ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А81-8801/19 от 30.06.2020 АС Ямало-Ненецкого АО

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Тюмень                                                                     Дело № А81-8801/2019

Резолютивная часть постановления объявлена   июня 2020 года

Постановление изготовлено в полном объеме   июля 2020 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                     Шабановой Г.А.

судей                                                    Киричёк Ю.Н.

                                                             Черноусовой О.Ю.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение от 27.12.2019 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья
Беспалов М.Б.) и постановление от 17.03.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю., Шиндлер Н.А.)
по делу № А81-8801/2019 по заявлению Департамента имущественных отношений администрации города Новый Уренгой (629300, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Новый Уренгой, проспект Ленинградский, дом 5Б, ИНН 8904013329, ОГРН 1028900625302) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
по Ямало-Ненецкому автономному округу (629007, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Свердлова, дом 47,                         ИНН 8901002135, ОГРН 1028900509538) об оспаривании ненормативного правового акта.

Другое лицо, участвующее в деле, – муниципальное казенное учреждение «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений молодежной политики» (629303, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Новый Уренгой, микрорайон Восточный, дом 2, корпус 3А,
ИНН 8904088003, ОГРН 1188901005149).

Суд установил:

Департамент имущественных отношений Администрации города
Новый Уренгой обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – департамент) с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – управление, регистрирующий орган)
об отказе в государственной регистрации права оперативного управления на нежилые помещения 1, 2, 12  (номера согласно поэтажному плану 2 этажа) общей площадью 48,7 кв.м, являющиеся частью объекта недвижимого имущества с кадастровым номером  89:11:050102:4203, площадью 768,8 кв.м, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, город Новый Уренгой, микрорайон Восточный, дом 2, корпус 3а, изложенного в уведомлении от 05.07.2019 № КУВД-001/2019-3427801/2.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное казенное учреждение «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений молодежной политики» (далее – учреждение).

Решением от 27.12.2019 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением
от 17.03.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, регистрирующий орган просит отменить принятые
по делу судебные акты и отказать учреждению в удовлетворении заявленного требования.

По мнению подателя жалобы, судами обеих инстанций неправильно применены положения Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ              «О государственной регистрации недвижимости» (далее –Закон № 218-ФЗ); оспариваемый отказ является правомерным, поскольку заявленные к регистрации помещения не состоят на государственном кадастровом учете.

В отзыве на кассационную жалобу департамент просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие требованиям действующего законодательства.

Учреждением отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не представлен.

Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, муниципальному образованию город Новый Уренгой на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - нежилое помещение с кадастровым номером 89:11:050102:4203, площадью 768,8 кв. м, расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Новый Уренгой, микрорайон Восточный, дом 2, корпус 3а, о чём в едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) имеется запись от 26.12.2012 № 89-89-08/028/2012-488.

В соответствии с Положением о порядке управления и распоряжения имуществом муниципального образования город Новый Уренгой, утвержденным решением Городской Думы муниципального образования город Новый Уренгой от 25.11.2010 № 65, департамент наделен полномочиями по управлению, распоряжению муниципальным имуществом.

Согласно договору от 07.03.2019 № 119 учреждению переданы на праве оперативного управления нежилые помещения 1, 2, 12 (номера согласно поэтажному плану 2 этажа), общей площадью 48,7 кв.м, являющиеся частью здания с кадастровым номером 89:11:050102:4203.

21.03.2019 учреждение обратилось в управление с заявлением
о регистрации права оперативного управления на вышеуказанные нежилые помещения.

Уведомлением от 04.04.2019 № КУВД-001/2019-3427801/1 управление приостановило государственную регистрацию права со ссылкой на пункт 5 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ в связи с тем, что заявленные к регистрации помещения не состоят на государственном кадастровом учете.

Уведомлением от 05.07.2019 № КУВД-001/2019-3427801/2 в государственной регистрации права оперативного управления на спорные помещения отказано на основании статьи 27  Закона № 218-ФЗ.

Не согласившись с указанным решением регистрирующего органа, департамент обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Удовлетворяя заявленное требование, суды пришли к выводу
об отсутствии у управления правовых оснований для отказа в совершении регистрационных действий.

Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.

В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. В частности, регистрации подлежит право оперативного управления недвижимым имуществом.

Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество (пункт 6 статьи 131 ГК РФ).

Статьей 27 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 названного Закона.

На основании пункта 5 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным
Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав
в установленном названным Законом порядке.

Согласно части 4 статьи 18 Закона № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные Законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Основанием для осуществления государственного кадастрового учета
и (или) государственной регистрации прав являются, в частности, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (часть 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ).

Частью 1 статьи 21 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права иобременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН.

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 названного Закона и требованиям принятых в соответствии с данным Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено названным Законом или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18 Закона № 218-ФЗ).

Согласно части 5 статьи 44 Закона №  218-ФЗ если в аренду передается часть здания или сооружения, право на которые зарегистрировано в ЕГРН, в частности блок-секция, подъезд, помещение, в том числе в виде этажа, нескольких этажей, совокупность имеющих общие строительные конструкции комнат (смежные комнаты в помещении), расположенных в пределах этажа (этажей), государственный кадастровый учет такой части здания или сооружения осуществляется одновременно с государственной регистрацией договора аренды на такую часть здания или сооружения без соответствующего заявления. В случае передачи в аренду части здания или сооружения государственная регистрация прекращения права на здание или сооружение и снятие таких здания или сооружения с государственного кадастрового учета не осуществляются.

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды двух инстанций установили, что все предусмотренные Законом № 218-ФЗ документы, необходимые для  государственной регистрации права оперативного управления на нежилые помещения 1, 2, 12 (номера согласно поэтажному плану 2 этажа), расположенные по адресу: город Новый Уренгой, микрорайон Восточный, дом 2, корпус 3а, в регистрирующий орган были представлены; условие о предмете договора от 07.03.2019 № 119 сторонами согласовано, объект оперативного управления в кадастровом паспорте здания должным образом (графически и текстуально) индивидуализирован.

Вопреки позиции управления передача части здания в оперативное управление не влечет образования или создания новых объектов недвижимости либо изменения его уникальных характеристик.

С учетом изложенного и принимая во внимание положения пункта 2 статьи 6 ГК РФ, а также содержащиеся в пункте 9 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016) и пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» разъяснения, арбитражные суды правомерно удовлетворили заявленное департаментом требование ввиду отсутствия у регистрирующего органа оснований для отказа в государственной регистрации права оперативного управления учреждения на спорные нежилые помещения.

Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении нижестоящими судами норм права.

Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом округа не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 27.12.2019 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 17.03.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А81-8801/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                     Г.А. Шабанова

Судьи                                                                  Ю.Н. Киричёк

                                                                            О.Ю. Черноусова