ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
29 мая 2018 года
Дело № А81-8914/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3966/2018) Администрации города Лабытнанги
на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.02.2018 по делу № А81-8914/2017 (судья Воробьёва В.С.),
принятое по исковому заявлению Администрации города Лабытнанги (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к публичному акционерному обществу «Газпром» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о взыскании 838 360 руб. 10 коп.,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – общества с ограниченной ответственностью «Газпромтранс» (ИНН <***>, ОГРН <***>),
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
Администрация города Лабытнанги (далее – Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением к публичному акционерному обществу «Газпром» (далее – ПАО «Газпром», ответчик) о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка № ЯНО-Л-02-7688 от 30.07.2013 за период с 01.10.2015 по 30.09.2017 в размере 756 851 руб. 54 коп., пени в связи с несвоевременным внесением арендной платы за период с 11.12.2015 по 23.10.2017 в размере 81 508 руб. 56 коп.
Определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Газпромтранс» (далее по тексту – ООО «Газпромтранс», третье лицо).
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.02.2018 по делу № А81-8914/2017 в удовлетворении исковых требований Администрации отказано.
Мотивируя решение, суд первой инстанции указал, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, должен определяться с учетом установленных федеральными нормативными актами ставок арендной платы.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация обратилась с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение арбитражного суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы истец ссылается на то, что ответчиком не представлено в материалы дела доказательств отнесения объектов договора аренды земельного участка № ЯНО-Л-02-7688 от 30.07.2013, к объектам, указанным в подпункте 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: к линейным объектам федерального и регионального значения, обеспечивающим деятельность субъектов естественных монополий, в связи с чем определенный договором аренды земельного участка порядок расчета арендной платы является верным.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО «Газпромтранс» просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
До рассмотрения апелляционной жалобы по существу от ООО «Газпромтранс» поступили дополнения к отзыву на апелляционную жалобу.
До начала судебного заседания от Администрации поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 266 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу в их отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В соответствии с договором аренды земельного участка № ЯНО-Л-02-7688 от 30.07.2013 (в редакции соглашения от 31.03.2015), заключенным между Администрацией города Лабытнанги (арендодателем) и ОАО «Газпром» (арендатором), арендодатель передал в пользование арендатору сроком на 5 лет земельный участок с кадастровым номером 89:09:050203:16, общей площадью 5338 кв.м., по адресу: Ямало-Ненецкий АО, г. Лабытнанги, мкр. Обской, для строительства следующих объектов:
- «Внутриплощадные сеты водопровода. Железнодорожная линия станция Обская - станция Бованенково. Станция Обская (II очередь)» в составе стройки «Новая железнодорожная линия Обская - Бованенково»;
- «Внутриплощадные сети канализации. Железнодорожная линии станция Обская - станция Бованенково. Станция Обская (I очередь)» в составе стройки «Новая железнодорожная линия Обская - Бованенково»;
- «Внеплощадные тепловые сети. Железнодорожная линия станция Обская - станция Бованенково. Станция Обская (II очередь)» в составе стройки «Новая железнодорожная линия Обская - Бованенково»;
- «Внутриплощадные сети водопровода локомотивного депо. Железнодорожная линия станция Обская - станция Бованенково. Станция Обская (I очередь)» в составе стройки «Новая железнодорожная линия Обская - Бованенково».
По условиям договора аренды размер арендной платы установлен в сумме 129 008 руб. 78 коп. за 1 год.
Арендная плата должна была вноситься ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за истекшим кварталом (пункт 3.3.1 договора).
Договором предусмотрена возможность изменения размера арендной платы в одностороннем порядке на основании решения арендодателя в следующих случаях:
в связи с изменением Порядка расчета арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа, а также земельных участков, собственность на которые не разграничена, утвержденным постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.12.2007 № 568-А;
в связи с изменением категории земель;
в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка;
в связи с изменением разрешенного использования земельного участка;
в связи с изменением ставок арендной платы, коэффициентов и льгот.
Извещение арендатора о принятом решении осуществляется путем опубликования в средствах массовой информации. В этом случае исчисление арендной платы осуществляется на основании письменного уведомления арендатора (пункт 3.2. договора).
Срок аренды участка был установлен с 30.07.2013 до 30.07.2018.
В пункте 3.5 договора закреплено, что в случае неуплаты арендной платы в установленный договором срок арендатор за каждый день просрочки уплачивает пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Несмотря на то, что договором аренды четко определен порядок и срок внесения арендной платы, ответчик, по мнению истца, недобросовестно исполнял свои обязанности в части оплаты.
Так, как следует из представленных истцом расчетов, за период пользования земельным участком с 01.10.2015 по 30.09.2017 ответчик должен был уплатить арендную плату в размере 1 134 429 руб. 02 коп.
Вместе с тем, по мнению истца, ответчик, нарушив принятые на себя по договору обязательства, оплату за пользование земельным участком в полном объеме не произвел, в связи с чем его задолженность перед истцом за спорный период составила 756 851 руб. 54 коп.
31.01.2017 Администрация направила претензию о добровольном погашении задолженности по арендной плате и пени, которая оставлена ответчиком без исполнения.
Поскольку задолженность по арендной плате ответчиком не была погашена, Администрация обратилась в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с соответствующим иском.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.02.2018 по делу в удовлетворении исковых требований Администрации отказано.
