФ № 73 разъяснено, что к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще
не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы,
ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Введенной в действие с 01.03.2015 статьей 39.7 ЗК РФ предусмотрено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
При этом пунктом 4 статьи 39.7 ЗК РФ установлено ограничение размера арендной платы за земельные участки публичной собственности, состоящее в том, что плата за аренду при их предоставлении в целях размещения объектов, предусмотренных в подпункте 2 пункта 1 статьи 49 ЗК РФ, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для земельных участков федеральной собственности, предоставленных в этих же целях.
Нормативным правовым актом, устанавливающим размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, являются Правила определения размера арендной платы № 582.
Так, подпунктом «д» пункта 3 приведенных Правил установлен размер арендной платы за земельный участок, предоставленный без торгов недропользователю для проведения работ, связанных с пользованием недрами, и составляет 2% от кадастровой стоимости такого участка.
Пунктом 5 названных Правил в отношении земельных участков, предоставленных без проведения торгов для размещения, в частности объектов Единой системы газоснабжения, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, предусмотрено, что арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации.
Для указанных в предыдущем абзаце объектов, ставки арендной платы за земельные участки, на которых расположены такие объекты, утверждены Приказом Минэкономразвития № 9, согласно которому для Ямало-Ненецкого автономного округа ставка составляет 0,02 руб. за 1 кв. м земельного участка.
Спор между сторонами по настоящему делу сводится к тому, какой размер регулируемой арендной платы, предусмотренный Правилами определения размера арендной платы № 582 (согласно подпункту «д» пункта 3 или в соответствии с пунктом 5), следует применять за используемый истцом земельный участок в период с 01.03.2015 и по 18.06.2015 (дата прекращения пользования участком).
Суд округа считает правильными выводы судов о применении
при расчете арендной платы с 01.03.2015 ставки 2% от кадастровой стоимости предоставленных истцу земельных участков.
Из установленной судами на основании условий договора аренды, выписок из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним цели использования предоставленного истцу земельного участка - под эксплуатацию первоочередных объектов обустройства эксплуатационных участков ЭУ-10, ЭУ-11 Харвутинской площади Ямбурского месторождения, суды пришли к обоснованным выводам о том, что участок предназначен для проведения на нем работ, связанных с пользованием недрами, а не в связи с размещением на нем объектов Единой системы газоснабжения.
Доводы и доказательства истца о том, что предусмотренная цель предоставления ответчиком земельного участка в аренду имеет отношение
к осуществлению на нем работ, связанных с пользованием недрами, администрацией не опровергнуты и не приведены. Кроме того, об ином фактическом использовании земельных участков, чем предусмотрено договором аренды, распоряжением администрации от 03.04.2014 № 575-р, ответчиком также не заявлено.
Ссылка заявителя жалобы на невозможность расчета арендной платы по подпункту «д» пункта 3 Правил определения размера арендной платы № 582 по основанию непредставления доказательств наличия лицензии на недропользование у арендатора земельных участков - ПАО «Газпром», также не может быть принята во внимание судом кассационной инстанции, поскольку пользование недрами в отсутствие лицензии влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но не может являться основанием для определения размера арендной платы за земельный участок иным образом, чем согласно целям, для которых он предоставлен и его фактическому использованию.
При таких обстоятельствах представленный истцом расчет арендной платы с 01.03.2015 за спорный земельный участок, исходя из ставки 2% от кадастровой стоимости в связи с проведением на нем работ, связанных с пользованием недрами, является правомерным.
Между тем, суд округа отмечает ошибочность вывода суда первой инстанции о необходимости учета положений пункта 2 статьи 3 Закона
№ 137-ФЗ об ограничении применяемой администрацией регулируемой арендной платы, установленной пунктом 5 Правил определения размера арендной платы № 582 и приказом Минэкономразвития № 9 - по ставке 0,02 руб. за 1 кв. м для земельных участков в случае их предоставления для размещения объектов Единой системы газоснабжения, газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
При этом судом первой инстанции неправильно применена правовая позиция, изложенная в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.10.2015 № 306-ЭС15-6588.
При этом суд первой инстанции необоснованно применил к спору сторон относительно периода начисления арендной платы после 01.03.2015 положения пункта 2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.03.2015, по которой ограничение размера годовой арендной платы ставкой 2% от его кадастровой стоимости применялось к земельным участкам, на которых расположены линейные объекты, независимо от того, является или нет приобретение права аренды на такой участок следствием переоформления права постоянного бессрочного пользования на него.
Пункт 2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ в редакции Закона № 171-ФЗ, действующей с 01.03.2015, предусматривает предельное ограничение размера арендной платы двумя процентами кадастровой стоимости земельного участка только к таким участкам, право аренды которых приобретено вследствие переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на них.
Одновременно с внесением Законом № 171-ФЗ изменений в пункт 2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ, с 01.03.2015 введена в действие статья 39.7 ЗК РФ, пункт 4 которой прямо предусматривает порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных пункта 2 статьи 49 ЗК РФ (в том числе на которых расположены объекты, обладающие характеристиками линейных), а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами.
Таким образом, ограничение размера арендной платы, определение которой после 01.03.2015 уже урегулировано специальными нормами земельного законодательства (в данном случае пунктом 4 статьи 39.7 ЗК РФ), не предусмотрено. Обратное исключало бы правовой смысл в установлении конкретных ставок платы за земельные участки, поименованные в подпункте 2 статьи 49 ЗК РФ.
Между тем, дополнительное отклонение судом первой инстанции расчета ответчика по неверному основанию не привело к принятию незаконного решения, поскольку в силу вышеизложенного подлежащая уплате истцом с 01.03.2015 арендная плата правильно определена судами по ставке 2% от кадастровой стоимости спорного земельного участка как предоставленного арендатору для проведения работ, связанных с пользованием недрами.
Учитывая вышеизложенное, отсутствуют предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены обжалуемых судебных актов
в кассационном порядке, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа
от 24.08.2017 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда
от 09.11.2017 по делу № А81-4221/2017 оставить без изменения,
а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий М.А. Севастьянова
Судьи Т.А. Зиновьева
В.В. Сирина