Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Тюмень Дело № А81-757/2018
Резолютивная часть постановления объявлена января 2019 года | |
Постановление изготовлено в полном объеме января 2019 года |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Григорьева Д.В.
ФИО1
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписикассационную жалобу закрытого акционерного общества «НадымЭнергоСбыт» на решение от 07.05.2018 Арбитражного суда
Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Садретинова Н.М.) и постановление от 09.10.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Грязникова А.С., Кливер Е.П., Рыжиков О.Ю.) по делу № А81-757/2018 по заявлению закрытого акционерного общества «НадымЭнергоСбыт» (629730, город Надым, улица Панель К, проезд 5, база ЖБИ, ИНН 8903032551, ОГРН 1128903001281) к Администрации муниципального образования Надымский район (629730, город Надым, улица Зверева, 8, ИНН 8903008622, ОГРН 1028900578750) об оспаривании распоряжения.
Другое лицо, участвующее в деле, – муниципальное унитарное предприятие «Надымские городские электрические сети».
В заседании приняли участие представители:
от закрытого акционерного общества «НадымЭнергоСбыт» - генеральный директор ФИО2 (выписка из ЕГРЮЛ от 21.01.2019), ФИО3 по доверенности от 09.02.2018;
от Администрации муниципального образования Надымский район - ФИО4 по доверенности от 22.08.2018, ФИО5 по доверенности от 30.11.2018;
от муниципального унитарного предприятия «Надымские городские электрические сети» - ФИО5 по доверенности от 01.10.2018.
Суд установил:
закрытое акционерное общество «НадымЭнергоСбыт» (далее - общество, ЗАО «НадымЭнергоСбыт») обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании распоряжения Администрации муниципального образования Надымский район (далее - администрация) от 12.03.2018 № 355-р недействительным в части признания бесхозяйным имуществом следующих объектов:
- Участок ЛЭП-6кВ, адрес: город Надым, панель «К» панель «И», характеристики объекта – ВЛЭП-6кВ, L = 285 м, КЛ-6кВ, L = 424 м (пункт 1);
- 2 ВЛЭП-6кВ, адрес: город Надым, район 107 км, характеристики объекта - опоры ж/б 42 шт., длина линий 1500 м, провод АС-90 L = 4500 м (пункт 3).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие «Надымские городские электрические сети» (далее – МУП «НГЭС»).
Решением от 07.05.2018 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением
от 09.10.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда,
в удовлетворении заявленного обществом требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ЗАО «НадымЭнергоСбыт», ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и материалам дела, просит указанные судебные акты отменить и удовлетворить заявленное им требование.
По мнению подателя жалобы, представленные документы подтверждают принадлежность спорных объектов электросетевого хозяйства обществу; отсутствие в публичных реестрах сведений о правообладателе недвижимого имущества само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным.
В отзывах на кассационную жалобу администрация и МУП «НГЭС» просят оставить принятые по делу судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее и выступлении присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, распоряжением администрации от 25.12.2017 № 2010-р «О содержании объектов электросетевого хозяйства муниципального образования город Надым» (далее – распоряжение № 2010-р) на МУП «НГЭС» возложена обязанность обеспечить содержание и эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства, расположенных на территории муниципального образования город Надым, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, согласно приложению к данному распоряжению, до момента регистрации муниципального права собственности. Департаменту имущественных отношений предписано направить МУП «НГЭС» соответствующее уведомление о регистрации муниципального права собственности на объекты недвижимого имущества, указанные в приложении, в том числе:
- Участок ЛЭП-6кВ, адрес: город Надым, панель «К» панель «И», характеристики объекта – ВЛЭП-6кВ, L=640 м, КЛ-6кВ, L=424 м (пункт 1);
- 2 ВЛЭП-6кВ, адрес: город Надым, район 107 км, характеристики объекта - опоры ж/б 42 шт., длина линий 1500 м, провод АС-90 L = 4500 м (пункт 3).
12.03.2018 администрацией принято новое распоряжение № 355-р «Об обслуживании объектов электросетевого хозяйства на территории муниципального образования город Надым» (далее – распоряжение № 355-р), в пункте 1 приложения к которому в качестве бесхозяйного указан объект – Участок ЛЭП-6кВ, адрес: город Надым, панель «К» панель «И», характеристики объекта – ВЛЭП-6кВ, L=285 м, КЛ-6кВ, L=424 м. Объект, ранее включенный в пункт 3 приложения к распоряжению № 2010-р, отражен в новом распоряжении без изменения его характеристик.
ЗАО «НадымЭнергоСбыт», считая себя собственником объектов, поименованных в пунктах 1 и 3 приложения к распоряжению № 355-р, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций пришли к выводу, что обществом не представлено достаточных доказательств, подтверждающих право собственности на спорные объекты электросетевого хозяйства, а также фактическое владение и пользование ими, поэтому отказали в признании оспариваемых пунктов распоряжения недействительными.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
Статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (пункт 1).
В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом (пункт 3).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктами 4 и 5 части 6 статьи 14 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на органы местного самоуправления возложены обязанности по обеспечению в границах поселения электроснабжения населения; выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов, постановке их на учет и затем признанию права муниципальной собственности на такие объекты; организации управления бесхозяйными объектами электросетевого хозяйствас момента их выявления, в том числе по определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь, в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Из пунктов 5, 6, 12, 13 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 № 931, и пункта 30 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3-13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 № 1532,в целях постановки объекта на учет как бесхозяйного недвижимого имущества органы местного самоуправления направляют в орган регистрации прав соответствующее заявление, в котором указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.
