ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
16 октября 2018 года | Дело № А81-925/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2018 года
Постановление изготовлено в полном объеме октября 2018 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Краецкой Е.Б.
судей Веревкина А.В., Еникеевой Л.И.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Миковой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-10570/2018 ) Управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, энергетики и связи Администрации города Ноябрьска на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 07 июня 2018 года по делу № А81-925/2018 (судья Антонова Е.В.), по иску общества с ограниченной ответственностью «ТрансБЛАГО» (ИНН 8905044601, ОГРН 1088905002570) к Управлению жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, энергетики и связи Администрации города Ноябрьска (ИНН 8905048846, ОГРН 1108905001897) о взыскании 3 086 650 руб. 41 коп.,
представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «ТрансБЛАГО» (далее – истец, ООО «ТрансБЛАГО») обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Управлению жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, энергетики и связи Администрации города Ноябрьска (далее – ответчик, УЖКХ Администрации г. Ноябрьск) о взыскании убытков в размере 3 086 650 рублей 41 копейки.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 07.06.2018 исковые требования удовлетворены, с муниципального образования город Ноябрьск в лице УЖКХ Администрации города Ноябрьска за счёт казны муниципального образования город Ноябрьск в пользу ООО «ТрансБЛАГО» взысканы денежные средства в размере 3 086 650 рублей 41 копейки, расходы по уплате государственной пошлины в размере 38 433 рублей.
Возражая против принятого решения УЖКХ Администрации г. Ноябрьск обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указано, что постановлением Правительства ЯНАО от 25.12.2013 № 1084-П утвержден порядок предоставления расходования субсидий в сфере жилищно-коммунального хозяйства в целях компенсации стоимости услуг организациям, осуществляющим предоставление услуг по откачке и вывозу бытовых сточных вод. Размер субсидий определяется расчетным путем исходя из объема предоставленных услуг, который не должен превышать объем, определенный по показаниям приборов учета холодного и горячего водоснабжения, а при их отсутствии рассчитанный исходя из утвержденных нормативов потребления коммунальной услуги по водоотведению. Согласно пункту 1.2 Соглашения о предоставлении субсидии от 02.06.2016 № 24/2016-У, заключенному между истцом и ответчиком, предоставление субсидий осуществляется, в том числе, в соответствии с Порядком утвержденным постановлением Администрации г. Ноябрьска от 02.03.2016 № П-116, который отвечает положениям постановления Правительства ЯНАО от 25.12.2013. Материалами дела, а также истцом, не оспаривается тот факт, что превышение объема бытовых сточных вод в жилищном фонде вызвано несанкционированным разбором теплоносителя из закрытой системы теплоснабжениями гражданами, проживающих в жилых домах и общежитиях, не обустроенных централизованным горячим водоснабжением. Таким образом, вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей организациями, эксплуатирующими жилищный фонд и инженерные коммуникации, явилось прямой причинно-следственной связью наступления неблагоприятных последствий в виде убытков истца. Возмещение затрат за предоставление данных услуг в объеме, превышающим, установленный нормативно-правовыми актами субъекта и органа местного самоуправления фактического объема оказанных услуг, вследствие ненадлежащего исполнения организациями, эксплуатирующими жилищный фонд и (или) инженерные коммуникации, за счет средств местного бюджета такими актами не установлено.
Отзыва на жалобу не поступило.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного заседания в суде апелляционной инстанции, явку своих представителей не обеспечили. Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), рассмотрел жалобу в отсутствие представителей сторон.
Изучив доводы жалобы и материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия не усматривает оснований для его изменения.
Согласно материалам дела, между сторонами было заключено соглашение о предоставлении субсидии № 24/2016-У от 02.06.2016 (далее - Соглашение), в соответствии с предметом которого ответчик предоставляет истцу субсидию на безвозмездной и безвозвратной основе с целью компенсации стоимости услуг организации, осуществляющей предоставление услуг по откачке и вывозу бытовых сточных вод из септиков в жилищном фонде, обустроенном внутридомовой системой канализации и не подключенном к сетям централизованной системы канализации.
Субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующие цели решением о бюджете муниципального образования город Ноябрьск на текущий финансовый год (пункт 1.3 соглашения).
Пунктом 3.1 соглашения предусмотрено, что объём субсидии с целью компенсации стоимости услуг по откачке и вывозу бытовых сточных вод из септиков в жилищном фонде, обустроенном внутридомовой системой канализации и не подключенном к сетям централизованной системы канализации, на территории муниципального образования город Ноябрьск составляет 17 167 835 рублей 81 копейку (приложение № 2).
Объём субсидии определяется расчётным путём как разница между экономически обоснованной стоимостью услуг по откачке и вывозу бытовых сточных вод из септиков, согласованной Департаментом тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, и стоимостью данной услуги для населения, проживающего в жилищном фонде, обустроенном внутридомовой системой канализации и не подключённом к сетям централизованной системы канализации, умноженная на фактический объём предоставленных услуг.
Плановые объёмы бытовых сточных вод из септиков в жилищном фонде, обустроенном внутридомовой системой канализации и не подключённом к сетям централизованной системы канализации, откачку и вывоз которых осуществляет истец, представлены в приложении № 1.
Срок действия соглашения установлен с 01.01.2016 до 31.12.2016, а в части финансовых обязательств – до полного их исполнения (пункт 8.1 соглашения).
Требования истца обусловлены фактическим оказанием услуг населению по откачке и вывозу 52 127 куб.м. сточных вод, в то время как в рамках Соглашения ему было компенсировано лишь стоимость за вывоз бытовых сточных вод в объеме 39 827,75 куб.м.Указанный объём был определён по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии – исходя из утверждённых в Ямало-Ненецком автономном округе нормативов потребления коммунальной услуги по водоотведению для жилищного фонда с соответствующим видом благоустройства.
Перечисление субсидии в целях компенсации стоимости сверхнормативного объёма услуг (12 299,25 куб.м.), оказанной истцом населению, не производилось.
Согласно расчетам истца, общая сумма недополученных доходов за период с 01.01.2016 по 31.12.2016 составила 3 086 650 рублей 41 копейку.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у ответчика обязанности по возмещению истцу убытков, удовлетворил заявленные требования, что послужило основанием для подачи апелляционной жалобы.
Из доводов апеллянта следует, что постановлениями Правительства ЯНАО и Правительства Администрации г. Ноябрьск установлен определенный порядок расчета размера субсидий, который в настоящей ситуации не применим, а убытки истца связаны с ненадлежащим исполнением обязанностей организациями, эксплуатирующими жилищный фонд.
Повторно рассматривая дело, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Как следует из материалов дела, доводов истца и апелляционной жалобы, сторонами не оспариваются (часть 3.1 статьи 70 АПК РФ) следующие обстоятельства:
- истцом оказаны услуги населению по откачке и вывозу сточных вод в объеме 52 127 куб.м.;
- перечисление субсидии в целях компенсации стоимости сверхнормативного объёма услуг в размере 12 299,25 куб.м. ответчиком не производилось;
- превышение фактически перекаченных объемов сточных вод над нормативным (установленным на основании показаний приборов учета и нормативов потребления) произошло вследствие безучетного использования жителями теплоносителя из системы отопления.
В соответствии частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.
Предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в арбитражный суд лица посредством использования предусмотренных действующим законодательством способов защиты.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В общем понимании, убытки - это неблагоприятные имущественные последствия (потери), выраженные в денежной форме. Их понятие в законе раскрывается через понятия реального ущерба и упущенной выгоды (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Упущенная выгода - это неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (пункт 2 статьи 15 ГК РФ, пункт 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25). К упущенной выгоде относятся также доходы, которые получило лицо, нарушившее право.
На основании пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" если иное не предусмотрено законом или договором, убытки подлежат возмещению в полном размере: в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.
