Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru,e-mail info@faszso.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А81-7217/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего, судьи О.И. Антипиной,
судей В.И. Новоселова,
Е.М. Цыгановой.
рассмотрел в судебном заседании без участия представителей сторон кассационную жалобу заинтересованного лица - Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе на решение от 24.12.2009 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Ф.С. Каримов) и постановление от 19.05.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: А.Н. Лотов, О.А. Сидоренко, Н.А. Шиндлер) по делу № А81-7217/2009 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Севергазстрой» к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью «Севергазстрой» (далее – ООО «Севергазстрой», Общество) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (далее – Региональное отделение, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 16.11.2009 № 62-09-509/пн о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа 700 000 руб.
Заявленные требования мотивированы малозначительностью совершенного им правонарушения в связи с пропуском срока представления ежеквартального отчета на один день, отсутствия негативных последствий для общества.
Решением от 24.12.2009 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 19.05.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены. Суды признали правонарушение малозначительным.
В кассационной жалобе Региональное отделение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
По мнению Регионального отделения, вывод суда о малозначительности совершенного заявителем правонарушения сделан без учета фактических обстоятельств дела, кроме того, постановление о назначении административного наказания Обществу вынесено с учетом оценки всех обстоятельств совершения данного правонарушения, административный штраф назначен в минимальном размере.
В отзыве на кассационную жалобу Общество по доводам административного органа возражает, просит решение оставить без изменения.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Из материалов дела следует, что ОАО «Севергазстрой» создано в процессе приватизации.
Комитетом финансов администрации Тюменской области 18.06.1993 зарегистрирован выпуск акций ОАО «Севергазстрой».
План приватизации Общества предусматривал размещение 43,3 процента ценных бумаг по закрытой подписке среди членов трудового коллектива, численность которого на момент регистрации выпуска ценных бумаг составляла более 500, размещение 18,8 процентов ценных бумаг путем свободной продажи.
При проведении мониторинга соблюдения порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг административным органом было обнаружено, что ОАО «Севергазстрой» в установленном порядке информация в форме ежеквартального отчета эмиссионных ценных бумаг за 2 квартал 2009 года не раскрыта, а именно в срок до 14.08.2009 в регистрирующий орган отчет своевременно Обществом представлен не был.
По данному факту заместителем начальника отдела по контролю за раскрытием информации участниками рынка ценных бумаг в отношении ОАО «Севергазстрой» 30.10.2009 составлен протокол № 62-09-756/пр-ап об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении 16.11.2009 руководителем Регионального отделения в Уральском Федеральном округе Федеральной службы по Финансовым рынкам вынесено постановление № 62-09-509/пн, согласно которого ОАО «Севергазстрой» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 700 000 руб.
Общество, полагая, что указанное постановление является незаконным и подлежит отмене, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворив заявление по делу, исходили из того, что материалами дела подтвержден факт совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Однако в рассматриваемом случае суды признали, что допущенное Обществом правонарушение является малозначительным, в связи с чем, на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Общество подлежит освобождению от административной ответственности.
Согласно части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и(или) недостоверной информации, и(или) вводящей в заблуждение информации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
В силу части 1 статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон № 208-ФЗ) открытое общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» установлено, что под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.
Порядок раскрытия информации установлен Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 № 06-117/пз-н (далее – Положение).
В силу пунктов 5.1, 5.6, 5.7, 5.8 Положения обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета в порядке, предусмотренном настоящим Положением, распространяется:
а) на эмитентов, в отношении ценных бумаг которых осуществлена регистрация хотя бы одного проспекта ценных бумаг;
б) на эмитентов, государственная регистрация хотя бы одного выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, которых сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг в случае размещения таких ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышало 500;
в) на эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и/или муниципальных предприятий (их подразделений), в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц;
г) на эмитентов, биржевые облигации которых допущены к торгам на фондовой бирже.
Ежеквартальный отчет составляется по итогам каждого квартала. Информация приводится эмитентом в ежеквартальном отчете по состоянию на дату окончания завершенного отчетного квартала, если иное не предусмотрено Приложением 10 к настоящему Положению.
Ежеквартальный отчет представляется в регистрирующий орган не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала.
В срок не более 45 дней со дня окончания соответствующего квартала эмитент обязан опубликовать текст ежеквартального отчета в сети Интернет.
Текст ежеквартального отчета должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет со дня истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока, - с даты его опубликования в сети Интернет.
Не позднее 1 дня с даты опубликования на странице в сети Интернет текста ежеквартального отчета эмитент обязан опубликовать в ленте новостей сообщение о порядке доступа к информации, содержащейся в ежеквартальном отчете.
Пунктом 1.14 Положения предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Положением эмитент обязан представить (направить) в регистрирующий орган какой-либо документ, содержащий подлежащую раскрытию информацию, такой документ представляется в регистрирующий орган на бумажном носителе. В случае, если бумажный носитель документа насчитывает более одного листа, он должен быть прошит, пронумерован, скреплен печатью эмитента на прошивке и заверен подписью уполномоченного лица эмитента.
Одновременно с представлением документа на бумажном носителе в регистрирующий орган представляется текст документа в формате и на электроном носителе, соответствующем требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Судами установлено, что ежеквартальный отчет эмитента эмиссионных ценных бумаг за 2 квартал 2009 года Общество должно было представить в регистрирующий орган не позднее 14.08.2009. Однако ежеквартальный отчет за 2 квартал 2009 год был представлен Обществом в регистрирующий орган 18.08.2009, то есть с нарушением срока, установленного действующим законодательством (нарушение срока составило 1 рабочий день).
Таким образом, выводы судов о наличии в данном деле факта нарушения ОАО «Севергазстрой» порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, то есть совершение им правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правомерны.
Вместе с тем, суды, оценив в порядке, установленном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, характер совершенного обществом правонарушения, степень общественной опасности и ущерба, причиненного охраняемым государством общественным отношениям, исходя из конкретных обстоятельств дела и отсутствия вредных последствий, в соответствии с конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания пришли к выводу о наличии оснований для признания правонарушения малозначительным.
Обстоятельство нарушения срока на один день указано в оспариваемом постановлении, но на момент составления протокола об административном правонарушении все недостатки были полностью устранены.
В рассматриваемом случае суды посчитали, что правонарушение, совершенное Обществом, не причинило экономического ущерба интересам государства, деяние не содержало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не повлекло за собой нарушения прав и интересов граждан и государства, совершено обществом впервые, намерений скрыть информацию Общество не имело, доказательств причинения какого-либо ущерба, нарушения прав акционеров и иных лиц, наличия жалоб на действия общества материалы дела не содержат.
Доказательства того, что имеется реальная угроза наступления неблагоприятных последствий для общественных отношений в сфере реализации ценных бумаг, административным органом также не представлены.
Арбитражные суды правильно применили нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делу не имеется.
Приведенные заявителем доводы были предметом рассмотрения судов, им дана правильная правовая оценка.
В суде кассационной инстанции на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства по делу и выводы суда переоценке не подлежат.
По изложенным мотивам отсутствую основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение от 24.12.2009 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 19.05.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А81-7217/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий О.И. Антипина
Судьи В.И. Новоселов
Е.М. Цыганова