К заявлению прилагаются документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе:
- документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества;
- документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимое имущество до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Заявление и прилагаемые к нему документы возвращаются органом регистрации прав, в том числе, если из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным;собственник объекта недвижимости представит в орган регистрации прав заявление о принятии объекта недвижимого имущества вновь во владение, пользование и распоряжение.
Объект недвижимого имущества снимается с учета в качестве бесхозяйного в случае государственной регистрации права собственности на данный объект в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Из материалов дела следует, что в связи с выявлением бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства на территории муниципального образования Надымский район администрацией было принято распоряжение № 2010-р, определившее перечень таких объектов и организацию, обязанную обеспечивать их обслуживание и эксплуатацию в целях бесперебойного электроснабжения населения.
Вывод о том, что спорные объекты электросетевого хозяйства являются бесхозяйными был сделан на основании сведений, полученных от Межрегионального территориального управления Росимущества в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, Департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа об отсутствии данных объектов в реестре федерального имущества и в реестре государственного имущества Ямало-Ненецкого автономного округа, а также сведений об отсутствии государственной регистрации права собственности на данные объекты по состоянию на 06.09.1999 год (то есть проводимой до начала деятельности органов по государственной регистрации прав на территории Ямало-Ненецкого автономного округа), предоставленных Надымским филиалом государственного унитарного предприятия Ямало-Ненецкого автономного округа «Окружной центр технической инвентаризации.
Поводом для отмены распоряжения № 2010-р и издания распоряжения № 335-р, исключившего из списка бесхозяйных объектов «ВЛЭП-6кв L=355 м» с кадастровым номером 89:10:010305:219, послужило предоставление ЗАО «НадымЭнергоСбыт» договора купли-продажи недвижимого имущества от 07.07.2017 № 011015/НСГД и выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) о праве собственности на указанный выше объект.
Общество, ссылаясь на принадлежность ему объектов электросетевого хозяйства, поименованных в пунктах 1, 3 приложения к распоряжению № 355-р, представило копии: договоров купли-продажи от 07.07.2017 № 011015/НГСД и от 24.07.2017 с актами приема-передачи, соглашения об установлении сервитута части земельного участка от 24.07.2017, договора поставки от 10.12.2014 № 1, товарной накладной от 12.12.2014, договора купли-продажи ТП от 08.08.2013, соглашений об установлении сервитута от 27.07.2017, от 03.08.2017 и от 24.08.2017, договора о безвозмездной передаче имущества от 10.11.2015 № 2, договора на выполнение работ по монтажу ТП от 08.02.2013 № 0014/13, актов разграничения балансовой принадлежности сторон от 01.08.2015 № 1410/Б и № 1410/Э, от 27.11.2015 № 1434/Б и № 1434/Э, договоров купли-продажи от 22.05.2012 № 1 и от 01.04.2014 № 3, технические паспорта на электрические сети Реч.порта ВЛ-6кВ, письмо ООО «Надымстройгаздобыча» от 19.04.2013 № 16/381, письмо от 03.04.2018 за подписью ФИО2, адресованное арбитражному управляющему ФИО6, и ответ на него от 02.05.2018, копию договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 12.05.2015 № 0081/15, технические условия от 24.07.2014 и от 05.05.2015 № 566, письмо ООО «ЯмалМеталлРемСтрой» от 14.07.2014 № 105, акт осмотра воздушной линии электропередачи от 11.04.2018 № 01/2018.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ указанные документы в совокупности с иными доказательствами, имеющимися в материалах дела, руководствуясь статьей 431 ГК РФ, статьями 110, 139 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, пунктом 19Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям,утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, суды двух инстанций сочли, что ЗАО «НадымЭнергоСбыт» не подтвердило наличие у него каких-либо прав на спорные объекты электросетевого хозяйства, фактическое владение данными объектами и использование их для оказания услуг по передаче электрической энергии.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что распоряжение № 335-р издано администрацией в рамках предоставленных ей полномочий и само по себе не порождает правовых последствий в виде возникновения или прекращения права муниципальной собственности на объекты, перечисленные в его приложении, суды обоснованно отказали обществу в удовлетворении заявленного требования.
Регистрация права собственности ЗАО «НадымЭнергоСбыт» на объект «Участок ЛЭП-6кВ, адрес: город Надым, панель «К» панель «И», характеристики объекта – ВЛЭП-6кВ, L=285 м, КЛ-6кВ, L=424 м» произведена после вынесения обжалуемых актов и не может служить основанием для их отмены, поскольку законность оспариваемого распоряжения администрации проверялась судами на момент его принятия.
Доводы кассационной жалобы полностью повторяют позицию общества по делу и по существу направлены на переоценку установленных нижестоящими судами фактических обстоятельств и представленных сторонами доказательств, что в силу положений статьи 286 АПК РФ
в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 07.05.2018 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 09.10.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А81-757/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Г.А. Шабанова
Судьи Д.В. Григорьев
О.Ю. Черноусова