Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Тюмень Дело № А81-6349/2018
Резолютивная часть постановления объявлена августа 2019 года | |
Постановление изготовлено в полном объеме августа 2019 года |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Беловой Л.В.
ФИО1
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Межрегиональный Центр управления отходами производства» (628616, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Нижневартовск, улица Мира, дом 8П, офис 109, ОГРН 1106731001849, ИНН 6731079790)
на решение от 17.12.2018 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Садретдинова Н.М.) и постановление от 19.04.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Грязникова А.С., Лотов А.Н., Сидоренко О.А.) по делу № А81-6349/2018 по заявлению общества
с ограниченной ответственностью «РН-Пурнефтегаз» (629830, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Губкинский, микрорайон 10, 3, ОГРН 1058901407707, ИНН 8913006455) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Губкина, 13, ОГРН 1028900511420, ИНН 8901003347) об оспаривании решений и предписаний от 16.07.2018.
Другие лица, участвующие в деле: публичное акционерное общество «Нефтяная компания «Роснефть», общество с ограниченной ответственностью «Межрегиональный Центр управления отходами производства», общество с ограниченной ответственностью «Чистая планета».
В судебном заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью «Межрегиональный Центр управления отходами производства» – ФИО2 по доверенности от 01.10.2018,
от общества с ограниченной ответственностью «РН-Пурнефтегаз» – ФИО3 по доверенности от 01.01.2019,
от публичного акционерного общества «Нефтяная компания «Роснефть» – ФИО4 по доверенности от 01.01.2017.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью «РН-Пурнефтегаз» (далее – ООО «РН-Пурнефтегаз», заказчик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений и предписаний Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – управление, антимонопольный орган) от 16.07.2018 № 07-01/18.1(223)/53-2018 – № 07-01/18.1(223)/59-2018 в части неправомерного установления критериев выбора победителя, а именно №№ 3-6 «Руководства по оценке оферт».
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены публичное акционерное общество «Нефтяная компания «Роснефть» (далее – ПАО «НК «Роснефть»), общество с ограниченной ответственностью «Межрегиональный Центр управления отходами производства» (далее – ООО «МЦ УОП», общество) и общество с ограниченной ответственностью «Чистая планета» (далее – ООО «Чистая планета»).
Решением от 17.12.2018 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 19.04.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда, требования ООО «РН-Пурнефтегаз» удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО «МЦ УОП», ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам, просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию.
ПАО «НК «Роснефть» и ООО «РН-Пурнефтегаз» в отзывах на кассационную жалобу просят оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
ООО «Чистая планета» отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не представлен.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела, ООО «РН-Пурнефтегаз» 19.06.2018 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru были размещены извещения и документация о проведении открытых запросов предложений в электронной форме на право заключения договоров на выполнение работ по утилизации отходов бурения при эксплуатационном бурении скважин на 2018-2019 годы: по Барсуковскому направлению (извещение № 31806622466), Южно-Харампурскому месторождению (извещение № 31806622436), Фестивальному месторождению (извещение № 31806622432), Тарасовскому месторождению (извещение № 31806622451), Северо-Харампурскому месторождению (извещение № 31806622443), Северо-Тарасовскому и Северо-Айваседопуровскому месторождениям (извещение № 31806622447), Губкинскому месторождению (извещение № 31806622457).
05.07.2018 в антимонопольный орган поступили жалобы ООО «МЦ УОП» на действия заказчика при проведении запросов предложений. По мнению общества, критерии выбора победителя закупок №№ 3-5 «Руководства по оценке оферт» ограничивают конкуренцию и блокируют выбор победителя закупки; в пункте 6 «Руководства по оценке оферт» установлено требование о наличии у участника технического свидетельства Госстроя, подтверждающего пригодность продукции для применения в строительстве, в то время как условие о производстве из отходов именно строительной продукции отсутствует. Данное требование исключает из числа участников закупки тех хозяйствующих субъектов, которые изготавливают из отходов не новую продукцию, а продукцию по ГОСТам; пунктом 12 «Руководства по оценке оферт» предусмотрено, что количество баллов за снижение стоимости выполняемых работ не превысит 10 при условии, что стоимость работ будет равна или меньше 85% от НМД. Таким образом, снижение стоимости работ ниже 85% от НМД не даст никаких преимуществ участнику (так как баллы от этого действия не прибавляются).
Решениями управления от 16.07.2018 № 07-01/18.1(223)/53-2018 – № 07-01/18.1(223)/59-2018 жалобы ООО «МЦ УОП» признаны обоснованными; в действиях ООО «РН-Пурнефтегаз» установлены нарушения части 1 статьи 2 и пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ); заказчику выданы предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения закупок, а именно: внести изменения в документацию о проведении запросов предложений с учетом принятых решений, назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в запросах предложений и разместить соответствующую информацию в Единой информационной системе.
