Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А81-7582/2018
Резолютивная часть постановления объявлена июня 2019 года | |
Постановление изготовлено в полном объеме июня 2019 года |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Беловой Л.В.
ФИО1
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписирассмотрел кассационные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу и ФИО2 на решение
от 29.11.2018 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Кустов А.В.) и постановление от 28.02.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А. Лотов А.Н., Сидоренко О.А.)
по делу № А81-7582/2018 по заявлению Департамента имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой (629300,
Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу (629007, Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконными действий по регистрации права собственности на объекты.
Иные лица, участвующие в деле: ФИО2, ФИО3.
В заседании приняли участие представители:
от ФИО2 – ФИО4 по доверенности
от 24.05.2018;
от Департамента имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой – ФИО5 по доверенности от 03.12.2018.
Суд установил:
Департамент имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой (далее по тексту - департамент, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее по тексту - управление, регистрирующий орган) о признании незаконными действий по регистрации права собственности на объекты, расположенные по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, город Новый Уренгой, Западная промзона, обязании исключить из Единого государственного реестра недвижимости (далее по тексту – ЕГРН) записи о регистрации в отношении спорных объектов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО3 (далее по тексту - ФИО3, предприниматель), ФИО2 (далее по тексту -
ФИО2, третье лицо).
Решением от 29.11.2018 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением
от 28.02.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационных жалобах и уточнениях к кассационной жалобе третьего лица, поданных в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление и ФИО2 просят отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению регистрирующего органа, судами сделаны ошибочные выводы об отсутствии у управления совокупности документов, требующихся для регистрации права собственности на спорные объекты недвижимости,
а также о том, что решение от 03.08.2015 Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу № 2-2814/2015 является преюдициальным для настоящего дела.
В обоснование своей кассационной жалобы ФИО2 также указывает, что решение от 03.08.2015 Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу № 2-2814/2015 не может иметь преюдициального значения для рассматриваемого дела. Кроме того департаментом пропущен срок для оспаривания действий управления.
В отзыве на кассационные жалобы департамент, соглашаясь с выводами судов, просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационных жалобах, уточнениях к кассационной жалобе, отзыве на них и выступлениях присутствующих в заседании представителей департамента и третьего лица, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения первого заместителя Главы Администрации города Новый Уренгой от 18.02.2011
№ 149-АВС между Администрацией города Новый Уренгой
и ИП ФИО3 был заключен договор от 18.02.2011 № НУ-6214 аренды земельного участка с кадастровым номером 89:11:010303:102, общей площадью 6 339 кв. м, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, город Новый Уренгой, Западная промзона, для использования под автомобильную штрафную стоянку (далее по тексту – Договор).
На территории данного земельного участка отсутствовали объекты недвижимости, что подтверждается условиями Договора и отражено в акте приема-передачи.
В связи с ненадлежащим исполнением ИП ФИО3 обязательств ему было вручено уведомление от 15.07.2014 № 301-12/7071-03
о расторжении договора и на основании распоряжения от 30.07.2014
№ 764-ВИО 17.08.2014 Договор был расторгнут.
Поскольку на территории спорного земельного участка предпринимателем были установлены пять домов из сруба, департамент обратился в Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском об освобождении спорного земельного участка.
Решением Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03.08.2015 № 2-2814/2015 заявленное требование удовлетворено, на ФИО3 возложена обязанность освободить земельный участок от находящихся на нем объектов и передать его департаменту по акту приема передачи.
15.05.2018 департаментом было установлено, что 19.02.2018 управлением произведена регистрация прав собственности ФИО3 на объекты капитального строительства с кадастровыми номерами 89:11:010303:1406 (административно-бытовое здание), 89:11:010303:1410 (холодный склад), 89:11:010303:1407 (слесарная мастерская), 89:11:010303:1412 (автомобильная стоянка открытого типа), 89:11:010303:1411 (административно-офисное здание), 89:11:010303:1408 (холодный склад), 89:11:010303:1409 (контрольно-пропускной пункт), расположенные на спорном земельном участке.
При этом на основании договоров купли-продажи от 27.02.2018 право собственности на спорные объекты капитального строительства перешло
к третьему лицу.
Письмом от 21.06.2018 № 301-12/6068-03 департамент направил в адрес регистрирующего органа требование об устранении нарушений прав заявителя путем исключения из ЕГРН записи о праве собственности на спорные объекты недвижимости.
Письмом от 03.07.2018 № 12-05098/18 управление сообщило, что в силу пунктов 3, 4, 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ
«О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту - Закон
№ 218-ФЗ) зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке, в связи с чем, исполнить требование заявителя в добровольном порядке не представляется возможным.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения департамента в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды двух инстанций пришли к выводу об отсутствии у управления правовых оснований для регистрации права собственности на спорные объекты недвижимости.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационных жалоб и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество (пункт 6 статьи 131 ГК РФ).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 3 части 1 статьи 29 Закона № 218-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным Законом порядке.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Закона № 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые ими на таком земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Закона
№ 218-ФЗ).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН (часть 1 статьи 21 Закона № 218-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 40 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Таким образом, судом апелляционной инстанции сделан обоснованный вывод о том, что возведение объектов недвижимости и их последующая регистрация является допустимой лишь на таком земельном участке, который предоставлен исключительно для целей строительства.
Вместе с тем, как следует из материалов дела и установлено судами, спорные объекты недвижимости расположены на земельном участке, который в период с 18.02.2011 по 17.08.2014 находился в аренде у ФИО3 на основании Договора.
Согласно пункту 1.1 Договора земельный участок с кадастровым номером 89:11:010303:102 предоставлен под автомобильную штрафную стоянку, при этом положения, позволяющие сделать вывод о том, что указанный участок предоставлен для целей строительства, в договоре отсутствуют.
Более того, согласно вступившему в законную силу решению
от 03.08.2015 Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу № 2-2814/2015, которое в силу части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации, на ФИО3 возложена обязанность освободить земельный участок от находящихся на нем объектов и передать его департаменту по акту приема передачи.
С учетом изложенного арбитражные суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у управления правовых оснований для регистрации права собственности на спорные объекты, в связи с чем правомерно признали оспариваемые действия регистрирующего органа незаконными и возложили на него обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов департамента.
Довод ФИО2 о пропуске заявителем срока на обжалование действий заинтересованного лица был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонен как основанный на ошибочном толковании действующего законодательства.
Иное толкование подателями кассационных жалоб положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 29.11.2018 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 28.02.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А81-7582/2018 оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Ю.Н. Киричёк
Судьи Л.В. Белова
О.Ю. Черноусова