ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А81-8586/18 от 11.07.2019 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Тюмень                                                                     Дело № А81-8586/2018

Резолютивная часть постановления объявлена   июля 2019 года

Постановление изготовлено в полном объеме   июля 2019 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                     Севастьяновой М.А.,,

судей                                                    Сириной В.В.,

                                                              Шуйской С.И.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.12.2018 (судья Соколов С.В.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2019 (судьи Краецкая Е.Б., Еникеева Л.И., Верёкин А.В.) по делу № А81-8586/2018 по иску Управления Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу (625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Ленина, дом 76, ИНН 7203406753, ОГРН 1167232094732) к Межрегиональному  территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Водопроводная, дом 38,
ИНН 7202198042, ОГРН 1097232017574) об обязании изъять нежилое помещение в казну Российской Федерации.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Федеральная служба государственной статистики
(ИНН 7708234640, ОГРН 1047708023483), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН 8901002135, ОГРН 1028900509538), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (ИНН 7710723134, ОГРН 1087746829994).

Суд установил:

Управление Федеральной службы государственной статистики
по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
и Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Тюменьстат) обратилось
в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом
в Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (далее – управление Росимущества)
об обязании изъять в казну Российской Федерации неиспользуемое                  с 2017 года нежилое помещение общей площадью 152,5 кв. м, кадастровый номер: 89:05:020108:558, расположенное по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, г. Тарко-Сале, мкр. Геолог, д. 2, кв. 1, закрепленное на праве оперативного управления за Тюменьстатом.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральная служба государственной статистики (далее - Росстат), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - управление Росреестра).

Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа              от 06.12.2018, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2019, исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с решением и постановлением, управление Росимущества обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы заявитель приводит следующие доводы: изъятие имущества в казну без его закрепления производится исключительно                     по поручению Росимущества, при этом такого поручения не имеется; судом приняты во внимание доводы истца об отсутствии у него лимитов бюджетных обязательств на содержание спорного объекта и в то же время             не приняты доводы ответчика об отсутствии у него соответствующих лимитов бюджетных обязательств; управление не наделено функциями главного распорядителя средств федерального бюджета, указанным распорядителем выступает Росимущество.

В отзыве на кассационную жалобу Тюменьстат просит оставить решение суда первой и постановление апелляционной инстанции
без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Отзыв Росстата на жалобу не принимается во внимание в связи с тем, что в нарушение положений частей 1, 2 статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)                       не представлены доказательства его направления другим лицам, участвующим в деле.

Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени
и месте судебного заседания, кассационная жалоба согласно части 3 статьи 284 АПК РФ рассматривается в отсутствие их представителей.

 Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и соблюдение процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам                     и представленным доказательствам, суд округа приходит к выводу                           об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 01.07.2016 Российская Федерация является собственником нежилого помещения общей площадью 152,5 кв. м, кадастровый номер: 89:05:020108:558, расположенного по адресу: Ямало Ненецкий автономный округ, Пуровский район, г. Тарко-Сале, мкр. Геолог, д. 2, кв. 1 (далее - помещение).

На основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом
в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - ТУ Росимущества в ЯНАО) от 05.07.2011 № 218-р «Об изъятии федерального имущества
из оперативного управления и передаче в оперативное управление» вышеуказанное помещение изъято из оперативного управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Пуровском районе Ямало-Ненецкого автономного округа и закреплено на праве оперативного управления за Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Ямалстат).

В целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.07.2016 № 1602-р Росстатом издан приказ от 09.08.2016                 № 404, согласно которому реорганизованы путем слияния Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре                                и Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ямало-Ненецкому автономному округу и создания в г. Тюмени Управления Федеральной службы государственной статистики                               по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре                 и Ямало-Ненецкому автономному округу.

Закрепленное на праве оперативного управления помещение передано Ямалстатом универсальному правопреемнику - Тюменьстату                                  по передаточному акту имущества прав и обязательств от 30.12.2016.

Право оперативного управления на спорное нежилое помещение зарегистрировано за Тюменьстатом 25.05.2017 (выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках
и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 01.02.2018
№ 72/001/194/2018-135ЕГРН).

Ссылаясь на то, что в связи с сокращением штатной численности
в городе Тарко-Сале и фактическим высвобождением помещения спорное  помещение не используется с 2017 года, отсутствуют лимиты бюджетных обязательств на оплату услуг по коммунальному обслуживанию                               и содержанию помещения, Тюменьстат обратилось в Росстат с письмом                    от 02.08.2017 о даче согласия на изъятие этого имущества из его оперативного управления.

Принимая во внимание проведенные организационно-штатные мероприятия в Тюменьстате, отсутствие производственной необходимости владения вышеуказанным помещением в письме от 11.08.2017 Росстат согласовал его изъятие из оперативного управления и передачу с баланса Тюменьстата в казну Российской Федерации.

Тюменьстат обратилось в управление  Росимущества с просьбой                        об изъятии в казну Российской Федерации из оперативного управления истца нежилого помещения (письмо от 16.08.2017 исх. № НМ-74-01/1096-ИС,                  от 28.09.2017 исх. № ЮС-74-01/1254-ИС).

Поскольку вопрос об изъятии нежилого помещения не разрешен,
Тюменьстат обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался пунктом 1 статьи 235, статьями 236, 296, пунктом 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 (далее - Положение № 432), приказом Росимущества от 19.12.2016 № 466                          «О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства                 по управлению государственным имуществом» и обоснованно исходил                   из наличия у истца права отказаться от оперативного управления неиспользуемым имуществом, обязанности собственника в лице его уполномоченного территориального органа принять это имущество в казну Российской Федерации.

Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.

Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, представленным в дело доказательствам и примененным нормам права.

Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное                                   не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Право оперативного управления имуществом, если иное
не предусмотрено ГК РФ, прекращается по основаниям и в порядке
для прекращения права собственности (статья 235 ГК РФ), а также в случаях правомерного изъятия имущества у учреждения по решению собственника (пункт 3 статьи 299 ГК РФ).

Пунктом 1 статьи 235 ГК РФ предусмотрено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество
в иных случаях, предусмотренных законом.

При этом по правилам статьи 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования
и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права
на это имущество.

Отказ от права собственности не влечет прекращения прав
и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества                  до приобретения права собственности на него другим лицом.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника (пункт 3 статьи 299 ГК РФ).

На основании приведенных нормативных положений суды первой                    и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии                   у заявителя права на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.

Вывод судов соответствует правовой позиции, сформулированной
в определении Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2018                   № 307-ЭС18-2637, о том, что непринятие в казну имущества,                                  неиспользуемого истцом, со ссылкой на отсутствие на то согласия собственника имущества, противоречит полномочиям названного управления Росимущества в сфере его деятельности.

Доводы кассационной жалобы отклоняются как несостоятельные                 и не свидетельствующие о неправильном применении норм материального                   и процессуального права судами первой и апелляционной инстанции.

Учитывая вышеизложенное, отсутствуют предусмотренные статьей
288 АПК РФ основания для отмены
решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа
от 06.12.2018 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2019 по делу № А81-8586/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                     М.А. Севастьянова

Судьи                                                                  В.В. Сирина

                                                                            С.И. Шуйская