Означенное решение обжалуется истцом в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
В силу пункта 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируется гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Одной из форм платы за использование земли является арендная плата.
Статьей 22 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено право аренды земельных участков.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
На основании части 1 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
В силу пункта 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату), в порядке, в сроки и в размере, определенные договором.
Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей до 01.03.2015, было предусмотрено, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, государственными органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
С 01.03.2016 аналогичная норма установлена пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации. В силу данной нормы права, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливаются:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Арендная плата за спорный период рассчитана истцом в соответствии с Постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.12.2007 № 568-А «Об утверждении Порядка расчета арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа, а также земельных участков, собственность на которые не разграничена», исходя из площади земельного участка, удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, коэффициентов категории арендатора и земельного участка, вида использования земельного участка.
Однако истцом не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 настоящего Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанной для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В силу подпункта 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации к льготируемым объектам относятся, в том числе, объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры.
Из материалов дела следует, что земельный участок выделен ответчику для использования под строительство объектов инфраструктуры железнодорожной линии (линейного объекта) – объектов железнодорожной линии Обская-Бованенково.
Постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.06.2009 № 343-А утверждена Схема территориального планирования Ямало-Ненецкого автономного округа, согласно которой в транспортной стратегии округа предусмотрена достройка железнодорожной линии Обская-Бованенково.
Объекты, располагающиеся на арендованном земельном участке, непосредственно входят в совокупность производственно-технологических комплексов, являющихся железнодорожным транспортом необщего пользования железнодорожной линии Обская - Бованенково в составе стройки «Новая железнодорожная линия «Обская - Бованенково».
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации с 28.03.2013 линейный объект капитального строительства линия Обская-Бованенково стал объектом капитального строительства федерального значения в области железнодорожного транспорта.
Таким образом, предельный годовой размер арендной платы за земельные участки, занятые линейными объектами, в том числе федерального значения, предписан непосредственно федеральным законом и не может быть установлен органом местного самоуправления в большем размере независимо от применяемой им конкретной методики расчета.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», действовавшей в период заключения договора, размер арендной платы на год за использование земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков ее внесения за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 данного постановления арендная плата в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения линейных объектов, рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации.
Приказом Минэкономразвития России от 13.12.2010 № 626 установлено, что в отношении земельных участков, предоставленных для размещения инфраструктуры железнодорожного транспорта необщего пользования, применяются ставки арендной платы, утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 04.12.2006 № 396.
Приказом Минэкономразвития России от 04.12.2006 № 396 для Ямало-Ненецкого автономного округа за аренду таких земельных участков установлена ставка в размере 1,11 руб./га в год.
Таким образом, размер арендной платы при предоставлении истцом земельного участка в аренду ответчику для целей размещения спорных объектов рассчитывается в соответствии с указанными выше нормативными актами, и при этом годовой размер арендной платы не может превышать максимального годового размера арендной платы, установленного пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 29.10.2015 № 306-ЭС15-6588).
Более того, в пункте 2.9 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемые в аренду без торгов, утвержденного Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 08.10.2015 № 953-П, также предусмотрено, что размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливается в размере, установленном для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Аналогичная позиция была сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 № 12404/09, согласно которому закрепленное в пункте 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» положение представляет собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги естественных монополий. Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, для договоров аренды земельных участков, на которых расположены линейные объекты, подлежит применению предельный размер годовой арендной платы не более двух процентов кадастровой стоимости.
Подобные выводы содержатся и в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.05.2011 № 15575/10.
Поскольку ответчик уплатил арендную плату за период пользования земельным участком с 01.10.2015 по 30.09.2017 в размере, установленном в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности и занятых объектами железнодорожного транспорта, оснований для взыскания с него задолженности перед истцом в заявленном размере не имеется.
Указания подателя апелляционной жалобы на то, что земельный участок предоставлен не для обслуживания объектов железнодорожного транспорта, а для строительства таковых, правового значения не имеет, поскольку Приказом Минэкономразвития России от 13.12.2010 № 626 установлены льготные ставки в отношении земельных участков, предоставленных для размещения инфраструктуры железнодорожного транспорта.
При этом понятие «размещение» объекта раскрывается, например, в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации как использование объекта, «предназначенного для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее – размещение)».
Не может быть принята во внимание и ссылка истца в апелляционной жалобе на отсутствие конкретного объекта в числе объектов, названных в подпункте 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку данная норма к льготируемым объектам относит объекты федерального транспорта, в числе которых линия Обская-Бованенково отнесена Схемой территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 № 384-р.
В этой же статье льгота установлена и для объектов регионального железнодорожного транспорта, статус которого спорные объекты имели до 2013 года.
При изложенных обстоятельствах, отсутствуют основания для удовлетворения требования истца о взыскании с ответчика арендной платы в заявленной сумме.
Проверив произведенные оплаты по договору, суд первой инстанции не установил наличие просрочки по внесению арендных платежей (с учетом оплаты пени в 2015 году на сумму 610 руб. 76 коп.), в связи с чем оснований для применения гражданско-правовой ответственности в виде пени также не имеется.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривается, поскольку Администрация на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от ее уплаты освобождена.
На основании изложенного и руководствуясь пункта 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Администрации города Лабытнанги оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.02.2018 по делу № А81-8914/2017 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Л.А. Золотова
Судьи
А.Н. Лотов
О.А. Сидоренко