Антимонопольный орган пришел к выводу, что требования о наличии и предоставлении участниками закупки в составе заявки документов, подтверждающих право на использование технологии/технической документации по утилизации отходов бурения, технических условий (далее – ТУ) и технического свидетельства на получаемую продукцию, а также положительного заключения государственной экологической экспертизы (далее – ГЭЭ) на проект технической документации новой технологии/техники, вещества, предусматривающих их использование в планируемом месте осуществления работ, противоречат действующему законодательству, являются избыточными и необоснованно ограничивают количество участников закупки.
Не согласившись с решениями и предписаниями управления в части неправомерного установления вышеперечисленных требований в качестве критериев выбора победителя, ООО «РН-Пурнефтегаз» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций признали решения и предписания антимонопольного органа в оспариваемой части недействительными, указав на наличие у заказчика правовых оснований для предъявления к участникам запросов предложений требований, предусмотренных пунктами 3-6 «Руководства по оценке оферт», и отсутствие в его действиях признаков ограничения конкуренции.
Согласно части 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, и, в силу части 2 статьи 2 Закона 223-ФЗ, должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 названного Закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
На основании части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в документации о закупке должны быть установлены сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (пункт 1); требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям (пункт 9); критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (пункт 12); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (пункт 13).
В соответствии с пунктами 2 и 4 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (часть 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ).
Использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно. Если возможна количественная оценка представляемых сведений участниками закупки, между такими сведениями и количеством присваиваемых баллов должно быть установлено их взаимное соотношение: определенное количество присваиваемых баллов должно соответствовать определенному показателю, возможное количественное изменение показателя оценки должно изменять количество присваиваемых баллов в соответствии с интервалами их изменений или используемой формулой (пункт 4 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона № 223-ФЗ, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018).
Из материалов дела следует, что размещение извещений и документации о закупках произведено в соответствии с Положением Компании о закупке товаров, работ, услуг № П2-08 Р-0019 Версия 1.00, утвержденным Решением Совета директоров ОАО «НК «Роснефть» 03.04.2015 (далее - Положение о ЗТРУ), введенным в действие по ООО «РН-Пурнефтегаз» приказом от 27.05.2018 № 1995.
Положение о ЗТРУ определяет запрос предложений как конкурентный способ закупки, не являющийся торгами, при котором победителем признается участник закупки, заявка которого наилучшим образом соответствует требованиям документации о запросе предложений в соответствии с объявленными критериями и порядком оценки.
Согласно пункту 1 таблицы 1 Положения о ЗТРУ запрос предложений применяется, если предметом закупки является продукция, минимальные требования при закупке которой могут быть установлены и формализованы заказчиком (в том числе требования к участнику закупки, к продукции, к условиям договора), но принятие решения о выборе поставщика на основе одного критерия «минимальная предложенная цена» нецелесообразно, так как при этом не учитываются предпочтения заказчика в части характеристик продукции и/или иных условий процедуры закупки.
Участник закупки должен соответствовать специальным требованиям, подтверждающим его возможность своевременной поставки продукции определенного вида с необходимым уровнем качества, включая требования о наличии специального опыта, возможностей и ресурсной базы, разрешительных документов (лицензий, сертификатов и пр.), необходимых в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и иные требования. Заказчик вправе определить перечень документов, либо установить требования к документам, подтверждающим соответствие участника закупки предъявляемым к нему требованиям. Заказчик вправе установить любые иные измеряемые требования к участнику закупки (пункты 10.5.2.2, 10.5.2.4, 10.5.2.5 Положения о ЗТРУ).
На основании пунктов 10.5.3.2, 10.5.3.4 Положения о ЗТРУ заказчик вправе установить требование о соответствии продукции стандартам, техническим условиям или иным нормативным документам, а также требования к подтверждающим такое соответствие документам (сертификатам, заключениям, инструкциям, гарантийным талонам и т.п.), которые должны быть представлены в составе заявки перед заключением договора либо при поставке продукции в рамках заключенного договора с целью определения соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Заказчик вправе установить требования в отношении условий изготовления продукции (по использованию или запрету на использование определенных технологий, соблюдению стандартов, наличию разрешительных документов на проектирование и т.п.).
Критерии отбора участников закупок и критерии оценки заявок на участие в закупках определены в пунктах 10.5.6.2 и 10.5.6.3 Положения о ЗТРУ. В частности, заказчик вправе установить следующие критерии оценки заявок: цена договора, цена лота, цена единицы продукции; срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг; условия оплаты товара, работ, услуг; функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара; качество технического предложения участника закупки при закупках работ, услуг; опыт и квалификация участника закупки, а также его субподрядчиков (поставщиков, соисполнителей) (если применимо); иные критерии оценки, формируемые заказчиком в зависимости от специфики процедуры закупки.
Согласно пунктам 11.3.1.3, 11.4.1.4 Положения о ЗТРУ рассмотрение заявок осуществляется в следующем порядке: проведение отбора, в рамках которого заказчик рассматривает заявки на соответствие требованиям, установленным в документации о закупке; цель отбора — допуск к дальнейшему участию в процедуре закупки заявок, отвечающих требованиям документации о закупке, и отклонение остальных заявок как неприемлемых; проведение оценки заявок, в рамках которой заказчик оценивает и сопоставляет заявки допущенных участников закупки путем их ранжирования по степени предпочтительности с целью выбора победителя.
