Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А81-6101/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2018 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2018 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Буровой А.А.
судей Кокшарова А.А.
Чапаевой Г.В.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение от 31.07.2017 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Садретинова Н.М.)
и постановление от 26.10.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Кливер Е.П., Рыжиков О.Ю.) по делу № А81-6101/2016 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Строительное монтажное объединение «Ямалстрой» (629303, Ямало-Ненецкий автономный округ, <...> коммунальная зона,
ИНН <***>, ОГРН <***>) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу (629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард,
ул. Губкина, 6А, ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным решения.
В заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью «Строительное монтажное объединение «Ямалстрой» - ФИО1 по доверенности
от 13.03.2017;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1
по Ямало-Ненецкому автономному округу – ФИО2 по доверенности
от 09.01.2018.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью «Строительное монтажное объединение «Ямалстрой» (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу
(далее – Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения
от 07.11.2016 № 4115А об отказе в государственной регистрации в отношении ПАО «Ямалнефтегазстрой», а также об обязании Инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов
заявителя путем осуществления государственной регистрации
ПАО «Ямалнефтегазстрой».
Решением от 31.07.2017 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением
от 26.10.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования Общества удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов кассационной жалобы Инспекция указывает на то, что регистрация вновь созданного юридического лица, учредителем которого является лицо, находящееся в стадии ликвидации, противоречит нормам действующего законодательства; протокол собрания кредиторов не содержит сведений о том, какое имущество будет использовано Обществом в качестве замещаемых активов; Обществом представлен неполный пакет документов, необходимых для регистрации юридического лица.
Общество возражает против доводов Инспекции согласно отзыву.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу решения и постановления судов.
Как следует из материалов дела, решением от 18.01.2016 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу №А81-1320/2014 Общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден ФИО3
Согласно протоколу собрания кредиторов заявителя от 14.10.2016 № 5 приняты решения, в том числе о проведении замещения активов должника в ходе конкурсного производства в соответствии со статьей 141 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве); о создании в целях замещения активов на базе имущества должника публичного акционерного общества - ПАО «Ямалнефтегазстрой»; об утверждении перечня имущества, передаваемого в уставный капитал создаваемого публичного акционерного общества согласно отчетам об оценке от 12.10.2016 № 07/2016 и № 08/2016.
01.11.2016 Обществом в регистрирующий орган подано заявление
о государственной регистрации юридического лица при создании по форме
№ Р11001, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, с приложением пакета документов.
Решением налогового органа от 07.11.2016 № 4115А на основании подпункта «в» пункта 1 статьи 23, с учетом пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон
№ 129-ФЗ) отказано в государственной регистрации юридического лица -
ПАО «Ямалнефтегазстрой» по причине того, что единственным учредителем создаваемого юридического лица является Общество, находящееся в стадии ликвидации.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округ от 13.01.2017 № 1-г/р жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.
Полагая, что отказ Инспекции является незаконным и нарушающим права Общества, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 1, 9, 12, 23 Закон № 129-ФЗ, статей 110 ,115, 141 Закона о банкротстве, пришли к выводу о том, что отказ Инспекции в регистрации юридического лица нарушает действующее законодательство и ограничивает права и законные интересы Общества.
Суд кассационной инстанции, поддерживая выводы судов первой и апелляционной инстанций, исходит из положений норм материального права, указанных в судебном акте, и обстоятельств, установленных по делу.
В соответствии со статьей 12 Закона № 129-ФЗ при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) учредительные документы юридического лица, за исключением случая, если юридическое лицо будет действовать на основании типового устава, предусмотренного подпунктом «е» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, выдается заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, регистрирующему органу, или направляется по почте;
г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
д) документ об уплате государственной пошлины.
Отказ в государственной регистрации допускается, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 13.1, пунктом 2 статьи 20, пунктом 4 статьи 22.1, пунктом 5 статьи 22.2 названного Федерального закона (подпункт «в» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 20 Закона № 129-ФЗ регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или внесение в единый государственный реестр юридических лиц записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которой является юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации.
Данные положения направлены, в том числе на недопущение создания юридических лиц, учредителем которых выступает юридическое лицо, ликвидируемое без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (статья 61 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 141 Закона о банкротстве предусмотрено, что на основании решения собрания кредиторов в ходе конкурсного производства может быть проведено замещение активов должника в целях наиболее полного удовлетворения требований кредиторов при условии, что за принятие такого решения проголосовали все кредиторы, обязательства которых обеспечены залогом имущества должника.
К замещению активов должника в ходе конкурсного производства применяются положения статьи 115 Закона о банкротстве, если иное не предусмотрено настоящей статьей и не противоречит существу конкурсного производства.
Согласно статьи 115 Закона о банкротстве замещение активов должника проводится путем создания на базе имущества должника одного открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ. В случае создания одного открытого акционерного общества в его уставный капитал вносится имущество (в том числе имущественные права), входящее в состав предприятия и предназначенное для осуществления предпринимательской деятельности.
Проанализировав указанные нормы законодательства, установив, что создание ПАО «Ямалнефтегазстрой» путем замещения активов должника в процедуре конкурсного производства соответствовало положениям Закона о банкротстве, принимая во внимание, что Обществом был предоставлен в регистрирующий орган полный пакет документов, необходимых для регистрации юридического лица при создании, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что отказ в государственной регистрации данного юридического лица, мотивированный нахождением учредителя создаваемого юридического лица в стадии ликвидации, является неправомерным.
Доводы Инспекции о том, что Законом № 129-ФЗ запрещена регистрация вновь созданного юридического лица, учредителем которого является лицо, находящееся в стадии ликвидации, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Доводы налогового органа о том, что предоставленный Обществом протокол от 14.10.2016 № 5 собрания кредиторов не содержит каких-либо сведений о том, какое имущество предприятия будет использовано Обществом в качестве замещаемых средств, сведений о регистрации предприятия как имущественного комплекса, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонены ими со ссылкой на судебные акты по делу № А81-1320/2014 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, в соответствии которыми принятое решение собрания кредиторов Общества о создании на базе имущества должника ПАО «Ямалнефтегазстрой» является законным и не нарушает права и интересы уполномоченного органа.
Доводы налогового органа о том, что комплект документов, представленный для регистрации вновь созданного юридического лица, является неполным, поскольку отсутствуют сведения о передаваемом в уставной капитал имуществе, не принимаются судом кассационной инстанции, поскольку противоречат материалам дела, кроме того, указанное обстоятельство не было положено в основу оспариваемого решения Инспекции от 07.11.2016 № 4115А.
Судом кассационной инстанции не установлено нарушений норм процессуального законодательства, которые могли привести к принятию неправильного решения и постановления судов первой и апелляционной инстанций (часть 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 31.07.2017 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 26.10.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А81-6101/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий А.А. Бурова
Судьи А.А. Кокшаров
Г.В. Чапаева