Как следует из заключенного между сторонами Соглашения, субсидия представляется ООО «ТрансБЛАГО» в связи с оказанием последним услуг населению по откачке и вывозу сточных вод (пункт 1.1).
Предоставление субсидий осуществляется, в том числе, в соответствии с постановлением Администрации г. Ноябрьска от 02.03.2016 № П-116 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на компенсацию стоимости услуг организациям, осуществляющим предоставление услуг по откачке и вывозу бытовых сточных вод из септиков в жилом фонде» (пункт 1.2).
Субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующие цели решением о бюджете МО г. Ноябрьск на текущий финансовый год (пункт 1.3).
В соответствии с Порядком предоставления субсидий на компенсацию стоимости услуг организациям, осуществляющим предоставление услуг по откачке и вывозу бытовых сточных вод из септиков в жилищном фонде (утв. постановлением Администрации г. Ноябрьска от 02.03.2016 № П-116) (в редакции утверждения) размер субсидии, в соответствии с настоящим Порядком, определяется расчетным путем как разница между экономически обоснованной стоимостью услуг по откачке и вывозу бытовых сточных вод из септиков, согласованной департаментом тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, и стоимостью данных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде, обустроенном внутридомовой системой канализации и не подключенном к сетям централизованной системы канализации.
При этом фактический объем предоставленных услуг не должен превышать объем, определенный по показаниям приборов учета холодного и горячего водоснабжения, а при их отсутствии рассчитанный исходя из утвержденных в автономном округе нормативов потребления коммунальной услуги по водоотведению по соответствующему виду благоустройства жилищного фонда.
В случае, если при подписании актов выполненных работ в целях определения фактического объема предоставленных услуг возникают разногласия, фактический объем предоставленных услуг определяется решением комиссии в составе представителей органов местного самоуправления, организации, осуществляющей откачку и вывоз сточных вод из септиков, и организации, осуществляющей управление многоквартирными домами и (или) выполняющей работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также населением при непосредственном способе управления многоквартирным домом, при оборудовании жилых помещений в многоквартирном доме септиками для индивидуального использования или проживающим в индивидуальных жилых домах (пункт 4.1).
Из указанных положений следует, что органом исполнительной власти при вынесении данного постановления было учтено возможное наличие разногласий при предоставлении субсидий, а решающим фактором ее предоставления послужил бы фактический объем оказанных организацией услуг.
Данное постановление было принято в соответствии с постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.12.2013 № 1084-П «Об утверждении Порядка предоставления и расходования субсидий из окружного бюджета местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств при выполнении органами местного самоуправления в Ямало-Ненецком автономном округе полномочий по отдельным вопросам местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства», принятие которого, в свою очередь, обусловлено целью соблюдения принципа равной доступности стоимости жилищно-коммунальных услуг населению, проживающему в жилищном фонде, обустроенном внутридомовой системой канализации и не подключенном к сетям централизованной системы канализации, что следует из преамбулы.
Пунктом 4.1-1 Порядка предоставления и расходования субсидий (утв. постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.12.2013 № 1084-П) установлены результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств.
При этом, в момент спорных правоотношений, указанным порядком было предусмотрено аналогичное разрешение спора исходя из объема фактически оказанных услуг, но в связи с изданием Постановления Правительства ЯНАО от 24.01.2018 N 48-П, абзацы шестой, седьмой, утратили свою силу.
Из истца письма № 98 от 11.05.2017 в адрес ответчика следует, что осуществление откачки и вывоза бытовых сточных вод в 2016 году в пределах «нормативного» объема привело к переливу бытовых сточных вод на рельеф местности. В связи с многочисленными обращениями граждан, а также по результатам выездной проверки на места перелива комиссии из состава представителей Администрации г. Ноябрьск, ООО «ТрансБЛАГО» осуществило откачку вывоз фактического объема сточных вод во избежание загрязнения окружающей среды и обеспечения нормальных условий проживания граждан.