Критерии отбора заявок участников закупки определены в пунктах 18 Блока 2 «Информационная карта» документации: соответствие участника закупки, предлагаемой продукции и договорных условийпредъявленным требованиям; соответствие заявки по составу и/или оформлениюпредъявленным требованиям, в том числе по объему и содержанию представляемых документов, а также по подписанию уполномоченным лицом; соответствие технической части заявки по составу, содержанию требованиям Технического задания и условиям договора к оказываемым услугам/выполняемым работам/поставляемым товарам; соответствие коммерческой части заявки по составу и содержанию условиям технической части заявки.
В пункте 20 (подпункт 3.8.4 блока 2) «Информационная карта» документации предусмотрено, что победителем запроса предложений признается участник закупки, набравший наибольшее количество баллов в соответствии с Руководством по оценке оферт.
Пункт 3 раздела «Руководство по оценке оферт» документации содержит требование о наличии у участника закупки прав на технологию обращения с отходами, планируемую к использованию в рамках выполнения работ, являющихся предметом закупки (основание — глава 77 часть IV ГК РФ); подтверждающие документы: согласно статье 1550 главы 77 части IV ГК РФ, заверенная руководителем предприятия выписка из проекта технической документации на технологию, содержащая описание условий использования и порядка проведения работ; представлен лицензионный договор на передачу прав на использование технологии - 5 баллов, не представлен - 0 баллов.
Согласно пункту 4 раздела «Руководство по оценке оферт» в случае использования новой технологии/техники/вещества требуется наличие у участника закупки полученного в установленном законом порядке положительного заключения ГЭЭ на проект технической документации новой технологии/техники/вещества, предусматривающий их использование в планируемом месте осуществления работ (основание – пункт 5 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе»); подтверждающие документы: заверенная ЭЦП копия положительного заключения ГЭЭ (в том числе приказа об утверждении заключения) или копия письма уполномоченного органа исполнительной власти в области экологической экспертизы о том, что проект технической документации не является объектом ГЭЭ; представлена копия положительного заключения ГЭЭ - 5 баллов, не представлена - 0 баллов.
В пункт 5 раздела «Руководство по оценке оферт» включено требование о наличии у участника закупки технических условий (далее – ТУ) на получаемую продукцию, определяющих требования к производству продукции, содержащих описание методов контроля; подтверждающие документы: заверенная ЭЦП копия ТУ на продукцию, получаемую в результате утилизации отходов, а также документа, подтверждающего право участника закупки на использование ТУ; представлена заверенная копия ТУ на продукцию – 5 баллов, не представлена - 0 баллов.
Пунктом 6 раздела «Руководство по оценке оферт» содержит требование о наличии у участника закупки технического свидетельства, подтверждающего пригодность продукции для применения (для продукции, применяемой в строительстве), основание приказ Госстроя от 16.04.2013 № 129/ГС, приказ Минрегиона России от 24.12.2008 № 292; подтверждающие документы: заверенная ЭЦП копия технического свидетельства; представлена копия технического свидетельства на продукцию – 5 баллов, не представлена – 0 баллов.
Аналогичные требования к квалификации участников закупки и подтверждающим документам установлены в пункте 3.2.2 Блока 2 «Информационная карта» документации о закупках. При этом в примечании к разделу «Руководство по оценке оферт» указано, что в случае получения оценки «0» по выполнению пунктов 1-7, 9, 11 критериев оценки оферт, участник закупки выбывает из конкурса.
Между тем суды, ограничившись констатацией фактов наличия у ООО «РН-Пурнефтегаз» прав предъявлять к участникам запросов предложений требования, перечисленные в пунктах 3-6 «Руководства по оценке оферт», не приняли во внимание довод ООО «МЦ УОП» относительно неправомерности использования заказчиком в качестве критериев для оценки заявок квалификационных требований, являющихся условием допуска к участию в закупке.
Кроме того, вопреки позиции судов, из содержания документаций о запросах предложений не усматривается возможность предоставления участниками закупки в подтверждение соответствия установленным заказчиком требованиям документов, отличных от тех, которые поименованы в «Руководстве по оценке оферт».
Поскольку устранение допущенных нарушений связано с необходимостью исследования и оценки доказательств, что в силу части 2 статьи 287 АПК РФ недопустимо в суде кассационной инстанции, решение от 17.12.2018 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 19.04.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 АПК РФ, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции (пункт 3 части 1 статьи 287 АПК РФ).
При новом рассмотрении арбитражному суду надлежит в порядке статьи 71 АПК РФ проверить и дать оценку всем приведенным сторонами доводам и представленным в их подтверждение доказательствам, установить все существенные для дела обстоятельства, и принять по делу судебный акт, отвечающий требованиям действующего законодательства.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 17.12.2018 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 19.04.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А81-6349/2018 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд
Ямало-Ненецкого автономного округа.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Г.А. Шабанова
Судьи Л.В. Белова
Ю.Н. Киричёк