Представленная информация об обращении граждан подтверждается представленными в дело видеоматериалом репортажа о переливах бытовых сточных вод.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила).
В силу пункта 8 приложения N 1 к Правилам одним из требований к качеству коммунальных услуг является обеспечение в течение года бесперебойного круглосуточного водоотведения - отведения по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам сточных вод из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных этими Правилами, из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Как верно отмечено судом первой инстанции, одним из вопросов местного значения, решаемых городским округом в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 вышеуказанного Федерального закона, является организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закреплено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Между тем, частью 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.
Статьей 26 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено предотвращения негативного воздействия на окружающую среду, при этом орган местного самоуправления обязан при разработке технического задания на разработку или корректировку инвестиционной программы предусматривать мероприятия по охране окружающей среды в сфере водоотведения, в том числе в части снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. Указанные мероприятия подлежат включению в план снижения сбросов.
Исходя из письма Росприроднадзора от 21.02.2017 N АС-06-02-36/3591 "О плате за негативное воздействие на окружающую среду", Федерального классификационного каталога отходов (утв. приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242), Приказа Минприроды России от 04.12.2014 N 536 "Об утверждении Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду", сточные воды, в том числе жидкие коммунальные отходы относятся к IV классу опасности.
Очевидно, что в отсутствии централизованного водоотведения на очистные сооружения, использование септиков с последующей откачкой сточных вод, допуск перелива сточных вод на прилегающую территорию недопустим и не отвечает требованиям о благоприятной среде.
Фактически, в сложившейся ситуации истец был вынужден осуществлять откачку и вывоз сточных вод, в целях соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Поскольку правовая основа в определенной мере устанавливает обязанности органов местного самоуправления на обеспечение водоотведения и надлежащее качество среды обитания населения, учитывая ранее имевшиеся положения в Порядке предоставления и расходования субсидий о фактическом объеме оказанных услуг, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.
Из представленных в материалы дела актов оказанных услуг, согласования объемов, усматривается действительный вывоз сточных вод в заявленном истцом объеме.
Коллегия судей при этом отмечает, что статьей 2 АПК РФ к задачам арбитражного судопроизводства отнесена не только защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, но и содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота, содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений.
Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 № 181-ФЗ, от 28.12.2013 № 418-ФЗ, от 22.10.2014 № 311-ФЗ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии из местного бюджета представляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления
В настоящем случае между истцом и ответчиком сложились отношения по субсидированию оказанных услуг, при этом ООО «ТрансБЛАГО» несет ответственность лишь за вывоз сточных вод, а не за действия населения по безучетному потреблению энергоносителя, не влияет на объемы потребления, но, в связи с заключенным Соглашением был вправе рассчитывать на соразмерную компенсацию от ответчика.
Оценивая доводы апеллянта об ответственность управляющих организаций жилищного фонда, суд также отмечает, что обязанность и ответственность по предоставлению субсидии приняло на себя УЖКХ Администрации г. Ноябрьска в объеме, не превышающем предела бюджетных ассигнований на соответствующий период.
Вместе с тем, Приложением № 2 к Соглашению на 2016 год плановый объем сточных вод составлял 69 689,50 куб.м, что превышает фактически оказанный истцом объем услуг.
Приведенный истцом расчет суммы ответчиком не оспорен, признан судом арифметически верным, соответствует обстоятельствам дела. Совокупный объем обязательств ответчика по субсидированию не превышает пределов бюджетных ассигнований.
Приведенные выше обстоятельства в совокупности позволяют суду апелляционной инстанции прийти к выводу о том, что имеется совокупность условий для взыскания с ответчика денежных средств в размере 3 086 650 руб. 41 коп.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Принятое по делу решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы, в связи с чем судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 07 июня 2018 года по делу № А81-925/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий | Е.Б. Краецкая | |
Судьи | А.В. Веревкин Л.И. Еникеева |